Бюджет поддержит аграриев через «реинвестиционную» модель «Росагролизинга»

Аналитика
Алексей Екимовский
15171
Бюджет поддержит аграриев через «реинвестиционную» модель «Росагролизинга»

Правительство разрабатывает новую «реинвестиционную» модель системной господдержки различных отраслей промышленности через механизмы льготного лизинга. В сегменте техники и оборудования для нужд сельского хозяйства господдержка сконцентрируется в «Росагролизинге», выступающем в качестве института развития аграрной отрасли в России, рассказали FedLeasing.ru в Минсельхозе. Единственным способом реализации этого проекта выбран механизм докапитализации компании из бюджета на сумму свыше 24 млрд руб. в ближайшие два года. 

За помощью к депутатам

Намерение государства докапитализировать «Росагролизинг» в следующие два года на сумму свыше 24 млрд руб. впервые было обозначено на заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам в апреле. Выступавший на заседании заместитель генерального директора «Росагролизинга» Владимир Балтер просил депутатов поддержать предложение компании о дополнительных взносах в уставный капитал по 8 млрд руб. в 2020 и 2021 годах, плюс свыше 8 млрд руб. субсидий на возмещение ставки вознаграждения компании, следует из имеющейся у FedLeasing.ru копии стенограммы заседания комитета. В 2019 году правительство уже одобрило увеличение уставного капитала компании в общей сложности на 7 млрд руб.

Владимир Балтер рассказал депутатам об исследовании потребности страны в новой сельхозтехнике, которое проводилось совместно с региональными министерствами сельского хозяйства. По его итогам, в ближайшие три года объем необходимых закупок оценен на уровне 33,8 тыс. единиц различной техники на сумму 139 млрд руб. «При докапитализации ежегодно 8 млрд руб., а также субсидировании выпадающих доходов, мы сможем обеспечить порядка 32 млрд руб. - 37 млрд руб. льготного лизинга в год, - рассказал он. - При этом ставка по такому лизингу не превысит 3%». Он подчеркнул, что такая ставка ниже инфляции и ниже ключевой ставки ЦБ РФ (с учетом последнего снижения 17 июня она составляет 7,5%). Это делает доступной сельхозтехнику малым и средним предпринимателям, на долю которых сегодня приходится 85% клиентов «Росагролизинга», отметил замгендиректора компании.

Указанная докапитализация в 2020-2021 годах позволит «Росагролизингу» нарастить капитал и при этом работать безубыточно. «И через три года мы могли бы просто поддерживать уже льготную ставку без докапитализации, делая примерно около 40 млрд руб. лизинга в год на все регионы», - заявил Владимир Балтер депутатам. Он добавил, что в Минфине «слышат» предложения компании, но «согласование сложное» и помощь законодателей тоже потребуется. «Я думаю, каждый из вас знает о том, что доказать что-либо нашему финансовому ведомству - это требует огромных усилий. Но команда у нас хоть и маленькая, но умеет правильно считать, умеет показывать реальные показатели», - отметил господин Балтер.

Лизинг против прямых субсидий

Между тем, в профессиональной среде информация об этом предложении «Росагролизинга» вызвала неоднозначные реакции, прежде всего, у отечественных производителей сельхозтехники. Они стали всерьез опасаться, что в связи со сменой вектора госполитики по поддержке АПК в сторону льготного лизинга, будет отменено постановление правительства №1432, определяющего порядок предоставления прямых субсидий машиностроителям в размере от 15% до 30% от стоимости каждой единицы техники. Эти опасения подтвердились, когда в прессу попал протокол совещания у вице-премьеров Дмитрия Козака и Алексея Гордеева от 7 мая, где прямо прозвучало предложение прекратить прямые субсидии производителям со следующего года.

По данным ассоциации «Росспецмаш», направившей в середине июня обращение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить действующий механизм субсидий, сейчас более 90% сельхозтехники приобретается аграриями со скидкой по этой программе. Как сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на копию этого обращения, заместитель директора ассоциации Денис Максимкин предупредил правительство, что отмена «Программы 1432» может привести к снижению продаж сельхозтехники уже в следующем году, а за этим может последовать рост цен на технику для конечных покупателей. 

О реакции Дмитрия Медведева на обращение машиностроителей пока ничего не известно, однако, в правительстве уже несколько месяцев разрабатывают различные варианты изменения механизмов субсидирования промышленности, признавая субсидирование лизинговой ставки одним из самых прозрачных и современных инструментов господдержки нуждающихся отраслей. С 2020 года государство намерено изменить порядок предоставления субсидий не только сельхозпроизводителям, но и другим отраслям, в том числе, автопрому. При выделении субсидий правительство предлагает ввести некий «конкурентный» принцип для их получателей: вероятность выдачи финансовой господдержки будет тем выше, чем больше техники планируется поставить при меньшем объеме запрашиваемых субсидий. Впрочем, эти новые механизмы пока формально не утверждены правительством и проходят стадию межведомственных обсуждений. 

Финансовые риски

В сегменте сельхозмашиностроения и оборудования для АПК правительство намерено сосредоточить господдержку именно на льготном лизинге, который будет реализовываться с помощью «Росагролизинга», как государственного института развития. Между тем, столь значительные бюджетные инвестиции в капитал очередной госкомпании вызвали обоснованные сомнения у представителей финансовых властей. По мнению некоторых собеседников FedLeasing.ru, данный механизм повышает риски повторения ситуации с государственным «ВЭБ-Лизингом». Три года назад после банкротства «Трансаэро» и кризиса профицита на рынке грузовых вагонов, бюджету пришлось в буквальном смысле спасать лизинговую госкомпанию, потратив сотни миллиардов рублей из федеральной казны на «закрытие дыр» в ее балансе. 

В пресс-службе Минфина РФ не стали подробно обсуждать с FedLeasing.ru позицию министерства в отношении идеи докапитализации «Росагролизинга», подтвердив лишь, что «предложение в министерство поступало». Там напомнили, что в мае было согласовано и утверждено Дмитрием Медведевым постановление о взносе государства в капитал лизинговой компании в сумме 3 млрд руб. из Резервного фонда РФ, а по вопросам дальнейшей докапитализации порекомендовали обратиться за комментариями в Минсельхоз «как к распорядителю бюджетных средств» по этому направлению.

Как сообщили FedLeasing.ru в пресс-службе Минсельхоза РФ, министерство как раз и выступило инициатором докапитализации «Росагролизинга». Там подчеркнули, что «инициатива министерства ставит целью не финансовую помощь компании, а максимальное расширение государственной поддержки АПК». 

Взносы на реинвестиции

В Минсельхозе убеждены, что на сегодняшний день именно льготный лизинг является максимально эффективным инструментом такой поддержки, а уже проведенные раунды докапитализации компании дают свои ощутимые плоды. «В конце 2018 года министерство выступило с предложением о докапитализации АО «Росагролизинг» на 4 млрд рублей. После этого компания за несколько месяцев поставила 1116 единиц новой сельскохозяйственной техники аграриям, - сообщили в Минсельхозе. - В мае текущего года правительство РФ выпустило распоряжение о выделении на докапитализацию АО «Росагролизинг» еще 3 млрд руб., за счет которых будет поставлено дополнительно 374 единиц сельхозтехники».

В настоящее время правительством при участии, в том числе, Минсельхоза вырабатываются основные принципы механизма системной поддержки лизинга «как уникальной реинвестиционной модели», а господдержка лизинга сельхозтехники должна стать частью этого механизма. Прошедшие раунды докапитализации «Росагролизинга» - «это только «первый круг» работы инвестиций, поскольку все поступающие от лизингополучателей средства компания вновь направляет на обеспечение технической и технологической модернизации АПК», подчеркивают в Минсельхозе. Подобная «реинвестиционная модель» показывает свою эффективность, как в текущем моменте, так и на долгосрочный период, утверждают в министерстве, основываясь на показателях «Росагролизинга» в 2019 году. 

В самом «Росагролизинге» в ответ на запрос FedLeasing.ru уточнили, что поставки сельхозтехники осуществляются по не имеющему в стране аналогов механизму льготного лизинга: 3-3,5% ставка удорожания, нулевой аванс и отсрочка первого платежа на 6 месяцев по ключевой программе – «ОПТ» («Обновление парка техники»), отсутствие залогов и поручительств, а также регионального квотирования. «Такой льготный механизм не позволяет привлекать коммерческое финансирование, даже в системообразующих банках, так как стоимость коммерческого финансирования выше допустимого удорожания», - сообщили в пресс-службе «Росагролизинга», обосновывая выбранный механизм господдержки через докапитализацию, что позволит масштабировать деятельность компании и обеспечить неудовлетворенный спрос на сельхозтехнику.

В компании также сообщили, что согласно утвержденной стратегии развития «Росагролизинга» до 2024 года «предусмотрен переход к безубыточной бизнес-модели, что предполагает и постепенное исчерпание потребности в докапитализации». «Предусматривается не только переход к безубыточной деятельности, но и реинвестирование с целью масштабирования реализуемых лизинговых программ», - сообщили в компании, добавив, что той же стратегией предусмотрено увеличение нового бизнеса более чем в 2,5 раза с выходом на ежегодный уровень в 40 млрд руб. против 15,5 млрд руб. в 2018 году. До 2025 года «Росагролизинг» предполагает поставить потребителям техники на 250 млрд руб., что эквивалентно итогам деятельности компании за весь период ее работы с 2001 года.

Капитал на усиленном контроле

Каждый взнос в уставный капитал «Росагролизинга» позволяет обеспечивать оперативные поставки конкретной сельхозтехники аграриям, что особенно важно с учетом сезонного характера полевых работ, считают в Минсельхозе. В министерстве признают, что применяемые «Росагролизингом» ставки «значительно отличаются от рыночных». «Но именно в этом, а также в нулевом или минимальном размере аванса, отсутствии обеспечения и ряде других преимуществ заключается льготный характер лизинга от государственной компании. Отменять эти условия не планируется», - заявили в Минсельхозе, отвечая на вопрос FedLeasing.ru о том, потребуются ли еще деньги на докапитализацию компании за пределами 2021 года. 

В Минсельхозе подчеркнули, что бюджетные вливания в капитал не снимают обязанности с менеджмента «Росагролизинга» повышать собственную эффективность, в первую очередь, за счет улучшения собираемости текущих платежей, взыскания или реализации просроченной задолженности, ускорения заключения договоров и расчетов по ним. «Конкретные шаги в этом направлении уже сделаны компанией, и мы видим их эффективность», - отметили в Минсельхозе. «Вместе с осуществляемой докапитализацией такое поступательное движение по пути улучшения финансовых показателей компании способно повысить эффективность ее работы», - убеждены в министерстве.

Контроль со стороны министерства за расходованием бюджетных средств и текущей деятельностью «Росагролизинга» должен усилиться, для этого Минсельхоз уже выступил с предложением передать ему права акционера компании от лица Российской Федерации (сейчас эти полномочия осуществляет Росимущество). Реорганизация управления должна повысить эффективность госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозпродукции, сырья и продовольствия, говорится в проекте постановления правительства, разработанном Минсельхозом и проходящим стадию общественного обсуждения. 

АО «Росагролизинг» создано в 2001 году для предоставления в лизинг средств производства организациям агропромышленного комплекса России. 100% акций компании принадлежит государству в лице Росимущества. В рейтинге «Эксперт РА» за 2018 год «Росагролизинг» занял 15 место в России по объему нового бизнеса в размере 15,7 млрд руб., 11 место по размеру лизингового портфеля - 49 млрд руб. 

Читайте также

Государство намерено отрегулировать «псевдолизинг» для физических лиц
# Новости
18 Сентября 2019
1859
Государство намерено отрегулировать «псевдолизинг» для физических лиц
Государство намерено отрегулировать «псевдолизинг» для физических лиц
Минпромторг просит на льготный лизинг морских и речных судов 105 млрд руб.
# Новости
18 Сентября 2019
949
Минпромторг просит на льготный лизинг морских и речных судов 105 млрд руб.
Минпромторг просит на льготный лизинг морских и речных судов 105 млрд руб.
ВТБ Лизинг поставил два авиационных тренажера для подготовки пилотов
# Новости
17 Сентября 2019
2197
ВТБ Лизинг поставил два авиационных тренажера для подготовки пилотов
ВТБ Лизинг поставил два авиационных тренажера для подготовки пилотов
«Траснмашхолдинг» поставит три вагона для Свердловской пригородной компании
# Новости
17 Сентября 2019
1781
«Траснмашхолдинг» поставит три вагона для Свердловской пригородной компании
«Траснмашхолдинг» поставит три вагона для Свердловской пригородной компании
ВТБ Лизинг передаст «Почте России» 70 багажно-почтовых вагонов почти на 3 млрд руб.
# Новости
17 Сентября 2019
1924
ВТБ Лизинг передаст «Почте России» 70 багажно-почтовых вагонов почти на 3 млрд руб.
ВТБ Лизинг передаст «Почте России» 70 багажно-почтовых вагонов почти на 3 млрд руб.
ОЛА пожаловалась в правительство на субсидии «Росагролизингу»
# Новости
16 Сентября 2019
2704
ОЛА пожаловалась в правительство на субсидии «Росагролизингу»
ОЛА пожаловалась в правительство на субсидии «Росагролизингу»
«Красное Сормово» может заключить контракт с ГТЛК еще на 20 сухогрузов класса «Волго-Дон макс»
# Новости
16 Сентября 2019
1742
«Красное Сормово» может заключить контракт с ГТЛК еще на 20 сухогрузов класса «Волго-Дон макс»
«Красное Сормово» может заключить контракт с ГТЛК еще на 20 сухогрузов класса «Волго-Дон макс»
«Нижневартовскавиа» возьмет у ГТЛК два вертолета для обслуживания «Роснефти»
# Новости
13 Сентября 2019
3627
«Нижневартовскавиа» возьмет у ГТЛК два вертолета для обслуживания «Роснефти»
«Нижневартовскавиа» возьмет у ГТЛК два вертолета для обслуживания «Роснефти»
ВЭБ.РФ планирует обновить транспорт российских городов на 2 трлн руб.
# Новости
13 Сентября 2019
3003
ВЭБ.РФ планирует обновить транспорт российских городов на 2 трлн руб.
ВЭБ.РФ планирует обновить транспорт российских городов на 2 трлн руб.
Госдума приняла во втором чтении законопроект об освобождении лизинга самолетов от НДС
# Новости
12 Сентября 2019
3874
Госдума приняла во втором чтении законопроект об освобождении лизинга самолетов от НДС
Госдума приняла во втором чтении законопроект об освобождении лизинга самолетов от НДС
CARCADE передала в лизинг 29 новых автобусов ГАЗ для саратовского перевозчика
# Новости
12 Сентября 2019
2509
CARCADE передала в лизинг 29 новых автобусов ГАЗ для саратовского перевозчика
CARCADE передала в лизинг 29 новых автобусов ГАЗ для саратовского перевозчика
ГТЛК подала новые иски к «ИрАвиа» на 710 млн руб
# Новости
12 Сентября 2019
2808
ГТЛК подала новые иски к «ИрАвиа» на 710 млн руб
ГТЛК подала новые иски к «ИрАвиа» на 710 млн руб
Тамбовская область объявила конкурс на закупку в лизинг 15 автобусов
# Новости
11 Сентября 2019
2652
Тамбовская область объявила конкурс на закупку в лизинг 15 автобусов
Тамбовская область объявила конкурс на закупку в лизинг 15 автобусов
ГТЛК подключила российскую IT-платформу сбора и анализа данных с бортов воздушных судов
# Новости
11 Сентября 2019
3107
ГТЛК подключила российскую IT-платформу сбора и анализа данных с бортов воздушных судов
ГТЛК подключила российскую IT-платформу сбора и анализа данных с бортов воздушных судов
Газпромбанк Лизинг выходит на рынок лизинга ледовых арен
# Новости
11 Сентября 2019
4849
Газпромбанк Лизинг выходит на рынок лизинга ледовых арен
Газпромбанк Лизинг выходит на рынок лизинга ледовых арен
Власти Смоленской области до 5 ноября принимают заявки на возмещение затрат по лизингу
# Новости
11 Сентября 2019
2379
Власти Смоленской области до 5 ноября принимают заявки на возмещение затрат по лизингу
Власти Смоленской области до 5 ноября принимают заявки на возмещение затрат по лизингу
Ульяновская область ищет поставщика системы весогабаритного контроля за 642 млн руб.
# Новости
11 Сентября 2019
2054
Ульяновская область ищет поставщика системы весогабаритного контроля за 642 млн руб.
Ульяновская область ищет поставщика системы весогабаритного контроля за 642 млн руб.
Железнодорожный холдинг ОВК поставит «Сбербанк Лизингу» 50 лесовозных платформ
# Новости
10 Сентября 2019
2756
Железнодорожный холдинг ОВК поставит «Сбербанк Лизингу» 50 лесовозных платформ
Железнодорожный холдинг ОВК поставит «Сбербанк Лизингу» 50 лесовозных платформ
ГТЛК передала в лизинг первый из 11 сухогрузных теплоходов по новому контракту с «Пола Райз»
# Новости
10 Сентября 2019
2795
ГТЛК передала в лизинг первый из 11 сухогрузных теплоходов по новому контракту с «Пола Райз»
ГТЛК передала в лизинг первый из 11 сухогрузных теплоходов по новому контракту с «Пола Райз»
Рынок лизинга: полугодие наименьшего роста
# Аналитика
9 Сентября 2019
3107
Рынок лизинга: полугодие наименьшего роста
Рынок лизинга: полугодие наименьшего роста
Нижний Новгород ищет поставщика автобусов в лизинг на 835 млн руб.
# Новости
9 Сентября 2019
2184
Нижний Новгород ищет поставщика автобусов в лизинг на 835 млн руб.
Нижний Новгород ищет поставщика автобусов в лизинг на 835 млн руб.
ГТЛК передала пятый сухогруз проекта RSD32М класса «река-море» для компании «Навис-1»
# Новости
9 Сентября 2019
2158
ГТЛК передала пятый сухогруз проекта RSD32М класса «река-море» для компании «Навис-1»
ГТЛК передала пятый сухогруз проекта RSD32М класса «река-море» для компании «Навис-1»
«Башкиравтодор» получил от «Альфа-Лизинга» дробильно-сортировочный комплекс за 136 млн руб.
# Новости
6 Сентября 2019
2626
«Башкиравтодор» получил от «Альфа-Лизинга» дробильно-сортировочный комплекс за 136 млн руб.
«Башкиравтодор» получил от «Альфа-Лизинга» дробильно-сортировочный комплекс за 136 млн руб.
ВТБ Лизинг передал дорожное оборудование тамбовской компании на 28 млн рублей
# Новости
6 Сентября 2019
3250
ВТБ Лизинг передал дорожное оборудование тамбовской компании на 28 млн рублей
ВТБ Лизинг передал дорожное оборудование тамбовской компании на 28 млн рублей
Наверх