Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен

Реформа
9152
 Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен
На вопросы медиа-портала FedLeasing.ru об обсуждаемом в Госдуме законопроекте о реформе рынка лизинга ответил Рустем Мухамедов, генеральный директор АО «РЕГИОН Лизинг»

Какова Ваша позиция по поводу необходимости проведения реформы, прежде всего, в части усиления регулировании отрасли лизинга в России? 

Нынешнее активное обсуждение поправок в законопроект о регулировании спецсубъектов лизинговой деятельности, принятый в первом чтении в январе этого года, показывает, что этот документ совсем не однозначен и требует доработки.

В качестве целей реформы разработчики законопроекта заявили снижение системных рисков лизингового рынка, повышение транспарентности лизинговой деятельности, обеспечение добросовестной практики на рынке лизинговых услуг и устойчивости лизинговых компаний, связанных с государством или получающих меры государственной поддержки.

Надо сказать, что лизинговый рынок в России существует уже более 25 лет, развиваясь в основном за счет привлеченных от коммерческих банков ресурсов, без использования средств населения, что требует от лизинговых компаний соответствия требованиям регулятора, предъявляемым банковским заемщикам. Все лизинговые компании публикуют информацию о каждой заключенной ими сделке в ЕФРСФДЮЛ, а также отчитываются о каждом факте передачи имущества в лизинг в Росфинмониторинг, указывая все идентификационные данные сторон и стоимость операции.

Меры государственной поддержки, доступ к которым предполагается ограничить за счет введения регулирования на лизинговом рынке, на самом деле адресованы не лизинговым компаниям, а нацелены на снижение затрат по лизинговым сделкам для конечных получателей, то есть реального сектора экономики, что автоматически увеличивает спрос на продукцию отечественных производителей. Лизинговые компании в данном случае – это только инструмент администрирования и обеспечения целевого использования предоставляемых субсидий. На сегодняшний день для получения подобных мер государственной поддержки лизинговые компании должны обеспечивать свое соответствие перечню требований, которые определяются для каждого вида государственной поддержки с учетом его особенностей.

В таких условиях предлагаемый формат регулирования выглядит избыточным, он, фактически, вводит дополнительные требования к уже существующим нормативам для заемщиков банков, компаний, прямо или косвенно аффилированных с государством, и получателей мер государственной поддержки. Вряд ли такое регулирование принесет на рынок что-то, кроме увеличения издержек попадающих под регулирование лизинговых компаний.

Насколько предложенные в обсуждаемом законопроекте механизмы достигают поставленных целей? Насколько они будут эффективны для рынка на нынешнем этапе его развития?

Суть предлагаемого формата регулирования состоит в том, чтобы отнести лизинговые компании, связанные с государством. и получающие меры государственной поддержки, к числу некредитных финансовых организаций, зарегистрировать их в реестре Банка России, а также ввести саморегулирование на лизинговом рынке.

Это означает, что лизинговые компании, попадающие под регулирование, будут нести дополнительную финансовую и организационную нагрузку, поскольку они должны будут уплачивать взносы в СРО, обеспечить перевод своего учета на единый план счетов для некредитных финансовых организаций и переобучить своих сотрудников для ведения такого учета. Им потребуется привлекать на платной основе сторонние компании для проведения обязательного аудита, создавать подразделения или увеличивать уже имеющуюся штатную численность сотрудников, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, соблюдением требований по ПОД ФТ, осуществлением внутреннего контроля и управления рисками, взаимодействием с СРО и Банком России и так далее. Все это связано с увеличением фонда оплаты труда и расходов на обязательные страховые взносы в ФСС и ФОМС.

Такое увеличение финансовой и организационной нагрузки повлечет за собой увеличение себестоимости лизинговых услуг и существенно ограничит конкурентность услуг специальных субъектов лизинговой деятельности по сравнению с иными лицами, осуществляющими оказание лизинговых услуг. А поскольку транслировать субсидии в реальный сектор экономики смогут только эти «спецсубъекты», то эффект субсидирования реального сектора будет в значительной степени снижен из-за роста стоимости лизинговых услуг.

В результате введения регулирования у лизинговых компаний появится дополнительная обязанность предоставлять еще один комплект отчетности и сопутствующей ей информации в ЦБ РФ. Трудно судить, насколько эта мера повысит транспарентность рынка, если уже сейчас государству известно о каждой заключаемой лизинговой сделке и ее характеристиках.

Также после введения предлагаемого регулирования, скорее всего, не будет обеспечено повышение стабильности рынка. Крупные игроки, а тем более государственные компании, уже контролируются, и не почувствуют изменений от ужесточения контроля. А малые испытают на себе очень сильное давление требований к капиталу и расходы на переход к новым нормам. 

ТОП-20 компаний уже сейчас практически полностью соответствуют требованиям, предложенным в законопроекте. При этом и три года назад, еще до банкротства «Трансаэро», они также им соответствовали.

Каковы Ваши предложения? 

РЕГИОН Лизинг, как и большинство лизинговых компаний, считает важным введение на лизинговом рынке такого формата регулирования, который стимулировал бы дальнейшее развитие отрасли, чтобы лизинг использовался как инструмент поддержки отечественного производителя, повышалась заинтересованность профессиональных инвесторов в финансировании лизинговых проектов, снижалась стоимость лизинговых продуктов для предприятий реального сектора экономики. В настоящее время идет активный диалог представителей отрасли с разработчиками законопроекта, обсуждаются поправки в законопроект ко второму чтению, и мы надеемся, что эта работа позволит найти решения, взаимоприемлемые и для государства, и для отрасли.

Читайте также

Продажи спецтехники в первом полугодии выросли на треть почти без помощи льготного лизинга
# Новости
22 Июля 2019
Продажи спецтехники в первом полугодии выросли на треть почти без помощи льготного лизинга
Продажи спецтехники в первом полугодии выросли на треть почти без помощи льготного лизинга
 Власти Петербурга выделили 200 млн руб. субсидий на лизинг оборудования
# Новости
19 Июля 2019
Власти Петербурга выделили 200 млн руб. субсидий на лизинг оборудования
Власти Петербурга выделили 200 млн руб. субсидий на лизинг оборудования
Самарскому предпринимателю грозит до 10 лет тюрьмы за разбор на запчасти лизингового автомобиля
# Новости
19 Июля 2019
Самарскому предпринимателю грозит до 10 лет тюрьмы за разбор на запчасти лизингового автомобиля
Самарскому предпринимателю грозит до 10 лет тюрьмы за разбор на запчасти лизингового автомобиля
«КАМАЗ-Лизинг» реализовал более 2,4 тыс. машин в первом полугодии
# Новости
18 Июля 2019
«КАМАЗ-Лизинг» реализовал более 2,4 тыс. машин в первом полугодии
«КАМАЗ-Лизинг» реализовал более 2,4 тыс. машин в первом полугодии
«Федерация лизинга» приступила к подготовке Положения о Национальной премии «Лизинговая сделка года 2019»
# Новости
18 Июля 2019
«Федерация лизинга» приступила к подготовке Положения о Национальной премии «Лизинговая сделка года 2019»
«Федерация лизинга» приступила к подготовке Положения о Национальной премии «Лизинговая сделка года 2019»
«Росагролизинг» предоставит специальные условия лизинга членам АККОР
# Новости
18 Июля 2019
«Росагролизинг» предоставит специальные условия лизинга членам АККОР
«Росагролизинг» предоставит специальные условия лизинга членам АККОР
Газпромбанк Лизинг нарастил объем нового бизнеса в первом полугодии на 40% до 30 млрд руб.
# Новости
17 Июля 2019
Газпромбанк Лизинг нарастил объем нового бизнеса в первом полугодии на 40% до 30 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг нарастил объем нового бизнеса в первом полугодии на 40% до 30 млрд руб.
«Европлан» и Страховой дом ВСК разработали новый страховой продукт
# Новости
17 Июля 2019
«Европлан» и Страховой дом ВСК разработали новый страховой продукт
«Европлан» и Страховой дом ВСК разработали новый страховой продукт
Более 30 предприятий Подмосковья получат субсидии по лизингу
# Новости
17 Июля 2019
Более 30 предприятий Подмосковья получат субсидии по лизингу
Более 30 предприятий Подмосковья получат субсидии по лизингу
Цифровое импортозамещение: зачем лизингодателям российское ПО? 25 июля 2019 года
# Новости
17 Июля 2019
Цифровое импортозамещение: зачем лизингодателям российское ПО? 25 июля 2019 года
Цифровое импортозамещение: зачем лизингодателям российское ПО? 25 июля 2019 года
ГТЛК ищет страховую компанию для защиты своих предметов лизинга
# Новости
17 Июля 2019
ГТЛК ищет страховую компанию для защиты своих предметов лизинга
ГТЛК ищет страховую компанию для защиты своих предметов лизинга
«Авиация Колымы» возьмет в лизинг вертолет Ми-8АМТ-1 за 922 млн руб.
# Новости
16 Июля 2019
«Авиация Колымы» возьмет в лизинг вертолет Ми-8АМТ-1 за 922 млн руб.
«Авиация Колымы» возьмет в лизинг вертолет Ми-8АМТ-1 за 922 млн руб.
«Аэрофлот» возьмет в лизинг шесть самолетов A320neo за $566 млн
# Новости
16 Июля 2019
«Аэрофлот» возьмет в лизинг шесть самолетов A320neo за $566 млн
«Аэрофлот» возьмет в лизинг шесть самолетов A320neo за $566 млн
«Эксперт РА» станет партнером Национальной премии «Лизинговая сделка года 2019»
# Новости
15 Июля 2019
«Эксперт РА» станет партнером Национальной премии «Лизинговая сделка года 2019»
«Эксперт РА» станет партнером Национальной премии «Лизинговая сделка года 2019»
Власти ЯНАО принимают заявки на субсидирование лизинга до 20 ноября
# Новости
15 Июля 2019
Власти ЯНАО принимают заявки на субсидирование лизинга до 20 ноября
Власти ЯНАО принимают заявки на субсидирование лизинга до 20 ноября
Сельхозмашиностроители попросили о переходном периоде при изменении условий господдержки
# Господдержка
15 Июля 2019
Сельхозмашиностроители попросили о переходном периоде при изменении условий господдержки
Сельхозмашиностроители попросили о переходном периоде при изменении условий господдержки
Лизинговая компания «Морской базис» построит рыбзавод за 4 млрд руб.
# Новости
12 Июля 2019
Лизинговая компания «Морской базис» построит рыбзавод за 4 млрд руб.
Лизинговая компания «Морской базис» построит рыбзавод за 4 млрд руб.
В ОЛА созданы два новых комитета – страховой и комитет по внутреннему аудиту лизинговых компаний
# Новости
12 Июля 2019
В ОЛА созданы два новых комитета – страховой и комитет по внутреннему аудиту лизинговых компаний
В ОЛА созданы два новых комитета – страховой и комитет по внутреннему аудиту лизинговых компаний
12-13 сентября в Петербурге пройдет международный форум «Транспортный потенциал-2019»
# Новости
12 Июля 2019
12-13 сентября в Петербурге пройдет международный форум «Транспортный потенциал-2019»
12-13 сентября в Петербурге пройдет международный форум «Транспортный потенциал-2019»
ОСК и банк «Россия» договорились о развитии лизинга гражданских судов в РФ
# Новости
12 Июля 2019
ОСК и банк «Россия» договорились о развитии лизинга гражданских судов в РФ
ОСК и банк «Россия» договорились о развитии лизинга гражданских судов в РФ
ВТБ Лизинг ожидает роста в железнодорожном сегменте на 20% в 2019 году
# Новости
11 Июля 2019
ВТБ Лизинг ожидает роста в железнодорожном сегменте на 20% в 2019 году
ВТБ Лизинг ожидает роста в железнодорожном сегменте на 20% в 2019 году
 «КАМАЗ-Лизинг» передал 50 газовых автобусов в Ростов-на-Дону
# Новости
11 Июля 2019
«КАМАЗ-Лизинг» передал 50 газовых автобусов в Ростов-на-Дону
«КАМАЗ-Лизинг» передал 50 газовых автобусов в Ростов-на-Дону
Московский кредитный банк выдал гарантии «Аэрофлоту» для выполнения обязательств по лизингу
# Новости
10 Июля 2019
Московский кредитный банк выдал гарантии «Аэрофлоту» для выполнения обязательств по лизингу
Московский кредитный банк выдал гарантии «Аэрофлоту» для выполнения обязательств по лизингу
Власти Приморья выделят 20 млн руб. на субсидирование лизинга оборудования в 2019 году
# Новости
10 Июля 2019
Власти Приморья выделят 20 млн руб. на субсидирование лизинга оборудования в 2019 году
Власти Приморья выделят 20 млн руб. на субсидирование лизинга оборудования в 2019 году
Наверх