Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен

Реформа
13078
 Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен
На вопросы медиа-портала FedLeasing.ru об обсуждаемом в Госдуме законопроекте о реформе рынка лизинга ответил Рустем Мухамедов, генеральный директор АО «РЕГИОН Лизинг»

Какова Ваша позиция по поводу необходимости проведения реформы, прежде всего, в части усиления регулировании отрасли лизинга в России? 

Нынешнее активное обсуждение поправок в законопроект о регулировании спецсубъектов лизинговой деятельности, принятый в первом чтении в январе этого года, показывает, что этот документ совсем не однозначен и требует доработки.

В качестве целей реформы разработчики законопроекта заявили снижение системных рисков лизингового рынка, повышение транспарентности лизинговой деятельности, обеспечение добросовестной практики на рынке лизинговых услуг и устойчивости лизинговых компаний, связанных с государством или получающих меры государственной поддержки.

Надо сказать, что лизинговый рынок в России существует уже более 25 лет, развиваясь в основном за счет привлеченных от коммерческих банков ресурсов, без использования средств населения, что требует от лизинговых компаний соответствия требованиям регулятора, предъявляемым банковским заемщикам. Все лизинговые компании публикуют информацию о каждой заключенной ими сделке в ЕФРСФДЮЛ, а также отчитываются о каждом факте передачи имущества в лизинг в Росфинмониторинг, указывая все идентификационные данные сторон и стоимость операции.

Меры государственной поддержки, доступ к которым предполагается ограничить за счет введения регулирования на лизинговом рынке, на самом деле адресованы не лизинговым компаниям, а нацелены на снижение затрат по лизинговым сделкам для конечных получателей, то есть реального сектора экономики, что автоматически увеличивает спрос на продукцию отечественных производителей. Лизинговые компании в данном случае – это только инструмент администрирования и обеспечения целевого использования предоставляемых субсидий. На сегодняшний день для получения подобных мер государственной поддержки лизинговые компании должны обеспечивать свое соответствие перечню требований, которые определяются для каждого вида государственной поддержки с учетом его особенностей.

В таких условиях предлагаемый формат регулирования выглядит избыточным, он, фактически, вводит дополнительные требования к уже существующим нормативам для заемщиков банков, компаний, прямо или косвенно аффилированных с государством, и получателей мер государственной поддержки. Вряд ли такое регулирование принесет на рынок что-то, кроме увеличения издержек попадающих под регулирование лизинговых компаний.

Насколько предложенные в обсуждаемом законопроекте механизмы достигают поставленных целей? Насколько они будут эффективны для рынка на нынешнем этапе его развития?

Суть предлагаемого формата регулирования состоит в том, чтобы отнести лизинговые компании, связанные с государством. и получающие меры государственной поддержки, к числу некредитных финансовых организаций, зарегистрировать их в реестре Банка России, а также ввести саморегулирование на лизинговом рынке.

Это означает, что лизинговые компании, попадающие под регулирование, будут нести дополнительную финансовую и организационную нагрузку, поскольку они должны будут уплачивать взносы в СРО, обеспечить перевод своего учета на единый план счетов для некредитных финансовых организаций и переобучить своих сотрудников для ведения такого учета. Им потребуется привлекать на платной основе сторонние компании для проведения обязательного аудита, создавать подразделения или увеличивать уже имеющуюся штатную численность сотрудников, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, соблюдением требований по ПОД ФТ, осуществлением внутреннего контроля и управления рисками, взаимодействием с СРО и Банком России и так далее. Все это связано с увеличением фонда оплаты труда и расходов на обязательные страховые взносы в ФСС и ФОМС.

Такое увеличение финансовой и организационной нагрузки повлечет за собой увеличение себестоимости лизинговых услуг и существенно ограничит конкурентность услуг специальных субъектов лизинговой деятельности по сравнению с иными лицами, осуществляющими оказание лизинговых услуг. А поскольку транслировать субсидии в реальный сектор экономики смогут только эти «спецсубъекты», то эффект субсидирования реального сектора будет в значительной степени снижен из-за роста стоимости лизинговых услуг.

В результате введения регулирования у лизинговых компаний появится дополнительная обязанность предоставлять еще один комплект отчетности и сопутствующей ей информации в ЦБ РФ. Трудно судить, насколько эта мера повысит транспарентность рынка, если уже сейчас государству известно о каждой заключаемой лизинговой сделке и ее характеристиках.

Также после введения предлагаемого регулирования, скорее всего, не будет обеспечено повышение стабильности рынка. Крупные игроки, а тем более государственные компании, уже контролируются, и не почувствуют изменений от ужесточения контроля. А малые испытают на себе очень сильное давление требований к капиталу и расходы на переход к новым нормам. 

ТОП-20 компаний уже сейчас практически полностью соответствуют требованиям, предложенным в законопроекте. При этом и три года назад, еще до банкротства «Трансаэро», они также им соответствовали.

Каковы Ваши предложения? 

РЕГИОН Лизинг, как и большинство лизинговых компаний, считает важным введение на лизинговом рынке такого формата регулирования, который стимулировал бы дальнейшее развитие отрасли, чтобы лизинг использовался как инструмент поддержки отечественного производителя, повышалась заинтересованность профессиональных инвесторов в финансировании лизинговых проектов, снижалась стоимость лизинговых продуктов для предприятий реального сектора экономики. В настоящее время идет активный диалог представителей отрасли с разработчиками законопроекта, обсуждаются поправки в законопроект ко второму чтению, и мы надеемся, что эта работа позволит найти решения, взаимоприемлемые и для государства, и для отрасли.

Читайте также

Государство намерено отрегулировать «псевдолизинг» для физических лиц
# Новости
18 Сентября 2019
1833
Государство намерено отрегулировать «псевдолизинг» для физических лиц
Государство намерено отрегулировать «псевдолизинг» для физических лиц
Минпромторг просит на льготный лизинг морских и речных судов 105 млрд руб.
# Новости
18 Сентября 2019
949
Минпромторг просит на льготный лизинг морских и речных судов 105 млрд руб.
Минпромторг просит на льготный лизинг морских и речных судов 105 млрд руб.
ВТБ Лизинг поставил два авиационных тренажера для подготовки пилотов
# Новости
17 Сентября 2019
2171
ВТБ Лизинг поставил два авиационных тренажера для подготовки пилотов
ВТБ Лизинг поставил два авиационных тренажера для подготовки пилотов
«Траснмашхолдинг» поставит три вагона для Свердловской пригородной компании
# Новости
17 Сентября 2019
1781
«Траснмашхолдинг» поставит три вагона для Свердловской пригородной компании
«Траснмашхолдинг» поставит три вагона для Свердловской пригородной компании
ВТБ Лизинг передаст «Почте России» 70 багажно-почтовых вагонов почти на 3 млрд руб.
# Новости
17 Сентября 2019
1911
ВТБ Лизинг передаст «Почте России» 70 багажно-почтовых вагонов почти на 3 млрд руб.
ВТБ Лизинг передаст «Почте России» 70 багажно-почтовых вагонов почти на 3 млрд руб.
ОЛА пожаловалась в правительство на субсидии «Росагролизингу»
# Новости
16 Сентября 2019
2678
ОЛА пожаловалась в правительство на субсидии «Росагролизингу»
ОЛА пожаловалась в правительство на субсидии «Росагролизингу»
«Красное Сормово» может заключить контракт с ГТЛК еще на 20 сухогрузов класса «Волго-Дон макс»
# Новости
16 Сентября 2019
1742
«Красное Сормово» может заключить контракт с ГТЛК еще на 20 сухогрузов класса «Волго-Дон макс»
«Красное Сормово» может заключить контракт с ГТЛК еще на 20 сухогрузов класса «Волго-Дон макс»
«Нижневартовскавиа» возьмет у ГТЛК два вертолета для обслуживания «Роснефти»
# Новости
13 Сентября 2019
3627
«Нижневартовскавиа» возьмет у ГТЛК два вертолета для обслуживания «Роснефти»
«Нижневартовскавиа» возьмет у ГТЛК два вертолета для обслуживания «Роснефти»
ВЭБ.РФ планирует обновить транспорт российских городов на 2 трлн руб.
# Новости
13 Сентября 2019
3003
ВЭБ.РФ планирует обновить транспорт российских городов на 2 трлн руб.
ВЭБ.РФ планирует обновить транспорт российских городов на 2 трлн руб.
Госдума приняла во втором чтении законопроект об освобождении лизинга самолетов от НДС
# Новости
12 Сентября 2019
3874
Госдума приняла во втором чтении законопроект об освобождении лизинга самолетов от НДС
Госдума приняла во втором чтении законопроект об освобождении лизинга самолетов от НДС
CARCADE передала в лизинг 29 новых автобусов ГАЗ для саратовского перевозчика
# Новости
12 Сентября 2019
2509
CARCADE передала в лизинг 29 новых автобусов ГАЗ для саратовского перевозчика
CARCADE передала в лизинг 29 новых автобусов ГАЗ для саратовского перевозчика
ГТЛК подала новые иски к «ИрАвиа» на 710 млн руб
# Новости
12 Сентября 2019
2808
ГТЛК подала новые иски к «ИрАвиа» на 710 млн руб
ГТЛК подала новые иски к «ИрАвиа» на 710 млн руб
Тамбовская область объявила конкурс на закупку в лизинг 15 автобусов
# Новости
11 Сентября 2019
2652
Тамбовская область объявила конкурс на закупку в лизинг 15 автобусов
Тамбовская область объявила конкурс на закупку в лизинг 15 автобусов
ГТЛК подключила российскую IT-платформу сбора и анализа данных с бортов воздушных судов
# Новости
11 Сентября 2019
3094
ГТЛК подключила российскую IT-платформу сбора и анализа данных с бортов воздушных судов
ГТЛК подключила российскую IT-платформу сбора и анализа данных с бортов воздушных судов
Газпромбанк Лизинг выходит на рынок лизинга ледовых арен
# Новости
11 Сентября 2019
4849
Газпромбанк Лизинг выходит на рынок лизинга ледовых арен
Газпромбанк Лизинг выходит на рынок лизинга ледовых арен
Власти Смоленской области до 5 ноября принимают заявки на возмещение затрат по лизингу
# Новости
11 Сентября 2019
2379
Власти Смоленской области до 5 ноября принимают заявки на возмещение затрат по лизингу
Власти Смоленской области до 5 ноября принимают заявки на возмещение затрат по лизингу
Ульяновская область ищет поставщика системы весогабаритного контроля за 642 млн руб.
# Новости
11 Сентября 2019
2041
Ульяновская область ищет поставщика системы весогабаритного контроля за 642 млн руб.
Ульяновская область ищет поставщика системы весогабаритного контроля за 642 млн руб.
Железнодорожный холдинг ОВК поставит «Сбербанк Лизингу» 50 лесовозных платформ
# Новости
10 Сентября 2019
2756
Железнодорожный холдинг ОВК поставит «Сбербанк Лизингу» 50 лесовозных платформ
Железнодорожный холдинг ОВК поставит «Сбербанк Лизингу» 50 лесовозных платформ
ГТЛК передала в лизинг первый из 11 сухогрузных теплоходов по новому контракту с «Пола Райз»
# Новости
10 Сентября 2019
2782
ГТЛК передала в лизинг первый из 11 сухогрузных теплоходов по новому контракту с «Пола Райз»
ГТЛК передала в лизинг первый из 11 сухогрузных теплоходов по новому контракту с «Пола Райз»
Рынок лизинга: полугодие наименьшего роста
# Аналитика
9 Сентября 2019
3094
Рынок лизинга: полугодие наименьшего роста
Рынок лизинга: полугодие наименьшего роста
Нижний Новгород ищет поставщика автобусов в лизинг на 835 млн руб.
# Новости
9 Сентября 2019
2171
Нижний Новгород ищет поставщика автобусов в лизинг на 835 млн руб.
Нижний Новгород ищет поставщика автобусов в лизинг на 835 млн руб.
ГТЛК передала пятый сухогруз проекта RSD32М класса «река-море» для компании «Навис-1»
# Новости
9 Сентября 2019
2158
ГТЛК передала пятый сухогруз проекта RSD32М класса «река-море» для компании «Навис-1»
ГТЛК передала пятый сухогруз проекта RSD32М класса «река-море» для компании «Навис-1»
«Башкиравтодор» получил от «Альфа-Лизинга» дробильно-сортировочный комплекс за 136 млн руб.
# Новости
6 Сентября 2019
2626
«Башкиравтодор» получил от «Альфа-Лизинга» дробильно-сортировочный комплекс за 136 млн руб.
«Башкиравтодор» получил от «Альфа-Лизинга» дробильно-сортировочный комплекс за 136 млн руб.
ВТБ Лизинг передал дорожное оборудование тамбовской компании на 28 млн рублей
# Новости
6 Сентября 2019
3250
ВТБ Лизинг передал дорожное оборудование тамбовской компании на 28 млн рублей
ВТБ Лизинг передал дорожное оборудование тамбовской компании на 28 млн рублей
Наверх