Марсель Салихов, руководитель Экономического департамента Института энергетики и финансов
О прогнозах по добыче
В краткосрочной перспективе добыча ожидается стабильной, потому что Россия присоединилась к соглашению по ограничению нефтедобычи со странами ОПЕК\ и это является сдерживающим фактором. Возможно, что данное соглашение будет продлено после 2018 года, что позволит сохранить цены на приемлемом уровне. Но в целом у российских компаний на ближайшие годы есть большой задел инвестиционных проектов, которые позволяют обеспечить рост добычи. В нефтяной отрасли проекты капиталоемкие, с длинными циклами. Сейчас начинается добыча на месторождениях, по которым инвестиционные решения принимались в 2012-2013 годах. Если же говорить о более длинном горизонте, то тут возникают вопросы. Значительная доля месторождений находятся в стадии падающей добычи, поэтому новые мощности необходимо будет вводить только для того, чтобы поддержать сегодняшние объемы.
О налоговой реформе
Инвестиционная активность компаний напрямую зависит от налоговой реформы. Основная проблема заключается в том, что базовая налоговая система нефтяной отрасли устроена очень просто: мы привязываемся к мировой цене и изымаем какую-то часть доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины. Но в такой конфигурации система не стимулирует инвестиционный процесс. Если есть какие-то мощности, разведка и освоение которых произошла еще в советские годы, то больших инвестиций они не требуют. В случае разработки новых месторождений эта система налогообложения является тормозом: компания должна, как минимум пять лет вкладывать средства, прежде чем начнет получать какую-то выручку. Поэтому необходимо создать систему, при которой не пострадает бюджет, но будет стимул и возможность инвестировать в проекты с более высокой себестоимостью. Сейчас это делается в ручном режиме с помощью налоговых льгот.
Мы наблюдаем калейдоскоп точечных решений при отсутствии системного подхода. По сути, речь идет о переходе от валового налогообложения к взиманию налога на прибыль. Но поскольку это расчетный показатель, то у Минфина есть справедливые опасения, что бюджет при переходе на эти принципы налогообложения нефтяного сектора, существенно не досчитается доходов.
В европейских нефтедобывающих странах созданы системы налогообложения, работающие на прибыли, но там существуют жесткие ограничения по тому, как рассчитывается прибыль.
Поэтому в России принято решение отработать новый механизм на пилотных проектах и, при его успешности, распространить опыт на всю отрасль. На необходимость налоговых изменений указывают многие аналитики, поскольку промедление с реформой может через некоторое время сказаться на объеме добычи. Особенно остро эта проблема будет стоять перед небольшими нефтяными компаниями, которые не имеют возможности добиться точечных преференций. Так что необходимость выстраивания общих правил для отрасли назревает. Своевременные и правильно рассчитанные изменения позволят, например, небольшим компаниям на месторождениях с падающей добычей применять новые технологии.
Об изношенности основных фондов
Цифры изношенности основных фондов в нефте- и газодобывающих отраслях отчасти лукавые. Они зависят от практики учета, принятой в организации, от нормативного срока эксплуатации, от принятой политики амортизации. На практике мощности, имеющие высокую степень амортизации, могут прекрасно работать и не нуждаться в полном переоснащении.
О структуре рынка сбыта
В 2017 году добыча составила 547 млн тонн. Из не продано сырой нефти 253 миллиона. Кроме того, экспортировано 153 млн тонн нефтепродуктов. Есть представление о том, что если мы начнем перерабатывать большую часть добытой нефти, то создадим продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Но это вопрос не так однозначен. Прежде всего, транспортировка готовых продуктов переработки сложнее и дороже, чем транспортировка сырой нефти. Далеко не все НПЗ подключены к нефтепродуктопроводам. Поэтому базовый подход, что экспортировать надо конечный продукт, не всегда оправдан. К тому же современная отечественная нефтепереработка не слишком технологична. Большой налоговый маневр, примененный в нефтяной отрасли, был призван стимулировать вложения в модернизацию российских НПЗ. Но по факту планируемый результат не был достигнут.
О санкциях
Современный нефтяной бизнес по сути своей глобальный. Поэтому говорить о полном импортозамещении нельзя – для отрасли, для экономики, для страны правильнее привлекать самые передовые технологии, независимо от того, откуда они приходят – с Запада, из Китая или являются отечественными разработками. Например, технологии по разработке трудно извлекаемых запасов было бы правильнее внедрять совместно с компаниями, которые обладают в этом направлении уникальными разработками и опытом. Поэтому краткосрочный эффект санкций не очень велик, но при сохранении санкционного режима на долгосрочную перспективу, отрасль может столкнуться с определенными ограничениями в развитии. Мировой опыт говорит о том, что в целом импортозамещение нигде не работает ни в одной стране.
О сегментах, привлекательных для инвестиций
Очевидно, что наиболее перспективные месторождения, которые будут разрабатываться в ближайшее время, расположены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Месторождения традиционного центра нефтедобычи в Западной Сибири в большинстве своем уже выработаны.
Маржинальность нефтепереработки в настоящее время достаточно низка, поэтому вряд ли инвестиции в переработку являются приоритетными для инвесторов.
В зависимости от того, какие решения будут приняты по налоговой реформе отрасли, появятся новые возможности для инвестиций. В этом смысле привлекательными объектами для инвестиций являются небольшие месторождения, новые методы увеличения добычи на уже выработанных месторождениях, работы с трудноизвлекаемыми запасами. Думаю, что это наиболее интересные точки инвестирования.