Перепись лизингового населения России

Аналитика
3549
Перепись лизингового населения России

Зачем мы это сделали?

Лизинг – это, пожалуй, единственная отрасль, уходящая под регулирование ЦБ РФ при относительном понимании количества субъектов рынка. Проще говоря – никто не знает точного количества лизинговых компаний. И это объяснимо. После отмены лицензирования соответствующий код деятельности на всякий случай получали автосалоны, микрофинансовые организации, производители дорогостоящего оборудования, кредитные брокеры и прочая, прочая, прочая.

Сами лизинговые компании в этот период имели несколько точек роста. Лизинговые компании при банках, в том числе региональных. Причем, смерть банка не всегда означала последующую смерть лизинговой компании. Отдельные компании к тому времени научились заимствовать не только в материнской структуре и потому сохранили источники фондирования и перспективы развития.

Существенный пласт лизинговых компаний породили региональные органы исполнительной власти. В отдельных случаях для целевой поддержки малого предпринимательства, иногда – для поддержки сельхозпроизводителя. Судьба этих компаний тоже различна. Кто-то реализует только сделки в рамках соответствующих программ, кто-то развивается в рыночном русле.Наконец, есть существенный сегмент небольших частных компаний.

Все известные исследования рынка лизинга оперируют данными о 100-150 компаниях. Их можно назвать пассионариями отрасли. Эти компании и их руководители участвуют в проводимых исследованиях, состоят в тех или иных объединениях, приезжают на съезды, конференции и прочие отраслевые мероприятия. По данным о деятельности таких компаний эксперты судят об отрасли в целом. И это справедливо: последние десять лет, с тех пор, как государственные компании активно вошли в лизинг, исследование будет вполне репрезентативным даже при участии в нем ТОП-20. Более широкий состав участников добавляет нюансы, но не меняет картину в целом.

Почему же молчат небольшие региональные компании? Живы ли они? Какова география их обитания? Чтобы ответить на этот вопрос, журнал затеял перепись лизингового сообщества.

Первое, о чем хотелось бы предупредить. Цифры, на которые мы вышли – вовсе не истина в последней инстанции. Возможно, какое-то количество компаний и в столицах, и в регионах, упущено.Но иной статистики, как говорится, у нас для вас нет. До сегодняшнего дня общественные объединения лизингодателей не дали подробного описания структуры рынка, по крайней мере, в публичном поле оно не встречалось. И дело дошло до того, что регулятор сам начал подсчет будущих подопечных: советник первого заместителя Председателя Центрального Банка Сергей Моисеев на страницах РБК опубликовал статью «Реформа в лизинг: как исправить важный для экономики механизм», где предпринята попытка оценить количество хозяйствующих в этом сегменте субъектов.

Вторая мысль, которой следует предварить цифры, заключается в том, что это чисто статистическое исследование. Никаких выводов, кроме географических. Аналитика в пределах арифметики. Начнем.

Как считали.

У нас вот уже двадцать лет ведется база лизинговых компаний. Задача ее утилитарна, как молоток: это клиентская база. В рамках исследования мы ее актуализировали. То есть обзвонили каждую. Спрашивая, является ли лизинг основным видом деятельности и собираются ли заниматься им впредь.

Для целей исследования группу компаний считали как одну. Самый простой пример – «УРАЛЛИЗИНГ» и «Практика ЛК», Тольяттинская лизинговая компания и ЛК «Версус». Так вот, в нашем исследовании это «УРАЛЛИЗИНГ» и Тольяттинская лизинговая компания.Потом отбросили брокеров, которые, судя по сайтам, охотно выдают себя за лизинговые компании. Потом исключили из базы те фирмы, которые дорабатывают лизинговый портфель, новых сделок не заключают и через некоторое время мирно ликвидируются. Реформа здесь ни причем, это все Адам Смит и невидимая рука рынка. Таких, кстати, почти пятьдесят набралось.

Потом через все существующие поисковые системы перепроверили себя и свою базу. И да, нашли еще около тридцати компаний в регионах. Еще раз напоминаем - как не исследуй, погрешность всегда будет.

География лизинга

Наконец, наложили данные на карту родины. И вот что получилось. Ну, количество лизинговых компаний в Москве и Санкт-Петербурге не удивило. Действительно, половина субъектов рынка – она в столицах. Причем, в Питере количество лизинговых компаний за последние годы значительно, едва ли не на треть, сократилось. Тут и банкротства, и слияния, и тихий уход с рынка. В Москве тоже наблюдается сокращение, но на фоне большой базы в процентном отношении оно не так разительно.

Параллельно с подсчетом лизинговых компаний мы обратились к статистике регионов-реципиентов и регионов-доноров. Кроме того, на свет божий извлекли рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Так вот, лизинг не совпал ни с реципиентами, ни с милыми инвесторам регионами. Но зато он четко совпал с центрами военно-промышленного комплекса страны. Судите сами: более десяти региональных компаний имеют следующие регионы (назовем по столицам): Казань, Пермь, Самара, Екатеринбург, Челябинск. К ним, по понятным причинам, примыкает Тюмень. Девять региональных компаний насчитали в Ярославле. Остальные регионы имеют примерно такой лизинговый ландшафт: от пяти до десяти филиалов федеральных компаний и две-три региональные. (Коротко о том, кого мы называем федеральными компаниями. В данном исследовании к федеральным компаниям мы относили тех, кто имеет значительную, насчитывающую более тридцати подразделений, федеральную сеть. Сюда вошли как государственные, так и частные компании).

Как живут

Тут бы нам и угомониться. Но когда звонишь в региональную лизинговую компанию, то, для начала получаешь жалобы на конкуренцию со стороны государственных лизинговых компаний, которые, по мнению местных, дармовые деньжищи лопатами гребут, потом вопросы про реформу, о которой иногда они только что узнали, и, наконец, рассказ о том, что они, региональные, занимают особую нишу. И это, похоже, правда. Потому что с московской спесивой колокольни зачастую эти люди за микро- зарплату своими микро- коллективами занимаются микро- лизинговыми сделками. Это, кстати, очень объясняет, почему компании не участвуют в исследованиях: большого смысла в борьбе за 286 строчку рэнкинга они не видят, а времени заполнение анкеты займет много. «И кому заполнять? Генеральный болеет, бухгалтер в отпуске, экономист в декрете». Но если проявить упорство и дождаться выхода генерального, то выяснится, что просрочка у компании – ноль, вкладывается она в оборудование для малого и среднего бизнеса, на рынке лет семь, фондируется в двух-трех банках. 

Велик ли вклад таких компаний в общий лизинговый портфель? На этот вопрос нет единого универсального ответа. Мы имели беседу с компанией, публичное лицо которой (сайт, офис, количество персонала) свидетельствовало о том, что лизинг двух «газелей» в месяц – это предел мечтаний. Оказалось, что лизинговая компания получила неслабый кредит в европейском банке и выступила партнером одного из лидеров ВПК при модернизации последнего. Да, это очень похоже на схему, на создание кэптивной компании при лизингополучателе. Но это портфель под три миллиарда. Сколько таких «тихих» компаний? Войдут ли они в периметр отрасли после реформы? А есть компании с портфелем в 100 миллионов. Но с десятилетней историей работы на региональном рынке. Чтобы сопоставить объем нового бизнеса этих компаний с понятными нам категориями, мы провели сплошное исследование рынка лизинга двух регионов – Тюмени и Ростова-на-Дону. И сравнили полученные результаты с итогами работы местных филиалов двух федеральных компаний. Сравнение показало, что результаты деятельности вполне сопоставимы. Там, где есть инвестиции региональные компании работают ноздря в ноздрю с федеральными. А если инвестиционная активность не так велика, то и столичные, и местные компании дают такой себе средний результат. То есть, вопрос не в качестве компаний, а в качестве деловой среды.

Сохранятся ли небольшие региональные компании в результате реформы? Это предмет уже совсем другого исследования.

Читайте также

ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
# Новости
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
# Господдержка
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
# Новости
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
# Новости
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
# Аналитика
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
 ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
# Новости
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
# Новости
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
# Новости
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
# Новости
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Регулятора лизинга выберет правительство
# Реформа
Регулятора лизинга выберет правительство
Регулятора лизинга выберет правительство
Новый бизнес ВТБ Лизинга в 2020 году снизился на 9,9% до 120 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес ВТБ Лизинга в 2020 году снизился на 9,9% до 120 млрд руб.
Новый бизнес ВТБ Лизинга в 2020 году снизился на 9,9% до 120 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» передал 19 тягачей КАМАЗ для транспортной компании «Технологии движения»
# Новости
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» передал 19 тягачей КАМАЗ для транспортной компании «Технологии движения»
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» передал 19 тягачей КАМАЗ для транспортной компании «Технологии движения»
Новый бизнес «Балтийского лизинга» в 2020 году вырос на 20,8% до 65,2 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Балтийского лизинга» в 2020 году вырос на 20,8% до 65,2 млрд руб.
Новый бизнес «Балтийского лизинга» в 2020 году вырос на 20,8% до 65,2 млрд руб.
ФРП расширил льготы по лизингу на лесную отрасль
# Господдержка
ФРП расширил льготы по лизингу на лесную отрасль
ФРП расширил льготы по лизингу на лесную отрасль
Председателем совета «Лизингового союза» при ТПП РФ переизбран Дмитрий Ивантер
# Новости
Председателем совета «Лизингового союза» при ТПП РФ переизбран Дмитрий Ивантер
Председателем совета «Лизингового союза» при ТПП РФ переизбран Дмитрий Ивантер
СберЛизинг пополнил парк вагонов «Алейскзернопродукта»
# Новости
СберЛизинг пополнил парк вагонов «Алейскзернопродукта»
СберЛизинг пополнил парк вагонов «Алейскзернопродукта»
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 4 квартал 2020 года
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 4 квартал 2020 года
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 4 квартал 2020 года
ВТБ Лизинг в 2020 году передал клиентам 29,4 тыс. автомобилей
# Новости
ВТБ Лизинг в 2020 году передал клиентам 29,4 тыс. автомобилей
ВТБ Лизинг в 2020 году передал клиентам 29,4 тыс. автомобилей
Наверх