Перепись лизингового населения России

Аналитика
4121
Перепись лизингового населения России

Зачем мы это сделали?

Лизинг – это, пожалуй, единственная отрасль, уходящая под регулирование ЦБ РФ при относительном понимании количества субъектов рынка. Проще говоря – никто не знает точного количества лизинговых компаний. И это объяснимо. После отмены лицензирования соответствующий код деятельности на всякий случай получали автосалоны, микрофинансовые организации, производители дорогостоящего оборудования, кредитные брокеры и прочая, прочая, прочая.

Сами лизинговые компании в этот период имели несколько точек роста. Лизинговые компании при банках, в том числе региональных. Причем, смерть банка не всегда означала последующую смерть лизинговой компании. Отдельные компании к тому времени научились заимствовать не только в материнской структуре и потому сохранили источники фондирования и перспективы развития.

Существенный пласт лизинговых компаний породили региональные органы исполнительной власти. В отдельных случаях для целевой поддержки малого предпринимательства, иногда – для поддержки сельхозпроизводителя. Судьба этих компаний тоже различна. Кто-то реализует только сделки в рамках соответствующих программ, кто-то развивается в рыночном русле.Наконец, есть существенный сегмент небольших частных компаний.

Все известные исследования рынка лизинга оперируют данными о 100-150 компаниях. Их можно назвать пассионариями отрасли. Эти компании и их руководители участвуют в проводимых исследованиях, состоят в тех или иных объединениях, приезжают на съезды, конференции и прочие отраслевые мероприятия. По данным о деятельности таких компаний эксперты судят об отрасли в целом. И это справедливо: последние десять лет, с тех пор, как государственные компании активно вошли в лизинг, исследование будет вполне репрезентативным даже при участии в нем ТОП-20. Более широкий состав участников добавляет нюансы, но не меняет картину в целом.

Почему же молчат небольшие региональные компании? Живы ли они? Какова география их обитания? Чтобы ответить на этот вопрос, журнал затеял перепись лизингового сообщества.

Первое, о чем хотелось бы предупредить. Цифры, на которые мы вышли – вовсе не истина в последней инстанции. Возможно, какое-то количество компаний и в столицах, и в регионах, упущено.Но иной статистики, как говорится, у нас для вас нет. До сегодняшнего дня общественные объединения лизингодателей не дали подробного описания структуры рынка, по крайней мере, в публичном поле оно не встречалось. И дело дошло до того, что регулятор сам начал подсчет будущих подопечных: советник первого заместителя Председателя Центрального Банка Сергей Моисеев на страницах РБК опубликовал статью «Реформа в лизинг: как исправить важный для экономики механизм», где предпринята попытка оценить количество хозяйствующих в этом сегменте субъектов.

Вторая мысль, которой следует предварить цифры, заключается в том, что это чисто статистическое исследование. Никаких выводов, кроме географических. Аналитика в пределах арифметики. Начнем.

Как считали.

У нас вот уже двадцать лет ведется база лизинговых компаний. Задача ее утилитарна, как молоток: это клиентская база. В рамках исследования мы ее актуализировали. То есть обзвонили каждую. Спрашивая, является ли лизинг основным видом деятельности и собираются ли заниматься им впредь.

Для целей исследования группу компаний считали как одну. Самый простой пример – «УРАЛЛИЗИНГ» и «Практика ЛК», Тольяттинская лизинговая компания и ЛК «Версус». Так вот, в нашем исследовании это «УРАЛЛИЗИНГ» и Тольяттинская лизинговая компания.Потом отбросили брокеров, которые, судя по сайтам, охотно выдают себя за лизинговые компании. Потом исключили из базы те фирмы, которые дорабатывают лизинговый портфель, новых сделок не заключают и через некоторое время мирно ликвидируются. Реформа здесь ни причем, это все Адам Смит и невидимая рука рынка. Таких, кстати, почти пятьдесят набралось.

Потом через все существующие поисковые системы перепроверили себя и свою базу. И да, нашли еще около тридцати компаний в регионах. Еще раз напоминаем - как не исследуй, погрешность всегда будет.

География лизинга

Наконец, наложили данные на карту родины. И вот что получилось. Ну, количество лизинговых компаний в Москве и Санкт-Петербурге не удивило. Действительно, половина субъектов рынка – она в столицах. Причем, в Питере количество лизинговых компаний за последние годы значительно, едва ли не на треть, сократилось. Тут и банкротства, и слияния, и тихий уход с рынка. В Москве тоже наблюдается сокращение, но на фоне большой базы в процентном отношении оно не так разительно.

Параллельно с подсчетом лизинговых компаний мы обратились к статистике регионов-реципиентов и регионов-доноров. Кроме того, на свет божий извлекли рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Так вот, лизинг не совпал ни с реципиентами, ни с милыми инвесторам регионами. Но зато он четко совпал с центрами военно-промышленного комплекса страны. Судите сами: более десяти региональных компаний имеют следующие регионы (назовем по столицам): Казань, Пермь, Самара, Екатеринбург, Челябинск. К ним, по понятным причинам, примыкает Тюмень. Девять региональных компаний насчитали в Ярославле. Остальные регионы имеют примерно такой лизинговый ландшафт: от пяти до десяти филиалов федеральных компаний и две-три региональные. (Коротко о том, кого мы называем федеральными компаниями. В данном исследовании к федеральным компаниям мы относили тех, кто имеет значительную, насчитывающую более тридцати подразделений, федеральную сеть. Сюда вошли как государственные, так и частные компании).

Как живут

Тут бы нам и угомониться. Но когда звонишь в региональную лизинговую компанию, то, для начала получаешь жалобы на конкуренцию со стороны государственных лизинговых компаний, которые, по мнению местных, дармовые деньжищи лопатами гребут, потом вопросы про реформу, о которой иногда они только что узнали, и, наконец, рассказ о том, что они, региональные, занимают особую нишу. И это, похоже, правда. Потому что с московской спесивой колокольни зачастую эти люди за микро- зарплату своими микро- коллективами занимаются микро- лизинговыми сделками. Это, кстати, очень объясняет, почему компании не участвуют в исследованиях: большого смысла в борьбе за 286 строчку рэнкинга они не видят, а времени заполнение анкеты займет много. «И кому заполнять? Генеральный болеет, бухгалтер в отпуске, экономист в декрете». Но если проявить упорство и дождаться выхода генерального, то выяснится, что просрочка у компании – ноль, вкладывается она в оборудование для малого и среднего бизнеса, на рынке лет семь, фондируется в двух-трех банках. 

Велик ли вклад таких компаний в общий лизинговый портфель? На этот вопрос нет единого универсального ответа. Мы имели беседу с компанией, публичное лицо которой (сайт, офис, количество персонала) свидетельствовало о том, что лизинг двух «газелей» в месяц – это предел мечтаний. Оказалось, что лизинговая компания получила неслабый кредит в европейском банке и выступила партнером одного из лидеров ВПК при модернизации последнего. Да, это очень похоже на схему, на создание кэптивной компании при лизингополучателе. Но это портфель под три миллиарда. Сколько таких «тихих» компаний? Войдут ли они в периметр отрасли после реформы? А есть компании с портфелем в 100 миллионов. Но с десятилетней историей работы на региональном рынке. Чтобы сопоставить объем нового бизнеса этих компаний с понятными нам категориями, мы провели сплошное исследование рынка лизинга двух регионов – Тюмени и Ростова-на-Дону. И сравнили полученные результаты с итогами работы местных филиалов двух федеральных компаний. Сравнение показало, что результаты деятельности вполне сопоставимы. Там, где есть инвестиции региональные компании работают ноздря в ноздрю с федеральными. А если инвестиционная активность не так велика, то и столичные, и местные компании дают такой себе средний результат. То есть, вопрос не в качестве компаний, а в качестве деловой среды.

Сохранятся ли небольшие региональные компании в результате реформы? Это предмет уже совсем другого исследования.

Читайте также

Росагролизинг поставит в текущем году технику на 50 млрд рублей
# Новости
Росагролизинг поставит в текущем году технику на 50 млрд рублей
Росагролизинг поставит в текущем году технику на 50 млрд рублей
Тягачи нового поколения К5 в лизинг для ГК «CRAFTER»
# Новости
Тягачи нового поколения К5 в лизинг для ГК «CRAFTER»
Тягачи нового поколения К5 в лизинг для ГК «CRAFTER»
ВТБ Лизинг поставит 555 газомоторных автобусов МАЗ
# Новости
ВТБ Лизинг поставит 555 газомоторных автобусов МАЗ
ВТБ Лизинг поставит 555 газомоторных автобусов МАЗ
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за третий квартал 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за третий квартал 2021 года
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за третий квартал 2021 года
Руководство к популярности: самое востребованное авто сентября в «Балтийском лизинге»
# Новости
Руководство к популярности: самое востребованное авто сентября в «Балтийском лизинге»
Руководство к популярности: самое востребованное авто сентября в «Балтийском лизинге»
ВТБ Лизинг прогнозирует рост рынка лизинга на 10% в 2022 году
# Новости
ВТБ Лизинг прогнозирует рост рынка лизинга на 10% в 2022 году
ВТБ Лизинг прогнозирует рост рынка лизинга на 10% в 2022 году
ГТЛК внедряет ESG-оценку проектов для инвестирования
# Новости
ГТЛК внедряет ESG-оценку проектов для инвестирования
ГТЛК внедряет ESG-оценку проектов для инвестирования
СберЛизинг поставит 686 автомобилей для каршеринга
# Новости
СберЛизинг поставит 686 автомобилей для каршеринга
СберЛизинг поставит 686 автомобилей для каршеринга
ГТЛК успешно защитила в Минцифры России Стратегию цифровой трансформации компании
# Новости
ГТЛК успешно защитила в Минцифры России Стратегию цифровой трансформации компании
ГТЛК успешно защитила в Минцифры России Стратегию цифровой трансформации компании
За три квартала «Балтийский лизинг» профинансировал технику для леспрома на сумму более 1,2 млрд
# Новости
За три квартала «Балтийский лизинг» профинансировал технику для леспрома на сумму более 1,2 млрд
За три квартала «Балтийский лизинг» профинансировал технику для леспрома на сумму более 1,2 млрд
Эксперт «Балтийского лизинга» рассказал, как эффективно обновить автопарк челябинским МСБ
# Новости
Эксперт «Балтийского лизинга» рассказал, как эффективно обновить автопарк челябинским МСБ
Эксперт «Балтийского лизинга» рассказал, как эффективно обновить автопарк челябинским МСБ
«ТрансФин-М» реализовала сделку по возвратному лизингу бизнес-центра Meliora Place для Apollax Group
# Новости
«ТрансФин-М» реализовала сделку по возвратному лизингу бизнес-центра Meliora Place для Apollax Group
«ТрансФин-М» реализовала сделку по возвратному лизингу бизнес-центра Meliora Place для Apollax Group
ГТЛК передала компании «Газпром СПГ технологии» судно «Чайка СПГ»
# Новости
ГТЛК передала компании «Газпром СПГ технологии» судно «Чайка СПГ»
ГТЛК передала компании «Газпром СПГ технологии» судно «Чайка СПГ»
Объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» по итогам девяти месяцев вырос на 44,8%
# Новости
Объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» по итогам девяти месяцев вырос на 44,8%
Объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» по итогам девяти месяцев вырос на 44,8%
Власти Кургана возместят бизнесу до 50% от стоимости имущества, приобретенного в лизинг
# Новости
Власти Кургана возместят бизнесу до 50% от стоимости имущества, приобретенного в лизинг
Власти Кургана возместят бизнесу до 50% от стоимости имущества, приобретенного в лизинг
Построенные по заказу ГТЛК сухогрузы впервые прошли по Севморпути
# Новости
Построенные по заказу ГТЛК сухогрузы впервые прошли по Севморпути
Построенные по заказу ГТЛК сухогрузы впервые прошли по Севморпути
Филиал «Балтийского лизинга» в Иванове ждет клиентов в новом офисе
# Новости
Филиал «Балтийского лизинга» в Иванове ждет клиентов в новом офисе
Филиал «Балтийского лизинга» в Иванове ждет клиентов в новом офисе
ВТБ Лизинг: ESG повестка становится важным фактором развития рынка лизинга
# Новости
ВТБ Лизинг: ESG повестка становится важным фактором развития рынка лизинга
ВТБ Лизинг: ESG повестка становится важным фактором развития рынка лизинга
GTLK Europe передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» 2 самолета Boeing 777-300ER
# Новости
GTLK Europe передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» 2 самолета Boeing 777-300ER
GTLK Europe передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» 2 самолета Boeing 777-300ER
Эксперты «Балтийского лизинга» обсудили тенденции развития строительной отрасли в Краснодаре
# Новости
Эксперты «Балтийского лизинга» обсудили тенденции развития строительной отрасли в Краснодаре
Эксперты «Балтийского лизинга» обсудили тенденции развития строительной отрасли в Краснодаре
Определен список кандидатов в совет директоров АО «ГТЛК»
# Новости
Определен список кандидатов в совет директоров АО «ГТЛК»
Определен список кандидатов в совет директоров АО «ГТЛК»
Спрос на авто на метане в Ленобласти может повыситься благодаря росту числа газовых АЗС
# Новости
Спрос на авто на метане в Ленобласти может повыситься благодаря росту числа газовых АЗС
Спрос на авто на метане в Ленобласти может повыситься благодаря росту числа газовых АЗС
ГТЛК одобрила реструктуризацию арендных платежей авиакомпании «ИрАэро» в объеме свыше 2,6 млрд рублей
# Новости
ГТЛК одобрила реструктуризацию арендных платежей авиакомпании «ИрАэро» в объеме свыше 2,6 млрд рублей
ГТЛК одобрила реструктуризацию арендных платежей авиакомпании «ИрАэро» в объеме свыше 2,6 млрд рублей
Банки ужесточают контроль за соблюдением лизингодателями закона о ПОД/ФТ
# Законодательство
Банки ужесточают контроль за соблюдением лизингодателями закона о ПОД/ФТ
Банки ужесточают контроль за соблюдением лизингодателями закона о ПОД/ФТ
Наверх