Рейтинговые агентства по-разному оценили перспективы рынка лизинга в России

Аналитика
27404
Рейтинговые агентства по-разному оценили перспективы рынка лизинга в России
В начале прошлой недели аналитики двух ведущих рейтинговых агентств – международного Fitch и российского АКРА – поделились с общественностью своими выводами о ситуации на рынке лизинга в России и прогнозами его развития. Медиа-портал FedLeasing.ru сравнил оценки аналитиков и убедился, что иностранные аналитики смотрят на рыночные тенденции в нашей стране более позитивно, чем их отечественные коллеги. 

Специальная конференция аналитиков международного рейтингового агентства Fitch Ratings, посвященная трендам в лизинговой отрасли, прошла 22 октября в Москве под знаком недавнего повышения агентством суверенного долгосрочного кредитного рейтинга России с BBB- до BBB со стабильным прогнозом. Значительное снижение стоимости фондирования по банковскому сектору и, как следствие, стоимости финансовых ресурсов для лизинговых компаний, аналитики Fitch выделили в качестве ключевого драйвера рынка за последнее время. 

Агентство отмечает, что банковские кредиты и облигационные займы доминируют в портфелях всех лизинговых компаний, но в последний год на лизинговом рынке очень сильно активизировался рынок облигационных займов. Более того, стоимость купонных выплат с каждым очередным размещением за последний год уверенно снижается, в том числе по выпускам в октябре этого года ставки «значительно ниже», чем в конце прошлого года, следует из доклада Fitch.  

Средняя стоимость фондирования для лизинговых компаний установилась на уровне около 9% у наиболее качественных компаний, чуть выше у небольших компаний. Но, тем не менее, это еще значительно дороже, чем у банковского сектора, где средняя стоимость фондирования находится на уровне 4,6% за счет более низкой стоимости привлечения ресурсов от депозитов и счетов, отметил директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Руслан Булатов. «Разрыв с банками все еще достаточно значительный - более 4%. И пока что снижения этого спреда мы не видим», - констатировал аналитик. 

Это повлияло на прибыльность сектора: практически все лизинговые компании показывают улучшение чистого результата, отмечают аналитики Fitch. По словам господина Булатова, некоторые компании показывают доходность чуть ли не 50%, «и тенденция остается позитивной». Также как и по банковскому сектору, это результат более устойчивой в настоящий момент макроэкономической ситуации в России и снижения стоимости фондирования, считает он. Некоторые банки показывают сопоставимую доходность, но это скорее уникальные случаи: средняя отдача на капитал у российских банков на уровне 15%, у некоторых доходит до 20-25%, констатировал аналитик. «В любом случае это ниже, чем у лидеров лизингового рынка», - отметил он. 

Качество активов лизингового сектора в России «остается на стабильном уровне», Fitch не видит никакого роста отчислений в резервы ни у государственных, ни у частных лизинговых компаний. «Качество портфеля сейчас, наверное, на одном из лучших уровней, - отметил Руслан Булатов. – Но, тем не менее, мы видим, что тот активный рост, которые компании показывали последние пару лет, привел к постепенному снижению капитализации компаний». Он привел в пример частные небанковские лизинговые компании, у которых «генерация капитала – прибыль с учетом выплаченных дивидендов – не позволяла сохранять капитализацию на том же уровне». «Не скажу, что это негативный фактор: лизинговые компании исторически всегда имели избыточную подушку капитала, и, наверное, они приходят к более естественным уровням капитализации. Рисков мы здесь не видим», - подчеркнул аналитик Fitch. 

В тот же день аналитики российского кредитного агентства АКРА опубликовали свой отчет о состоянии рынка лизинга в России. В агентстве пояснили FedLeasing.ru, что основные выводы в исследовании были сформированы на основе данных лизинговых компаний по итогам 2018 года, тенденции текущего года учитывались лишь отчасти. «Рынок лизинга до сих пор остается непрозрачным, в отрасли пока не так много компаний, которые публикуют отчетность или предоставляют ее для оценки рейтинговых агентств, поэтому исследования лизингового рынка в целом в России весьма затруднены», - пояснила FedLeasing.ru заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова. 

В оценке макроэкономических условий для развития рынка лизинга в России аналитики АКРА более пессимистичны, нежели их зарубежные коллеги из Fitch. «Слабый экономический рост, препятствующий наращиванию капитальных инвестиций в стране, и все еще высокий уровень процентных ставок продолжают оказывать сдерживающее влияние на развитие лизинговой отрасли», - говорится в отчете АКРА. При этом «стремительный рост рынка» на 30% в 2018 году был обусловлен, в первую очередь, ростом спроса на грузовые вагоны для перевозок сыпучих грузов (прежде всего, угля), а также увеличением продаж в лизинг легковых автомобилей за счет бурного развития сегмента такси и каршеринга. «Учитывая прогнозируемое снижение экспорта угля в 2019–2020 годах и сохранение неблагоприятных макроэкономических условий, АКРА не ожидает прироста совокупного лизингового портфеля более чем на 10–15% в год в ближайшие пару лет», - заключили аналитики. 

Несмотря на активный рост объема лизинговых услуг в 2018 году, отношение объема лизингового портфеля к ВВП не превышает 4%, отмечают в АКРА. По соотношению совокупной стоимости договоров финансового лизинга и объема капитальных инвестиций (без учета инвестиций в сфере операций с недвижимым имуществом), в России в прошлом году уровень проникновения лизинговых услуг составил 9,8% против 8,5% в 2017 году. «Несмотря на ожидаемый рост показателя до 10,4% в 2019 году, он по-прежнему будет существенно (в два-четыре раза) ниже уровня проникновения лизинговых услуг в развитых странах», - подсчитали аналитики АКРА.

В отличии от аналитиков Fitch, в АКРА считают весьма тревожным, что «капитализация ряда лизинговых компаний остается под давлением», и связывают это с проблемной задолженностью лидеров рынка. «Относительно большой объем проблемной задолженности находится на балансах крупнейших игроков. Их слабая способность генерировать капитал для покрытия проблемной задолженности резервами делает их зависимыми от поддержки акционеров», - отмечается в обзоре. По оценкам агентства, доля проблемной и потенциально проблемной задолженности составляет около 15–20% совокупного лизингового портфеля, а основной объем проблемных активов приходится на крупные компании преимущественно с государственным участием в капитале. «При этом резервы, сформированные под обесценение, значительно меньше объема проблемной задолженности, что при отсутствии внешней поддержки может оказывать давление на капитализацию отдельных лизинговых компаний», - говорится в обзоре АКРА. 

Внешняя поддержка, по мнению агентства, останется одним из ключевых факторов стабилизации рисков в отрасли. «Лидеры рынка связаны с государством или являются частью больших финансово-промышленных групп, что отчасти нивелирует риски ухудшения позиции по капиталу и обеспечивает им доступ к надежным источникам финансирования», - отмечают аналитики АКРА. Дополнительно способствовать развитию лизинговой отрасли должны российские нацпроекты, но, поскольку их реализацией будут заниматься в основном крупнейшие лизинговые компании, это «приведет к дальнейшему повышению концентрации отрасли и, как следствие, ухудшению конкурентной среды». По оценкам АКРА, с точки зрения концентрации структура лизинговой отрасли схожа с банковской: пять наиболее крупных компаний сектора занимают около 70% рынка, причем в будущем доминирующие игроки будут оставлять все меньше возможностей для конкуренции. 

Впрочем, в отношении кредитной устойчивости российских розничных лизинговых компаний зарубежные и отечественные рейтинговые агентства полностью сошлись во мнениях. Для компаний, занимающихся автолизингом и лизингом коммерческой и строительной спецтехники для массового клиента, «характерно более высокое качество активов благодаря значительной диверсификации бизнеса, эффективно построенным процедурам взыскания залога и его высокой ликвидности», - отмечают в АКРА, добавляя, что «показатели достаточности капитала и прибыльности розничного лизинга более стабильны и предсказуемы». 

Дальнейшее развитие лизинга в России в значительной мере будет определяться ходом реформы этой отрасли, которая сегодня «отличается информационной закрытостью», считают в АКРА. Запланированные государством нормы и регуляторные механизмы приведут к значительному повышению уровня прозрачности сектора и будут способствовать уходу с рынка недобросовестных и непрофильных участников рынка, убеждены российские аналитики. 

Читайте также

«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
# Новости
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
# Новости
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
# Господдержка
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
# Новости
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
# Новости
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
# Аналитика
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
 ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
# Новости
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
# Новости
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
# Новости
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
# Новости
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Регулятора лизинга выберет правительство
# Реформа
Регулятора лизинга выберет правительство
Регулятора лизинга выберет правительство
Новый бизнес ВТБ Лизинга в 2020 году снизился на 9,9% до 120 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес ВТБ Лизинга в 2020 году снизился на 9,9% до 120 млрд руб.
Новый бизнес ВТБ Лизинга в 2020 году снизился на 9,9% до 120 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» передал 19 тягачей КАМАЗ для транспортной компании «Технологии движения»
# Новости
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» передал 19 тягачей КАМАЗ для транспортной компании «Технологии движения»
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» передал 19 тягачей КАМАЗ для транспортной компании «Технологии движения»
Новый бизнес «Балтийского лизинга» в 2020 году вырос на 20,8% до 65,2 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Балтийского лизинга» в 2020 году вырос на 20,8% до 65,2 млрд руб.
Новый бизнес «Балтийского лизинга» в 2020 году вырос на 20,8% до 65,2 млрд руб.
ФРП расширил льготы по лизингу на лесную отрасль
# Господдержка
ФРП расширил льготы по лизингу на лесную отрасль
ФРП расширил льготы по лизингу на лесную отрасль
Председателем совета «Лизингового союза» при ТПП РФ переизбран Дмитрий Ивантер
# Новости
Председателем совета «Лизингового союза» при ТПП РФ переизбран Дмитрий Ивантер
Председателем совета «Лизингового союза» при ТПП РФ переизбран Дмитрий Ивантер
СберЛизинг пополнил парк вагонов «Алейскзернопродукта»
# Новости
СберЛизинг пополнил парк вагонов «Алейскзернопродукта»
СберЛизинг пополнил парк вагонов «Алейскзернопродукта»
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 4 квартал 2020 года
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 4 квартал 2020 года
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 4 квартал 2020 года
Наверх