Рейтинговые агентства по-разному оценили перспективы рынка лизинга в России

Аналитика
26949
Рейтинговые агентства по-разному оценили перспективы рынка лизинга в России
В начале прошлой недели аналитики двух ведущих рейтинговых агентств – международного Fitch и российского АКРА – поделились с общественностью своими выводами о ситуации на рынке лизинга в России и прогнозами его развития. Медиа-портал FedLeasing.ru сравнил оценки аналитиков и убедился, что иностранные аналитики смотрят на рыночные тенденции в нашей стране более позитивно, чем их отечественные коллеги. 

Специальная конференция аналитиков международного рейтингового агентства Fitch Ratings, посвященная трендам в лизинговой отрасли, прошла 22 октября в Москве под знаком недавнего повышения агентством суверенного долгосрочного кредитного рейтинга России с BBB- до BBB со стабильным прогнозом. Значительное снижение стоимости фондирования по банковскому сектору и, как следствие, стоимости финансовых ресурсов для лизинговых компаний, аналитики Fitch выделили в качестве ключевого драйвера рынка за последнее время. 

Агентство отмечает, что банковские кредиты и облигационные займы доминируют в портфелях всех лизинговых компаний, но в последний год на лизинговом рынке очень сильно активизировался рынок облигационных займов. Более того, стоимость купонных выплат с каждым очередным размещением за последний год уверенно снижается, в том числе по выпускам в октябре этого года ставки «значительно ниже», чем в конце прошлого года, следует из доклада Fitch.  

Средняя стоимость фондирования для лизинговых компаний установилась на уровне около 9% у наиболее качественных компаний, чуть выше у небольших компаний. Но, тем не менее, это еще значительно дороже, чем у банковского сектора, где средняя стоимость фондирования находится на уровне 4,6% за счет более низкой стоимости привлечения ресурсов от депозитов и счетов, отметил директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Руслан Булатов. «Разрыв с банками все еще достаточно значительный - более 4%. И пока что снижения этого спреда мы не видим», - констатировал аналитик. 

Это повлияло на прибыльность сектора: практически все лизинговые компании показывают улучшение чистого результата, отмечают аналитики Fitch. По словам господина Булатова, некоторые компании показывают доходность чуть ли не 50%, «и тенденция остается позитивной». Также как и по банковскому сектору, это результат более устойчивой в настоящий момент макроэкономической ситуации в России и снижения стоимости фондирования, считает он. Некоторые банки показывают сопоставимую доходность, но это скорее уникальные случаи: средняя отдача на капитал у российских банков на уровне 15%, у некоторых доходит до 20-25%, констатировал аналитик. «В любом случае это ниже, чем у лидеров лизингового рынка», - отметил он. 

Качество активов лизингового сектора в России «остается на стабильном уровне», Fitch не видит никакого роста отчислений в резервы ни у государственных, ни у частных лизинговых компаний. «Качество портфеля сейчас, наверное, на одном из лучших уровней, - отметил Руслан Булатов. – Но, тем не менее, мы видим, что тот активный рост, которые компании показывали последние пару лет, привел к постепенному снижению капитализации компаний». Он привел в пример частные небанковские лизинговые компании, у которых «генерация капитала – прибыль с учетом выплаченных дивидендов – не позволяла сохранять капитализацию на том же уровне». «Не скажу, что это негативный фактор: лизинговые компании исторически всегда имели избыточную подушку капитала, и, наверное, они приходят к более естественным уровням капитализации. Рисков мы здесь не видим», - подчеркнул аналитик Fitch. 

В тот же день аналитики российского кредитного агентства АКРА опубликовали свой отчет о состоянии рынка лизинга в России. В агентстве пояснили FedLeasing.ru, что основные выводы в исследовании были сформированы на основе данных лизинговых компаний по итогам 2018 года, тенденции текущего года учитывались лишь отчасти. «Рынок лизинга до сих пор остается непрозрачным, в отрасли пока не так много компаний, которые публикуют отчетность или предоставляют ее для оценки рейтинговых агентств, поэтому исследования лизингового рынка в целом в России весьма затруднены», - пояснила FedLeasing.ru заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова. 

В оценке макроэкономических условий для развития рынка лизинга в России аналитики АКРА более пессимистичны, нежели их зарубежные коллеги из Fitch. «Слабый экономический рост, препятствующий наращиванию капитальных инвестиций в стране, и все еще высокий уровень процентных ставок продолжают оказывать сдерживающее влияние на развитие лизинговой отрасли», - говорится в отчете АКРА. При этом «стремительный рост рынка» на 30% в 2018 году был обусловлен, в первую очередь, ростом спроса на грузовые вагоны для перевозок сыпучих грузов (прежде всего, угля), а также увеличением продаж в лизинг легковых автомобилей за счет бурного развития сегмента такси и каршеринга. «Учитывая прогнозируемое снижение экспорта угля в 2019–2020 годах и сохранение неблагоприятных макроэкономических условий, АКРА не ожидает прироста совокупного лизингового портфеля более чем на 10–15% в год в ближайшие пару лет», - заключили аналитики. 

Несмотря на активный рост объема лизинговых услуг в 2018 году, отношение объема лизингового портфеля к ВВП не превышает 4%, отмечают в АКРА. По соотношению совокупной стоимости договоров финансового лизинга и объема капитальных инвестиций (без учета инвестиций в сфере операций с недвижимым имуществом), в России в прошлом году уровень проникновения лизинговых услуг составил 9,8% против 8,5% в 2017 году. «Несмотря на ожидаемый рост показателя до 10,4% в 2019 году, он по-прежнему будет существенно (в два-четыре раза) ниже уровня проникновения лизинговых услуг в развитых странах», - подсчитали аналитики АКРА.

В отличии от аналитиков Fitch, в АКРА считают весьма тревожным, что «капитализация ряда лизинговых компаний остается под давлением», и связывают это с проблемной задолженностью лидеров рынка. «Относительно большой объем проблемной задолженности находится на балансах крупнейших игроков. Их слабая способность генерировать капитал для покрытия проблемной задолженности резервами делает их зависимыми от поддержки акционеров», - отмечается в обзоре. По оценкам агентства, доля проблемной и потенциально проблемной задолженности составляет около 15–20% совокупного лизингового портфеля, а основной объем проблемных активов приходится на крупные компании преимущественно с государственным участием в капитале. «При этом резервы, сформированные под обесценение, значительно меньше объема проблемной задолженности, что при отсутствии внешней поддержки может оказывать давление на капитализацию отдельных лизинговых компаний», - говорится в обзоре АКРА. 

Внешняя поддержка, по мнению агентства, останется одним из ключевых факторов стабилизации рисков в отрасли. «Лидеры рынка связаны с государством или являются частью больших финансово-промышленных групп, что отчасти нивелирует риски ухудшения позиции по капиталу и обеспечивает им доступ к надежным источникам финансирования», - отмечают аналитики АКРА. Дополнительно способствовать развитию лизинговой отрасли должны российские нацпроекты, но, поскольку их реализацией будут заниматься в основном крупнейшие лизинговые компании, это «приведет к дальнейшему повышению концентрации отрасли и, как следствие, ухудшению конкурентной среды». По оценкам АКРА, с точки зрения концентрации структура лизинговой отрасли схожа с банковской: пять наиболее крупных компаний сектора занимают около 70% рынка, причем в будущем доминирующие игроки будут оставлять все меньше возможностей для конкуренции. 

Впрочем, в отношении кредитной устойчивости российских розничных лизинговых компаний зарубежные и отечественные рейтинговые агентства полностью сошлись во мнениях. Для компаний, занимающихся автолизингом и лизингом коммерческой и строительной спецтехники для массового клиента, «характерно более высокое качество активов благодаря значительной диверсификации бизнеса, эффективно построенным процедурам взыскания залога и его высокой ликвидности», - отмечают в АКРА, добавляя, что «показатели достаточности капитала и прибыльности розничного лизинга более стабильны и предсказуемы». 

Дальнейшее развитие лизинга в России в значительной мере будет определяться ходом реформы этой отрасли, которая сегодня «отличается информационной закрытостью», считают в АКРА. Запланированные государством нормы и регуляторные механизмы приведут к значительному повышению уровня прозрачности сектора и будут способствовать уходу с рынка недобросовестных и непрофильных участников рынка, убеждены российские аналитики. 

Читайте также

Максим Калинкин сменил Максима Агаджанова на посту главы Газпромбанк Лизинга
# Новости
Максим Калинкин сменил Максима Агаджанова на посту главы Газпромбанк Лизинга
Максим Калинкин сменил Максима Агаджанова на посту главы Газпромбанк Лизинга
«Европлан» выплатит 1,2 млрд руб. дивидендов по итогам 9 месяцев 2020 года
# Новости
«Европлан» выплатит 1,2 млрд руб. дивидендов по итогам 9 месяцев 2020 года
«Европлан» выплатит 1,2 млрд руб. дивидендов по итогам 9 месяцев 2020 года
ВТБ Лизинг поставит спецтехнику для строительства газопровода «Сила Сибири»
# Новости
ВТБ Лизинг поставит спецтехнику для строительства газопровода «Сила Сибири»
ВТБ Лизинг поставит спецтехнику для строительства газопровода «Сила Сибири»
«Эксперт РА» 9 декабря проведет конференцию «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям»
# Новости
«Эксперт РА» 9 декабря проведет конференцию «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям»
«Эксперт РА» 9 декабря проведет конференцию «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям»
СберЛизинг передал 29 единиц дорожной спецтехники в Дагестан
# Новости
СберЛизинг передал 29 единиц дорожной спецтехники в Дагестан
СберЛизинг передал 29 единиц дорожной спецтехники в Дагестан
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за октябрь 2020 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за октябрь 2020 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за октябрь 2020 года
Правительство РФ объединит ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» в единую лизинговую компанию
# Новости
Правительство РФ объединит ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» в единую лизинговую компанию
Правительство РФ объединит ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» в единую лизинговую компанию
В работе с персоналом лизингодатели переходят на цифровой язык
# Новости
В работе с персоналом лизингодатели переходят на цифровой язык
В работе с персоналом лизингодатели переходят на цифровой язык
Рынок лизинга почти вернулся на прошлогодние позиции
# Аналитика
Рынок лизинга почти вернулся на прошлогодние позиции
Рынок лизинга почти вернулся на прошлогодние позиции
Евгений Дитрих сменит Михаила Полубояринова на посту главы ГТЛК
# Новости
Евгений Дитрих сменит Михаила Полубояринова на посту главы ГТЛК
Евгений Дитрих сменит Михаила Полубояринова на посту главы ГТЛК
ВТБ Лизинг заключил новую сделку с Институтом ядерной медицины в Химках
# Новости
ВТБ Лизинг заключил новую сделку с Институтом ядерной медицины в Химках
ВТБ Лизинг заключил новую сделку с Институтом ядерной медицины в Химках
РЛК Ростовской области профинансировала оборудование для книжной фабрики
# Новости
РЛК Ростовской области профинансировала оборудование для книжной фабрики
РЛК Ростовской области профинансировала оборудование для книжной фабрики
«Совкомбанк Лизинг» возглавил финдиректор компании Николай Севастьянов
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» возглавил финдиректор компании Николай Севастьянов
«Совкомбанк Лизинг» возглавил финдиректор компании Николай Севастьянов
Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России
# Реформа
Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России
Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России
ГТЛК поставила 112 автобусов большого класса в Воронеж и Тольятти
# Новости
ГТЛК поставила 112 автобусов большого класса в Воронеж и Тольятти
ГТЛК поставила 112 автобусов большого класса в Воронеж и Тольятти
Kamaz Asia Leasing профинансировал грузовики для перевозчика из Ферганы
# Новости
Kamaz Asia Leasing профинансировал грузовики для перевозчика из Ферганы
Kamaz Asia Leasing профинансировал грузовики для перевозчика из Ферганы
Лизинг сместился в регионы
# Аналитика
Лизинг сместился в регионы
Лизинг сместился в регионы
Новый бизнес «Интерлизинга» за 9 месяцев вырос на 53% до 12 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Интерлизинга» за 9 месяцев вырос на 53% до 12 млрд руб.
Новый бизнес «Интерлизинга» за 9 месяцев вырос на 53% до 12 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО за 9 месяцев выросла на 16% до 10 млрд руб.
# Новости
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО за 9 месяцев выросла на 16% до 10 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО за 9 месяцев выросла на 16% до 10 млрд руб.
Обновлена программа онлайн-конференции «Лизинг в регионах 2020»
# Новости
Обновлена программа онлайн-конференции «Лизинг в регионах 2020»
Обновлена программа онлайн-конференции «Лизинг в регионах 2020»
«Диверсификация бизнеса – наша главная идея последних пяти лет»
# Интервью
«Диверсификация бизнеса – наша главная идея последних пяти лет»
«Диверсификация бизнеса – наша главная идея последних пяти лет»
«КАМАЗ-Лизинг» поставил 306 тягачей, рефрижераторов и полуприцепов для CRAFTER
# Новости
«КАМАЗ-Лизинг» поставил 306 тягачей, рефрижераторов и полуприцепов для CRAFTER
«КАМАЗ-Лизинг» поставил 306 тягачей, рефрижераторов и полуприцепов для CRAFTER
«Стоун-XXI» выиграл конкурс «Мособлэнерго» на лизинг спецтехники за 268 млн руб.
# Новости
«Стоун-XXI» выиграл конкурс «Мособлэнерго» на лизинг спецтехники за 268 млн руб.
«Стоун-XXI» выиграл конкурс «Мособлэнерго» на лизинг спецтехники за 268 млн руб.
Москва выделит 200 млн руб. на субсидии таксопаркам в 2021 году
# Новости
Москва выделит 200 млн руб. на субсидии таксопаркам в 2021 году
Москва выделит 200 млн руб. на субсидии таксопаркам в 2021 году
Наверх