Рейтинговые агентства по-разному оценили перспективы рынка лизинга в России

Аналитика
27K
Рейтинговые агентства по-разному оценили перспективы рынка лизинга в России
В начале прошлой недели аналитики двух ведущих рейтинговых агентств – международного Fitch и российского АКРА – поделились с общественностью своими выводами о ситуации на рынке лизинга в России и прогнозами его развития. Медиа-портал FedLeasing.ru сравнил оценки аналитиков и убедился, что иностранные аналитики смотрят на рыночные тенденции в нашей стране более позитивно, чем их отечественные коллеги. 

Специальная конференция аналитиков международного рейтингового агентства Fitch Ratings, посвященная трендам в лизинговой отрасли, прошла 22 октября в Москве под знаком недавнего повышения агентством суверенного долгосрочного кредитного рейтинга России с BBB- до BBB со стабильным прогнозом. Значительное снижение стоимости фондирования по банковскому сектору и, как следствие, стоимости финансовых ресурсов для лизинговых компаний, аналитики Fitch выделили в качестве ключевого драйвера рынка за последнее время. 

Агентство отмечает, что банковские кредиты и облигационные займы доминируют в портфелях всех лизинговых компаний, но в последний год на лизинговом рынке очень сильно активизировался рынок облигационных займов. Более того, стоимость купонных выплат с каждым очередным размещением за последний год уверенно снижается, в том числе по выпускам в октябре этого года ставки «значительно ниже», чем в конце прошлого года, следует из доклада Fitch.  

Средняя стоимость фондирования для лизинговых компаний установилась на уровне около 9% у наиболее качественных компаний, чуть выше у небольших компаний. Но, тем не менее, это еще значительно дороже, чем у банковского сектора, где средняя стоимость фондирования находится на уровне 4,6% за счет более низкой стоимости привлечения ресурсов от депозитов и счетов, отметил директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Руслан Булатов. «Разрыв с банками все еще достаточно значительный - более 4%. И пока что снижения этого спреда мы не видим», - констатировал аналитик. 

Это повлияло на прибыльность сектора: практически все лизинговые компании показывают улучшение чистого результата, отмечают аналитики Fitch. По словам господина Булатова, некоторые компании показывают доходность чуть ли не 50%, «и тенденция остается позитивной». Также как и по банковскому сектору, это результат более устойчивой в настоящий момент макроэкономической ситуации в России и снижения стоимости фондирования, считает он. Некоторые банки показывают сопоставимую доходность, но это скорее уникальные случаи: средняя отдача на капитал у российских банков на уровне 15%, у некоторых доходит до 20-25%, констатировал аналитик. «В любом случае это ниже, чем у лидеров лизингового рынка», - отметил он. 

Качество активов лизингового сектора в России «остается на стабильном уровне», Fitch не видит никакого роста отчислений в резервы ни у государственных, ни у частных лизинговых компаний. «Качество портфеля сейчас, наверное, на одном из лучших уровней, - отметил Руслан Булатов. – Но, тем не менее, мы видим, что тот активный рост, которые компании показывали последние пару лет, привел к постепенному снижению капитализации компаний». Он привел в пример частные небанковские лизинговые компании, у которых «генерация капитала – прибыль с учетом выплаченных дивидендов – не позволяла сохранять капитализацию на том же уровне». «Не скажу, что это негативный фактор: лизинговые компании исторически всегда имели избыточную подушку капитала, и, наверное, они приходят к более естественным уровням капитализации. Рисков мы здесь не видим», - подчеркнул аналитик Fitch. 

В тот же день аналитики российского кредитного агентства АКРА опубликовали свой отчет о состоянии рынка лизинга в России. В агентстве пояснили FedLeasing.ru, что основные выводы в исследовании были сформированы на основе данных лизинговых компаний по итогам 2018 года, тенденции текущего года учитывались лишь отчасти. «Рынок лизинга до сих пор остается непрозрачным, в отрасли пока не так много компаний, которые публикуют отчетность или предоставляют ее для оценки рейтинговых агентств, поэтому исследования лизингового рынка в целом в России весьма затруднены», - пояснила FedLeasing.ru заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова. 

В оценке макроэкономических условий для развития рынка лизинга в России аналитики АКРА более пессимистичны, нежели их зарубежные коллеги из Fitch. «Слабый экономический рост, препятствующий наращиванию капитальных инвестиций в стране, и все еще высокий уровень процентных ставок продолжают оказывать сдерживающее влияние на развитие лизинговой отрасли», - говорится в отчете АКРА. При этом «стремительный рост рынка» на 30% в 2018 году был обусловлен, в первую очередь, ростом спроса на грузовые вагоны для перевозок сыпучих грузов (прежде всего, угля), а также увеличением продаж в лизинг легковых автомобилей за счет бурного развития сегмента такси и каршеринга. «Учитывая прогнозируемое снижение экспорта угля в 2019–2020 годах и сохранение неблагоприятных макроэкономических условий, АКРА не ожидает прироста совокупного лизингового портфеля более чем на 10–15% в год в ближайшие пару лет», - заключили аналитики. 

Несмотря на активный рост объема лизинговых услуг в 2018 году, отношение объема лизингового портфеля к ВВП не превышает 4%, отмечают в АКРА. По соотношению совокупной стоимости договоров финансового лизинга и объема капитальных инвестиций (без учета инвестиций в сфере операций с недвижимым имуществом), в России в прошлом году уровень проникновения лизинговых услуг составил 9,8% против 8,5% в 2017 году. «Несмотря на ожидаемый рост показателя до 10,4% в 2019 году, он по-прежнему будет существенно (в два-четыре раза) ниже уровня проникновения лизинговых услуг в развитых странах», - подсчитали аналитики АКРА.

В отличии от аналитиков Fitch, в АКРА считают весьма тревожным, что «капитализация ряда лизинговых компаний остается под давлением», и связывают это с проблемной задолженностью лидеров рынка. «Относительно большой объем проблемной задолженности находится на балансах крупнейших игроков. Их слабая способность генерировать капитал для покрытия проблемной задолженности резервами делает их зависимыми от поддержки акционеров», - отмечается в обзоре. По оценкам агентства, доля проблемной и потенциально проблемной задолженности составляет около 15–20% совокупного лизингового портфеля, а основной объем проблемных активов приходится на крупные компании преимущественно с государственным участием в капитале. «При этом резервы, сформированные под обесценение, значительно меньше объема проблемной задолженности, что при отсутствии внешней поддержки может оказывать давление на капитализацию отдельных лизинговых компаний», - говорится в обзоре АКРА. 

Внешняя поддержка, по мнению агентства, останется одним из ключевых факторов стабилизации рисков в отрасли. «Лидеры рынка связаны с государством или являются частью больших финансово-промышленных групп, что отчасти нивелирует риски ухудшения позиции по капиталу и обеспечивает им доступ к надежным источникам финансирования», - отмечают аналитики АКРА. Дополнительно способствовать развитию лизинговой отрасли должны российские нацпроекты, но, поскольку их реализацией будут заниматься в основном крупнейшие лизинговые компании, это «приведет к дальнейшему повышению концентрации отрасли и, как следствие, ухудшению конкурентной среды». По оценкам АКРА, с точки зрения концентрации структура лизинговой отрасли схожа с банковской: пять наиболее крупных компаний сектора занимают около 70% рынка, причем в будущем доминирующие игроки будут оставлять все меньше возможностей для конкуренции. 

Впрочем, в отношении кредитной устойчивости российских розничных лизинговых компаний зарубежные и отечественные рейтинговые агентства полностью сошлись во мнениях. Для компаний, занимающихся автолизингом и лизингом коммерческой и строительной спецтехники для массового клиента, «характерно более высокое качество активов благодаря значительной диверсификации бизнеса, эффективно построенным процедурам взыскания залога и его высокой ликвидности», - отмечают в АКРА, добавляя, что «показатели достаточности капитала и прибыльности розничного лизинга более стабильны и предсказуемы». 

Дальнейшее развитие лизинга в России в значительной мере будет определяться ходом реформы этой отрасли, которая сегодня «отличается информационной закрытостью», считают в АКРА. Запланированные государством нормы и регуляторные механизмы приведут к значительному повышению уровня прозрачности сектора и будут способствовать уходу с рынка недобросовестных и непрофильных участников рынка, убеждены российские аналитики. 

Читайте также

Группа Газпромбанк Лизинг за 10 месяцев 2022г. транслировала клиентам бюджетные средства в объеме 2,6 млрд рублей
# Новости
Группа Газпромбанк Лизинг за 10 месяцев 2022г. транслировала клиентам бюджетные средства в объеме 2,6 млрд рублей
Группа Газпромбанк Лизинг за 10 месяцев 2022г. транслировала клиентам бюджетные средства в объеме 2,6 млрд рублей
Участие CARCADE в VII Транспортном форуме в Нижнем Новгороде
# Новости
Участие CARCADE в VII Транспортном форуме в Нижнем Новгороде
Участие CARCADE в VII Транспортном форуме в Нижнем Новгороде
Форум «Лизинг в России – 2022» пройдет 1 декабря 2022 года
# Новости
Форум «Лизинг в России – 2022» пройдет 1 декабря 2022 года
Форум «Лизинг в России – 2022» пройдет 1 декабря 2022 года
Объявлены имена лауреатов XVII Премии  «Финансовая элита России 2021/2022»
# Новости
Объявлены имена лауреатов XVII Премии «Финансовая элита России 2021/2022»
Объявлены имена лауреатов XVII Премии «Финансовая элита России 2021/2022»
Газпромбанк Лизинг и МБУ «Содержание городских территорий» заключили контракт на сумму более 600 млн рублей
# Новости
Газпромбанк Лизинг и МБУ «Содержание городских территорий» заключили контракт на сумму более 600 млн рублей
Газпромбанк Лизинг и МБУ «Содержание городских территорий» заключили контракт на сумму более 600 млн рублей
Компания «Интерлизинг» закрыла книгу заявок на четвертый выпуск облигаций на 3,5 млрд рублей
# Новости
Компания «Интерлизинг» закрыла книгу заявок на четвертый выпуск облигаций на 3,5 млрд рублей
Компания «Интерлизинг» закрыла книгу заявок на четвертый выпуск облигаций на 3,5 млрд рублей
Объем продаж компании «Интерлизинг» составил 23,9 млрд рублей по итогам 9 месяцев
# Новости
Объем продаж компании «Интерлизинг» составил 23,9 млрд рублей по итогам 9 месяцев
Объем продаж компании «Интерлизинг» составил 23,9 млрд рублей по итогам 9 месяцев
Компания «Интерлизинг» и автомобильный сайт Autospot теперь партнеры
# Новости
Компания «Интерлизинг» и автомобильный сайт Autospot теперь партнеры
Компания «Интерлизинг» и автомобильный сайт Autospot теперь партнеры
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО за 9 месяцев 2022 года выросла на 21,4%
# Новости
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО за 9 месяцев 2022 года выросла на 21,4%
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО за 9 месяцев 2022 года выросла на 21,4%
Определен шорт-лист претендентов в номинациях «Гран-при», «Надежность» и «Динамика развития» XVII премии «Финансовая Элита России»
# Новости
Определен шорт-лист претендентов в номинациях «Гран-при», «Надежность» и «Динамика развития» XVII премии «Финансовая Элита России»
Определен шорт-лист претендентов в номинациях «Гран-при», «Надежность» и «Динамика развития» XVII премии «Финансовая Элита России»
Официальным лицом бренда Группы Газпромбанк Лизинг стал Кирилл Токарев
# Новости
Официальным лицом бренда Группы Газпромбанк Лизинг стал Кирилл Токарев
Официальным лицом бренда Группы Газпромбанк Лизинг стал Кирилл Токарев
Компания «Интерлизинг» передала в лизинг первый российский электрокар
# Новости
Компания «Интерлизинг» передала в лизинг первый российский электрокар
Компания «Интерлизинг» передала в лизинг первый российский электрокар
СберЛизинг обеспечил детскую больницу в Тамбове медицинским оборудованием
# Новости
СберЛизинг обеспечил детскую больницу в Тамбове медицинским оборудованием
СберЛизинг обеспечил детскую больницу в Тамбове медицинским оборудованием
Группа Газпромбанк Лизинг подвела итоги работы за девять месяцев 2022 года
# Новости
Группа Газпромбанк Лизинг подвела итоги работы за девять месяцев 2022 года
Группа Газпромбанк Лизинг подвела итоги работы за девять месяцев 2022 года
Газпромбанк Лизинг и Автодор представили новую лизинговую компанию Автодор-Лизинг
# Новости
Газпромбанк Лизинг и Автодор представили новую лизинговую компанию Автодор-Лизинг
Газпромбанк Лизинг и Автодор представили новую лизинговую компанию Автодор-Лизинг
Аналитический центр «БизнесДром» выступит партнером XVII премии «Финансовая элита России»
# Новости
Аналитический центр «БизнесДром» выступит партнером XVII премии «Финансовая элита России»
Аналитический центр «БизнесДром» выступит партнером XVII премии «Финансовая элита России»
Газпромбанк Лизинг принял участие в форуме «Транспорт на газомоторном топливе 2022»
# Новости
Газпромбанк Лизинг принял участие в форуме «Транспорт на газомоторном топливе 2022»
Газпромбанк Лизинг принял участие в форуме «Транспорт на газомоторном топливе 2022»
Клиенты СберЛизинга воспользовались субсидиями в размере 650 млн рублей
# Новости
Клиенты СберЛизинга воспользовались субсидиями в размере 650 млн рублей
Клиенты СберЛизинга воспользовались субсидиями в размере 650 млн рублей
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2022 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2022 года
Участие CARCADE в выставке «Агросалон-2022»
# Новости
Участие CARCADE в выставке «Агросалон-2022»
Участие CARCADE в выставке «Агросалон-2022»
Наверх