В начале прошлой недели аналитики двух ведущих рейтинговых агентств – международного Fitch и российского АКРА – поделились с общественностью своими выводами о ситуации на рынке лизинга в России и прогнозами его развития. Медиа-портал FedLeasing.ru сравнил оценки аналитиков и убедился, что иностранные аналитики смотрят на рыночные тенденции в нашей стране более позитивно, чем их отечественные коллеги.
Специальная конференция аналитиков международного рейтингового агентства Fitch Ratings, посвященная трендам в лизинговой отрасли, прошла 22 октября в Москве под знаком недавнего повышения агентством суверенного долгосрочного кредитного рейтинга России с BBB- до BBB со стабильным прогнозом. Значительное снижение стоимости фондирования по банковскому сектору и, как следствие, стоимости финансовых ресурсов для лизинговых компаний, аналитики Fitch выделили в качестве ключевого драйвера рынка за последнее время.
Агентство отмечает, что банковские кредиты и облигационные займы доминируют в портфелях всех лизинговых компаний, но в последний год на лизинговом рынке очень сильно активизировался рынок облигационных займов. Более того, стоимость купонных выплат с каждым очередным размещением за последний год уверенно снижается, в том числе по выпускам в октябре этого года ставки «значительно ниже», чем в конце прошлого года, следует из доклада Fitch.
Средняя стоимость фондирования для лизинговых компаний установилась на уровне около 9% у наиболее качественных компаний, чуть выше у небольших компаний. Но, тем не менее, это еще значительно дороже, чем у банковского сектора, где средняя стоимость фондирования находится на уровне 4,6% за счет более низкой стоимости привлечения ресурсов от депозитов и счетов, отметил директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Руслан Булатов. «Разрыв с банками все еще достаточно значительный - более 4%. И пока что снижения этого спреда мы не видим», - констатировал аналитик.
Это повлияло на прибыльность сектора: практически все лизинговые компании показывают улучшение чистого результата, отмечают аналитики Fitch. По словам господина Булатова, некоторые компании показывают доходность чуть ли не 50%, «и тенденция остается позитивной». Также как и по банковскому сектору, это результат более устойчивой в настоящий момент макроэкономической ситуации в России и снижения стоимости фондирования, считает он. Некоторые банки показывают сопоставимую доходность, но это скорее уникальные случаи: средняя отдача на капитал у российских банков на уровне 15%, у некоторых доходит до 20-25%, констатировал аналитик. «В любом случае это ниже, чем у лидеров лизингового рынка», - отметил он.
Качество активов лизингового сектора в России «остается на стабильном уровне», Fitch не видит никакого роста отчислений в резервы ни у государственных, ни у частных лизинговых компаний. «Качество портфеля сейчас, наверное, на одном из лучших уровней, - отметил Руслан Булатов. – Но, тем не менее, мы видим, что тот активный рост, которые компании показывали последние пару лет, привел к постепенному снижению капитализации компаний». Он привел в пример частные небанковские лизинговые компании, у которых «генерация капитала – прибыль с учетом выплаченных дивидендов – не позволяла сохранять капитализацию на том же уровне». «Не скажу, что это негативный фактор: лизинговые компании исторически всегда имели избыточную подушку капитала, и, наверное, они приходят к более естественным уровням капитализации. Рисков мы здесь не видим», - подчеркнул аналитик Fitch.
В тот же день аналитики российского кредитного агентства АКРА опубликовали свой отчет о состоянии рынка лизинга в России. В агентстве пояснили FedLeasing.ru, что основные выводы в исследовании были сформированы на основе данных лизинговых компаний по итогам 2018 года, тенденции текущего года учитывались лишь отчасти. «Рынок лизинга до сих пор остается непрозрачным, в отрасли пока не так много компаний, которые публикуют отчетность или предоставляют ее для оценки рейтинговых агентств, поэтому исследования лизингового рынка в целом в России весьма затруднены», - пояснила FedLeasing.ru заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова.
В оценке макроэкономических условий для развития рынка лизинга в России аналитики АКРА более пессимистичны, нежели их зарубежные коллеги из Fitch. «Слабый экономический рост, препятствующий наращиванию капитальных инвестиций в стране, и все еще высокий уровень процентных ставок продолжают оказывать сдерживающее влияние на развитие лизинговой отрасли», - говорится в отчете АКРА. При этом «стремительный рост рынка» на 30% в 2018 году был обусловлен, в первую очередь, ростом спроса на грузовые вагоны для перевозок сыпучих грузов (прежде всего, угля), а также увеличением продаж в лизинг легковых автомобилей за счет бурного развития сегмента такси и каршеринга. «Учитывая прогнозируемое снижение экспорта угля в 2019–2020 годах и сохранение неблагоприятных макроэкономических условий, АКРА не ожидает прироста совокупного лизингового портфеля более чем на 10–15% в год в ближайшие пару лет», - заключили аналитики.
Несмотря на активный рост объема лизинговых услуг в 2018 году, отношение объема лизингового портфеля к ВВП не превышает 4%, отмечают в АКРА. По соотношению совокупной стоимости договоров финансового лизинга и объема капитальных инвестиций (без учета инвестиций в сфере операций с недвижимым имуществом), в России в прошлом году уровень проникновения лизинговых услуг составил 9,8% против 8,5% в 2017 году. «Несмотря на ожидаемый рост показателя до 10,4% в 2019 году, он по-прежнему будет существенно (в два-четыре раза) ниже уровня проникновения лизинговых услуг в развитых странах», - подсчитали аналитики АКРА.
В отличии от аналитиков Fitch, в АКРА считают весьма тревожным, что «капитализация ряда лизинговых компаний остается под давлением», и связывают это с проблемной задолженностью лидеров рынка. «Относительно большой объем проблемной задолженности находится на балансах крупнейших игроков. Их слабая способность генерировать капитал для покрытия проблемной задолженности резервами делает их зависимыми от поддержки акционеров», - отмечается в обзоре. По оценкам агентства, доля проблемной и потенциально проблемной задолженности составляет около 15–20% совокупного лизингового портфеля, а основной объем проблемных активов приходится на крупные компании преимущественно с государственным участием в капитале. «При этом резервы, сформированные под обесценение, значительно меньше объема проблемной задолженности, что при отсутствии внешней поддержки может оказывать давление на капитализацию отдельных лизинговых компаний», - говорится в обзоре АКРА.
Внешняя поддержка, по мнению агентства, останется одним из ключевых факторов стабилизации рисков в отрасли. «Лидеры рынка связаны с государством или являются частью больших финансово-промышленных групп, что отчасти нивелирует риски ухудшения позиции по капиталу и обеспечивает им доступ к надежным источникам финансирования», - отмечают аналитики АКРА. Дополнительно способствовать развитию лизинговой отрасли должны российские нацпроекты, но, поскольку их реализацией будут заниматься в основном крупнейшие лизинговые компании, это «приведет к дальнейшему повышению концентрации отрасли и, как следствие, ухудшению конкурентной среды». По оценкам АКРА, с точки зрения концентрации структура лизинговой отрасли схожа с банковской: пять наиболее крупных компаний сектора занимают около 70% рынка, причем в будущем доминирующие игроки будут оставлять все меньше возможностей для конкуренции.
Впрочем, в отношении кредитной устойчивости российских розничных лизинговых компаний зарубежные и отечественные рейтинговые агентства полностью сошлись во мнениях. Для компаний, занимающихся автолизингом и лизингом коммерческой и строительной спецтехники для массового клиента, «характерно более высокое качество активов благодаря значительной диверсификации бизнеса, эффективно построенным процедурам взыскания залога и его высокой ликвидности», - отмечают в АКРА, добавляя, что «показатели достаточности капитала и прибыльности розничного лизинга более стабильны и предсказуемы».
Дальнейшее развитие лизинга в России в значительной мере будет определяться ходом реформы этой отрасли, которая сегодня «отличается информационной закрытостью», считают в АКРА. Запланированные государством нормы и регуляторные механизмы приведут к значительному повышению уровня прозрачности сектора и будут способствовать уходу с рынка недобросовестных и непрофильных участников рынка, убеждены российские аналитики.
Рейтинговые агентства по-разному оценили перспективы рынка лизинга в России
Аналитика
27K

Больше интересного в вашей ленте Яндекс Дзен
Читайте также

# Новости
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге

# Новости
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода

# Новости
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта

# Новости
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники

# Новости
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами

# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года

# Новости
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО

# Новости
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»

# Новости
Росагролизинг передал автотехнику крупнейшему сельхозпредприятию Башкирии
Росагролизинг передал автотехнику крупнейшему сельхозпредприятию Башкирии

# Новости
«Балтийский лизинг» запустил собственный контакт-центр
«Балтийский лизинг» запустил собственный контакт-центр

# Интервью
Максим Калинкин: Смотрим в будущее с оптимизмом
Максим Калинкин: Смотрим в будущее с оптимизмом

# Новости
Вячеслав Михайлов назначен директором по развитию специальных проектов Газпромбанк Лизинг
Вячеслав Михайлов назначен директором по развитию специальных проектов Газпромбанк Лизинг

# Новости
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку программно-аппаратных комплексов «Страж» для Чебоксар
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку программно-аппаратных комплексов «Страж» для Чебоксар

# Новости
Дмитрий Корчагов возглавил рейтинг «Топ-менеджеры года» в номинации «Лизинг»
Дмитрий Корчагов возглавил рейтинг «Топ-менеджеры года» в номинации «Лизинг»

# Новости
Аграрии из Калининграда познакомились с профильными программами «Балтийского лизинга»
Аграрии из Калининграда познакомились с профильными программами «Балтийского лизинга»

# Новости
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку модульных отделений почтовой связи для Чукотки
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку модульных отделений почтовой связи для Чукотки

# Новости
Группа Газпромбанк Лизинг профинансировала поставку 95 электромобилей для эксплуатации в каршеринге на Дальнем Востоке
Группа Газпромбанк Лизинг профинансировала поставку 95 электромобилей для эксплуатации в каршеринге на Дальнем Востоке

# Новости
«Балтийский лизинг» познакомил алтайских предпринимателей с выгодой лизинга
«Балтийский лизинг» познакомил алтайских предпринимателей с выгодой лизинга

# Новости
Газпромбанк Лизинг получил награду «Эффективное образование» 2022
Газпромбанк Лизинг получил награду «Эффективное образование» 2022