Рынок подвижного состава стабилизировался

Аналитика
4K
Рынок подвижного состава стабилизировался

Марина Беленкова, директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли Газпромбанк Лизинга

Рынок железнодорожных перевозок сегодня на подъеме. Последние два года мы видим активное восстановление спроса на железнодорожные вагоны всех типов, а также рост ставок аренды и доходности парки.

Призрак профицита

Все профессиональные участники рынка помнят кризис, связанный с профицитом вагонов, который разразился в 2013-2015 годах. Ставки на аренду полувагонов в пик кризисной ситуации снизились до 350 рублей в сутки, в то время как в 2011 – 2012 гг. они превышали 1 000 рублей в сутки.Новый подвижной состав практически не приобретался, исключение составляли кэптивные компании вагоностроительных заводов, которые, находясь в крайне сложном финансовом положении, таким образом обеспечивали сбыт. 

Толчок к восстановлению дал запрет на продление срока службы подвижного состава без проведения модернизации, который был установлен в августе 2014 г. со вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза. Правда, в документе не было четкого определения, что понимать под модернизацией вагонов, и поэтому многие игроки уже начали списывать парк. В 2015 г. тренд на списание не только продолжился, но и усилился, чему способствовали и обращения вагоностроителей. В декабре 2016 года вышел приказ Минтранса, в соответствии с которым не допускалось использование подвижного состава с продленным сроком службы в груженом состоянии в поездах на железнодорожной инфраструктуре, который заставил эксплуатантов списать оставшиеся старые вагоны.

Начиная с середины 2016 г. начались закупки инновационного подвижного состава, влияние на это сегмент оказал тот факт, что государство выделило субсидии при приобретении универсального инновационного и специализированного парков. 

Таким образом, рынок стабилизировался благодаря государственному регулированию. Но и сегодня его участникам следует помнить уроки бурного роста 2011-2012 годов. 

Ставки аренды вагонов росли, подвижной состав многим участникам рынка казался привлекательным активом. Некоторые компании для приобретения вагонов привлекали и валютные заимствования, не имея при этом значительной доли валютной выручки. Мы помним, чем кончилась эпоха «перегретого» рынка. Операторы, лизинговые компании, банки – все участники этого большого рынка – получили неоценимый опыт прохождения через кризис. В сбалансированном рынке сегодня заинтересованы и вагоностроители, и операторы, и финансирующие институты. Все участники относятся к принятию рисков более осмотрительно, можно сказать, что призрак профицита витает над нами и помогает сдерживать аппетиты.

Чем характеризовался рынок в 2017 году?

Прежде всего, восстановили работу вагоностроительные заводы, большинство из которых вышло на проектную мощность.

В связи с дефицитом вагонов, образовавшимся в последние два года, многие грузовладельцы вернулись к идее приобретения собственного подвижного состава для того, чтобы обеспечить некоторую транспортную безопасность и избежать последствий волатильности рынка перевозок. Это вторая тенденция прошедшего года.

При существовавшем профиците вагонов перевозки были рынком грузовладельцев, а в 2017 году этот сегмент стал рынком операторов. 

Еще один тренд года – обновление специализированного парка. Это, прежде всего, зерновозы и платформы, наиболее самортизированные виды вагонов. Последние урожайные годы показали, что существующий парк не справляется с нагрузкой, что возникает сезонный дефицит, который стимулирует операторов к приобретению этого вида подвижного состава. По нашим расчетам, данный тренд сохранится и последующие несколько лет.

Еще одно перспективное направление, которое появилось в последнеевремя – это перевозки в танк-контейнерах. Ряд операторов развивает подобные компетенции, создаются специализированные компании.Рынок показывает растущий спрос на подобные перевозки.такой формат удобен для комбинированных перевозок – железной дорогой и автотранспортом. С учетом масштабов страны понятно, что за ними большое будущее.

И, наконец, еще одно направление – обновление пассажирского состава для пригородных перевозок. Правда, тут надо учитывать множество нюансов: пригородные перевозки не везде рентабельны. Парк пригородных поездов сильно изношен, и пригородные компании начали закупки парка.Следует отметить, что такого рода сделки связаны со специфическими рисками. В каких-то случаях пассажиропоток позволяет перевозчику быть рентабельным, в каких-то случаях, при небольшом объеме пассажиров, региональные бюджеты компенсируют выпадающие доходы перевозчика. Поэтому при объективной потребности в модернизации, ситуация с этим видом подвижного состава непростая, требует вдумчивого решения лизингодателя. Но рынок емкий и, если удастся создать симбиоз всех заинтересованных сторон, то потенциальный объем сделок очень интересен.

Стоит отметить и продолжение программы субсидирования инновационного парка, так в 2018 году ожидаем, что субсидии будут выделены в меньшем объеме чем в 2017 г. и будет разделено на вагоны 25 т/ось и 27 т/ось. 

Финансовый или операционный?

В области подвижного состава, как и в целом в сфере лизинга, превалирует финансовая аренда. Но интерес к операционному лизингу растет. По данным РА «Эксперт» доля операционного лизинга в новом бизнесе за 9 месяцев 2017 года составила 21 процент. Очевидно, что в финансовом выражении самые значимые составляющие оперлизинга это авиация и подвижной состав. Клиенты присматриваются к данному виду лизинга, оценивают эффективность, лизингодатели в свою очередь также учатся с ним работать, им важно понимать стоимость актива на каждый период действия договора а, с учетом того, какие серьёзные колебания происходили на рынке подвижного состава, это не всегда просто. Лизингополучателя при этом зачастую интересует право на каком-то этапе выкупить предмет лизинга, не обязательство, а именно право, которым он может воспользоваться при хорошей конъюнктуре рынка. Кроме того, возможны и дополнительные опции. Предметом договора в этом случае является проведение ремонтов и дополнительный сервис – можно оговорить, что входит в обязанности лизинговой компании, а можно и по-другому - в обязанности эксплуатанта. Конечно, такая структура сделки предполагает, что лизинговая компания наращивает компетенции в области эксплуатации своего актива и, как показывает практика, рынок идет по этому пути, приглашая не только финансистов, но и инженерный состав для полноценного и качественного контроля за имуществом.

Что дальше?

В 2018 году мы ждем, что рынок продолжит рост. Продолжится тренд восстановления после списания вагонов, а также ожидаем закупки специализированного парка – зерновозы, платформы. Как нам видится, грузовладельцы тоже будут наращивать свои объемы подвижного состава, обеспечивая «транспортную безопасность». Погрузка растет, что дает надежду на стабильный спрос.

Разумеется, конкуренция на рынке лизинга высокая, поскольку этот сегмент интересен всем топовым лизинговым компаниям. Но именно конкуренция рождает интересные решения, дает стимул к развитию.

Читайте также

Группа Газпромбанк Лизинг запустила бесплатный обучающий курс по ФСБУ 25
# Новости
Группа Газпромбанк Лизинг запустила бесплатный обучающий курс по ФСБУ 25
Группа Газпромбанк Лизинг запустила бесплатный обучающий курс по ФСБУ 25
Андрей Бугров рассказал об импортозамещении в лизинге на вручении премии «Предприятие года»
# Новости
Андрей Бугров рассказал об импортозамещении в лизинге на вручении премии «Предприятие года»
Андрей Бугров рассказал об импортозамещении в лизинге на вручении премии «Предприятие года»
Коммерческий директор компании «Интерлизинг» Сергей Жарков вошел в «ТОП-1000 российских менеджеров»
# Новости
Коммерческий директор компании «Интерлизинг» Сергей Жарков вошел в «ТОП-1000 российских менеджеров»
Коммерческий директор компании «Интерлизинг» Сергей Жарков вошел в «ТОП-1000 российских менеджеров»
«Балтийский лизинг» разместил выпуск облигаций серии БО-П06 объемом 3 млрд рублей
# Новости
«Балтийский лизинг» разместил выпуск облигаций серии БО-П06 объемом 3 млрд рублей
«Балтийский лизинг» разместил выпуск облигаций серии БО-П06 объемом 3 млрд рублей
Топ-менеджеры Группы Газпромбанк Лизинг вошли в список лучших управленцев России
# Новости
Топ-менеджеры Группы Газпромбанк Лизинг вошли в список лучших управленцев России
Топ-менеджеры Группы Газпромбанк Лизинг вошли в список лучших управленцев России
ГТЛК будет докапитализирована на 15 млрд рублей на развитие программы лизинга водного транспорта
# Новости
ГТЛК будет докапитализирована на 15 млрд рублей на развитие программы лизинга водного транспорта
ГТЛК будет докапитализирована на 15 млрд рублей на развитие программы лизинга водного транспорта
Газпромбанк Лизинг обеспечит Красноярск новой дорожно-коммунальной техникой
# Новости
Газпромбанк Лизинг обеспечит Красноярск новой дорожно-коммунальной техникой
Газпромбанк Лизинг обеспечит Красноярск новой дорожно-коммунальной техникой
Эксперт «Балтийского лизинга» принял участие в обсуждении новых стратегий развития ЛПК
# Новости
Эксперт «Балтийского лизинга» принял участие в обсуждении новых стратегий развития ЛПК
Эксперт «Балтийского лизинга» принял участие в обсуждении новых стратегий развития ЛПК
Более 70,5 млрд рублей Росагролизинг инвестировал в АПК Центрального федерального округа
# Новости
Более 70,5 млрд рублей Росагролизинг инвестировал в АПК Центрального федерального округа
Более 70,5 млрд рублей Росагролизинг инвестировал в АПК Центрального федерального округа
Новые рубежи CARCADE по итогам 1 полугодия 2022 года
# Новости
Новые рубежи CARCADE по итогам 1 полугодия 2022 года
Новые рубежи CARCADE по итогам 1 полугодия 2022 года
«Балтийский лизинг» профинансировал покупку солнечной электростанции для комбината «Дары Кубани»
# Новости
«Балтийский лизинг» профинансировал покупку солнечной электростанции для комбината «Дары Кубани»
«Балтийский лизинг» профинансировал покупку солнечной электростанции для комбината «Дары Кубани»
«Балтийский лизинг» присоединился к выставке «ЛЕСДРЕВМАШ 2022»
# Новости
«Балтийский лизинг» присоединился к выставке «ЛЕСДРЕВМАШ 2022»
«Балтийский лизинг» присоединился к выставке «ЛЕСДРЕВМАШ 2022»
Росагролизинг запустит первый в России сервис роботизированной сделки в сфере АПК
# Новости
Росагролизинг запустит первый в России сервис роботизированной сделки в сфере АПК
Росагролизинг запустит первый в России сервис роботизированной сделки в сфере АПК
«Балтийский лизинг» передал 100 машин в лизинг BelkaCar
# Новости
«Балтийский лизинг» передал 100 машин в лизинг BelkaCar
«Балтийский лизинг» передал 100 машин в лизинг BelkaCar
Газпромбанк Лизинг принял участие в Петербургском международном газовом форуме 2022
# Новости
Газпромбанк Лизинг принял участие в Петербургском международном газовом форуме 2022
Газпромбанк Лизинг принял участие в Петербургском международном газовом форуме 2022
Группа Газпромбанк Лизинг стал лидером лизинговой отрасли по итогам 1 полугодия 2022 года
# Новости
Группа Газпромбанк Лизинг стал лидером лизинговой отрасли по итогам 1 полугодия 2022 года
Группа Газпромбанк Лизинг стал лидером лизинговой отрасли по итогам 1 полугодия 2022 года
Росагролизинг впервые на 8-м месте в рэнкинге лизинговых компаний
# Новости
Росагролизинг впервые на 8-м месте в рэнкинге лизинговых компаний
Росагролизинг впервые на 8-м месте в рэнкинге лизинговых компаний
«Балтийский лизинг» занял шестое место в отраслевом рэнкинге «Эксперт РА» по итогам полугодия
# Новости
«Балтийский лизинг» занял шестое место в отраслевом рэнкинге «Эксперт РА» по итогам полугодия
«Балтийский лизинг» занял шестое место в отраслевом рэнкинге «Эксперт РА» по итогам полугодия
Газпромбанк Лизинг начал работать с одним из крупнейших в России владельцем парка буровой техники
# Новости
Газпромбанк Лизинг начал работать с одним из крупнейших в России владельцем парка буровой техники
Газпромбанк Лизинг начал работать с одним из крупнейших в России владельцем парка буровой техники
Газпромбанк Лизинг впервые выступил на Камчатке
# Новости
Газпромбанк Лизинг впервые выступил на Камчатке
Газпромбанк Лизинг впервые выступил на Камчатке
Наверх