Рынок подвижного состава стабилизировался

Аналитика
3016
Рынок подвижного состава стабилизировался

Марина Беленкова, директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли Газпромбанк Лизинга

Рынок железнодорожных перевозок сегодня на подъеме. Последние два года мы видим активное восстановление спроса на железнодорожные вагоны всех типов, а также рост ставок аренды и доходности парки.

Призрак профицита

Все профессиональные участники рынка помнят кризис, связанный с профицитом вагонов, который разразился в 2013-2015 годах. Ставки на аренду полувагонов в пик кризисной ситуации снизились до 350 рублей в сутки, в то время как в 2011 – 2012 гг. они превышали 1 000 рублей в сутки.Новый подвижной состав практически не приобретался, исключение составляли кэптивные компании вагоностроительных заводов, которые, находясь в крайне сложном финансовом положении, таким образом обеспечивали сбыт. 

Толчок к восстановлению дал запрет на продление срока службы подвижного состава без проведения модернизации, который был установлен в августе 2014 г. со вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза. Правда, в документе не было четкого определения, что понимать под модернизацией вагонов, и поэтому многие игроки уже начали списывать парк. В 2015 г. тренд на списание не только продолжился, но и усилился, чему способствовали и обращения вагоностроителей. В декабре 2016 года вышел приказ Минтранса, в соответствии с которым не допускалось использование подвижного состава с продленным сроком службы в груженом состоянии в поездах на железнодорожной инфраструктуре, который заставил эксплуатантов списать оставшиеся старые вагоны.

Начиная с середины 2016 г. начались закупки инновационного подвижного состава, влияние на это сегмент оказал тот факт, что государство выделило субсидии при приобретении универсального инновационного и специализированного парков. 

Таким образом, рынок стабилизировался благодаря государственному регулированию. Но и сегодня его участникам следует помнить уроки бурного роста 2011-2012 годов. 

Ставки аренды вагонов росли, подвижной состав многим участникам рынка казался привлекательным активом. Некоторые компании для приобретения вагонов привлекали и валютные заимствования, не имея при этом значительной доли валютной выручки. Мы помним, чем кончилась эпоха «перегретого» рынка. Операторы, лизинговые компании, банки – все участники этого большого рынка – получили неоценимый опыт прохождения через кризис. В сбалансированном рынке сегодня заинтересованы и вагоностроители, и операторы, и финансирующие институты. Все участники относятся к принятию рисков более осмотрительно, можно сказать, что призрак профицита витает над нами и помогает сдерживать аппетиты.

Чем характеризовался рынок в 2017 году?

Прежде всего, восстановили работу вагоностроительные заводы, большинство из которых вышло на проектную мощность.

В связи с дефицитом вагонов, образовавшимся в последние два года, многие грузовладельцы вернулись к идее приобретения собственного подвижного состава для того, чтобы обеспечить некоторую транспортную безопасность и избежать последствий волатильности рынка перевозок. Это вторая тенденция прошедшего года.

При существовавшем профиците вагонов перевозки были рынком грузовладельцев, а в 2017 году этот сегмент стал рынком операторов. 

Еще один тренд года – обновление специализированного парка. Это, прежде всего, зерновозы и платформы, наиболее самортизированные виды вагонов. Последние урожайные годы показали, что существующий парк не справляется с нагрузкой, что возникает сезонный дефицит, который стимулирует операторов к приобретению этого вида подвижного состава. По нашим расчетам, данный тренд сохранится и последующие несколько лет.

Еще одно перспективное направление, которое появилось в последнеевремя – это перевозки в танк-контейнерах. Ряд операторов развивает подобные компетенции, создаются специализированные компании.Рынок показывает растущий спрос на подобные перевозки.такой формат удобен для комбинированных перевозок – железной дорогой и автотранспортом. С учетом масштабов страны понятно, что за ними большое будущее.

И, наконец, еще одно направление – обновление пассажирского состава для пригородных перевозок. Правда, тут надо учитывать множество нюансов: пригородные перевозки не везде рентабельны. Парк пригородных поездов сильно изношен, и пригородные компании начали закупки парка.Следует отметить, что такого рода сделки связаны со специфическими рисками. В каких-то случаях пассажиропоток позволяет перевозчику быть рентабельным, в каких-то случаях, при небольшом объеме пассажиров, региональные бюджеты компенсируют выпадающие доходы перевозчика. Поэтому при объективной потребности в модернизации, ситуация с этим видом подвижного состава непростая, требует вдумчивого решения лизингодателя. Но рынок емкий и, если удастся создать симбиоз всех заинтересованных сторон, то потенциальный объем сделок очень интересен.

Стоит отметить и продолжение программы субсидирования инновационного парка, так в 2018 году ожидаем, что субсидии будут выделены в меньшем объеме чем в 2017 г. и будет разделено на вагоны 25 т/ось и 27 т/ось. 

Финансовый или операционный?

В области подвижного состава, как и в целом в сфере лизинга, превалирует финансовая аренда. Но интерес к операционному лизингу растет. По данным РА «Эксперт» доля операционного лизинга в новом бизнесе за 9 месяцев 2017 года составила 21 процент. Очевидно, что в финансовом выражении самые значимые составляющие оперлизинга это авиация и подвижной состав. Клиенты присматриваются к данному виду лизинга, оценивают эффективность, лизингодатели в свою очередь также учатся с ним работать, им важно понимать стоимость актива на каждый период действия договора а, с учетом того, какие серьёзные колебания происходили на рынке подвижного состава, это не всегда просто. Лизингополучателя при этом зачастую интересует право на каком-то этапе выкупить предмет лизинга, не обязательство, а именно право, которым он может воспользоваться при хорошей конъюнктуре рынка. Кроме того, возможны и дополнительные опции. Предметом договора в этом случае является проведение ремонтов и дополнительный сервис – можно оговорить, что входит в обязанности лизинговой компании, а можно и по-другому - в обязанности эксплуатанта. Конечно, такая структура сделки предполагает, что лизинговая компания наращивает компетенции в области эксплуатации своего актива и, как показывает практика, рынок идет по этому пути, приглашая не только финансистов, но и инженерный состав для полноценного и качественного контроля за имуществом.

Что дальше?

В 2018 году мы ждем, что рынок продолжит рост. Продолжится тренд восстановления после списания вагонов, а также ожидаем закупки специализированного парка – зерновозы, платформы. Как нам видится, грузовладельцы тоже будут наращивать свои объемы подвижного состава, обеспечивая «транспортную безопасность». Погрузка растет, что дает надежду на стабильный спрос.

Разумеется, конкуренция на рынке лизинга высокая, поскольку этот сегмент интересен всем топовым лизинговым компаниям. Но именно конкуренция рождает интересные решения, дает стимул к развитию.

Читайте также

«Интерлизинг» впервые получил кредитный рейтинг «Эксперт РА» на уровне «ruBBB»
# Новости
24 Сентября 2020
1131
«Интерлизинг» впервые получил кредитный рейтинг «Эксперт РА» на уровне «ruBBB»
«Интерлизинг» впервые получил кредитный рейтинг «Эксперт РА» на уровне «ruBBB»
26-28 октября в Москве пройдет выставка автобусной техники Busworld Russia
# Новости
24 Сентября 2020
754
26-28 октября в Москве пройдет выставка автобусной техники Busworld Russia
26-28 октября в Москве пройдет выставка автобусной техники Busworld Russia
ВЭБ.РФ профинансировал поставку трех рельсовых автобусов на Сахалин
# Новости
24 Сентября 2020
845
ВЭБ.РФ профинансировал поставку трех рельсовых автобусов на Сахалин
ВЭБ.РФ профинансировал поставку трех рельсовых автобусов на Сахалин
ВТБ Лизинг увеличил поставки автомобилей для партнеров Яндекс.Такси
# Новости
24 Сентября 2020
1196
ВТБ Лизинг увеличил поставки автомобилей для партнеров Яндекс.Такси
ВТБ Лизинг увеличил поставки автомобилей для партнеров Яндекс.Такси
«Сбербанк Лизинг» поставит ЦППК три электропоезда ЭП2Д за 3,8 млрд руб.
# Новости
23 Сентября 2020
1755
«Сбербанк Лизинг» поставит ЦППК три электропоезда ЭП2Д за 3,8 млрд руб.
«Сбербанк Лизинг» поставит ЦППК три электропоезда ЭП2Д за 3,8 млрд руб.
«Сименс Финанс» профинансировал глазной центр в Калининграде
# Новости
22 Сентября 2020
2912
«Сименс Финанс» профинансировал глазной центр в Калининграде
«Сименс Финанс» профинансировал глазной центр в Калининграде
«Техно Лизинг» разместил биржевые облигации на 250 млн руб.
# Новости
22 Сентября 2020
1924
«Техно Лизинг» разместил биржевые облигации на 250 млн руб.
«Техно Лизинг» разместил биржевые облигации на 250 млн руб.
«КМ Финанс» поставила в лизинг мобильный асфальтобетонный завод за 89 млн руб.
# Новости
21 Сентября 2020
2132
«КМ Финанс» поставила в лизинг мобильный асфальтобетонный завод за 89 млн руб.
«КМ Финанс» поставила в лизинг мобильный асфальтобетонный завод за 89 млн руб.
ВЭБ.РФ открыл кредитную линию на €12,5 млн узбекской дочке «КАМАЗ-Лизинга»
# Новости
21 Сентября 2020
2548
ВЭБ.РФ открыл кредитную линию на €12,5 млн узбекской дочке «КАМАЗ-Лизинга»
ВЭБ.РФ открыл кредитную линию на €12,5 млн узбекской дочке «КАМАЗ-Лизинга»
«Эксперт РА» присвоило саратовскому «ЭкономЛизингу» кредитный рейтинг ruBB+
# Новости
18 Сентября 2020
3133
«Эксперт РА» присвоило саратовскому «ЭкономЛизингу» кредитный рейтинг ruBB+
«Эксперт РА» присвоило саратовскому «ЭкономЛизингу» кредитный рейтинг ruBB+
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за август 2020 года
# Аналитика
18 Сентября 2020
5499
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за август 2020 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за август 2020 года
Дмитрий Арсеев, Реалист Лизинг: «Мы в своих силах уверены»
# Интервью
16 Сентября 2020
8450
Дмитрий Арсеев, Реалист Лизинг: «Мы в своих силах уверены»
Дмитрий Арсеев, Реалист Лизинг: «Мы в своих силах уверены»
ГТЛК заключила ряд соглашений на поставку вертолетов в лизинг
# Новости
15 Сентября 2020
4160
ГТЛК заключила ряд соглашений на поставку вертолетов в лизинг
ГТЛК заключила ряд соглашений на поставку вертолетов в лизинг
Высокая доходность облигаций лизингодателей привлекает инвесторов
# Аналитика
15 Сентября 2020
6253
Высокая доходность облигаций лизингодателей привлекает инвесторов
Высокая доходность облигаций лизингодателей привлекает инвесторов
Новейший КАМАЗ-54901 передан в лизинг оренбургскому «ОрМетРесурс»
# Новости
11 Сентября 2020
6513
Новейший КАМАЗ-54901 передан в лизинг оренбургскому «ОрМетРесурс»
Новейший КАМАЗ-54901 передан в лизинг оренбургскому «ОрМетРесурс»
Российские лизингодатели ждут большего доверия от банков
# Интервью
11 Сентября 2020
9646
Российские лизингодатели ждут большего доверия от банков
Российские лизингодатели ждут большего доверия от банков
Банк России бесплатно поможет лизингодателям перейти на МСФО
# Реформа
8 Сентября 2020
16172
Банк России бесплатно поможет лизингодателям перейти на МСФО
Банк России бесплатно поможет лизингодателям перейти на МСФО
«Почта России» получит 116 единиц грузовой автотехники от ВТБ Лизинга
# Новости
2 Сентября 2020
8671
«Почта России» получит 116 единиц грузовой автотехники от ВТБ Лизинга
«Почта России» получит 116 единиц грузовой автотехники от ВТБ Лизинга
«Росагролизинг» сократил чистую прибыль по МСФО за полугодие на 30% до 610,6 млн руб.
# Новости
2 Сентября 2020
9347
«Росагролизинг» сократил чистую прибыль по МСФО за полугодие на 30% до 610,6 млн руб.
«Росагролизинг» сократил чистую прибыль по МСФО за полугодие на 30% до 610,6 млн руб.
«Альфа-Лизинг» в первом полугодии увеличил новый бизнес на 9% до 29,7 млрд руб.
# Новости
2 Сентября 2020
7423
«Альфа-Лизинг» в первом полугодии увеличил новый бизнес на 9% до 29,7 млрд руб.
«Альфа-Лизинг» в первом полугодии увеличил новый бизнес на 9% до 29,7 млрд руб.
Совет директоров «Европлана» рекомендовал выплатить 1,8 млрд руб. дивидендов
# Новости
2 Сентября 2020
8814
Совет директоров «Европлана» рекомендовал выплатить 1,8 млрд руб. дивидендов
Совет директоров «Европлана» рекомендовал выплатить 1,8 млрд руб. дивидендов
Минфин России: «Лизинговая отрасль должна быть прозрачной и понятной»
# Господдержка
1 Сентября 2020
12792
Минфин России: «Лизинговая отрасль должна быть прозрачной и понятной»
Минфин России: «Лизинговая отрасль должна быть прозрачной и понятной»
Открыт прием заявок на соискание Национальной премии «Лизинговая сделка года 2020»
# Новости
1 Сентября 2020
8931
Открыт прием заявок на соискание Национальной премии «Лизинговая сделка года 2020»
Открыт прием заявок на соискание Национальной премии «Лизинговая сделка года 2020»
25 сентября на ВДНХ пройдет Digital Transport Forum 2020
# Новости
31 Августа 2020
7813
25 сентября на ВДНХ пройдет Digital Transport Forum 2020
25 сентября на ВДНХ пройдет Digital Transport Forum 2020
Наверх