Господдержка за счет клиента

Господдержка
Алексей Екимовский
98K
Господдержка за счет клиента
Пока в обновленном правительстве размышляют, как снова поправить спорное постановление предыдущего кабинета министров о субсидировании льготного лизинга промышленности, адресаты господдержки начали испытывать финансовые трудности из-за череды предыдущих изменений в нормативной базе. В январе лизингополучатели, в том числе представители малого и среднего бизнеса, получили счета на компенсацию так и не возмещенных государством скидок на приобретение отечественной спецтехники в 2018 году. Для некоторых из них дополнительный платеж пришелся на окончание срока лизингового договора, что привело к необходимости погашения крупных сумм задолженности фактически единовременно, и многие просто не в состоянии заплатить. Это грозит изъятием техники, которую государство обещало поддержать в 2018 году, но переложило это бремя на плечи бизнеса. 

Скидку на бочку

Сотни субъектов малого и среднего бизнеса, приобретавших спецтехнику в 2018 году с использованием господдержки лизинга, получили от своих лизингодателей требования срочно оплатить обещанные два года назад Минпромторгом России скидки на отечественную технику. Правила предоставления субсидий с тех пор существенно изменились, и некоторые лизинговые компании в середине прошлого года потеряли право на получение бюджетных компенсаций по этой программе, выставив соответствующие счета своим клиентам по договорам двухлетней давности. 

С ярким примером подобной ситуации в редакцию FedLeasing.ru обратилась компания «Мир Строй Кран», заключившая в августе 2018 года договор лизинга на приобретение автокрана «Клинцы» у отечественного поставщика. Выступивший лизингодателем «ВЭБ-Лизинг», как того и требовала действующая на тот момент программа Минпромторга России по поддержке производителей спецтехники, предоставил предприятию скидку на авансовый платеж, что и было утверждено сторонами в договоре. 

График лизинговых платежей предполагал равные ежемесячные выплаты, а по состоянию на январь 2020 года компании оставалось выплатить всего пять небольших траншей, после чего получить кран в собственность за символическую выкупную цену 9 тыс. руб. Однако, сославшись на решение Минпромторга об отказе в предоставлении субсидии за 2018 год, «ВЭБ-лизинг» направил клиенту дополнительное соглашение, в котором последние пять лизинговых платежей увеличены с 71,4 тыс. руб. до 402 тыс. руб. каждый. За счет этого общая стоимость договора единовременно выросла на 1,6 млн руб., что стало неподъемным для небольшого предприятия.

В «ВЭБ-лизинге» признали существование проблемы с договорами 2018 года, но при этом отметили, что «механизм компенсации суммы неполученной субсидии предусмотрен договором лизинга». «Указанный механизм применяется после исчерпания всех предусмотренных федеральным законом и постановлением правительства РФ способов получения субсидии», - говорится в ответе пресс-службы компании на запрос FedLeasing.ru. В то же время, включение всех недополученных сумм в оставшиеся фиксированные платежи клиентов – не ультиматум, а один из возможных способов решения проблемы. «На текущий момент клиентам АО «ВЭБ-лизинг» предлагается несколько вариантов пересчёта платежей для компенсации предоставленной скидки, в том числе варианты, которые позволяют снизить удорожание», - заверили в пресс-службе компании.

Промышленный регресс

В пресс-службе Минпромторга в ответ на запрос FedLeasing.ru не предложили вариантов решения проблемы, а лишь разъяснили порядок действия программ господдержки спецтехники в 2018 и 2019 годах. Согласно постановлению правительства РФ №518 от 3 мая 2017 года лизинговые компании предоставляли в министерство заключенные договоры со скидками на авансовый платеж, а бюджет в конце года компенсировал эти недополученные лизингодателем доходы. Такой договор Минпромторг подписал, в том числе и с «ВЭБ-лизингом» в 2017 году, причем, как указывают в министерстве, в 2017-2018 годах компенсации исправно выплачивались государством лизингодателю. 

Однако, «в указанном периоде показателем эффективности предоставления субсидии являлось увеличение в году получения субсидии объемов лизинга российской техники не менее чем на 15% по отношению к объемам предыдущего года», отмечают в министерстве, при этом в соответствии с поручениями правительства РФ в 2019 году «указанный показатель был снижен до 10%, а также была предусмотрена возможность субсидирования льготных договоров лизинга, заключенных в период с 1 января 2018 года». В Минпромторге отмечают, что в июле 2019 года представленные «ВЭБ-лизингом» документы не прошли по условиям программы, в частности, «компанией заявлено снижение данного показателя в 2019 году на 88% по отношению к 2018 году», что и стало причиной отказа в компенсациях.  

В министерстве подчеркивают, что нигде в условиях программы господдержки лизинга спецтехники нет требования о том, что в случае отсутствия субсидий в бюджете потери лизинговой компании должен компенсировать лизингополучатель. «Однако, указанный регресс мог быть предусмотрен договором лизинга, заключенным по согласованию сторон», - предположили в Минпромторге России.

В компании «Мир Строй Кран» подтверждают, что в договоре с «ВЭБ-Лизингом» есть пункт о возможной выплате предоставленной скидки в случае отсутствия субсидий, но это никак не спасает положение. Новый график платежей «неподъемен» для предприятия: по словам сотрудников компании, кран «зарабатывает» около 250 тыс. руб. в месяц, что покрывает новый лизинговый платеж от силы на 60%. В случае отсутствия оплаты лизингодатель будет вправе изъять технику, большая часть стоимости которой уже выплачена предприятием.

Парадокс результативности

Впрочем, в Минпромторге не упомянули о том, что в конце 2018 года ряд лизинговых компаний так и не получили компенсаций за предоставленные скидки по заключенным договорам, но совсем по другой причине. В распоряжении FedLeasing.ru оказалось письмо Минпромторга в адрес «ВЭБ-Лизинга», датированное 29 декабря 2018 года, в котором компании отказано в субсидиях «в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минпромторга России». В том же письме министерство настоятельно рекомендует лизингодателю вновь подать заявку на компенсацию предоставленных скидок, ссылаясь на то, что в 2019 году в бюджете на эти цели предусмотрены 2,1 млрд руб. 

В Минпромторге так же не упомянули про обстоятельства возобновления программы господдержки лизинга спецтехники в прошлом году. Выделенные 2,1 млрд руб. из бюджета были полностью выбраны меньше чем за полгода, а в июле 2019 года условия программы были кардинально пересмотрены. Министерство даже объявило о том, что перезапуск программы по спецтехнике станет «пилотным» проектом, на котором будут протестированы новые принципы учета «результативности субсидий» и затем распространены на все остальные сегменты лизинга отечественной техники с 2020 года. 

В министерстве заявляют, что «пилот» прошел удачно, ряд прошедших «конкурсный отбор» лизинговых компаний заявили FedLeasing.ru, что по отношению к ним все обязательства Минпромторга России полностью выполнены. Новый подход фактически был распространен на все виды субсидируемой техники в принятом под конец 2019 года постановлении правительства №1908, но с небольшими изменениями. В частности, спорное требование о ежегодном увеличении объемов поставок техники в новом постановлении было отменено совсем, что стало одним из результатов обсуждения проекта документа с участниками лизингового рынка. 

Однако, те лизинговые компании, которые не прошли «пилотный» конкурсный отбор в июле 2019 года, «споткнувшись» как раз на требовании Минпромторга об увеличении поставок техники на 10%, автоматически лишились возможности компенсировать недополученные доходы по договорам льготного лизинга 2018 года. Как ранее писал FedLeasing.ru, допуск к субсидиям по спецтехнике получили лишь 36 организаций, отказы получили 13 лизинговых компаний, в том числе несколько крупных. Некоторые компании в принципе отказались с 2019 года претендовать на субсидии по этой программе, не желая завышать свои обязательства и брать на себя риски попасть на санкции Минпромторга (за невыполнение объемов продаж по новым правилам Минпромторг может оштрафовать лизингодателя на сумму обещанной субсидии, помноженную на двукратную или трехкратную ключевую ставку Банка России). 

Кризис доверия

В числе пострадавших - клиенты не только государственных, но и частных лизинговых компаний. Например, в «Альфа-Лизинге» сообщили FedLeasing.ru, что общий объем некомпенсированных Минпромторгом скидок на авансовый платеж по договорам лизинга 2018 года составил не менее 197 млн руб., пострадали 230 клиентов компании. Руководитель управления госрегулирования и комплаенса «Альфа-Лизинга» Римма Иващук подчеркивает, что абсолютно все пострадавшие – частные компании из сегмента малого и среднего бизнеса. «Изменение в  2019 году политики по предоставлению господдержки по программе и отказ предыдущего правительства РФ от погашения задолженности за 2018 год на заявленных изначально условиях не позволяют получить субсидию в полном объеме, - рассказала она. - Несмотря на неоднократные обращения со стороны лизинговых компаний, решение принято не в интересах лизингополучателей».

Скидки в среднем составляли 400 тыс. руб. на одну единицу техники, что является существенным увеличением платежей для клиентов, отмечает Римма Иващук, добавляя, что для некоторых из них рост платежей является критическим для существования бизнеса. «Их выбор в пользу получения в лизинг отечественной спецтехники был вызван предлагаемой скидкой по программе господдержки. В результате клиенты своим спросом поддержали отечественных производителей, но вынуждены платить больше запланированного», - констатирует менеджер «Альфа-Лизинга». По ее словам, такая практика государства вызывает у клиентов сомнения в надежности подобного инструмента господдержки.

С середины прошлого года «Альфа-Лизинг» тоже «ведет вынужденную работу с клиентами» по возвращению некомпенсированных государством скидок по договорам лизинга. В компании заявляют, что для каждого пострадавшего предоставлены индивидуальные условия. «Клиенты сами выбирали вариант оплаты: продление срока лизинга, распределение образовавшейся нагрузки в течение договора лизинга, единовременное погашение и так далее», - рассказала Римма Иващук.

С поправкой на обновление

Не смотря на то, что постановление правительства №1908 о «единой лизинговой субсидии», в котором закреплены новые правила субсидирования промышленной продукции, новым премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным формально не отменено, назначенный на 27 января старт конкурсного отбора лизингодателей на получение лизинговых субсидий в 2020 году Минпромторгом так и не был объявлен. Это косвенно подтверждает неофициальные сообщения ведущих деловых изданий о том, что в связи со сменой курирующего промышленность вице-премьера Дмитрия Козака (одного из идеологов реформ системы господдержки лизинга в России) на вице-премьера Юрия Борисова (в прежнем составе правительства отвечал за развитие ВПК), спорная система господдержки лизинга в России будет пересмотрена. Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщила, что из программы уже изъяты субсидии по лизингу газомоторной техники, а собеседники газеты «Ведомости» заявили, что запуск «единой лизинговой субсидии» откладывается не менее чем на месяц для учета предложений бизнеса.

Информацию о возможном пересмотре принятого постановления о «единой лизинговой субсидии» на уровне правительства подтвердили FedLeasing.ru в «Объединенной лизинговой ассоциации» (ОЛА). 23 января специально созданная рабочая группа из числа членов ассоциации во главе с президентом ОЛА Кириллом Царевым встретилась с заместителем министра промышленности и торговли Василием Осьмаковым и представителями отраслевых департаментов Минпромторга по проблематике «единой лизинговой субсидии». В ОЛА надеются, что взаимопонимание с Минпромторгом теперь достигнуто и все предложения членов ОЛА – как концептуальные, так и технические – уже приняты чиновниками в работу. 

Однако, по проблеме договоров 2018 года и ОЛА, и ее члены по собственной инициативе, неоднократно обращались в министерство, но никакого позитивного решения так и не было принято. В ОЛА отмечают, что из-за отсутствия компенсаций лизинговые компании были вынуждены истребовать сумму так и не полученных субсидий с клиентов, что «вполне предсказуемо привело к негативным репутационным последствиям» для лизинговой отрасли, мерам господдержки производителей отечественной техники, а также ударило по бизнесу многочисленных лизингополучателей - российских предпринимателей, преимущественно из сферы малого и среднего предпринимательства, согласившихся участвовать в госпрограмме. По оценкам ОЛА, основанным на предоставленных ее членами данных, объем выпадающих доходов лизинговых компаний только по этому периоду действия программы на сегодня превышает 270 млн руб. Причем информации по некоторым крупным участникам госпорграммы по спецтехнике 2018 года в распоряжении ОЛА нет, а значит ущерб в целом по рынку может оказаться еще более существенным, отмечают в ассоциации. 

Читайте также

Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
# Новости
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
# Новости
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
# Новости
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
# Новости
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
# Новости
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
# Новости
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
# Новости
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
# Новости
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
# Аналитика
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
# Новости
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
# Новости
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
# Новости
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
# Новости
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
# Новости
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
# Новости
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
# Новости
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
# Новости
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Наверх