Поддержка для сильнейших

Господдержка
114K
Поддержка для сильнейших
В середине февраля Минпромторг России распределил 3,84 млрд руб. субсидий на автолизинг по новой системе, в результате которой доступ к господдержке размером 3,84 млрд руб. получили лишь 15 крупнейших лизинговых компаний. Еще 23 лизингодателя, прошедших «конкурентный отбор», но не получивших бюджетных средств, ждут решения правительства о следующем транше в сопоставимом объеме, однако в Минпромторге этого не подтверждают. По мнению большинства участников рынка, опрошенных FedLeasing.ru, новый механизм распределения субсидий на лизинг отечественной автотехники стал инструментом конкурентной борьбы крупнейших госкомпаний и банковских «дочек» за долю рынка, которую теряют все остальные профессиональные игроки.

Как уже сообщал FedLeasing.ru, в середине февраля Минпромторг России провел первый конкурентный отбор лизинговых компаний для участия в программе господдержки продаж отечественной автомобильной техники в 2021 году по новым правилам, которые были утверждены в мае 2020 года и доработаны правительством в декабре. Согласно итоговому протоколу, опубликованному на сайте министерства, доступ к субсидиям получили 15 лизинговых компаний из 57 претендентов, 22 из оставшихся лизингодателей прошли квалификацию, но им не хватило выделенных лимитов, а еще 19 компаниям было отказано в допуске к отбору, поскольку их заявки не соответствовали требованиям программы. 

Главное новшество в программе субсидирования автолизинга в 2021 году – механизм «конкурентного отбора» лизинговых компаний, которые в первоочередном порядке получат доступ к ограниченным объемам господдержки. В рамках этой процедуры Минпромторг России запрашивает у претендентов прогнозный показатель продаж автомобилей по программе в сравнении с объемом необходимых компенсаций, и на основе этого соотношения выстраивает своеобразный рейтинг лизингодателей по «коэффициенту результативности субсидии». Право на компенсации из бюджета получили те компании, у которых этот коэффициент выше, а остальные смогут воспользоваться этим правом только в том случае, если правительство выделит дополнительные лимиты по программе. 

Ставки сделаны

Согласно протоколу, наивысший коэффициент – «46,5» – заявила компания «РНЛ Лизинг» (создана в 2006 году, входит в группу «РН Банк» - кэптивный банк Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi). Она запросила всего 26,1 млн руб. субсидий, обязавшись продать автомобилей на сумму 1,2 млрд руб. Ее ближайший конкурент с коэффициентом «23» – «Балтийский лизинг» (входит в группу ФК «Открытие», принадлежащую ЦБ РФ) – запросил 230 млн руб. субсидий, прогнозируя продажи автомобилей на уровне 5,3 млрд руб. На третьем месте по «коэффициенту результативности» Минпромторга – «Альфамобиль» (входит в группу «Альфа-Лизинг») со значением «21,3», претендующий на 260 млн руб. господдержки и обещающий продать отечественной автотехники на сумму 5,5 млрд руб. 

У всех остальных 12 компаний, попавших в реестр получателей субсидий по автолизингу, заявленный «коэффициент результативности» не превышает «21», но при этом строго больше «20». Среди них – крупнейшие игроки рынка, такие как ВТБ Лизинг, «СберЛизинг», Газпромбанк Лизинг, «Европлан», «ПСБ Лизинг» и другие. Выделенного лимита субсидий хватило для компании «Мэйджор-Лизинг» (принадлежит крупному автодилеру «Майджор») с коэффициентом «20,15», и то лишь частично: согласно протоколу, компания запрашивала 300 млн руб. средств господдержки, но получила лишь 179,8 млн руб. субсидий (заявленный объем продаж - чуть более 6 млрд руб.) Начиная с «Транспортной лизинговой компании» из Ярославля (создана в 2002 году, входит в автодилерскую группу «ЯрКамп») с показателем «20,04» и еще 22 лизинговым компаниям, оказавшихся ниже нее в реестре получателей субсидий, Минпромторг в субсидиях отказал в связи с недостаточностью лимитов бюджетных ассигнований по программе.

Наибольшую сумму субсидий по автолизингу в 2021 году, согласно протоколу, получит компания «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» - 768 млн руб., это почти 20% от выделенного Минпромторгу лимита, что является предельно допустимым объемом господдержки на одну организацию-заявителя. Однако, в протоколе упомянута еще одна компания – ООО «Финансовая лизинговая компания КАМАЗ», которая запросила ровно такой же объем субсидий, но заявила коэффициент результативности меньше «20», а потому не прошла «конкурентный отбор». Еще один явный лидер по аппетитам к господдержке в 2021 году – группа Газпромбанк Лизинг, которая подала заявки от трех входящих в нее компаний (включая «Газпромбанк-Автолизинг» и Carcade) на общую сумму почти 700 млн руб. 

Несложный арифметический подсчет показывает, что если бы все компании поступили так же и запросили максимально допустимый объем субсидий, то весь объем программы распределился бы поровну между пятью юридическими лицами, заявившими «проходные» коэффициенты результативности. Однако, у всех остальных допущенных к работе по программе организаций объем запрашиваемых из бюджета средств не превышает 350 млн руб., причем в заявках четырех крупных компаний («СберЛизинг», ВТБ Лизинг, «Европлан» и «Контрол-Лизинг») эта цифра совпадает в точности до копейки.

Каждый за себя

Крупные лизинговые компании, прошедшие отбор, такие как ВТБ Лизинг, «СберЛизинг», Газпромбанк Лизинг, «Альфа-Лизинг» и ряд других – воздержались комментировать вопросы FedLeasing.ru о новой системе субсидирования автопрома. Даже в неофициальных беседах их сотрудники не подтверждают факт сепаратных договоренностей крупнейших лизингодателей между собой, хотя и признают, что нововведения в программу господдержки автопрома, безусловно, активно обсуждались в сообществе. Собеседники FedLeasing.ru тоже обратили внимание на заявки Газпромбанк Лизинга и «КАМАЗ-ЛИЗИНГА», но подробно комментировать действия коллег по цеху не стали. По словам одного из них, согласно условиям программы, предложения лизингодателей должны подаваться в Минпромторг в запечатанных конвертах и могут быть вскрыты лишь на заседании комиссии. «Но сделать это невозможно: в экспедиции министерства все конверты вскрываются, сканируются, регистрируются и только после этого могут быть приняты в работу», - рассказал он на условиях анонимности. 

Из числа допущенных к субсидиям лизингодателей на вопросы FedLeasing.ru ответили лишь в компании «КАМАЗ-ЛИЗИНГ». Там подтвердили, что в полном соответствии с условиями программы подали две заявки от двух разных компаний группы, подчеркнув при этом, что «на одну из них субсидия выделена, на вторую – нет», поскольку коэффициент результативности субсидии различается. «Компании разные, и наши ожидания по эффективности так же не идентичны», - пояснили в пресс-службе «КАМАЗ-ЛИЗИНГА». «Мы в значительной степени уверены в своих силах и своей эффективности, поэтому мы берем на себя ответственность за заявленные цифры. Другие компании, возможно, с уверенностью могут прогнозировать другие объемы», - заявили в пресс-службе «КАМАЗ-ЛИЗИНГА», напомнив, что за неисполнение заявленных показателей программы на лизингодателя будут наложены штрафы.

В то же время, в «КАМАЗ-ЛИЗИНГЕ» убеждены, что группа может транслировать клиентам «значительно большую сумму государственной поддержки», чем предполагает сегодня программа. «Выделенные суммы, по нашим оценкам, мы используем уже к маю, и не сможем транслировать субсидию на других представителей бизнеса. Наша пропускная способность на порядок выше», - заявили в пресс-службе «КАМАЗ-ЛИЗИНГА», выразив в целом полное удовлетворение программой субсидирования Минпромторга, которая «поддерживает рынок лизинга уже несколько лет». 

Квалификация для избранных

Однако, большинство других участников рынка, согласившихся официально побеседовать FedLeasing.ru, весьма критически отнеслись к результатам процедуры «конкурентного отбора» Минпромторга в 2021 году, многие из них не смогли пройти даже квалификационную процедуру, хотя присутствуют на рынке десятки лет, имеют вполне солидный лизинговый портфель и ранее участвовали в программе. 

Так, например, компания «ПР-Лизинг» (создана в 2011 году, лизинговый портфель на конец 2020 года – 4,4 млрд руб.) не была допущена Минпромторгом к «конкурентному отбору», причем до сих пор не знает, по какому именно из критериев она не прошла. «Мы участвовали в данной программе не один год и, на наш взгляд, соответствуем всем установленным требованиям», - сказал FedLeasing.ru финансовый директор компании Вадим Асанбаев, добавив, что официального ответа из министерства о причинах отказа в компании не получали. В своей заявке компания просила 7 млн руб. субсидий под продажи техники на 70 млн руб., рассказал он. 

Лизинговая компания X-Leasing (ООО «ИКС-Лизинг», работает на рынке с 2018 года, портфель на конец 2020 года – 5,9 млрд руб.) тоже в прошлом году была активным участником программы Минпромторга по автопрому, но в этом году не прошла квалификационный отбор, оценивая новые «входные» требования к претендентам на господдержку как «довольно жесткие». Генеральный директор X-Leasing Илья Ивойлов рассказал FedLeasing.ru, что в компании заранее понимали, что заявка, скорее всего, будет отклонена, но подавали ее «на тот случай, если условия будут скорректированы». Он добавил, что если раньше компания могла представить в министерство 100 договоров лизинга на любые автомобили, то теперь там учитывают только определенные марки, подпадающие под требования Минпромторга к локализации производства. «По количеству договоров именно на эти конкретные модели мы в этот раз чуть не дотянули», - констатировал ситуацию господин Ивойлов.

Теперь для входа в программу X-Leasing решил использовать другой путь - получить кредитный рейтинг в одном из аккредитованных рейтинговых агентств. «В ближайшие месяц-два мы планируем получить кредитный рейтинг и тогда заявка нашей компании будет соответствовать установленным требованиям Минпромторга. Возможно, будет выделено дополнительное финансирование, в том числе по программе “Доступная аренда”, и тогда мы обязательно примем участие в новом отборе, если таковой будет объявлен», - надеется Илья Ивойлов. 

Некоторые прежние постоянные участники программы и вовсе не стали подавать заявки в Минпромторг в 2021 году. В челябинской компании «Транслизинг» (работает на рынке с 2002 года, портфель на начало 2020 года – 1,3 млрд руб.) тоже сообщили, что главным препятствием стало ужесточение требований к технике, которая подпадает под действие программы. В компании полагают, что доступ лизингодателей к программе необходимо облегчить: снизить требование по минимальному уставному капиталу с 500 млн руб. хотя бы до 100 млн руб., а количество заключенных сделок с субсидируемой техникой в предыдущем году – со 100 до 30 договоров. Кроме того, в компании считают целесообразным прописать не только требования к масштабу бизнеса, но и к показателям надежности лизинговых компаний, а на поддержку государственных предприятий эти деньги вообще не тратить. В ином случае, считают в «Транслизинге», было бы целесообразнее вернуть прямое субсидирование производителей техники.

Регионы против «хайпа»

Средние по федеральным меркам, но достаточно крупные региональные лизинговые компании, хоть и не участвуют в программе субсидирования автотехники Минпромторга, оказались особенно критичны к новому раунду распределения господдержки. 

Компания «РАФТ ЛИЗИНГ» (создана в 2006 году, лизинговый портфель на конец 2020 года – 4,2 млрд руб.), занимающая значительную долю рынка в Иркутской области и соседних регионах, в программе Минпромторга по колесному транспорту не участвовала, поскольку не проходит ни по одному из критериев допуска. «Мы начали подтягиваться к этим требованиям, но их снова ужесточили», - рассказала FedLeasing.ru директор компании Елена Ланцова. В тоже время, растиражированный в СМИ «хайп» вокруг господдержки промышленности и активная рекламная кампания льготного лизинга со стороны федеральных игроков уже сформировали объективные препятствия для работы всех остальных лизинговых компаний. «Как правило клиент первым делом интересуется, включена ли компания в реестр Минпромторга, и если не слышит утвердительного ответа, то просто не продолжает разговор», - отмечает госпожа Ланцова.

В компании убеждены, что применяемый механизм распределения господдержки на автолизинг целенаправленно создан под интересы крупнейших федеральных компаний и разрушает конкурентную среду в самом крупном розничном сегменте рынка лизинга. «Налоги платят все, но господдержку в виде субсидий распределяют между крупнейшими компаниями. Это абсолютно несправедливо, - считает директор по маркетингу «РАФТ ЛИЗИНГА» Елена Дуберштейн. – В результате мы становимся неконкурентными в сегменте автотранспорта, вынуждены менять продуктовую линейку, корректировать стратегию, уходить в другие сегменты бизнеса». «И все это делается руками государства», - возмущается она. 

Скидка за скидку

Саратовская компания «ЭкономЛизинг» (создана в 2006 году, лизинговый портфель – более 1,1 млрд руб.) тоже не соответствует входным требованиям программы Минпромторга, но при этом последствия распределения бюджетных средств между крупнейшими федеральными лизингодателями ухудшают условия ведения бизнеса и «выдавливают» региональных игроков с рынка год за годом, утверждает генеральный директор компании Алла Леонгард. «Когда программа была запущена в 2014 году, в стране разразился финансовый кризис, начала расти ключевая ставка и мы, как и большинство региональных лизинговых компаний еще целый год после этого испытывали трудности, потеряли часть рынка, - рассказала она FedLeasing.ru. – В 2016 году мы начали восстанавливаться, но многие наши клиенты уже ушли к федеральным компаниям, которые получали субсидию. Со временем требования не только не изменились, но и стали еще больше ужесточаться». 

Более того, к федеральным «монстрам» ушли и крупнейшие поставщики техники, которые предлагают максимальные скидки только тем лизинговым компаниям, которые получили право на субсидии. «Раньше производители и автосалоны нам давали свою скидку, пусть и небольшую, но она нам позволяла конкурировать с другими игроками на вполне рыночных условиях. А сегодня без этой субсидии мы им не интересны как партнеры, поэтому нам не дают скидок в принципе», - отмечает госпожа Леонгард, приводя в пример крупнейших производителей отечественных автомобилей – АВТОВАЗ и КАМАЗ.

В совокупности формируется «колоссальный разрыв» между ценовыми предложениями лизинговых компаний, что фактически закрывает сегмент автотранспорта для игроков рынка, не обладающих государственными преференциями. В то же время, отмечает Алла Леонгард, у того же Минпромторга есть более удачные программы господдержки, в частности, льготные кредиты и лизинг от Фонда развития промышленности. «Я, как руководитель лизинговой компании, вижу больше пользы от таких программ, нежели от прямых федеральных субсидий лизингодателям», - подчеркнула она, добавляя, впрочем, что и в них есть заградительное требование о минимальной величине уставного капитала лизингодателя 500 млн руб. По ее мнению, это требование тоже следует пересмотреть, поскольку оно исключает возможность участия в таких программах большинства региональных лизинговых компаний. 

Продавай отечественное

Крупные лизинговые компании, которые с легкостью преодолевают установленные Минпромторгом входные барьеры, указывают на ужесточение и самих правил работы по программе с 2021 года. 

Компания «Интерлизинг» (входит в группу «Уралсиб», портфель на конец 2020 года – 22,8 млрд руб.) успешно прошла предварительный отбор Минпромторга, но субсидий не получила. Заявленного коэффициента «20» ей не хватило, чтобы вписаться в лимиты, хотя компания запрашивала всего 100 млн руб. субсидий, беря на себя обязательства продать автомобилей на сумму 2 млрд руб. Начальник отдела организации продаж «Интерлизинга» Александр Валенцев пояснил FedLeasing.ru, что столь скромные амбиции компании обусловлены изменившимися условиями программы и высокими рисками неисполнения обязательств, тогда как в прошлом году компания продала гораздо больше автотехники с господдержкой. 

Прежде всего, по словам господина Валенцева, в этом году существенно сократился пул доступной техники, к которой применяется субсидия. «Например, если раньше любой автомобиль на шасси КАМАЗ автоматически подпадал под условия программы, то теперь заключение Минпромторга о локализации производства требуется на конечное транспортное средство с учетом его доработки. Из-за этого у нас существенно сократился перечень поставщиков техники по этой программе», - пояснил он. 

Кроме того, новые правила предоставления субсидий предполагают, что программа господдержки не будет действовать весь год, что создает дополнительные сложности, отмечает Александр Валенцев. «Чтобы выполнить показатель “20” лизинговой компании нужно будет, например, четыре месяца поработать с субсидией, а еще четыре – без субсидии. Это приведет к тому, что в период действия программы у отечественной техники будет существенное конкурентное преимущество за счет бюджетной скидки, и клиент с большей вероятностью выберет именно ее. Но потом, когда субсидия закончится, и клиент снова придет выбирать технику, то отечественная продукция не будет иметь этого преимущества перед иностранной. Как лизинговые компании будут продавать большие объемы отечественных автомобилей без скидок, чтобы исполнить данные Минпромторгу обещания, мне не вполне понятно», - отметил начальник отдела организации продаж «Интерлизинга».

В погоне за эффективностью

В пресс-службе Минпромторга России в ответ на запрос FedLeasing.ru сообщили, что последние корректировки программы по автолизингу обусловлены требованиями правительства по повышению эффективности использования бюджетных средств: новые правила предоставления господдержки автопрому подготовлены в соответствии с Постановлением правительства №1492 от 18 сентября 2020 года, определяющим общий порядок предоставления субсидий из федерального бюджета коммерческим организациям. В то же время, в министерстве считают, что «механизм предоставления скидки лизингополучателю, по сути, не изменился с 2015 года». «Для получения субсидии лизинговая организация обязана предоставить скидку на уплату первоначального взноса по договору лизинга, а также передать технику лизингополучателю. Только после фактического предоставления скидки возможна компенсация понесенных лизинговой организацией расходов из федерального бюджета», - подчеркнули в пресс-службе Минпромторга.

Отвечая на вопрос FedLeasing.ru об общей удовлетворенности результатами конкурентного отбора лизинговых компаний по допуску к программе субсидирования колесной техники, в пресс-службе министерства подчеркнули, что процедура проводилась в полном соответствии с постановлением правительства №649 от 8 мая 2020 года. «Отбор прошли 15 крупнейших лизинговых организаций, все из которых ранее участвовали в реализации программы льготного лизинга и показали наилучшее соотношение стоимости проданных автомобилей к запрашиваемой сумме субсидии. Таким образом, достигается максимальная эффективность использования средств федерального бюджета», - заявили в пресс-службе Минпромторга России.

Между тем, неопределенность с выделением дополнительного транша господдержки из бюджета в 2021 году сохраняется. «Вопрос выделения дополнительных средств федерального бюджета на цели реализации программы в 2021 году до настоящего времени не рассматривался, так как уже предусмотренные средства не исчерпаны», - сообщили FedLeasing.ru в пресс-службе Минпромторга России. По данным министерства, за первые два месяца 2021 года в рамках программы «Льготного лизинга» было реализовано более 7,1 тыс. колесных транспортных средств, а это означает, что объем предоставленных лизинговыми компаниями скидок составил 1,23 млрд руб. при общем бюджете программы в 2021 году 3,84 млрд руб., подчеркнули в пресс-службе Минпромторга. «Отбор прошли лизинговые организации, предложившие показатель результативности субсидии на уровне не ниже “20,15”», причем «далеко не все из указанных компаний прямо или косвенно имеют долю участия государства», добавили в министерстве. 

Комментируя вопрос FedLeasing.ru в отношении двух заявок от группы «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» на общую сумму, в два раза превышающую допустимый предел, в министерстве подчеркнули, что компания ООО «ФЛК «КАМАЗ» «не прошла конкурсный отбор в связи с заявкой показателя результативности субсидии на уровне ниже ”20,15”».

Навстречу рискам

Внедрение «конкурентного отбора» лизинговых компаний для доступа к субсидиям – не новая идея Минпромторга России. Механизм повышения эффективности использования бюджетных средств за счет ресурсов и возможностей лизингодателей был предложен министерством еще в 2019 году под названием «Единой лизинговой субсидии», подчинить которому Минпромторг России планировал всю господдержку промышленных предприятий, включая автопром. «Пилотный» проект был запущен в июле 2019 года в рамках программы субсидирования спецтехники, а по результатам эксперимента было решено объединить несколько отраслевых программ господдержки в одну. 

Смена правительства на рубеже 2019-2020 годов, а затем и пандемия коронавируса, затормозили утверждение объединенной программы льготного лизинга, в отношении которой, как ранее писал FedLeasing.ru, в профессиональном сообществе уже тогда возникало много критики. В результате в кризисном 2020 году все отраслевые программы господдержки были запущены «по-старому», а по колесной автотехнике правительство выделило баснословную господдержку в размере 12 млрд руб., а также 2,5 млрд руб. на революционную для рынка программу оперлизинга автомобилей «Доступная аренда» (в рамках нее федеральный бюджет компенсирует до 25% стоимости арендованного транспортного средства). 

Однако, в мае 2020 года обновленная программа была утверждена, а с 1 января 2021 года крупнейшие лизинговые компании уже объявили о начале продаж автомобилей со скидкой Минпромторга, не дожидаясь проведения отбора. Специфика такой лизинговой сделки в том, что уплачивая аванс на приобретенный автомобиль со скидкой Минпромторга, клиент берет на себя все риски возможного неполучения субсидии лизинговой компанией и в этом случае обязуется полностью выплатить ей возможные убытки. 

Как пояснил FedLeasing.ru Александр Валенцев из «Интерлизинга», правовых проблем в этом нет: постановление вступило в действие с 1 января, поэтому такая работа не противоречит законодательству, но теперь риски не получить субсидию существенно возросли. «В прошлом году лизинговые компании еженедельно отчитывались по объемам продаж, и Минпромторг всегда видел, что лимиты еще не исчерпаны и можно спокойно работать. Но по новой процедуре, в связи с неопределенностью о том, кто в итоге получит субсидию, а кто нет, мы решили не запускать свою программу с января и не пошли в нее», - рассказал господин Валенцев. По его мнению, на этот риск могли пойти лишь те компании, которые были абсолютно уверены, что пройдут отбор, или те, кто готов полностью переложить этот риск на плечи своих клиентов. «Если лизинговая компания занимает честную позицию, обращает внимание клиента на возможные риски и предостерегает его от неправильных шагов, то клиент, как правило, сам не заходит в такую сделку, - отмечает он. - Если даже у нас нет уверенности, будут ли предоставлены эти средства, то у лизингополучателя ее тем более нет».

Дорогие льготы

В то же время, Вадим Асанбаев из «ПР-Лизинга» сообщил FedLeasing.ru, что на рынке встречаются отдельные «непорядочные» игроки, которые недобросовестно используют информацию о господдержке. «Мы слышали от клиентов, что некоторые лизинговые компании продавали им графики платежей с субсидией в условиях заведомого ее отсутствия, а впоследствии воспользовались формулировкой о доначислении клиентам недополученной субсидии. Подобные действия вряд ли зависят от размера компании, а в большей степени от принципов ее деятельности», - полагает он.

А в «РАФТ ЛИЗИНГЕ»  и вовсе имеют основания сомневаться в том, что крупные федеральные компании реально обеспечивают эффективное доведение субсидий до лизингополучателя. «В нашей практике есть случаи, когда наш график платежей, рассчитанный без субсидии, оказывался выгоднее, чем график федеральной компании с учетом субсидии для того же клиента. И мы увидели, что причиной тому стала цена техники у конкретного поставщика, которого определила лизинговая компания», - рассказала FedLeasing.ru директор компании Елена Ланцова. По ее словам, такие случаи не единичны, причем стоимость такого «льготного» лизингового договора может вырасти также за счет дополнительных услуг или страхования, а лизингополучатель уже может не обратить на это внимания. 

Кроме того, программа субсидирования автолизинга не учитывает размер собственной маржи лизингодателя по сделкам с субсидиями, добавляет директор по маркетингу «РАФТ ЛИЗИНГА» Елена Дуберштейн. «В перечне из 15 лизинговых компаний, получивших доступ к дотациям, есть те, кто продает изначально дорогие услуги, но зато требует от клиента минимальный пакет документов. Автомобиль у такой компании будет однозначно дороже, чем, допустим, наше предложение, хотя у нас никакой субсидии нет, - поясняет она. - Когда клиенты своими глазами видят, что субсидия не работает, то у них неизбежно возникают справедливые вопросы в целесообразности такой поддержки и к государству, и к лизинговому сообществу». 

Новая система ранжирования не только отсекает от господдержки всех независимых рыночных и небольших игроков, но и вносит сумятицу в работу крупных лизинговых компаний, прошедших отбор Минпромторга, считает Александр Валенцев из «Интерлизинга». «В результате этого ранжирования, фактически, каждая компания получила субсидии на разных условиях: у одной скидка будет 5%, у другой 7%, у третьей 10%. Эта разница может покрываться либо из собственной маржи лизинговой компании, либо компенсироваться за счет снижения дохода, что гораздо проще при дешевом фондировании, которое есть у банковских дочек и госкомпаний. Если же мы говорим про независимых рыночных лизингодателей, а тем более, про небольших игроков, то это становится невозможным», - констатирует господин Валенцев. В итоге «субсидии получают не те, кто лучше работает, а те, кто заявили наиболее жесткие для себя условия. Смогут ли они их в конце концов выполнить – еще большой вопрос», полагает он.

Дерево решений

По мнению господина Валенцева, все эти проблемы можно было решить гораздо проще. «Если скидку сделать не 10%, а 5%, то можно допустить к господдержке все заинтересованные лизинговые компании, без всяких конкурентных процедур и ограничений. В этом случае, государство получило бы удвоение продаж отечественной техники, а все лизингодатели работали бы в одинаковых условиях», - предлагает он. Чтобы не допустить перерасхода или дефицита субсидий, распределение господдержки можно остановить за месяц до прогнозируемого окончания лимита, а оставшийся объем неизрасходованных бюджетных средств пропорционально разделить между всеми участниками программы. «Это было бы справедливо и прозрачно», - подытожил Александр Валенцев.  

Глава X-Leasing Илья Ивойлов считает, оптимальный путь при работе с программами Минпромторга - сохранить адекватные условия конкуренции для участников. «Можно, например, поделить всех лизингодателей на крупных, средних и маленьких, для каждой такой категории установить предельный объем господдержки и уже внутри этих сегментов проводить ранжирование. Тогда компании будут конкурировать каждый в своей категории: крупные - с крупными, а маленькие - с маленькими», - предлагает министерству топ-менеджер X-Leasing, подчеркивая, что, «это будет честно и приемлемо для всех». 

В «РАФТ ЛИЗИНГЕ» опасаются, что новой схеме будут перезапущены и другие отраслевые программы господдержки Минпромторга, прежде всего, по льготному лизингу сельхозтехники и программ Фонда развития промышленности, в которых компания продолжает участвовать. По мнению Елены Ланцовой, поддерживать продажи автопрома лучше прямыми субсидиями покупателям лизинговой техники, как это успешно осуществляется в рамках региональных программ поддержки предпринимательства, реализуемых местными министерствами экономического развития. «Не так давно была прекрасная программа в Улан-Удэ, когда мы подготовили небольшой пакет документов, а наш клиент получил деньги от министерства на свой расчетный счет. Это гораздо проще и понятнее для клиента, и при этом не создает преференций для каких-то отдельных лизинговых компаний на рынке», - полагает директор «РАФТ-ЛИЗИНГА». 

По мнению Вадима Асанбаева, сама господдержка колесной техники «необходима и полезна для отрасли», но система распределения субсидий, которая позволяет крупным компаниям увеличивать свою долю рынка в ущерб интересам других игроков, нуждается в доработке. Решить эту проблему можно, если бюджетные средства распределить по всем лизингодателям, прошедшим квалификационный отбор, установив предельный объем субсидий для каждой лизинговой группы, а не отдельных юридических лиц, подчеркивает он. При этом можно рассмотреть вариант, когда заявку на компенсацию будет подавать сам лизингополучатель, представив договор, заключенный с любой лизинговой компанией из перечня, полагает финансовый директор «ПР-Лизинга».

Алла Леонгард из «Эконом Лизинга» тоже считает, что поддерживать нужно напрямую лизингополучателей и предоставлять им компенсацию аванса или процентов по платежам, а поставщикам сохранить возможность получения компенсаций по продажам техники. «Пока в рамках программы субсидирования Минпромторга мы видим поддержку непосредственно крупных федеральных лизингодателей, по большей части являющихся дочерними структурами крупных банков», - заключила она.  

Читайте также

Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее
# Новости
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года
МПК СПЛАВ приобрело грузовики КАМАЗ
# Новости
МПК СПЛАВ приобрело грузовики КАМАЗ
МПК СПЛАВ приобрело грузовики КАМАЗ
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.
# Новости
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза
# Новости
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»
# Новости
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»
Специальная программа Каско на технику DONGFENG
# Новости
Специальная программа Каско на технику DONGFENG
Специальная программа Каско на технику DONGFENG
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей
# Новости
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE
# Новости
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE
# Новости
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»
# Новости
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE
# Новости
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»
# Новости
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками
# Новости
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE
# Новости
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE
# Новости
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей
# Новости
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE
# Новости
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб
# Новости
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб
Наверх