Дмитрий Арсеев, Реалист Лизинг: «Мы в своих силах уверены»

Интервью
19708
Дмитрий Арсеев, Реалист Лизинг: «Мы в своих силах уверены»
В опубликованном «Эксперт РА» исследовании рынка лизинга за первое полугодие 2020 года впервые появилась компания Реалист Лизинг, заняв в рэнкинге крупнейших лизингодателей России 86-е место с объемом нового бизнеса в первом полугодии на уровне 198 млн руб. Как рассказал в интервью FedLeasing.ru генеральный директор компании Дмитрий Арсеев, в планах лизингодателя в ближайшие годы войти в ТОП-10 крупнейших игроков рынка, а поддержка акционера – Реалист Банка (ранее БайкалИнвестБанк) – станет надежной финансовой основой для быстрого роста бизнеса.

Как давно ваша компания работает на рынке лизинга? 

Прежде всего, необходимо отметить, что Реалист Лизинг – это дочерняя компания Реалист Банка (прежнее наименование БайкалИнвестБанк). Вместе с банком мы являемся единой бизнес-группой, в рамках которой лизинг – одно из приоритетных направлений деятельности. Мы работаем по нему как непосредственно через банк, так и через нашу лизинговую компанию.

Реалист Лизинг – молодая компания, которая начала активно действовать на рынке с января 2020 года после того, как ее приобрел Реалист Банк. При этом банк уже давно и успешно кредитовал различные лизинговые компании, а также финансировал лизинговые сделки напрямую с собственного баланса. Кроме того, команда, которая пришла вместе со мной в Реалист Лизинг в январе этого года, имеет очень серьезный опыт работы в лизинговой сфере. Мы профессионально и глубоко понимаем данный сегмент бизнеса. 

Чем обусловлено решение о переименовании БайкалИнвестБанка в Реалист Банк? 

Ранее головной офис банка, который, кстати, в этом году отмечает свой тридцатилетний юбилей, находился в Иркутске, и именно в этом регионе была сосредоточена основная часть его деятельности. По мере своего развития он стал банком федерального уровня, головной офис был переведен в Москву, а юридический адрес изменен. Сейчас банк представлен в 38 городах различных регионов России. В связи с этим было выбрано новое наименование, которое не вызывает ассоциаций с каким-то одним регионом нашей страны и в то же время отражает ценности банка. После переименования и банк, и наша лизинговая компания объединены общим брендом «Реалист». 

В июле агентство АКРА повысило кредитный рейтинг банку. Оказало ли это влияние на лизинговый бизнес группы?

Действительно, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство АКРА недавно повысило кредитный рейтинг нашего банка до уровня «В+»(RU). При этом прогноз по рейтингу «стабильный», что предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев. Кроме того, АКРА улучшило оценку структуры собственности Реалист Банка.

Для наших клиентов и партнеров это важное подтверждение того, что Реалист Банк является надежной, стабильной и эффективной финансовой организацией, которая успешно и динамично развивается. В частности, повышение рейтинга нам очень помогло в рамках сотрудничества с «Корпорацией МСП».   

Какие главные задачи стоят перед лизинговой компанией?

Одна из задач Реалист Лизинга – в ближайшие три года войти в ТОП-10, а за пять лет – в ТОП-5 коммерческих лизинговых компаний России.

Не кажется ли Вам такая цель чересчур амбициозной?

Мы в своих силах уверены. Я занимаюсь лизинговыми контрактами и кредитованием на покупку коммерческого транспорта и спецтехники с 2008 года, если не дольше. Учитывая синергию с финансовыми продуктами всей банковской группы «Реалист» и высокий профессионализм нашей команды, мы имеем все предпосылки достичь этого результата. 

Поддержка материнского банка – это, судя по всему, ключевая предпосылка?

Мы видим много примеров того, как лизинговые компании, получившие поддержку своих материнских банковских групп и использующие альтернативные источники фондирования, успешно развивают лизинговый бизнес. И, наоборот, буквально «по пальцам» можно пересчитать компании, которые добиваются существенных результатов без поддержки крупного банка. 

Чем конкретно помогает банк?

Для такой молодой компании, как наша, найти на коммерческом рынке мало-мальски значимый объем фондирования – 50-100 млн руб. в месяц, - практически невозможно, а банк обеспечивает необходимые объемы финансовых ресурсов.

Наша компания, помимо лизинга, может предлагать своим клиентам полный комплекс банковских услуг, включая рассчетно-кассовое обслуживание, выдачу банковских гарантий, кредитов на пополнение оборотных средств и для участия в тендерах и так далее. Это, несомненно, является важным конкурентным преимуществом. Так сказать, «принцип одного окна».

Кроме того, мы фактически объединяем свои клиентские базы с банком, что позволяет нам предлагать свои услуги клиентам банка, причем во всех его региональных филиалах, что имеет большое значение для масштабирования лизингового бизнеса.

В каких сегментах рынка представлен Реалист Лизинг?

Мы выбираем те сегменты, в которых наша команда умеет работать. Прежде всего, это коммерческий транспорт и спецтехника. Наша компания предоставляет в лизинг легковые и грузовые автомобили, а также спецтехнику отечественного и иностранного производства. Мы финансируем, как новую, так и бывшую в употреблении технику с минимальным авансом и на выгодных условиях. Например, мы готовы финансировать б/у технику импортного производства, с даты выпуска которой прошло до 15 лет. Кроме того, мы готовы помочь в поиске самой техники через наших поставщиков (Глобал Трак Сервис, Иларавто, VOLVO, JAC и других), предоставляем клиентам дополнительные скидки за счет совместных спецпрограмм с поставщиками.

Быстрота рассмотрения заявок и выхода на сделку позволяет нам оперативно и без остановки производства удовлетворять потребности клиентов в технике, увеличивая тем самым их прибыль. Хотел бы подчеркнуть, что Реалист Лизинг имеет развитую филиальную сеть, которая позволяет проводить сделки практически во всех регионах страны. Нашими партнерами являются ведущие производители и дилеры автомобилей и спецтехники как локального, так и федерального уровней.

Есть некоторые виды спецтехники, которые не столь ликвидны, как другие, например, харвестеры и форвардеры, но мы все равно ими занимаемся, поскольку хорошо знаем специфику этих рынков. У нас большая база поставщиков и покупателей такой техники, и, если она по каким-то причинам изымается у клиента, на весь комплекс работ по ее реализации уходит не более двух-трех месяцев. С этим, порой, возникают трудности у некоторых других лизинговых компаний, но мы основную часть сделок реализуем в плюс.

Кроме того, мы изучаем сейчас возможности выхода на рынок лизинга недвижимости. Вполне вероятно, что в следующем году мы будем действовать и в данном сегменте. 

При этом мы не занимаемся, например, лизингом оборудования. Да, если лизингодатель не ошибся с клиентом и предприятие работает с прибылью, то он на этом действительно хорошо заработает. Но если что-то случилось, и возникнет необходимость изымать и реализовывать оборудование, то убытки от такой сделки могут перечеркнуть прибыль от 15 успешных сделок. 

Ваш выход на рынок пришелся на достаточно сложный период в экономике. Как компания и группа в целом пережили активную фазу коронавирусного кризиса?

Если говорить в целом о нашей бизнес-группе, то мы достаточно успешно прошли период пандемии. Во время кризиса 2008 года я тоже работал в банковской группе, поэтому понимал, к чему готовиться и как себя вести. Мы сразу пошли навстречу действительно нуждающимся в помощи клиентам и предложили провести реструктуризацию договоров лизинга. 

Отмечу, что уровень дефолтности по действующим контрактам у нас почти не вырос к «довирусным» временам. Полагаю, осенью он полностью восстановится до прошлогодних значений. Да, мы изъяли некоторое количество техники в последние несколько месяцев, но поскольку сегодня на рынке есть определенный дефицит, мы ее уже всю реализовали и заключили новые договоры лизинга, выйдя на положительное сальдо. 

Те, кому реструктуризация была предоставлена, смогли восстановить свой бизнес?

Основному пулу пострадавших от кризиса клиентов в апреле-мае была предоставлена реструктуризация сроком на три месяца. Сейчас льготный период закончился, и эти клиенты уже осуществили свой первый полноценный платеж. Я считаю, что это важный показатель того, что клиенты уже восстановили свою платежеспособность и работают в нормальном режиме. 

Вы упомянули о дефиците спецтехники на рынке. Это долгосрочный тренд? 

Подчеркну, что мы говорим о рынке именно подержанной спецтехники, на которую сейчас очень высокий спрос. Самые ходовые позиции были раскуплены еще во время пандемии, а в июне и июле с рынка пропали практически все остальные востребованные модели. Наши поставщики и мы вместе с ними ожидаем поступления большого количества подержанной техники в сентябре, когда пройдет пора летних отпусков. 

А что происходит на рынке лизинга новой спецтехники?

Новой спецтехники на рынке много, но мы только начинаем работать в этом сегменте. Мы выходим на него с конкурентоспособными ставками, которые ниже, чем у ряда крупных игроков, но не настолько, как у отдельных компаний. При этом мы очень хорошо знаем наших клиентов и можем быстро одобрять сделки – в пределах двух дней, что заметно увеличивает наши конкурентные преимущества. Более того, если у клиента уже есть лизинговые контракты, по которым он стабильно платит, то мы можем предложить ему нулевой аванс, чего не могут позволить себе другие лизингодатели. 

Некоторые специалисты нашей команды работали не только в лизинговом и финансовом бизнесе, но и в компаниях, которые непосредственно управляют спецтехникой и автотранспортом. Этот опыт очень помогает, в том числе, чтобы защититься от разного рода мошенников. 

Каким же образом?

Уже при первом телефонном интервью мы можем сформировать вполне четкое и объективное представление о том, как именно у бизнесмена выстроена работа. На определенные вопросы, касающиеся специфики бизнеса, мошенник просто не сможет ответить, или, по крайней мере, его будет очень сложно к этому подготовить. 

В то же время у предпринимателя может быть не самая привлекательная ситуация по балансу, но он хорошо понимает, как делать бизнес, например, в строительстве, и с таким клиентом мы готовы работать.  

Повлиял ли экономический кризис на уровень лизинговых ставок? Отразилось ли на них последнее снижение ключевой ставки Банка России? 

Сейчас лизинговые ставки в целом ниже, чем до пандемии. Если в конце прошлого года ставки лизинга на бывшую в употреблении технику были в районе 21-22% годовых, то сейчас они снизились на 2-3 процентных пункта. Но это объясняется, скорее, не снижением ключевой ставки ЦБ, а ценовой конкуренцией крупных игроков. На рынке иногда возникают ситуации, когда системно значимые лизинговые компании демпингуют по ставкам, но, как правило, эти игры заканчиваются через три-четыре месяца, и ставки возвращаются на приемлемый уровень. 

Как вы относитесь к реформе законодательства о лизинге и как это отразится на вашей работе?

Мы к реформе готовы. Для крупных игроков и тех, у кого за спиной стоит серьезная банковская группа проблем возникнуть не должно. Но для большинства небольших лизинговых компаний, думаю, это будет тяжело: переход на МСФО, увеличение собственного капитала и прочее, по моим оценкам, может обернуться для таких компаний расходами, сопоставимыми с годовой прибылью. Что они при этом получат – не вполне понятно. 

Планирует ли Реалист Лизинг использовать другие источники фондирования, кроме средств материнского банка? 

Да, разумеется, мы смотрим на все возможности более дешевого и удобного фондирования. В том числе и на облигационные займы.  Если сможем привлекать финансирование дешевле, чем получаем от банка, то почему нет? В наших планах в следующем году получить кредитный рейтинг, и мы будем внимательно изучать варианты, связанные с облигационными займами. Их преимущество в том, что эмитент имеет возможность самостоятельного обозначения параметров облигационного займа, включая временной период, условия обращения и погашения. 

Читайте также

Медиа-рейтинги лизинговых компаний за октябрь 2020 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за октябрь 2020 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за октябрь 2020 года
Правительство РФ объединит ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» в единую лизинговую компанию
# Новости
Правительство РФ объединит ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» в единую лизинговую компанию
Правительство РФ объединит ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» в единую лизинговую компанию
В работе с персоналом лизингодатели переходят на цифровой язык
# Новости
В работе с персоналом лизингодатели переходят на цифровой язык
В работе с персоналом лизингодатели переходят на цифровой язык
Рынок лизинга почти вернулся на прошлогодние позиции
# Аналитика
Рынок лизинга почти вернулся на прошлогодние позиции
Рынок лизинга почти вернулся на прошлогодние позиции
Евгений Дитрих сменит Михаила Полубояринова на посту главы ГТЛК
# Новости
Евгений Дитрих сменит Михаила Полубояринова на посту главы ГТЛК
Евгений Дитрих сменит Михаила Полубояринова на посту главы ГТЛК
ВТБ Лизинг заключил новую сделку с Институтом ядерной медицины в Химках
# Новости
ВТБ Лизинг заключил новую сделку с Институтом ядерной медицины в Химках
ВТБ Лизинг заключил новую сделку с Институтом ядерной медицины в Химках
РЛК Ростовской области профинансировала оборудование для книжной фабрики
# Новости
РЛК Ростовской области профинансировала оборудование для книжной фабрики
РЛК Ростовской области профинансировала оборудование для книжной фабрики
«Совкомбанк Лизинг» возглавил финдиректор компании Николай Севастьянов
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» возглавил финдиректор компании Николай Севастьянов
«Совкомбанк Лизинг» возглавил финдиректор компании Николай Севастьянов
Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России
# Реформа
Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России
Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России
ГТЛК поставила 112 автобусов большого класса в Воронеж и Тольятти
# Новости
ГТЛК поставила 112 автобусов большого класса в Воронеж и Тольятти
ГТЛК поставила 112 автобусов большого класса в Воронеж и Тольятти
Kamaz Asia Leasing профинансировал грузовики для перевозчика из Ферганы
# Новости
Kamaz Asia Leasing профинансировал грузовики для перевозчика из Ферганы
Kamaz Asia Leasing профинансировал грузовики для перевозчика из Ферганы
Лизинг сместился в регионы
# Аналитика
Лизинг сместился в регионы
Лизинг сместился в регионы
Новый бизнес «Интерлизинга» за 9 месяцев вырос на 53% до 12 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Интерлизинга» за 9 месяцев вырос на 53% до 12 млрд руб.
Новый бизнес «Интерлизинга» за 9 месяцев вырос на 53% до 12 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО за 9 месяцев выросла на 16% до 10 млрд руб.
# Новости
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО за 9 месяцев выросла на 16% до 10 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО за 9 месяцев выросла на 16% до 10 млрд руб.
Обновлена программа онлайн-конференции «Лизинг в регионах 2020»
# Новости
Обновлена программа онлайн-конференции «Лизинг в регионах 2020»
Обновлена программа онлайн-конференции «Лизинг в регионах 2020»
«Диверсификация бизнеса – наша главная идея последних пяти лет»
# Интервью
«Диверсификация бизнеса – наша главная идея последних пяти лет»
«Диверсификация бизнеса – наша главная идея последних пяти лет»
«КАМАЗ-Лизинг» поставил 306 тягачей, рефрижераторов и полуприцепов для CRAFTER
# Новости
«КАМАЗ-Лизинг» поставил 306 тягачей, рефрижераторов и полуприцепов для CRAFTER
«КАМАЗ-Лизинг» поставил 306 тягачей, рефрижераторов и полуприцепов для CRAFTER
«Стоун-XXI» выиграл конкурс «Мособлэнерго» на лизинг спецтехники за 268 млн руб.
# Новости
«Стоун-XXI» выиграл конкурс «Мособлэнерго» на лизинг спецтехники за 268 млн руб.
«Стоун-XXI» выиграл конкурс «Мособлэнерго» на лизинг спецтехники за 268 млн руб.
Москва выделит 200 млн руб. на субсидии таксопаркам в 2021 году
# Новости
Москва выделит 200 млн руб. на субсидии таксопаркам в 2021 году
Москва выделит 200 млн руб. на субсидии таксопаркам в 2021 году
«СОГАЗ» выступил партнером Национальной премии «Лизинговая сделка года 2020»
# Новости
«СОГАЗ» выступил партнером Национальной премии «Лизинговая сделка года 2020»
«СОГАЗ» выступил партнером Национальной премии «Лизинговая сделка года 2020»
«Элемент Лизинг» открыл кредитную линию в Сбербанке на 2,2 млрд руб.
# Новости
«Элемент Лизинг» открыл кредитную линию в Сбербанке на 2,2 млрд руб.
«Элемент Лизинг» открыл кредитную линию в Сбербанке на 2,2 млрд руб.
Правительство Башкирии разработало новую программу субсидий по лизингу
# Новости
Правительство Башкирии разработало новую программу субсидий по лизингу
Правительство Башкирии разработало новую программу субсидий по лизингу
Аукцион на поставку Санкт-Петербургу 13 трамваев выиграл «Тяжпромлизинг»
# Новости
Аукцион на поставку Санкт-Петербургу 13 трамваев выиграл «Тяжпромлизинг»
Аукцион на поставку Санкт-Петербургу 13 трамваев выиграл «Тяжпромлизинг»
ГТЛК и авиакомпания «Якутия» пошли на мировую по трем спорным контрактам
# Новости
ГТЛК и авиакомпания «Якутия» пошли на мировую по трем спорным контрактам
ГТЛК и авиакомпания «Якутия» пошли на мировую по трем спорным контрактам
Наверх