Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»

Интервью
40157
Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»
Основные тренды мирового рынка лизинга постепенно проявляются и в России, что уже заметно на примере наиболее динамичного сегмента – автолизинга. Доля проникновения лизинга в продажи автомобилей еще крайне низка, но постоянно увеличивается, а доходы лизинговых компаний от предоставления дополнительных сервисов клиентам растут быстрее, чем прибыль от предоставления финансирования, рассказал в интервью медиа-порталу FedLeasing.ru коммерческий директор группы компаний ВТБ Лизинг Евгений Татаринов.

На фоне разнонаправленной статистики продаж автомобилей в этом году лизинговые компании отчитываются о росте нового бизнеса в автолизинге. Чем это объясняется?

В прошлые годы динамика рынков продаж автомобилей и автолизинга в России действительно двигались в одном направлении, но за последние пять лет ситуация изменилась. Автолизинг ежегодно прирастает существенными темпами, а весь авторынок при этом как падал, так и показывал небольшой рост. Причин для разницы в динамике автолизинга и автопродаж несколько.

Во-первых, лизинг постепенно становится более востребованным продуктом на рынке. Все больше предпринимателей понимают, как он работает, какие ощутимые преимущества дает такая форма владения автомобилем.

Во-вторых, продукт постоянно развивается: сейчас во многих случаях автомобиль выгоднее приобрести в лизинг, чем в кредит или за собственные средства. Во многом этого удалось достичь благодаря кобрендинговым программам с автопроизводителями. У ВТБ Лизинг есть несколько таких предложений – KIA Leasing, JaguarLand Rover Financial Services, Lada Leasing. Сейчас мы ведем переговоры с еще с несколькими компаниями для получения подобного статуса.

К тому же лизинг дает возможность предпринимателям снизить налоговую нагрузку: получить выгоду по налогу на прибыль, возместить НДС. Поэтому все чаще компании обновляют парк через лизинговые механизмы.

Как результат, лизинг становится в России популярнее, и его доля в общих автомобильных продажах растет. Причем до сих пор она в разы ниже показателей в развитых странах, а значит, нам есть, куда расти дальше.

А какова сейчас эта доля за рубежом?

Есть страны, в которых доля лизинга доходит до 70-80% от общих продаж. В России в 2012 году этот показатель равнялся 3-4%. Сейчас, по разным оценкам, это 8-10%. В различных сегментах автолизинга ситуация своя. Например, доля проникновения лизинга в продажи грузовых автомобилей существенно выше, чем в сегменте легкового транспорта. Но совершенно очевидно, что в нашей стране еще есть потенциал многократного роста.
 
Как ваша компания мотивирует дилерские центры продавать вместе с машиной лизинговые продукты?

Наша модель работы с дилерами состоит из двух уровней. Разумеется, мы работаем с крупными автопроизводителями и импортерами автомобилей, совместно определяя политику в области маркетинга, координируем графики специальных акций и скидок. Этой работой у нас успешно занимается отдельное подразделение, и по большинству наиболее популярных марок ВТБ Лизинг является одним из крупнейших партнеров для импортеров.

Второй контур взаимодействия – работа непосредственно на территории дилерских центров, куда приходит потенциальный покупатель. Здесь у нас, как правило, партнерская модель продаж. Есть схема, при которой мы обеспечиваем входящий поток заказов, ориентируя своих клиентов на конкретные дилерские центры. Есть обратный вариант, когда мы получаем обращения от клиентов дилерских центров и отрабатываем их.

Для всех дилеров создаются равные условия?

Совсем не обязательно. На сегодняшний день у нас аккредитовано порядка 45 основных автомобильных марок и порядка 4 тыс. поставщиков – это официальные дилеры и специализированные компании, продающие легковую и грузовую автомобильную технику. Все эти компании имеют свой рейтинг и определенную категорию надежности, по каждой из них у нас установлены разные лимиты финансирования на поставку автомобилей и разные условия оплаты. Это позволяет выстроить сотрудничество более эффективно.

Мы работаем также с кобрендинговыми программами. В отдельных дилерских центрах присутствует наш менеджер, который лично общается с потенциальными клиентами.

С некоторыми поставщиками есть договоренности иного характера: мы обеспечиваем за счет своих клиентов определенный объем продаж, за что получаем преференции - скидки, дополнительные сервисы. Выигрывают от этого сотрудничества в первую очередь клиенты.

В целом мы заинтересованы в более тесной интеграции с дилерским бизнесом, смотрим на опыт западных коллег, которые по этому направлению ушли сильно вперед.

Какие другие системные тенденции, наблюдаемые на развитых западных рынках, следует учитывать российским лизинговым компаниям при выборе своих бизнес-моделей в автолизинге?

Самый главный тренд, на мой взгляд, состоит в изменении логики предоставления лизингового продукта. Мировой рынок уже полностью развернулся в сторону сервисной составляющей - компании зарабатывают на дополнительных услугах и сервисах для клиентов. Именно в этой части формируется основная выручка, а не за счет разницы в стоимости финансирования.

Почему мы опаздываем с этим?

Сравните: в США рынок лизинга существует с 50-х годов прошлого века, а наш рынок на несколько десятилетий моложе. Будем развиваться и догонять.

Много функций у нас обеспечивается in-house, силами самой лизинговой компании. На Западе значительный объем функционала переложен на дилерские сети, благодаря чему лизинговая компания сокращает свои операционные расходы.

Я убежден, что на российском рынке обязательно появятся смелые игроки, которые смогут с успехом применять подобные бизнес-модели, и тогда это может стать одним из важных трендов в автолизинге.

Насколько критична зависимость рынка продаж автомобилей от мер государственной поддержки?

Разумеется, господдержка очень сильно влияет на сегмент коммерческого автотранспорта. Мы видим всплески активности наших клиентов на волне известий о возобновлении госсубсидирования и спады в тот момент, когда выделенные деньги в бюджете заканчиваются.

Субсидии помогают как отечественному автопрому, так и малому и среднему бизнесу. Предпринимателями такие меры поддержки очень востребованы. За прошедший год, например, очень резко и существенно выросла стоимость топлива. Ни одна экономическая модель транспортной или строительной компании, использующей автотехнику в качестве основных средств производства, не предполагала таких скачков по основным статьям затрат. В этом смысле субсидии – очень эффективная мера господдержки.

Как Вы смотрите на предложения Минфина и ЦБ РФ считать операционный лизинг обычной арендой? Есть ли в этом риски для бизнеса вашей компании?

Он всегда и был арендой. У этого вида услуг огромное будущее. На международном рынке этот сегмент очень распространен и востребован. Крупные иностранные торговые компании с огромными объемами грузоперевозок, даже работая в России, полностью отдают свой парк автомобилей под управление внешних оперлизинговых компаний. Их модель бизнеса не предполагает владение непрофильными активами.

В России этот рынок однозначно будет развиваться. Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам – лизинговым компаниям. Ремаркетинг автомобиля, страхование, постановка на учет, гарантийный и постгарантийный ремонт и даже найм водителей – все эти функции будут постепенно уходить от эксплуатанта, который будет думать лишь о том, что и куда он будет возить. На горизонте нескольких лет, когда модели каршеринга или подписки на пользование машиной в полной мере достигнут своего развития, владение собственным автомобилем, думаю, станет атавизмом.

Что касается ВТБ Лизинга, мы не боимся реформы, поскольку изначально развивали этот вид деятельности на отдельном юридическом лице. В настоящее время эта компания владеет уже достаточно большим парком и успешно им управляет.

Насколько надежен розничный клиент, прежде всего, в сегменте малого и среднего бизнеса?

ВТБ Лизинг позиционирует себя как компания, которая умеет работать с активом, с автомобилем. Поэтому фокус нашего внимания значительно меньше направлен на финансовое состояние лизингополучателя, нежели чем в кредитных продуктах.

Разумеется, мы проводим сделку по нашим внутренним процедурам безопасности, и если мы не увидели риска, то на оговоренных условиях выдаем машину. Наша задача – сделать это за 1-2 дня. Более 90% наших сделок и более 95% клиентов относятся к категории МСП. В отдельные периоды до 60% сделок проходит по продукту «Экспресс», который не предусматривает предоставления финансовой отчетности клиента: требуется только анкета и паспорт генерального директора.

Кстати сказать, развитие таких технологий на рынке, в том числе оперативного скоринга, - один из факторов, который позволяет автолизингу расти в то время, когда происходит падение продаж автомобилей по всем другим каналам, в том числе с помощью кредита. Лизинг - это быстро и удобно: решение принимается почти моментально, предоставляется минимум документов, применяются пониженные требования к клиентам – все это становится возможным благодаря тому, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании, и она умеет с ним работать.

*  *  *

ВТБ Лизинг – универсальная лизинговая компания, создана в 2002 году, входит в Группу ВТБ. Компания занимает третье место в отраслевом рэнкинге агентства «Эксперт РА» по итогам 2018 года с объемом нового бизнеса 158,6 млрд руб. 

Читайте также

«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
# Новости
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
# Новости
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
«Изменения в бухучете затронут абсолютно все арендные отношения»
# Интервью
«Изменения в бухучете затронут абсолютно все арендные отношения»
«Изменения в бухучете затронут абсолютно все арендные отношения»
Газпромбанк Лизинг передал 42 машины скорой помощи в Подмосковье
# Новости
Газпромбанк Лизинг передал 42 машины скорой помощи в Подмосковье
Газпромбанк Лизинг передал 42 машины скорой помощи в Подмосковье
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за первый квартал 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за первый квартал 2021 года
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за первый квартал 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за март 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за март 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за март 2021 года
«Интерлизинг» в 2020 году снизил прибыль по МСФО на 18,7% до 383,5 млн руб.
# Новости
«Интерлизинг» в 2020 году снизил прибыль по МСФО на 18,7% до 383,5 млн руб.
«Интерлизинг» в 2020 году снизил прибыль по МСФО на 18,7% до 383,5 млн руб.
«Реалист Банк» начислит кэшбэк своим клиентам на лизинг техники
# Новости
«Реалист Банк» начислит кэшбэк своим клиентам на лизинг техники
«Реалист Банк» начислит кэшбэк своим клиентам на лизинг техники
«Интерлизинг» открыл филиал во Владивостоке
# Новости
«Интерлизинг» открыл филиал во Владивостоке
«Интерлизинг» открыл филиал во Владивостоке
Прибыль «Балтийского лизинга» за 2020 год по МСФО выросла на 14% до 2,4 млрд руб.
# Новости
Прибыль «Балтийского лизинга» за 2020 год по МСФО выросла на 14% до 2,4 млрд руб.
Прибыль «Балтийского лизинга» за 2020 год по МСФО выросла на 14% до 2,4 млрд руб.
Вологодская лизинговая компания «МИК» получила 100 млн руб. в кредит от банка ВТБ
# Новости
Вологодская лизинговая компания «МИК» получила 100 млн руб. в кредит от банка ВТБ
Вологодская лизинговая компания «МИК» получила 100 млн руб. в кредит от банка ВТБ
ГТЛК заключила сделки по поставке 35 автобусов в Череповец
# Новости
ГТЛК заключила сделки по поставке 35 автобусов в Череповец
ГТЛК заключила сделки по поставке 35 автобусов в Череповец
Газпромбанк Лизинг и «Альфа-Лизинг» награждены премией «Финансовая элита России 2020»
# Новости
Газпромбанк Лизинг и «Альфа-Лизинг» награждены премией «Финансовая элита России 2020»
Газпромбанк Лизинг и «Альфа-Лизинг» награждены премией «Финансовая элита России 2020»
3-4 июня состоится ежегодная конференция «Управление автопарком 2021»
# Новости
3-4 июня состоится ежегодная конференция «Управление автопарком 2021»
3-4 июня состоится ежегодная конференция «Управление автопарком 2021»
Чистая прибыль «Альфа-Лизинга» по МСФО в 2020 году выросла на 55,7% до 4,7 млрд руб.
# Новости
Чистая прибыль «Альфа-Лизинга» по МСФО в 2020 году выросла на 55,7% до 4,7 млрд руб.
Чистая прибыль «Альфа-Лизинга» по МСФО в 2020 году выросла на 55,7% до 4,7 млрд руб.
«Эксперт РА»: рынок лизинга в 2021 году вырастет на 10-15% до 1,6 трлн руб.
# Аналитика
«Эксперт РА»: рынок лизинга в 2021 году вырастет на 10-15% до 1,6 трлн руб.
«Эксперт РА»: рынок лизинга в 2021 году вырастет на 10-15% до 1,6 трлн руб.
Награждение лауреатов премии «Финансовая элита России» состоится 30 марта
# Новости
Награждение лауреатов премии «Финансовая элита России» состоится 30 марта
Награждение лауреатов премии «Финансовая элита России» состоится 30 марта
«Интерлизинг» открыл представительство в Сочи
# Новости
«Интерлизинг» открыл представительство в Сочи
«Интерлизинг» открыл представительство в Сочи
Лидеры отрасли и органы власти обсудили главные тренды на рынке лизинга
# Новости
Лидеры отрасли и органы власти обсудили главные тренды на рынке лизинга
Лидеры отрасли и органы власти обсудили главные тренды на рынке лизинга
Совокупный доход ГТЛК по МСФО в 2020 году снизился в 5 раз до 316 млн руб.
# Новости
Совокупный доход ГТЛК по МСФО в 2020 году снизился в 5 раз до 316 млн руб.
Совокупный доход ГТЛК по МСФО в 2020 году снизился в 5 раз до 316 млн руб.
23 марта пройдет онлайн-конференция «Итоги рынка лизинга в 2020 году и прогнозы на будущее»
# Новости
23 марта пройдет онлайн-конференция «Итоги рынка лизинга в 2020 году и прогнозы на будущее»
23 марта пройдет онлайн-конференция «Итоги рынка лизинга в 2020 году и прогнозы на будущее»
Поддержка для сильнейших
# Господдержка
Поддержка для сильнейших
Поддержка для сильнейших
Беспилотные технологии приходят в железнодорожный транспорт
# Новости
Беспилотные технологии приходят в железнодорожный транспорт
Беспилотные технологии приходят в железнодорожный транспорт
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за февраль 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за февраль 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за февраль 2021 года
Наверх