Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»

Интервью
10582
Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»
Основные тренды мирового рынка лизинга постепенно проявляются и в России, что уже заметно на примере наиболее динамичного сегмента – автолизинга. Доля проникновения лизинга в продажи автомобилей еще крайне низка, но постоянно увеличивается, а доходы лизинговых компаний от предоставления дополнительных сервисов клиентам растут быстрее, чем прибыль от предоставления финансирования, рассказал в интервью медиа-порталу FedLeasing.ru коммерческий директор группы компаний ВТБ Лизинг Евгений Татаринов.

На фоне разнонаправленной статистики продаж автомобилей в этом году лизинговые компании отчитываются о росте нового бизнеса в автолизинге. Чем это объясняется?

В прошлые годы динамика рынков продаж автомобилей и автолизинга в России действительно двигались в одном направлении, но за последние пять лет ситуация изменилась. Автолизинг ежегодно прирастает существенными темпами, а весь авторынок при этом как падал, так и показывал небольшой рост. Причин для разницы в динамике автолизинга и автопродаж несколько.

Во-первых, лизинг постепенно становится более востребованным продуктом на рынке. Все больше предпринимателей понимают, как он работает, какие ощутимые преимущества дает такая форма владения автомобилем.

Во-вторых, продукт постоянно развивается: сейчас во многих случаях автомобиль выгоднее приобрести в лизинг, чем в кредит или за собственные средства. Во многом этого удалось достичь благодаря кобрендинговым программам с автопроизводителями. У ВТБ Лизинг есть несколько таких предложений – KIA Leasing, JaguarLand Rover Financial Services, Lada Leasing. Сейчас мы ведем переговоры с еще с несколькими компаниями для получения подобного статуса.

К тому же лизинг дает возможность предпринимателям снизить налоговую нагрузку: получить выгоду по налогу на прибыль, возместить НДС. Поэтому все чаще компании обновляют парк через лизинговые механизмы.

Как результат, лизинг становится в России популярнее, и его доля в общих автомобильных продажах растет. Причем до сих пор она в разы ниже показателей в развитых странах, а значит, нам есть, куда расти дальше.

А какова сейчас эта доля за рубежом?

Есть страны, в которых доля лизинга доходит до 70-80% от общих продаж. В России в 2012 году этот показатель равнялся 3-4%. Сейчас, по разным оценкам, это 8-10%. В различных сегментах автолизинга ситуация своя. Например, доля проникновения лизинга в продажи грузовых автомобилей существенно выше, чем в сегменте легкового транспорта. Но совершенно очевидно, что в нашей стране еще есть потенциал многократного роста.
 
Как ваша компания мотивирует дилерские центры продавать вместе с машиной лизинговые продукты?

Наша модель работы с дилерами состоит из двух уровней. Разумеется, мы работаем с крупными автопроизводителями и импортерами автомобилей, совместно определяя политику в области маркетинга, координируем графики специальных акций и скидок. Этой работой у нас успешно занимается отдельное подразделение, и по большинству наиболее популярных марок ВТБ Лизинг является одним из крупнейших партнеров для импортеров.

Второй контур взаимодействия – работа непосредственно на территории дилерских центров, куда приходит потенциальный покупатель. Здесь у нас, как правило, партнерская модель продаж. Есть схема, при которой мы обеспечиваем входящий поток заказов, ориентируя своих клиентов на конкретные дилерские центры. Есть обратный вариант, когда мы получаем обращения от клиентов дилерских центров и отрабатываем их.

Для всех дилеров создаются равные условия?

Совсем не обязательно. На сегодняшний день у нас аккредитовано порядка 45 основных автомобильных марок и порядка 4 тыс. поставщиков – это официальные дилеры и специализированные компании, продающие легковую и грузовую автомобильную технику. Все эти компании имеют свой рейтинг и определенную категорию надежности, по каждой из них у нас установлены разные лимиты финансирования на поставку автомобилей и разные условия оплаты. Это позволяет выстроить сотрудничество более эффективно.

Мы работаем также с кобрендинговыми программами. В отдельных дилерских центрах присутствует наш менеджер, который лично общается с потенциальными клиентами.

С некоторыми поставщиками есть договоренности иного характера: мы обеспечиваем за счет своих клиентов определенный объем продаж, за что получаем преференции - скидки, дополнительные сервисы. Выигрывают от этого сотрудничества в первую очередь клиенты.

В целом мы заинтересованы в более тесной интеграции с дилерским бизнесом, смотрим на опыт западных коллег, которые по этому направлению ушли сильно вперед.

Какие другие системные тенденции, наблюдаемые на развитых западных рынках, следует учитывать российским лизинговым компаниям при выборе своих бизнес-моделей в автолизинге?

Самый главный тренд, на мой взгляд, состоит в изменении логики предоставления лизингового продукта. Мировой рынок уже полностью развернулся в сторону сервисной составляющей - компании зарабатывают на дополнительных услугах и сервисах для клиентов. Именно в этой части формируется основная выручка, а не за счет разницы в стоимости финансирования.

Почему мы опаздываем с этим?

Сравните: в США рынок лизинга существует с 50-х годов прошлого века, а наш рынок на несколько десятилетий моложе. Будем развиваться и догонять.

Много функций у нас обеспечивается in-house, силами самой лизинговой компании. На Западе значительный объем функционала переложен на дилерские сети, благодаря чему лизинговая компания сокращает свои операционные расходы.

Я убежден, что на российском рынке обязательно появятся смелые игроки, которые смогут с успехом применять подобные бизнес-модели, и тогда это может стать одним из важных трендов в автолизинге.

Насколько критична зависимость рынка продаж автомобилей от мер государственной поддержки?

Разумеется, господдержка очень сильно влияет на сегмент коммерческого автотранспорта. Мы видим всплески активности наших клиентов на волне известий о возобновлении госсубсидирования и спады в тот момент, когда выделенные деньги в бюджете заканчиваются.

Субсидии помогают как отечественному автопрому, так и малому и среднему бизнесу. Предпринимателями такие меры поддержки очень востребованы. За прошедший год, например, очень резко и существенно выросла стоимость топлива. Ни одна экономическая модель транспортной или строительной компании, использующей автотехнику в качестве основных средств производства, не предполагала таких скачков по основным статьям затрат. В этом смысле субсидии – очень эффективная мера господдержки.

Как Вы смотрите на предложения Минфина и ЦБ РФ считать операционный лизинг обычной арендой? Есть ли в этом риски для бизнеса вашей компании?

Он всегда и был арендой. У этого вида услуг огромное будущее. На международном рынке этот сегмент очень распространен и востребован. Крупные иностранные торговые компании с огромными объемами грузоперевозок, даже работая в России, полностью отдают свой парк автомобилей под управление внешних оперлизинговых компаний. Их модель бизнеса не предполагает владение непрофильными активами.

В России этот рынок однозначно будет развиваться. Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам – лизинговым компаниям. Ремаркетинг автомобиля, страхование, постановка на учет, гарантийный и постгарантийный ремонт и даже найм водителей – все эти функции будут постепенно уходить от эксплуатанта, который будет думать лишь о том, что и куда он будет возить. На горизонте нескольких лет, когда модели каршеринга или подписки на пользование машиной в полной мере достигнут своего развития, владение собственным автомобилем, думаю, станет атавизмом.

Что касается ВТБ Лизинга, мы не боимся реформы, поскольку изначально развивали этот вид деятельности на отдельном юридическом лице. В настоящее время эта компания владеет уже достаточно большим парком и успешно им управляет.

Насколько надежен розничный клиент, прежде всего, в сегменте малого и среднего бизнеса?

ВТБ Лизинг позиционирует себя как компания, которая умеет работать с активом, с автомобилем. Поэтому фокус нашего внимания значительно меньше направлен на финансовое состояние лизингополучателя, нежели чем в кредитных продуктах.

Разумеется, мы проводим сделку по нашим внутренним процедурам безопасности, и если мы не увидели риска, то на оговоренных условиях выдаем машину. Наша задача – сделать это за 1-2 дня. Более 90% наших сделок и более 95% клиентов относятся к категории МСП. В отдельные периоды до 60% сделок проходит по продукту «Экспресс», который не предусматривает предоставления финансовой отчетности клиента: требуется только анкета и паспорт генерального директора.

Кстати сказать, развитие таких технологий на рынке, в том числе оперативного скоринга, - один из факторов, который позволяет автолизингу расти в то время, когда происходит падение продаж автомобилей по всем другим каналам, в том числе с помощью кредита. Лизинг - это быстро и удобно: решение принимается почти моментально, предоставляется минимум документов, применяются пониженные требования к клиентам – все это становится возможным благодаря тому, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании, и она умеет с ним работать.

*  *  *

ВТБ Лизинг – универсальная лизинговая компания, создана в 2002 году, входит в Группу ВТБ. Компания занимает третье место в отраслевом рэнкинге агентства «Эксперт РА» по итогам 2018 года с объемом нового бизнеса 158,6 млрд руб. 

Читайте также

ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
# Новости
19 Ноября 2019
39
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
# Новости
18 Ноября 2019
1482
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились в ассоциацию
# Новости
18 Ноября 2019
2015
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились в ассоциацию
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились в ассоциацию
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
# Новости
18 Ноября 2019
1118
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
# Новости
18 Ноября 2019
1534
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
# Новости
15 Ноября 2019
2405
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
# Новости
15 Ноября 2019
2652
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
# Новости
15 Ноября 2019
2912
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
# Новости
15 Ноября 2019
3432
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
 Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
# Новости
15 Ноября 2019
2132
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
# Новости
15 Ноября 2019
3133
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
# Новости
15 Ноября 2019
1963
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
# Новости
13 Ноября 2019
2236
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
# Новости
13 Ноября 2019
2834
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
# Новости
13 Ноября 2019
2639
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
# Новости
13 Ноября 2019
1586
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
# Новости
12 Ноября 2019
3484
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
# Аналитика
12 Ноября 2019
5447
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
# Новости
12 Ноября 2019
2509
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
# Новости
11 Ноября 2019
3276
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
# Новости
11 Ноября 2019
3354
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
# Новости
8 Ноября 2019
4654
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
# Новости
8 Ноября 2019
3913
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
# Новости
8 Ноября 2019
5980
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
Наверх