Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»

Интервью
45K
Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»
Основные тренды мирового рынка лизинга постепенно проявляются и в России, что уже заметно на примере наиболее динамичного сегмента – автолизинга. Доля проникновения лизинга в продажи автомобилей еще крайне низка, но постоянно увеличивается, а доходы лизинговых компаний от предоставления дополнительных сервисов клиентам растут быстрее, чем прибыль от предоставления финансирования, рассказал в интервью медиа-порталу FedLeasing.ru коммерческий директор группы компаний ВТБ Лизинг Евгений Татаринов.

На фоне разнонаправленной статистики продаж автомобилей в этом году лизинговые компании отчитываются о росте нового бизнеса в автолизинге. Чем это объясняется?

В прошлые годы динамика рынков продаж автомобилей и автолизинга в России действительно двигались в одном направлении, но за последние пять лет ситуация изменилась. Автолизинг ежегодно прирастает существенными темпами, а весь авторынок при этом как падал, так и показывал небольшой рост. Причин для разницы в динамике автолизинга и автопродаж несколько.

Во-первых, лизинг постепенно становится более востребованным продуктом на рынке. Все больше предпринимателей понимают, как он работает, какие ощутимые преимущества дает такая форма владения автомобилем.

Во-вторых, продукт постоянно развивается: сейчас во многих случаях автомобиль выгоднее приобрести в лизинг, чем в кредит или за собственные средства. Во многом этого удалось достичь благодаря кобрендинговым программам с автопроизводителями. У ВТБ Лизинг есть несколько таких предложений – KIA Leasing, JaguarLand Rover Financial Services, Lada Leasing. Сейчас мы ведем переговоры с еще с несколькими компаниями для получения подобного статуса.

К тому же лизинг дает возможность предпринимателям снизить налоговую нагрузку: получить выгоду по налогу на прибыль, возместить НДС. Поэтому все чаще компании обновляют парк через лизинговые механизмы.

Как результат, лизинг становится в России популярнее, и его доля в общих автомобильных продажах растет. Причем до сих пор она в разы ниже показателей в развитых странах, а значит, нам есть, куда расти дальше.

А какова сейчас эта доля за рубежом?

Есть страны, в которых доля лизинга доходит до 70-80% от общих продаж. В России в 2012 году этот показатель равнялся 3-4%. Сейчас, по разным оценкам, это 8-10%. В различных сегментах автолизинга ситуация своя. Например, доля проникновения лизинга в продажи грузовых автомобилей существенно выше, чем в сегменте легкового транспорта. Но совершенно очевидно, что в нашей стране еще есть потенциал многократного роста.
 
Как ваша компания мотивирует дилерские центры продавать вместе с машиной лизинговые продукты?

Наша модель работы с дилерами состоит из двух уровней. Разумеется, мы работаем с крупными автопроизводителями и импортерами автомобилей, совместно определяя политику в области маркетинга, координируем графики специальных акций и скидок. Этой работой у нас успешно занимается отдельное подразделение, и по большинству наиболее популярных марок ВТБ Лизинг является одним из крупнейших партнеров для импортеров.

Второй контур взаимодействия – работа непосредственно на территории дилерских центров, куда приходит потенциальный покупатель. Здесь у нас, как правило, партнерская модель продаж. Есть схема, при которой мы обеспечиваем входящий поток заказов, ориентируя своих клиентов на конкретные дилерские центры. Есть обратный вариант, когда мы получаем обращения от клиентов дилерских центров и отрабатываем их.

Для всех дилеров создаются равные условия?

Совсем не обязательно. На сегодняшний день у нас аккредитовано порядка 45 основных автомобильных марок и порядка 4 тыс. поставщиков – это официальные дилеры и специализированные компании, продающие легковую и грузовую автомобильную технику. Все эти компании имеют свой рейтинг и определенную категорию надежности, по каждой из них у нас установлены разные лимиты финансирования на поставку автомобилей и разные условия оплаты. Это позволяет выстроить сотрудничество более эффективно.

Мы работаем также с кобрендинговыми программами. В отдельных дилерских центрах присутствует наш менеджер, который лично общается с потенциальными клиентами.

С некоторыми поставщиками есть договоренности иного характера: мы обеспечиваем за счет своих клиентов определенный объем продаж, за что получаем преференции - скидки, дополнительные сервисы. Выигрывают от этого сотрудничества в первую очередь клиенты.

В целом мы заинтересованы в более тесной интеграции с дилерским бизнесом, смотрим на опыт западных коллег, которые по этому направлению ушли сильно вперед.

Какие другие системные тенденции, наблюдаемые на развитых западных рынках, следует учитывать российским лизинговым компаниям при выборе своих бизнес-моделей в автолизинге?

Самый главный тренд, на мой взгляд, состоит в изменении логики предоставления лизингового продукта. Мировой рынок уже полностью развернулся в сторону сервисной составляющей - компании зарабатывают на дополнительных услугах и сервисах для клиентов. Именно в этой части формируется основная выручка, а не за счет разницы в стоимости финансирования.

Почему мы опаздываем с этим?

Сравните: в США рынок лизинга существует с 50-х годов прошлого века, а наш рынок на несколько десятилетий моложе. Будем развиваться и догонять.

Много функций у нас обеспечивается in-house, силами самой лизинговой компании. На Западе значительный объем функционала переложен на дилерские сети, благодаря чему лизинговая компания сокращает свои операционные расходы.

Я убежден, что на российском рынке обязательно появятся смелые игроки, которые смогут с успехом применять подобные бизнес-модели, и тогда это может стать одним из важных трендов в автолизинге.

Насколько критична зависимость рынка продаж автомобилей от мер государственной поддержки?

Разумеется, господдержка очень сильно влияет на сегмент коммерческого автотранспорта. Мы видим всплески активности наших клиентов на волне известий о возобновлении госсубсидирования и спады в тот момент, когда выделенные деньги в бюджете заканчиваются.

Субсидии помогают как отечественному автопрому, так и малому и среднему бизнесу. Предпринимателями такие меры поддержки очень востребованы. За прошедший год, например, очень резко и существенно выросла стоимость топлива. Ни одна экономическая модель транспортной или строительной компании, использующей автотехнику в качестве основных средств производства, не предполагала таких скачков по основным статьям затрат. В этом смысле субсидии – очень эффективная мера господдержки.

Как Вы смотрите на предложения Минфина и ЦБ РФ считать операционный лизинг обычной арендой? Есть ли в этом риски для бизнеса вашей компании?

Он всегда и был арендой. У этого вида услуг огромное будущее. На международном рынке этот сегмент очень распространен и востребован. Крупные иностранные торговые компании с огромными объемами грузоперевозок, даже работая в России, полностью отдают свой парк автомобилей под управление внешних оперлизинговых компаний. Их модель бизнеса не предполагает владение непрофильными активами.

В России этот рынок однозначно будет развиваться. Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам – лизинговым компаниям. Ремаркетинг автомобиля, страхование, постановка на учет, гарантийный и постгарантийный ремонт и даже найм водителей – все эти функции будут постепенно уходить от эксплуатанта, который будет думать лишь о том, что и куда он будет возить. На горизонте нескольких лет, когда модели каршеринга или подписки на пользование машиной в полной мере достигнут своего развития, владение собственным автомобилем, думаю, станет атавизмом.

Что касается ВТБ Лизинга, мы не боимся реформы, поскольку изначально развивали этот вид деятельности на отдельном юридическом лице. В настоящее время эта компания владеет уже достаточно большим парком и успешно им управляет.

Насколько надежен розничный клиент, прежде всего, в сегменте малого и среднего бизнеса?

ВТБ Лизинг позиционирует себя как компания, которая умеет работать с активом, с автомобилем. Поэтому фокус нашего внимания значительно меньше направлен на финансовое состояние лизингополучателя, нежели чем в кредитных продуктах.

Разумеется, мы проводим сделку по нашим внутренним процедурам безопасности, и если мы не увидели риска, то на оговоренных условиях выдаем машину. Наша задача – сделать это за 1-2 дня. Более 90% наших сделок и более 95% клиентов относятся к категории МСП. В отдельные периоды до 60% сделок проходит по продукту «Экспресс», который не предусматривает предоставления финансовой отчетности клиента: требуется только анкета и паспорт генерального директора.

Кстати сказать, развитие таких технологий на рынке, в том числе оперативного скоринга, - один из факторов, который позволяет автолизингу расти в то время, когда происходит падение продаж автомобилей по всем другим каналам, в том числе с помощью кредита. Лизинг - это быстро и удобно: решение принимается почти моментально, предоставляется минимум документов, применяются пониженные требования к клиентам – все это становится возможным благодаря тому, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании, и она умеет с ним работать.

*  *  *

ВТБ Лизинг – универсальная лизинговая компания, создана в 2002 году, входит в Группу ВТБ. Компания занимает третье место в отраслевом рэнкинге агентства «Эксперт РА» по итогам 2018 года с объемом нового бизнеса 158,6 млрд руб. 

Читайте также

Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее
# Новости
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года
МПК СПЛАВ приобрело грузовики КАМАЗ
# Новости
МПК СПЛАВ приобрело грузовики КАМАЗ
МПК СПЛАВ приобрело грузовики КАМАЗ
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.
# Новости
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза
# Новости
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»
# Новости
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»
Специальная программа Каско на технику DONGFENG
# Новости
Специальная программа Каско на технику DONGFENG
Специальная программа Каско на технику DONGFENG
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей
# Новости
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE
# Новости
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE
# Новости
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»
# Новости
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE
# Новости
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»
# Новости
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками
# Новости
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE
# Новости
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE
# Новости
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей
# Новости
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE
# Новости
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб
# Новости
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб
Наверх