Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»

Интервью
13247
Евгений Татаринов: «Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам»
Основные тренды мирового рынка лизинга постепенно проявляются и в России, что уже заметно на примере наиболее динамичного сегмента – автолизинга. Доля проникновения лизинга в продажи автомобилей еще крайне низка, но постоянно увеличивается, а доходы лизинговых компаний от предоставления дополнительных сервисов клиентам растут быстрее, чем прибыль от предоставления финансирования, рассказал в интервью медиа-порталу FedLeasing.ru коммерческий директор группы компаний ВТБ Лизинг Евгений Татаринов.

На фоне разнонаправленной статистики продаж автомобилей в этом году лизинговые компании отчитываются о росте нового бизнеса в автолизинге. Чем это объясняется?

В прошлые годы динамика рынков продаж автомобилей и автолизинга в России действительно двигались в одном направлении, но за последние пять лет ситуация изменилась. Автолизинг ежегодно прирастает существенными темпами, а весь авторынок при этом как падал, так и показывал небольшой рост. Причин для разницы в динамике автолизинга и автопродаж несколько.

Во-первых, лизинг постепенно становится более востребованным продуктом на рынке. Все больше предпринимателей понимают, как он работает, какие ощутимые преимущества дает такая форма владения автомобилем.

Во-вторых, продукт постоянно развивается: сейчас во многих случаях автомобиль выгоднее приобрести в лизинг, чем в кредит или за собственные средства. Во многом этого удалось достичь благодаря кобрендинговым программам с автопроизводителями. У ВТБ Лизинг есть несколько таких предложений – KIA Leasing, JaguarLand Rover Financial Services, Lada Leasing. Сейчас мы ведем переговоры с еще с несколькими компаниями для получения подобного статуса.

К тому же лизинг дает возможность предпринимателям снизить налоговую нагрузку: получить выгоду по налогу на прибыль, возместить НДС. Поэтому все чаще компании обновляют парк через лизинговые механизмы.

Как результат, лизинг становится в России популярнее, и его доля в общих автомобильных продажах растет. Причем до сих пор она в разы ниже показателей в развитых странах, а значит, нам есть, куда расти дальше.

А какова сейчас эта доля за рубежом?

Есть страны, в которых доля лизинга доходит до 70-80% от общих продаж. В России в 2012 году этот показатель равнялся 3-4%. Сейчас, по разным оценкам, это 8-10%. В различных сегментах автолизинга ситуация своя. Например, доля проникновения лизинга в продажи грузовых автомобилей существенно выше, чем в сегменте легкового транспорта. Но совершенно очевидно, что в нашей стране еще есть потенциал многократного роста.
 
Как ваша компания мотивирует дилерские центры продавать вместе с машиной лизинговые продукты?

Наша модель работы с дилерами состоит из двух уровней. Разумеется, мы работаем с крупными автопроизводителями и импортерами автомобилей, совместно определяя политику в области маркетинга, координируем графики специальных акций и скидок. Этой работой у нас успешно занимается отдельное подразделение, и по большинству наиболее популярных марок ВТБ Лизинг является одним из крупнейших партнеров для импортеров.

Второй контур взаимодействия – работа непосредственно на территории дилерских центров, куда приходит потенциальный покупатель. Здесь у нас, как правило, партнерская модель продаж. Есть схема, при которой мы обеспечиваем входящий поток заказов, ориентируя своих клиентов на конкретные дилерские центры. Есть обратный вариант, когда мы получаем обращения от клиентов дилерских центров и отрабатываем их.

Для всех дилеров создаются равные условия?

Совсем не обязательно. На сегодняшний день у нас аккредитовано порядка 45 основных автомобильных марок и порядка 4 тыс. поставщиков – это официальные дилеры и специализированные компании, продающие легковую и грузовую автомобильную технику. Все эти компании имеют свой рейтинг и определенную категорию надежности, по каждой из них у нас установлены разные лимиты финансирования на поставку автомобилей и разные условия оплаты. Это позволяет выстроить сотрудничество более эффективно.

Мы работаем также с кобрендинговыми программами. В отдельных дилерских центрах присутствует наш менеджер, который лично общается с потенциальными клиентами.

С некоторыми поставщиками есть договоренности иного характера: мы обеспечиваем за счет своих клиентов определенный объем продаж, за что получаем преференции - скидки, дополнительные сервисы. Выигрывают от этого сотрудничества в первую очередь клиенты.

В целом мы заинтересованы в более тесной интеграции с дилерским бизнесом, смотрим на опыт западных коллег, которые по этому направлению ушли сильно вперед.

Какие другие системные тенденции, наблюдаемые на развитых западных рынках, следует учитывать российским лизинговым компаниям при выборе своих бизнес-моделей в автолизинге?

Самый главный тренд, на мой взгляд, состоит в изменении логики предоставления лизингового продукта. Мировой рынок уже полностью развернулся в сторону сервисной составляющей - компании зарабатывают на дополнительных услугах и сервисах для клиентов. Именно в этой части формируется основная выручка, а не за счет разницы в стоимости финансирования.

Почему мы опаздываем с этим?

Сравните: в США рынок лизинга существует с 50-х годов прошлого века, а наш рынок на несколько десятилетий моложе. Будем развиваться и догонять.

Много функций у нас обеспечивается in-house, силами самой лизинговой компании. На Западе значительный объем функционала переложен на дилерские сети, благодаря чему лизинговая компания сокращает свои операционные расходы.

Я убежден, что на российском рынке обязательно появятся смелые игроки, которые смогут с успехом применять подобные бизнес-модели, и тогда это может стать одним из важных трендов в автолизинге.

Насколько критична зависимость рынка продаж автомобилей от мер государственной поддержки?

Разумеется, господдержка очень сильно влияет на сегмент коммерческого автотранспорта. Мы видим всплески активности наших клиентов на волне известий о возобновлении госсубсидирования и спады в тот момент, когда выделенные деньги в бюджете заканчиваются.

Субсидии помогают как отечественному автопрому, так и малому и среднему бизнесу. Предпринимателями такие меры поддержки очень востребованы. За прошедший год, например, очень резко и существенно выросла стоимость топлива. Ни одна экономическая модель транспортной или строительной компании, использующей автотехнику в качестве основных средств производства, не предполагала таких скачков по основным статьям затрат. В этом смысле субсидии – очень эффективная мера господдержки.

Как Вы смотрите на предложения Минфина и ЦБ РФ считать операционный лизинг обычной арендой? Есть ли в этом риски для бизнеса вашей компании?

Он всегда и был арендой. У этого вида услуг огромное будущее. На международном рынке этот сегмент очень распространен и востребован. Крупные иностранные торговые компании с огромными объемами грузоперевозок, даже работая в России, полностью отдают свой парк автомобилей под управление внешних оперлизинговых компаний. Их модель бизнеса не предполагает владение непрофильными активами.

В России этот рынок однозначно будет развиваться. Владение парком машин и его обслуживание будут переходить к профессиональным игрокам – лизинговым компаниям. Ремаркетинг автомобиля, страхование, постановка на учет, гарантийный и постгарантийный ремонт и даже найм водителей – все эти функции будут постепенно уходить от эксплуатанта, который будет думать лишь о том, что и куда он будет возить. На горизонте нескольких лет, когда модели каршеринга или подписки на пользование машиной в полной мере достигнут своего развития, владение собственным автомобилем, думаю, станет атавизмом.

Что касается ВТБ Лизинга, мы не боимся реформы, поскольку изначально развивали этот вид деятельности на отдельном юридическом лице. В настоящее время эта компания владеет уже достаточно большим парком и успешно им управляет.

Насколько надежен розничный клиент, прежде всего, в сегменте малого и среднего бизнеса?

ВТБ Лизинг позиционирует себя как компания, которая умеет работать с активом, с автомобилем. Поэтому фокус нашего внимания значительно меньше направлен на финансовое состояние лизингополучателя, нежели чем в кредитных продуктах.

Разумеется, мы проводим сделку по нашим внутренним процедурам безопасности, и если мы не увидели риска, то на оговоренных условиях выдаем машину. Наша задача – сделать это за 1-2 дня. Более 90% наших сделок и более 95% клиентов относятся к категории МСП. В отдельные периоды до 60% сделок проходит по продукту «Экспресс», который не предусматривает предоставления финансовой отчетности клиента: требуется только анкета и паспорт генерального директора.

Кстати сказать, развитие таких технологий на рынке, в том числе оперативного скоринга, - один из факторов, который позволяет автолизингу расти в то время, когда происходит падение продаж автомобилей по всем другим каналам, в том числе с помощью кредита. Лизинг - это быстро и удобно: решение принимается почти моментально, предоставляется минимум документов, применяются пониженные требования к клиентам – все это становится возможным благодаря тому, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании, и она умеет с ним работать.

*  *  *

ВТБ Лизинг – универсальная лизинговая компания, создана в 2002 году, входит в Группу ВТБ. Компания занимает третье место в отраслевом рэнкинге агентства «Эксперт РА» по итогам 2018 года с объемом нового бизнеса 158,6 млрд руб. 

Читайте также

Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
# Новости
11 Декабря 2019
2197
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
# Новости
11 Декабря 2019
1378
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
# Новости
10 Декабря 2019
2639
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
# Новости
10 Декабря 2019
1573
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
# Новости
10 Декабря 2019
2587
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
# Новости
9 Декабря 2019
4589
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
# Новости
9 Декабря 2019
1872
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
# Новости
6 Декабря 2019
6149
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
# Новости
6 Декабря 2019
2769
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
# Новости
6 Декабря 2019
2015
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
# Новости
6 Декабря 2019
3796
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
# Новости
5 Декабря 2019
2548
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
# Новости
5 Декабря 2019
4459
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
# Новости
5 Декабря 2019
3029
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
# Новости
5 Декабря 2019
4121
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
# Новости
5 Декабря 2019
4043
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
# Аналитика
4 Декабря 2019
5902
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
# Новости
4 Декабря 2019
3900
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
# Новости
3 Декабря 2019
11063
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
# Новости
3 Декабря 2019
3835
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
# Новости
3 Декабря 2019
2899
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
# Новости
3 Декабря 2019
4264
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
# Новости
2 Декабря 2019
4225
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
# Новости
2 Декабря 2019
5304
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
Наверх