«Финансовый лизинг и оперлизинг комфортно сосуществуют в нашей линейке»

Интервью
7709
«Финансовый лизинг и оперлизинг комфортно сосуществуют в нашей линейке»
Доля лизинга в продажах автомобилей будет продолжать расти, в том числе за счет нового для российского рынка сегмента услуг автоподписки для физических и юридических лиц, рассказал в интервью FedLeasing.ru генеральный директор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров

В первой половине года продажи автомобилей выросли более чем на 35% и рост продолжается. Как это отражается на рынке автолизинга? 

Рынок автолизинга, безусловно, находится в тренде рынка продаж автомобилей, и мы действительно видим бурный, в каком-то смысле ажиотажный рост. Цифры в хорошем смысле слова нас поражают и радуют: автолизинг растет в ряде сегментов на 90% и более, то есть, увеличивается почти вдвое, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. С одной стороны, мы понимаем, что первое полугодие прошлого года – этот тот самый период, когда мы столкнулись с наиболее острой фазой перестройки под пандемию и локдауном. С другой стороны, даже с учетом этой «низкой базы» мы можем сказать о том, что нынешняя динамика очень хорошая и уверенная. 

Здесь я хочу отметить, что автолизинг не просто идет вслед за рынком продаж автомобилей: доля лизинга в продажах тоже увеличивается. И если смотреть вообще на весь автосегмент, включая автомобили граждан, которые их покупают в автосалонах для личного пользования, то в прошлом году в лизинг передавалось порядка 10% автомобилей, а в этом году – это уже около 12% от всех продаж. Это говорит о том, что лизинг увеличивает свое проникновение в продажи, и, хоть и достаточно плавно, но мы приближаемся к значениям ряда западных стран. Например, в Италии, Испании с помощью лизинга продается 15-20% автомобилей, в Германии, Франции, Великобритании и США – порядка 30%, в Нидерландах – более 50%. 

Самый главный драйвер нынешнего рынка - рост цен на легковые автомобили и коммерческий транспорт. Ни для кого не секрет, что цены на новые машины выросли по некоторым позициям за год на 15-20%. Поэтому если мы посмотрим на динамику рынка в денежном выражении, то увидим, что она еще более яркая, чем динамика продаж автомобилей в штуках.

Как долго, по вашем оценкам, нынешние темпы роста сохранятся? 

Я считаю, что рынок автолизинга продолжит расти, но темпы этого роста будут снижаться, поскольку действуют ограничивающие факторы. Самый главный из них – дефицит автомашин в наличии. Мы видим, что автомобилей не хватает, они быстро заканчиваются в салонах даже по нынешним ценам. С одной стороны, это подстегивает рынок, создает ажиотаж. А с другой – мы понимаем, что сейчас рынок из-за этого сбавляет темп, особенно в сегменте легковых автомобилей.

При этом машины продолжат дорожать, но, опять же, такого существенного темпа роста цен уже не будет. В денежном выражении сегмент автолизинга совершенно точно продолжит расти, главным образом, за счет удорожания стоимости базового актива. 

Нет ли у вас ощущения, что производители и дилеры специально придерживают автомобили, чтобы «подогреть» рынок?

Не думаю. С моей точки зрения, никакого целенаправленного снижения объемов выпуска нет. Речь идет о разрушенных пандемией производственных цепочках, перебои с поставками комплектующих продолжаются до сих пор. Это объективные ограничения, и мы надеемся, что производители достаточно быстро преодолеют этот сложный период. 

Какова ситуация в других сегментах автолизинга – грузовиков и колесной спецтехники? 

Приобретение грузового автомобиля со сроком поставки от полугода – это нынешние реалии рынка и один из ключевых его вызовов. По некоторым позициям, особенно по грузовикам зарубежных марок, поставку можно ждать и дольше – 8-10 месяцев. Тем не менее, потребность в транспорте в любом случае никуда не пропадает, изношенность грузового автопарка в стране продолжает оставаться достаточно высокой и его необходимо обновлять. И главный вопрос состоит в том, насколько быстро производители смогут наладить все свои производственные цепочки, увеличить объемы выпуска и вернуться к поставкам в прежнем режиме. 

Что касается дорожно-строительных машин и спецтехники, то здесь мы видим весьма уверенное восстановление строительной отрасли. По нашему убеждению, это не какой-то временный ажиотаж, а системное развитие рынка, когда за закупкой техники стоят реальные строительные и инфраструктурные проекты, которые осуществляются не только за счет государственных, но и за счет частных инвестиций. В этом сегменте рост цен тоже присутствует, но, по нашим оценкам, это как раз единичный всплеск, который возник из-за ожиданий возможного роста утилизационного сбора. Тем не менее, вся приобретаемая сегодня техника обеспечена реальной работой, что создает хорошую базу для лизингового бизнеса в этом сегменте, где СберЛизинг занимает существенную долю и, безусловно, намерен только наращивать свои позиции. 

Государство в этом году перестало выделять субсидии на автокредиты и автолизинг, которые ранее участники рынка называли «главным драйвером рынка». Является ли это тоже ограничивающим фактором?

О прекращении господдержки говорить в данном случае неуместно: в этом году субсидии были, хотя и не такие, как в прошлом году. Тогда господдержка была просто необходима, без нее ни наш, ни автомобильный рынок, ни целый ряд других отраслей не устояли бы. По сравнению с беспрецедентными прошлогодними объемами бюджет программы Минпромторга России действительно сократился примерно в три раза, но субсидии в этом году предоставлялись, в течение второго квартала они были освоены рынком и в полном объеме будут доведены до получателей. То есть, меры господдержки уже внесли свой позитивный вклад в общие цифры роста российского авторынка в первом полугодии.

Теперь, с моей точки зрения, как раз наступает такой этап, когда эту господдержку можно фокусировать на отдельных нишах, которые нуждаются в помощи или важны для стратегического развития промышленности в стране. Сейчас активно обсуждаются меры поддержки электротранспорта, хорошо работает программа «Доступная аренда», которая стимулирует развитие оперлизинга и новые лизинговые продукты на его основе. Пока информации о дополнительных траншах в этом году нет, но если такие субсидии будут выделены, то они совершенно точно и очень быстро будут освоены с помощью крупнейших лизинговых игроков, в том числе СберЛизингом. Особенно это важно для зарождающегося рынка подписки на автомобили для физических лиц. 

Кстати об автоподписке. Можете «на пальцах» рассказать, в чем «фишка» этого продукта?

Все достаточно просто: автоподписка – это «родная сестра» операционного лизинга, который мы сейчас также активно продвигаем. Фактически, речь идет о среднесрочной или долгосрочной аренде автомобиля с полным сервисным пакетом. 

А почему тогда по-другому называется? 

С маркетинговой точки зрения этот термин немного четче доносит до конечного потребителя смысл и преимущества этой услуги, хотя в продуктовой логике автоподписка и оперлизинг стоят очень недалеко друг от друга. 

Тем не менее, это новый продукт для российского рынка, который до нынешнего времени формировался за счет двух основных моделей владения автомобилем. Один вариант – приобрести автомашину в кредит или в финансовый лизинг, фактически, полностью профинансировав покупку. Но при этом финансирующая организация, как правило, не решает всего комплекса задач, связанных с владением автомобилем. Риски остаточной стоимости машины, все хлопоты по техобслуживанию, ремонту и вообще по поддержанию автомобиля в рабочем состоянии, – все это оставалось на плечах покупателя. Вторая форма владения автомобилем – каршеринг, когда человек действительно может получить в пользование автомобиль «под ключ» со всем комплексом дополнительных услуг, но на очень ограниченный срок. 

Автоподписка очень хорошо ложится между двумя этими продуктами: клиент приобретает возможность пользоваться автомобилем от полугода до трех лет, получает полноценную рассрочку этих платежей, и при этом он не обременен никакими процедурами, связанными с владением автомобилем. Это очень удобно: все сопутствующие сервисы, включая шиномонтаж, страховку, услугу экстренной помощи на дорогах и так далее – все это берет на себя оператор подписки. Клиенту же нужно заключить всего один договор и один раз в месяц вносить фиксированный платеж. 

Схожая ситуация и с оперлизингом, то есть подпиской для юрлиц. Клиент приобретает в долгосрочную аренду парк автомобилей для потребностей своей компании, а все сопутствующие услуги по сервисному, страховому обслуживанию ложатся на лизинговую компанию. Остаются только заправка и мойка, которые надо время от времени посещать.

Хочу отдельно подчеркнуть, что для клиента это еще и выгодно. За счет того, что СберЛизинг - крупный оператор на рынке автомобилей, мы можем сделать нашему клиенту лучшее предложение цены, как на сам автомобиль, так и на страхование, и на все остальные сервисы. В силу своего масштаба крупные игроки на этом рынке располагают очень хорошими «входными» ценами. А за счет низкой себестоимости своего продукта мы можем транслировать на нашего клиента привлекательный ежемесячный платеж. Такая услуга теперь доступна не только для организаций и ИП, но и для физических лиц – обычных граждан. 

Говоря о лизинге для физических лиц, участники рынка всегда подчеркивали, что в структуре платежей присутствует НДС, тогда как юридические лица при лизинге от него освобождены. Насколько это сдерживает развитие данного сегмента?

НДС действительно утяжеляет стоимость продукта, но даже в текущей конфигурации налогового законодательства, автоподписка остается выгодной для покупателя. Если хотя бы некоторые из тех услуг, которые присутствуют в составе платежа по подписке, не облагались бы НДС, то для клиента этот продукт просто был бы еще более интересным с финансовой точки зрения. 

И каковы первые результаты?

Мы довольны тем, как стартовали. С момента запуска СберАвтоподписки для физлиц этой весной на сегодняшний день мы выдали автомобилей на 1,5 млрд руб. 

Кто эти люди? Есть ли у Вас какой-то статистический портрет клиента, выбирающего автоподписку?

Один из выводов, который мы сделали по итогам старта автоподписки, состоит в том, что она интересна абсолютно разным категориям клиентов. Какого-то ярко-выраженного тренда на то, что автоподписка пользуется популярностью только у молодых, или только у состоятельных, мы не увидели. Это и молодежь, и люди зрелого возраста, они покупают как дорогие премиальные, так и бюджетные автомобили массового сегмента. Каждый клиент находит себе преимущества, которые важны именно для него. 

Здесь, скорее, уместно говорить об определенном типаже человека, который реально заботится о своих расходах. Это те люди, которые ценят свое время (а время, как известно – невосполнимый ресурс), хорошо считают деньги и хотят знать полную стоимость владения тем или иным активом. А не просто заплатить ту сумму, которая указана на ценнике в магазине, и ни о чем больше не думать. Подписка – как раз для таких людей, которые хотят и умеют беречь собственные ресурсы, не ленятся разобраться в деталях и интересуются, за что и почему они платят деньги.

Как скоро этот сегмент займет существенную долю в автолизинге?

По нашим оценкам сейчас рынок насчитывает несколько тысяч сделок – не думаю, что больше 10 тыс. В ближайшие пару лет мы ожидаем, что рынок автоподписки вырастет уже до 50 тыс. сделок, и тогда он уже будет вполне сопоставим с рынком автолизинга для юридических лиц. 

Не конкурирует ли оперлизинг и продукты на его основе с традиционным финансовым лизингом автомобилей?

Финансовый лизинг и оперлизинг вполне комфортно сосуществуют в нашей линейке. В какой-то степени они конкурируют, но по большому счету, они дополняют друг друга. Есть, например, компании, которые профессионально управляют автопарками, для них это является основным бизнес-процессом, поэтому финансовый лизинг им предпочтительней. А оперлизинг позволяет привлечь новых клиентов, которые раньше не пользовались финансовым лизингом. В дальнейшем, рассмотрев все условия и возможности, они могут выбирать и комбинировать разные виды лизинговых услуг, которые им удобны в различных ситуациях – будь то финансовый лизинг, операционная аренда или автоподписка.

АО «Сбербанк Лизинг» («СберЛизинг») - универсальная лизинговая компания, создана в 1993 году. 100% акций лизингодателя принадлежит Сбербанку. В рэнкинге крупнейших лизинговых компаний России рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2020 году «СберЛизинг» занял второе место с объемом нового бизнеса 137,9 млрд руб.

Читайте также

Правительство Тюменской области предлагает бизнесу льготный лизинг оборудования
# Новости
Правительство Тюменской области предлагает бизнесу льготный лизинг оборудования
Правительство Тюменской области предлагает бизнесу льготный лизинг оборудования
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за август 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за август 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за август 2021 года
«Финансовый лизинг и оперлизинг комфортно сосуществуют в нашей линейке»
# Интервью
«Финансовый лизинг и оперлизинг комфортно сосуществуют в нашей линейке»
«Финансовый лизинг и оперлизинг комфортно сосуществуют в нашей линейке»
Открыт прием заявок на соискание Национальной премии «Лизинговая сделка года 2021»
# Новости
Открыт прием заявок на соискание Национальной премии «Лизинговая сделка года 2021»
Открыт прием заявок на соискание Национальной премии «Лизинговая сделка года 2021»
Газпромбанк Лизинг в первой половине 2021 года вырвался в лидеры рынка
# Аналитика
Газпромбанк Лизинг в первой половине 2021 года вырвался в лидеры рынка
Газпромбанк Лизинг в первой половине 2021 года вырвался в лидеры рынка
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за июль 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за июль 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за июль 2021 года
Объявлен старт Национальной премии «Лизинговая сделка года 2021»
# Новости
Объявлен старт Национальной премии «Лизинговая сделка года 2021»
Объявлен старт Национальной премии «Лизинговая сделка года 2021»
Банк России разъяснил лизингодателям принципы использования эталонного индикатора RUONIA для расчета плавающих ставок по кредитам и облигационным займам
# Новости
Банк России разъяснил лизингодателям принципы использования эталонного индикатора RUONIA для расчета плавающих ставок по кредитам и облигационным займам
Банк России разъяснил лизингодателям принципы использования эталонного индикатора RUONIA для расчета плавающих ставок по кредитам и облигационным займам
3 августа пройдет онлайн-семинар Банка России для лизинговых компаний «Ruonia - индикатор для облигаций и кредитов: руководство пользователя»
# Новости
3 августа пройдет онлайн-семинар Банка России для лизинговых компаний «Ruonia - индикатор для облигаций и кредитов: руководство пользователя»
3 августа пройдет онлайн-семинар Банка России для лизинговых компаний «Ruonia - индикатор для облигаций и кредитов: руководство пользователя»
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за второй квартал 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за второй квартал 2021 года
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за второй квартал 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за июнь 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за июнь 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за июнь 2021 года
«Работая с проблемными клиентами, мы занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом госсредств»
# Интервью
«Работая с проблемными клиентами, мы занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом госсредств»
«Работая с проблемными клиентами, мы занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом госсредств»
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за май 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за май 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за май 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за апрель 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за апрель 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за апрель 2021 года
На МАКС-2021 впервые представят новый противопожарный вертолет Ка-32
# Новости
На МАКС-2021 впервые представят новый противопожарный вертолет Ка-32
На МАКС-2021 впервые представят новый противопожарный вертолет Ка-32
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
# Интервью
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
ВТБ Лизинг профинансировал 150 фитинговых платформ для ГК «Максимум»
# Новости
ВТБ Лизинг профинансировал 150 фитинговых платформ для ГК «Максимум»
ВТБ Лизинг профинансировал 150 фитинговых платформ для ГК «Максимум»
ГТЛК и петербургский «Третий парк» заключили сделку лизинга 250 газовых автобусов
# Новости
ГТЛК и петербургский «Третий парк» заключили сделку лизинга 250 газовых автобусов
ГТЛК и петербургский «Третий парк» заключили сделку лизинга 250 газовых автобусов
Лизингодатели и их инвесторы обсудили актуальные тренды рынка облигаций
# Новости
Лизингодатели и их инвесторы обсудили актуальные тренды рынка облигаций
Лизингодатели и их инвесторы обсудили актуальные тренды рынка облигаций
СберЛизинг профинансировал оборудование для фармпроизводства на €650 тыс.
# Новости
СберЛизинг профинансировал оборудование для фармпроизводства на €650 тыс.
СберЛизинг профинансировал оборудование для фармпроизводства на €650 тыс.
27 апреля пройдет онлайн-конференция «Инвестиционный потенциал облигаций лизинговых компаний в 2021 году»
# Новости
27 апреля пройдет онлайн-конференция «Инвестиционный потенциал облигаций лизинговых компаний в 2021 году»
27 апреля пройдет онлайн-конференция «Инвестиционный потенциал облигаций лизинговых компаний в 2021 году»
«Мы формируем новую реальность в отношениях с госзаказчиками»
# Интервью
«Мы формируем новую реальность в отношениях с госзаказчиками»
«Мы формируем новую реальность в отношениях с госзаказчиками»
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
# Новости
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
# Новости
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
Наверх