Доля лизинга в продажах автомобилей будет продолжать расти, в том числе за счет нового для российского рынка сегмента услуг автоподписки для физических и юридических лиц, рассказал в интервью FedLeasing.ru генеральный директор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.
В первой половине года продажи автомобилей выросли более чем на 35% и рост продолжается. Как это отражается на рынке автолизинга?
Рынок автолизинга, безусловно, находится в тренде рынка продаж автомобилей, и мы действительно видим бурный, в каком-то смысле ажиотажный рост. Цифры в хорошем смысле слова нас поражают и радуют: автолизинг растет в ряде сегментов на 90% и более, то есть, увеличивается почти вдвое, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. С одной стороны, мы понимаем, что первое полугодие прошлого года – этот тот самый период, когда мы столкнулись с наиболее острой фазой перестройки под пандемию и локдауном. С другой стороны, даже с учетом этой «низкой базы» мы можем сказать о том, что нынешняя динамика очень хорошая и уверенная.
Здесь я хочу отметить, что автолизинг не просто идет вслед за рынком продаж автомобилей: доля лизинга в продажах тоже увеличивается. И если смотреть вообще на весь автосегмент, включая автомобили граждан, которые их покупают в автосалонах для личного пользования, то в прошлом году в лизинг передавалось порядка 10% автомобилей, а в этом году – это уже около 12% от всех продаж. Это говорит о том, что лизинг увеличивает свое проникновение в продажи, и, хоть и достаточно плавно, но мы приближаемся к значениям ряда западных стран. Например, в Италии, Испании с помощью лизинга продается 15-20% автомобилей, в Германии, Франции, Великобритании и США – порядка 30%, в Нидерландах – более 50%.
Самый главный драйвер нынешнего рынка - рост цен на легковые автомобили и коммерческий транспорт. Ни для кого не секрет, что цены на новые машины выросли по некоторым позициям за год на 15-20%. Поэтому если мы посмотрим на динамику рынка в денежном выражении, то увидим, что она еще более яркая, чем динамика продаж автомобилей в штуках.
Как долго, по вашем оценкам, нынешние темпы роста сохранятся?
Я считаю, что рынок автолизинга продолжит расти, но темпы этого роста будут снижаться, поскольку действуют ограничивающие факторы. Самый главный из них – дефицит автомашин в наличии. Мы видим, что автомобилей не хватает, они быстро заканчиваются в салонах даже по нынешним ценам. С одной стороны, это подстегивает рынок, создает ажиотаж. А с другой – мы понимаем, что сейчас рынок из-за этого сбавляет темп, особенно в сегменте легковых автомобилей.
При этом машины продолжат дорожать, но, опять же, такого существенного темпа роста цен уже не будет. В денежном выражении сегмент автолизинга совершенно точно продолжит расти, главным образом, за счет удорожания стоимости базового актива.
Нет ли у вас ощущения, что производители и дилеры специально придерживают автомобили, чтобы «подогреть» рынок?
Не думаю. С моей точки зрения, никакого целенаправленного снижения объемов выпуска нет. Речь идет о разрушенных пандемией производственных цепочках, перебои с поставками комплектующих продолжаются до сих пор. Это объективные ограничения, и мы надеемся, что производители достаточно быстро преодолеют этот сложный период.
Какова ситуация в других сегментах автолизинга – грузовиков и колесной спецтехники?
Приобретение грузового автомобиля со сроком поставки от полугода – это нынешние реалии рынка и один из ключевых его вызовов. По некоторым позициям, особенно по грузовикам зарубежных марок, поставку можно ждать и дольше – 8-10 месяцев. Тем не менее, потребность в транспорте в любом случае никуда не пропадает, изношенность грузового автопарка в стране продолжает оставаться достаточно высокой и его необходимо обновлять. И главный вопрос состоит в том, насколько быстро производители смогут наладить все свои производственные цепочки, увеличить объемы выпуска и вернуться к поставкам в прежнем режиме.
Что касается дорожно-строительных машин и спецтехники, то здесь мы видим весьма уверенное восстановление строительной отрасли. По нашему убеждению, это не какой-то временный ажиотаж, а системное развитие рынка, когда за закупкой техники стоят реальные строительные и инфраструктурные проекты, которые осуществляются не только за счет государственных, но и за счет частных инвестиций. В этом сегменте рост цен тоже присутствует, но, по нашим оценкам, это как раз единичный всплеск, который возник из-за ожиданий возможного роста утилизационного сбора. Тем не менее, вся приобретаемая сегодня техника обеспечена реальной работой, что создает хорошую базу для лизингового бизнеса в этом сегменте, где СберЛизинг занимает существенную долю и, безусловно, намерен только наращивать свои позиции.
Государство в этом году перестало выделять субсидии на автокредиты и автолизинг, которые ранее участники рынка называли «главным драйвером рынка». Является ли это тоже ограничивающим фактором?
О прекращении господдержки говорить в данном случае неуместно: в этом году субсидии были, хотя и не такие, как в прошлом году. Тогда господдержка была просто необходима, без нее ни наш, ни автомобильный рынок, ни целый ряд других отраслей не устояли бы. По сравнению с беспрецедентными прошлогодними объемами бюджет программы Минпромторга России действительно сократился примерно в три раза, но субсидии в этом году предоставлялись, в течение второго квартала они были освоены рынком и в полном объеме будут доведены до получателей. То есть, меры господдержки уже внесли свой позитивный вклад в общие цифры роста российского авторынка в первом полугодии.
Теперь, с моей точки зрения, как раз наступает такой этап, когда эту господдержку можно фокусировать на отдельных нишах, которые нуждаются в помощи или важны для стратегического развития промышленности в стране. Сейчас активно обсуждаются меры поддержки электротранспорта, хорошо работает программа «Доступная аренда», которая стимулирует развитие оперлизинга и новые лизинговые продукты на его основе. Пока информации о дополнительных траншах в этом году нет, но если такие субсидии будут выделены, то они совершенно точно и очень быстро будут освоены с помощью крупнейших лизинговых игроков, в том числе СберЛизингом. Особенно это важно для зарождающегося рынка подписки на автомобили для физических лиц.
Кстати об автоподписке. Можете «на пальцах» рассказать, в чем «фишка» этого продукта?
Все достаточно просто: автоподписка – это «родная сестра» операционного лизинга, который мы сейчас также активно продвигаем. Фактически, речь идет о среднесрочной или долгосрочной аренде автомобиля с полным сервисным пакетом.
А почему тогда по-другому называется?
С маркетинговой точки зрения этот термин немного четче доносит до конечного потребителя смысл и преимущества этой услуги, хотя в продуктовой логике автоподписка и оперлизинг стоят очень недалеко друг от друга.
Тем не менее, это новый продукт для российского рынка, который до нынешнего времени формировался за счет двух основных моделей владения автомобилем. Один вариант – приобрести автомашину в кредит или в финансовый лизинг, фактически, полностью профинансировав покупку. Но при этом финансирующая организация, как правило, не решает всего комплекса задач, связанных с владением автомобилем. Риски остаточной стоимости машины, все хлопоты по техобслуживанию, ремонту и вообще по поддержанию автомобиля в рабочем состоянии, – все это оставалось на плечах покупателя. Вторая форма владения автомобилем – каршеринг, когда человек действительно может получить в пользование автомобиль «под ключ» со всем комплексом дополнительных услуг, но на очень ограниченный срок.
Автоподписка очень хорошо ложится между двумя этими продуктами: клиент приобретает возможность пользоваться автомобилем от полугода до трех лет, получает полноценную рассрочку этих платежей, и при этом он не обременен никакими процедурами, связанными с владением автомобилем. Это очень удобно: все сопутствующие сервисы, включая шиномонтаж, страховку, услугу экстренной помощи на дорогах и так далее – все это берет на себя оператор подписки. Клиенту же нужно заключить всего один договор и один раз в месяц вносить фиксированный платеж.
Схожая ситуация и с оперлизингом, то есть подпиской для юрлиц. Клиент приобретает в долгосрочную аренду парк автомобилей для потребностей своей компании, а все сопутствующие услуги по сервисному, страховому обслуживанию ложатся на лизинговую компанию. Остаются только заправка и мойка, которые надо время от времени посещать.
Хочу отдельно подчеркнуть, что для клиента это еще и выгодно. За счет того, что СберЛизинг - крупный оператор на рынке автомобилей, мы можем сделать нашему клиенту лучшее предложение цены, как на сам автомобиль, так и на страхование, и на все остальные сервисы. В силу своего масштаба крупные игроки на этом рынке располагают очень хорошими «входными» ценами. А за счет низкой себестоимости своего продукта мы можем транслировать на нашего клиента привлекательный ежемесячный платеж. Такая услуга теперь доступна не только для организаций и ИП, но и для физических лиц – обычных граждан.
Говоря о лизинге для физических лиц, участники рынка всегда подчеркивали, что в структуре платежей присутствует НДС, тогда как юридические лица при лизинге от него освобождены. Насколько это сдерживает развитие данного сегмента?
НДС действительно утяжеляет стоимость продукта, но даже в текущей конфигурации налогового законодательства, автоподписка остается выгодной для покупателя. Если хотя бы некоторые из тех услуг, которые присутствуют в составе платежа по подписке, не облагались бы НДС, то для клиента этот продукт просто был бы еще более интересным с финансовой точки зрения.
И каковы первые результаты?
Мы довольны тем, как стартовали. С момента запуска СберАвтоподписки для физлиц этой весной на сегодняшний день мы выдали автомобилей на 1,5 млрд руб.
Кто эти люди? Есть ли у Вас какой-то статистический портрет клиента, выбирающего автоподписку?
Один из выводов, который мы сделали по итогам старта автоподписки, состоит в том, что она интересна абсолютно разным категориям клиентов. Какого-то ярко-выраженного тренда на то, что автоподписка пользуется популярностью только у молодых, или только у состоятельных, мы не увидели. Это и молодежь, и люди зрелого возраста, они покупают как дорогие премиальные, так и бюджетные автомобили массового сегмента. Каждый клиент находит себе преимущества, которые важны именно для него.
Здесь, скорее, уместно говорить об определенном типаже человека, который реально заботится о своих расходах. Это те люди, которые ценят свое время (а время, как известно – невосполнимый ресурс), хорошо считают деньги и хотят знать полную стоимость владения тем или иным активом. А не просто заплатить ту сумму, которая указана на ценнике в магазине, и ни о чем больше не думать. Подписка – как раз для таких людей, которые хотят и умеют беречь собственные ресурсы, не ленятся разобраться в деталях и интересуются, за что и почему они платят деньги.
Как скоро этот сегмент займет существенную долю в автолизинге?
По нашим оценкам сейчас рынок насчитывает несколько тысяч сделок – не думаю, что больше 10 тыс. В ближайшие пару лет мы ожидаем, что рынок автоподписки вырастет уже до 50 тыс. сделок, и тогда он уже будет вполне сопоставим с рынком автолизинга для юридических лиц.
Не конкурирует ли оперлизинг и продукты на его основе с традиционным финансовым лизингом автомобилей?
Финансовый лизинг и оперлизинг вполне комфортно сосуществуют в нашей линейке. В какой-то степени они конкурируют, но по большому счету, они дополняют друг друга. Есть, например, компании, которые профессионально управляют автопарками, для них это является основным бизнес-процессом, поэтому финансовый лизинг им предпочтительней. А оперлизинг позволяет привлечь новых клиентов, которые раньше не пользовались финансовым лизингом. В дальнейшем, рассмотрев все условия и возможности, они могут выбирать и комбинировать разные виды лизинговых услуг, которые им удобны в различных ситуациях – будь то финансовый лизинг, операционная аренда или автоподписка.
АО «Сбербанк Лизинг» («СберЛизинг») - универсальная лизинговая компания, создана в 1993 году. 100% акций лизингодателя принадлежит Сбербанку. В рэнкинге крупнейших лизинговых компаний России рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2020 году «СберЛизинг» занял второе место с объемом нового бизнеса 137,9 млрд руб.
«Финансовый лизинг и оперлизинг комфортно сосуществуют в нашей линейке»
Интервью
33K

Больше интересного в вашей ленте Яндекс Дзен
Читайте также

# Новости
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом

# Новости
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)

# Новости
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года

# Новости
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию

# Новости
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года

# Новости
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%

# Новости
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»

# Аналитика
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения

# Новости
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования

# Новости
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге

# Новости
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода

# Новости
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта

# Новости
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники

# Новости
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами

# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года

# Новости
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО

# Новости
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»