Китайский прорыв: как лизинг в Поднебесной достиг заоблачных высот

Интервью
56K
Китайский прорыв: как лизинг в Поднебесной достиг заоблачных высот

Сергей Моисеев, Советник первого заместителя Председателя Банка России

По оценкам британской консалтинговой фирмы White Clarke Group по ежегодному объему предоставленных лизинговых услуг Китай после США занимает второе место в мире. Хотя еще десять лет назад о китайском лизинге никто не слышал. За счет чего Китай вышел на второе место, и чем современный лизинговый сектор в Поднебесной отличается от отечественного? В 2017 году Банк России открыл представительство в Пекине. Одной из его задач было обобщение китайского законодательства и анализ профиля местного лизингового сектора. Результаты работы легли в основу этой статьи.

Хотя первые китайские лизинговые компании учреждались в середине 1980-х гг., большинство лидеров было создано в 2007-10 гг. После бурного роста рынка китайские власти пересмотрели лизинговое законодательство. В 2013-14 гг. были заложены основы его регулирования. В частности, Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая и Министерством торговли выпущены «Правила регулирования деятельности лизинговых компаний». Местным аналогом Гражданского кодекса служит «Закон о договорах», который определяет различие между арендой и лизингом. По договору аренды компания за плату предоставляет предмет аренды во временное пользование до двадцати лет. Риски и расходы по предмету аренды лежат на арендодателе: клиент не отвечает ни за износ, ни за случайную гибель имущества. По договору лизинга лизингодатель приобретает у продавца указанный клиентом предмет лизинга и передает его в пользование лизингополучателю за плату на определенный срок, после которого собственность на имущество переходит к клиенту. Риски и расходы по предмету лизинга лежат на лизингополучателе: за ним числится задолженность по возмещению расходов лизингодателя. В случае досрочного расторжения договора «Закон о договорах» обязывает клиента помимо имущества возвращать остаток непогашенной задолженности, если он больше стоимости имущества. Это отличает китайский лизинг от отечественного, поскольку наш Гражданский кодекс смешивает понятия аренды и лизинга.

Лизинговые компании в Китае подвержены дуалистическому регулированию. В Поднебесной отсутствует интегрированный надзор за финансовым сектором, полномочия распределены по нескольким ведомствам, включая Народный банк Китая. Реализована так называемая модель «двух пиков», когда в зависимости от состава учредителей и разрешенной комбинации операций за лизинговой компанией «присматривает» Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая или Министерство торговли, отвечающее за внешнюю торговлю и прямые иностранные инвестиции. Комиссия курирует компании финансового лизинга, учрежденные банками, а Министерство торговли - лизинговые компании крупнейших производителей. Лизингодателям, зарегистрированным Министерством торговли, разрешается действовать только в зонах свободной торговли: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай,Гуандун и др. Хотя обе категории лизингодателей имеют одинаковый правовой статус небанковской финансовой организации.

Компании, регулируемые Министерством торговли, являются вендорными: они продают предметы лизинга, производимые материнскими структурами. Им запрещено привлекать займы, финансовым источником их деятельности выступают исключительно средства собственников. По активным операциям вендорным лизинговым компаниям разрешены только лизинг и аренда, ремонт и продажа взысканного имущества, а также покупка имущества у других производителей. Из-за простой агентской бизнес-модели пруденциальное регулирование и надзор за ними не требуются. Хотя и у компаний производителей есть ограничение на финансовый рычаг как 1:10. Полноценными возможностями располагают лишь дочерние компании банков, которые, соответственно, подлежат финансовому регулированию.

В конце 2017 г. власти начали прорабатывать вопрос передачи регулирования и надзора за лизинговыми и факторинговыми компаниями, а также компаниями, предоставляющими финансовые гарантии, от Министерства к Комиссии. Причиной передачи функций называется большое число компаний-пустышек, созданных для получения государственных льгот. По некоторым оценкам, до 70% вновь регистрируемых лизинговых компаний в Китае, особенно с участием нерезидентов, не ведут реальной деятельности. Объясняется это тем, что новая лизинговая компания может получить приоритетное право на концессию, субсидию от 270 млн руб. и налоговые льготы на пять лет.

Отраслевая организация китайского рынка отличается от российских реалий по нескольким направлениям. Во-первых, в Китае действуют ограничения на структуру собственности. Граждане, любые коммерческие и некоммерческие организации, муниципалитеты не имеют право учреждать лизинговые компании. Собственниками могут быть только прибыльные банки с активами не менее 708 млрд руб. (таких банков в России было бы всего пятнадцать) и прибыльные производители предметов лизинга с выручкой не менее 44 млрд руб. Во-вторых, правила входа на рынок предполагают, что лизингодатель создаётся не для посредничества, а для продвижения продукции местного производства. Предметом лизинга могут быть только основные средства. Лизингодатель должен иметь стратегию развития, привязанную к конкретным китайским производителям. В-третьих, право заниматься лизингом предоставляется не каждому производителю. Это может быть только крупнейший на своем рынке производитель, к которому у властей нет претензий по корпоративному управлению или организационной структуре. Он должен иметь транспарентную и подходящую организационную структуру, а также устойчивое финансовое положение. Не допускается множество аффилированных лиц, непрозрачная структура распределения капитала, значительные денежные потоки с взаимозависимыми лицами, а также отсутствие основного вида деятельности. Будущий собственник берет на себя ряд обязательств по отношению к лизинговой компании в том числе, что он не будет передавать участие в лизинговой компании в залог, траст или отчуждать его в течение пяти лет. Собственник гарантирует предоставление дочерней структуре ликвидности при возникновении платежных трудностей и своевременное пополнение капитала в случае убыточности. Таким образом, китайские власти ограничивают вход на рынок только ответственными и надежными собственниками. В России, конечно, тоже есть надежные и ответственные компании, однако большинство лизинговых организаций у нас учреждено физическими лицами. Из-за низкой ответственности и слабого финансового положения собственников ежегодно на отечественном рынке учреждаются и ликвидируются десятки мелких лизингодателей.

Необходимость обеспечения надежности компаний объясняет пруденциальный подход к банковским лизинговым организациям в Китае. Они обязаны выполнять ряд нормативов, включая набор квазибанковских требований к достаточности капитала (базовый капитал первого уровня, основной капитал и собственные средства), покрытие резервами «плохих» лизинговых требований (не менее 150%) и ограничение концентрации на клиента или группу аффилированных лиц. При минимальной достаточности собственных средств не менее 10% фактическая достаточность собственного капитала в китайском лизинговом секторе достигает 13% взвешенных по риску активов. Для сравнения, в России в группе ТОП-30 достаточность капитала лизингодателей составляет всего 2% невзвешенных активов. Во избежание непрофильной деятельности китайским компаниям запрещены посторонние операции. Они могут заниматься лизингом и арендой, но не могут выдавать займы или покупать рискованные финансовые инструменты (кроме акций в случае учреждения дочерних организаций). В Поднебесной запрещено совмещение лизинга с производством и торговлей, что, однако, предполагается сохранить в России. Действуют также ограничения на привлечение финансирования. С одной стороны, банковские лизингодатели как финансовые организации имеют выход на электронный межбанковский рынок. Они могут привлекать бланковый МБК до трех месяцев, выпускать корпоративные облигации, получать банковские кредиты и внешние займы, эмитировать краткосрочные ноты до года, заключать РЕПО под облигации третьих лиц, а также аккумулировать обеспеченные трехмесячные депозиты от лизингополучателей. Привлекать средства населения, как в России, у них нет возможности. В то же время они могут создавать дочерние компании в специальных облигационных зонах, предоставлять поручительства по обязательствам дочерних проектных компаний и секьюритизировать свои активы.

Табл. Сравнительные характеристики требований к лизинговым компаниям в России и Китае.

 Характеристика Россия до реформы Россия после реформы Китай (2017)
Число лизинговых компаний официальные данные отсутствуют,
самодекларируемая деятельность у
около 600 организаций
ожидается 200-300
лизинговых компаний
8580 лизинговых компаний
Минимальный собственный
капитал
     10 тыс. руб.      20 млн. руб. 0,9 млрд. руб. для дочерних компаний банков;
1,5 млрд. руб. для компаний производителей,
имеющих китайское происхождение капитала;
требования отсутствуют для компаний, имеющих
иностранное происхождение капитала
Состав собственников      без ограничений      без ограничений банки, лизингодатели и крупные производители
предметов лизинга, нерезиденты
Требования к учредителям      отсутствуют      отсутствуют выручка не менее 44 млрд. руб., безупречное
корпоративное управление и финансовое положение,
выручка от основной деятельности не менее 80%
Требования к корп. управлению,
коллегиальным органам управления
и руководству
     отсутствуют      отсутствуют требования к организационной структуре,
к квалификации членов совета директоров и руководству,
включая квалификационную аттестацию
Требования к учету и отчетности учет как у любого юр. лица –
нефинансовой организации
единый план счетов и отраслевые
стандарты учета НФО
учет операций в национальной централизованной системе
кредитной отчетности Народного банка Китая; регистрация
компаний и учет их операций в информационной системе
управления лизинговыми компаниями Министерства торговли
Требования к внутреннему контролю
и управлению рисками
     отсутствуют в рамках стандартов
саморегулирования
пруденциальные нормативы капитала и концентрации,
требования к организации внутреннего контроля
Ограничение на деятельность
лизингодателя
     отсутствуют      отсутствуют запрет на производство и торговлю, выдачу займов
и инвестиции в рисковые инструменты


Несмотря на недавнее введение пруденциального регулирования и надзора лизинговый сектор в Китае продемонстрировал взрывной рост. С 2009 г. число компаний увеличилось с 148 до 8,5 тысяч организаций. Совокупные активы лизингового сектора Китая на конец 2017 г. достигали астрономическую для нас величину в 27 трлн. руб. Среднегодовые темпы прироста активов составляют порядка 20%. Активы российского сектора по МСФО оцениваются в 2 трлн. руб. Китайские лизингодатели делятся на три подсектора, основная роль отводится компаниям, предлагающих лизинг на внешних рынках (компании, финансируемые из-за рубежа). Двумя другими подсекторами являются компании финансового лизингабанков и лизинговые компании, финансируемые внутренними производителями.

На внешние компании приходится 51% активов сектора, а число игроков превышает 8,3 тысяч. C 2016 г. две лизинговые компании Китая входят в перечень 500 крупнейших китайских компаний. Ими стали Bohai Capital и Far East Horizon, активы каждой из них сопоставимы со всем российским рынком. Холдинг Bohai владеет Avolon, третей лизинговой компанией в мире и Seaco, второй лизинговой компанией на международном рынке контейнеров. Холдинг Far East Horizon владеет третьей крупнейшей лизинговой компанией в Китае International Far Eastern Leasing.

Если не принимать во внимание глобальные лизинговые компании, чьи акции обращаются на биржах, лизинговый сектор Поднебесной в основном принадлежит государству. Все крупнейшие лизингодатели, работающие на внутренний рынок, принадлежат государственным банкам или опосредованно правительству. В частности, первой компанией на внутреннем рынке CDB Financial Leasing владеет China Development Bank, собственником второй ABC Financial Leasing является Agricultural Bankof China. В России государство через ГТЛК, Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ Лизинг, ТрансФин-М и другие компании также контролирует свыше половины рынка лизинга. Однако из-за различий в государственной политике на этом сходство заканчивается.

Российский лизинг существует в системе двух координат государственной политики: селективная поддержка производителей и субсидирование клиентов на внутреннем рынке. Примером первой является программа продвижения ближнемагистрального пассажирского самолёта «SukhoiSuperjet 100». Ежегодно используя субсидии и бюджетные инвестиции правительство через ГТЛК, ВЭБ Лизинг и Сбербанк Лизинг стремится обеспечить импортозамещение на рынке авиаперевозок. Субсидирование находит отражение в софинансировании властями клиентских платежей в автомобильной промышленности (по программе Министерства промышленности и торговли) и сельском хозяйстве (через Росагролизинг). В автомобильной промышленности за счет субсидий продается порядка 20% автомобилей. По аналогичному пути пошли Корпорация МСП, создающая сеть региональных лизинговых компаний, и Фонд развития промышленности, выдающий льготные займы лизингополучателям. Таким образом, государственная политика сводится к импортозамещению и поддержке некоторых категорий клиентов.

Лизинговая политика китайского правительства строится следующих принципах: поддержка экспорта и содействие лизингу определенных объектов, которые не могут быть профинансированы за счет банков. Как и в России, до 2014 г. лизинг в Китае, в основном, концентрировался на транспорте (воздушные суда, железнодорожный состав, автомобили). Однако в результате реформы сектора природа его деятельности поменялась. Текущее назначение лизингового сектора в Поднебесной – это поддержка и сопровождение внешней экспансии. Для этого служат меры налоговой политики, в частности, варьирующиеся ставки возврата НДС при экспорте (от 5% до 14,75% при основной ставке в 17%), таможенные тарифы и налоговые льготы по проектному финансированию. В результате к основным предметам лизинга на внешнем рынке относятся нефтегазовое оборудование, транспорт и оборудование для общего машиностроения.

В Китае на внутреннем рынке поддержку получают не категории клиентов, а лизингодатели при условии, что они реализуют стратегически значимые проекты. На внутреннем рынке за счет лизинга отстроены объекты инфраструктуры: транспортная инфраструктура (платные автомобильные и железнодорожные дороги), городская инфраструктура (муниципальные объекты и жилая недвижимость) и энергетическая инфраструктура. К примеру, у лидера среди дочерних компаний банков CDB Financial Leasing доля инфраструктурных объектов составляет 63% лизинговых активов. По данным Министерства торговли преобладающими предметами лизинга на внутреннем рынке являются энергетическое оборудование, транспортные средства, объекты инфраструктуры и недвижимость. В частности, 2016-17 гг. основные объемы лизинга приходились на энергетическое оборудование, за счет которого поддерживается бум «зеленой» атомной энергетики, которая должна заместить угольную энергетику. Правительство фактически создало несколько каналов небанковского финансирования в ряде отраслей, за счет чего были решены проблемы строительства национальной сети скоростных автотрасс, доступности жилья и обслуживающей его инфраструктуры. Для стимулирования лизинга на региональном уровне предусмотрены субсидирование процентных расходов, гарантийные фонды для покрытия кредитного риска и гранты для стартапов.

По итогам 2017 г. рейтинговое агентство Fitch Ratings констатировало, что лизинговый сектор Китая за последнее десятилетие быстро расширился и наблюдаемая тенденция сохранится, чему будут способствовать надежное регулирование и политическая поддержка. Государственный совет Китая обозначил несколько стратегических задач развития лизингового сектора до 2020 г.: превратить лизинг в один из крупнейших инструментов финансирования основных средств; внедрить лизинг в ведущие отрасли промышленности; оказать содействие международному лизингу и лизингу для МСП; провести реформу регулирования лизингового сектора, сделав ее унифицированной, эффективной и полной; делегировать полномочия по содействию лизингу местным властям; создать крупные лизинговые компании, конкурентоспособные на международном рынке; преобразовать налоговую систему, адаптировав ее под лизинговые компании. Перечисленные инициативы призваны урегулировать накопившиеся внутренние проблемы. Среди них остро стоят фрагментация лизингового рынка, увеличение разрыва между компаниями банков и производителей, отсутствие развитого рынка облигаций лизинговых компаний, централизованное планирование объемов кредитов и процентных ставок для лизингодателей, множественное регулирование, запутанное налогообложение. В предстоящие годы Министерство финансов и Государственное налоговое управление запланировали реформу НДС для снижения налоговой нагрузки на лизинговый сектор.

Таким образом, китайский лизинговый сектор в течение десяти лет был создан с «нуля» и превратился во второй по величине рынок в мире. Институциональные условия изначально предполагали жесткое регулирование и монодеятельность лизинговых компаний. Особое внимание уделялось учредителям и стратегии продвижения продукции китайских производителей. Налоговые и тарифные меры вместе с финансовой поддержкой сформировали благоприятную среду для лизинга в отраслях, которые не могут быть профинансированы за счет банковского кредита. Зрелость внутреннего рынка достигла такой степени, что китайские лизингодатели путем поглощений начали экспансию на глобальном рынке авиа- и морских перевозок. По китайским меркам российский лизинг находится в инкубационной фазе. Сектору предстоит получить самостоятельный правой статус и стать информационно прозрачным. Более понятную и стабильную правовую среду создаст четкое разграничение между лизингом и арендой. После учета лизингодателей и формирования отраслевой статистики можно говорить о разработке стратегии дальнейшего развития. В конечном счете, набор системных мер позволит преобразовать его в сектор, неоценимый для экономического роста.

Читайте также

СберЛизинг получил аккредитацию Минцифры России как IT-компания
# Новости
СберЛизинг получил аккредитацию Минцифры России как IT-компания
СберЛизинг получил аккредитацию Минцифры России как IT-компания
Лизинговая компания «Сименс Финанс» продолжает работу в России
# Новости
Лизинговая компания «Сименс Финанс» продолжает работу в России
Лизинговая компания «Сименс Финанс» продолжает работу в России
СберЛизинг обеспечит электровелосипедами курьеров «Кухни на районе»
# Новости
СберЛизинг обеспечит электровелосипедами курьеров «Кухни на районе»
СберЛизинг обеспечит электровелосипедами курьеров «Кухни на районе»
Газпромбанк Лизинг профинансировал 56 китайских подъемников для ООО «ЛК Спектр»
# Новости
Газпромбанк Лизинг профинансировал 56 китайских подъемников для ООО «ЛК Спектр»
Газпромбанк Лизинг профинансировал 56 китайских подъемников для ООО «ЛК Спектр»
ВТБ Лизинг увеличил новый бизнес в 2,8 раза в 1 квартале 2022 года
# Новости
ВТБ Лизинг увеличил новый бизнес в 2,8 раза в 1 квартале 2022 года
ВТБ Лизинг увеличил новый бизнес в 2,8 раза в 1 квартале 2022 года
Совкомбанк Лизинг снизил процентные ставки
# Новости
Совкомбанк Лизинг снизил процентные ставки
Совкомбанк Лизинг снизил процентные ставки
Газпромбанк Лизинг принял участие в международной выставке «ЖКХ России»
# Новости
Газпромбанк Лизинг принял участие в международной выставке «ЖКХ России»
Газпромбанк Лизинг принял участие в международной выставке «ЖКХ России»
Максим Калинкин выступил на форуме по инфраструктурному строительству OPENDAY
# Новости
Максим Калинкин выступил на форуме по инфраструктурному строительству OPENDAY
Максим Калинкин выступил на форуме по инфраструктурному строительству OPENDAY
Новый элеватор на 60 тысяч тонн появится в Воронежской области
# Новости
Новый элеватор на 60 тысяч тонн появится в Воронежской области
Новый элеватор на 60 тысяч тонн появится в Воронежской области
Объем нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг в I квартале достиг 102,5 млрд рублей
# Новости
Объем нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг в I квартале достиг 102,5 млрд рублей
Объем нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг в I квартале достиг 102,5 млрд рублей
Объем нового бизнеса лизинговой компании МИК увеличился на 53,6%
# Новости
Объем нового бизнеса лизинговой компании МИК увеличился на 53,6%
Объем нового бизнеса лизинговой компании МИК увеличился на 53,6%
СберЛизинг поставит ООО «Спецтранс 47» машины для сбора мусора на 227 млн рублей
# Новости
СберЛизинг поставит ООО «Спецтранс 47» машины для сбора мусора на 227 млн рублей
СберЛизинг поставит ООО «Спецтранс 47» машины для сбора мусора на 227 млн рублей
Группа компаний Интерлизинг подвела итоги 2021 года по МСФО
# Новости
Группа компаний Интерлизинг подвела итоги 2021 года по МСФО
Группа компаний Интерлизинг подвела итоги 2021 года по МСФО
Рефинансирование лизинга в CARCADE – комплекс антикризисных преимуществ
# Новости
Рефинансирование лизинга в CARCADE – комплекс антикризисных преимуществ
Рефинансирование лизинга в CARCADE – комплекс антикризисных преимуществ
Газпромбанк Лизинг профинансировал обновление транспортного парка ВЕЛЕССТРОЙ на сумму 254,5 млн рублей
# Новости
Газпромбанк Лизинг профинансировал обновление транспортного парка ВЕЛЕССТРОЙ на сумму 254,5 млн рублей
Газпромбанк Лизинг профинансировал обновление транспортного парка ВЕЛЕССТРОЙ на сумму 254,5 млн рублей
Топ-5 лизинговых споров за первый квартал 2022 года
# Законодательство
Топ-5 лизинговых споров за первый квартал 2022 года
Топ-5 лизинговых споров за первый квартал 2022 года
СберЛизинг передал Республике Саха пожарные машины на 497 млн рублей
# Новости
СберЛизинг передал Республике Саха пожарные машины на 497 млн рублей
СберЛизинг передал Республике Саха пожарные машины на 497 млн рублей
Росагролизинг помог сэкономить аграриям страны 7,4 млрд рублей
# Новости
Росагролизинг помог сэкономить аграриям страны 7,4 млрд рублей
Росагролизинг помог сэкономить аграриям страны 7,4 млрд рублей
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2022 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2022 года
Газпромбанк Лизинг и Правительство Сахалинской области подписали соглашение о сотрудничестве
# Новости
Газпромбанк Лизинг и Правительство Сахалинской области подписали соглашение о сотрудничестве
Газпромбанк Лизинг и Правительство Сахалинской области подписали соглашение о сотрудничестве
Наверх