Китайский прорыв: как лизинг в Поднебесной достиг заоблачных высот

Интервью
33982
Китайский прорыв: как лизинг в Поднебесной достиг заоблачных высот

Сергей Моисеев, Советник первого заместителя Председателя Банка России

По оценкам британской консалтинговой фирмы White Clarke Group по ежегодному объему предоставленных лизинговых услуг Китай после США занимает второе место в мире. Хотя еще десять лет назад о китайском лизинге никто не слышал. За счет чего Китай вышел на второе место, и чем современный лизинговый сектор в Поднебесной отличается от отечественного? В 2017 году Банк России открыл представительство в Пекине. Одной из его задач было обобщение китайского законодательства и анализ профиля местного лизингового сектора. Результаты работы легли в основу этой статьи.

Хотя первые китайские лизинговые компании учреждались в середине 1980-х гг., большинство лидеров было создано в 2007-10 гг. После бурного роста рынка китайские власти пересмотрели лизинговое законодательство. В 2013-14 гг. были заложены основы его регулирования. В частности, Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая и Министерством торговли выпущены «Правила регулирования деятельности лизинговых компаний». Местным аналогом Гражданского кодекса служит «Закон о договорах», который определяет различие между арендой и лизингом. По договору аренды компания за плату предоставляет предмет аренды во временное пользование до двадцати лет. Риски и расходы по предмету аренды лежат на арендодателе: клиент не отвечает ни за износ, ни за случайную гибель имущества. По договору лизинга лизингодатель приобретает у продавца указанный клиентом предмет лизинга и передает его в пользование лизингополучателю за плату на определенный срок, после которого собственность на имущество переходит к клиенту. Риски и расходы по предмету лизинга лежат на лизингополучателе: за ним числится задолженность по возмещению расходов лизингодателя. В случае досрочного расторжения договора «Закон о договорах» обязывает клиента помимо имущества возвращать остаток непогашенной задолженности, если он больше стоимости имущества. Это отличает китайский лизинг от отечественного, поскольку наш Гражданский кодекс смешивает понятия аренды и лизинга.

Лизинговые компании в Китае подвержены дуалистическому регулированию. В Поднебесной отсутствует интегрированный надзор за финансовым сектором, полномочия распределены по нескольким ведомствам, включая Народный банк Китая. Реализована так называемая модель «двух пиков», когда в зависимости от состава учредителей и разрешенной комбинации операций за лизинговой компанией «присматривает» Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая или Министерство торговли, отвечающее за внешнюю торговлю и прямые иностранные инвестиции. Комиссия курирует компании финансового лизинга, учрежденные банками, а Министерство торговли - лизинговые компании крупнейших производителей. Лизингодателям, зарегистрированным Министерством торговли, разрешается действовать только в зонах свободной торговли: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай,Гуандун и др. Хотя обе категории лизингодателей имеют одинаковый правовой статус небанковской финансовой организации.

Компании, регулируемые Министерством торговли, являются вендорными: они продают предметы лизинга, производимые материнскими структурами. Им запрещено привлекать займы, финансовым источником их деятельности выступают исключительно средства собственников. По активным операциям вендорным лизинговым компаниям разрешены только лизинг и аренда, ремонт и продажа взысканного имущества, а также покупка имущества у других производителей. Из-за простой агентской бизнес-модели пруденциальное регулирование и надзор за ними не требуются. Хотя и у компаний производителей есть ограничение на финансовый рычаг как 1:10. Полноценными возможностями располагают лишь дочерние компании банков, которые, соответственно, подлежат финансовому регулированию.

В конце 2017 г. власти начали прорабатывать вопрос передачи регулирования и надзора за лизинговыми и факторинговыми компаниями, а также компаниями, предоставляющими финансовые гарантии, от Министерства к Комиссии. Причиной передачи функций называется большое число компаний-пустышек, созданных для получения государственных льгот. По некоторым оценкам, до 70% вновь регистрируемых лизинговых компаний в Китае, особенно с участием нерезидентов, не ведут реальной деятельности. Объясняется это тем, что новая лизинговая компания может получить приоритетное право на концессию, субсидию от 270 млн руб. и налоговые льготы на пять лет.

Отраслевая организация китайского рынка отличается от российских реалий по нескольким направлениям. Во-первых, в Китае действуют ограничения на структуру собственности. Граждане, любые коммерческие и некоммерческие организации, муниципалитеты не имеют право учреждать лизинговые компании. Собственниками могут быть только прибыльные банки с активами не менее 708 млрд руб. (таких банков в России было бы всего пятнадцать) и прибыльные производители предметов лизинга с выручкой не менее 44 млрд руб. Во-вторых, правила входа на рынок предполагают, что лизингодатель создаётся не для посредничества, а для продвижения продукции местного производства. Предметом лизинга могут быть только основные средства. Лизингодатель должен иметь стратегию развития, привязанную к конкретным китайским производителям. В-третьих, право заниматься лизингом предоставляется не каждому производителю. Это может быть только крупнейший на своем рынке производитель, к которому у властей нет претензий по корпоративному управлению или организационной структуре. Он должен иметь транспарентную и подходящую организационную структуру, а также устойчивое финансовое положение. Не допускается множество аффилированных лиц, непрозрачная структура распределения капитала, значительные денежные потоки с взаимозависимыми лицами, а также отсутствие основного вида деятельности. Будущий собственник берет на себя ряд обязательств по отношению к лизинговой компании в том числе, что он не будет передавать участие в лизинговой компании в залог, траст или отчуждать его в течение пяти лет. Собственник гарантирует предоставление дочерней структуре ликвидности при возникновении платежных трудностей и своевременное пополнение капитала в случае убыточности. Таким образом, китайские власти ограничивают вход на рынок только ответственными и надежными собственниками. В России, конечно, тоже есть надежные и ответственные компании, однако большинство лизинговых организаций у нас учреждено физическими лицами. Из-за низкой ответственности и слабого финансового положения собственников ежегодно на отечественном рынке учреждаются и ликвидируются десятки мелких лизингодателей.

Необходимость обеспечения надежности компаний объясняет пруденциальный подход к банковским лизинговым организациям в Китае. Они обязаны выполнять ряд нормативов, включая набор квазибанковских требований к достаточности капитала (базовый капитал первого уровня, основной капитал и собственные средства), покрытие резервами «плохих» лизинговых требований (не менее 150%) и ограничение концентрации на клиента или группу аффилированных лиц. При минимальной достаточности собственных средств не менее 10% фактическая достаточность собственного капитала в китайском лизинговом секторе достигает 13% взвешенных по риску активов. Для сравнения, в России в группе ТОП-30 достаточность капитала лизингодателей составляет всего 2% невзвешенных активов. Во избежание непрофильной деятельности китайским компаниям запрещены посторонние операции. Они могут заниматься лизингом и арендой, но не могут выдавать займы или покупать рискованные финансовые инструменты (кроме акций в случае учреждения дочерних организаций). В Поднебесной запрещено совмещение лизинга с производством и торговлей, что, однако, предполагается сохранить в России. Действуют также ограничения на привлечение финансирования. С одной стороны, банковские лизингодатели как финансовые организации имеют выход на электронный межбанковский рынок. Они могут привлекать бланковый МБК до трех месяцев, выпускать корпоративные облигации, получать банковские кредиты и внешние займы, эмитировать краткосрочные ноты до года, заключать РЕПО под облигации третьих лиц, а также аккумулировать обеспеченные трехмесячные депозиты от лизингополучателей. Привлекать средства населения, как в России, у них нет возможности. В то же время они могут создавать дочерние компании в специальных облигационных зонах, предоставлять поручительства по обязательствам дочерних проектных компаний и секьюритизировать свои активы.

Табл. Сравнительные характеристики требований к лизинговым компаниям в России и Китае.

 Характеристика Россия до реформы Россия после реформы Китай (2017)
Число лизинговых компаний официальные данные отсутствуют,
самодекларируемая деятельность у
около 600 организаций
ожидается 200-300
лизинговых компаний
8580 лизинговых компаний
Минимальный собственный
капитал
     10 тыс. руб.      20 млн. руб. 0,9 млрд. руб. для дочерних компаний банков;
1,5 млрд. руб. для компаний производителей,
имеющих китайское происхождение капитала;
требования отсутствуют для компаний, имеющих
иностранное происхождение капитала
Состав собственников      без ограничений      без ограничений банки, лизингодатели и крупные производители
предметов лизинга, нерезиденты
Требования к учредителям      отсутствуют      отсутствуют выручка не менее 44 млрд. руб., безупречное
корпоративное управление и финансовое положение,
выручка от основной деятельности не менее 80%
Требования к корп. управлению,
коллегиальным органам управления
и руководству
     отсутствуют      отсутствуют требования к организационной структуре,
к квалификации членов совета директоров и руководству,
включая квалификационную аттестацию
Требования к учету и отчетности учет как у любого юр. лица –
нефинансовой организации
единый план счетов и отраслевые
стандарты учета НФО
учет операций в национальной централизованной системе
кредитной отчетности Народного банка Китая; регистрация
компаний и учет их операций в информационной системе
управления лизинговыми компаниями Министерства торговли
Требования к внутреннему контролю
и управлению рисками
     отсутствуют в рамках стандартов
саморегулирования
пруденциальные нормативы капитала и концентрации,
требования к организации внутреннего контроля
Ограничение на деятельность
лизингодателя
     отсутствуют      отсутствуют запрет на производство и торговлю, выдачу займов
и инвестиции в рисковые инструменты


Несмотря на недавнее введение пруденциального регулирования и надзора лизинговый сектор в Китае продемонстрировал взрывной рост. С 2009 г. число компаний увеличилось с 148 до 8,5 тысяч организаций. Совокупные активы лизингового сектора Китая на конец 2017 г. достигали астрономическую для нас величину в 27 трлн. руб. Среднегодовые темпы прироста активов составляют порядка 20%. Активы российского сектора по МСФО оцениваются в 2 трлн. руб. Китайские лизингодатели делятся на три подсектора, основная роль отводится компаниям, предлагающих лизинг на внешних рынках (компании, финансируемые из-за рубежа). Двумя другими подсекторами являются компании финансового лизингабанков и лизинговые компании, финансируемые внутренними производителями.

На внешние компании приходится 51% активов сектора, а число игроков превышает 8,3 тысяч. C 2016 г. две лизинговые компании Китая входят в перечень 500 крупнейших китайских компаний. Ими стали Bohai Capital и Far East Horizon, активы каждой из них сопоставимы со всем российским рынком. Холдинг Bohai владеет Avolon, третей лизинговой компанией в мире и Seaco, второй лизинговой компанией на международном рынке контейнеров. Холдинг Far East Horizon владеет третьей крупнейшей лизинговой компанией в Китае International Far Eastern Leasing.

Если не принимать во внимание глобальные лизинговые компании, чьи акции обращаются на биржах, лизинговый сектор Поднебесной в основном принадлежит государству. Все крупнейшие лизингодатели, работающие на внутренний рынок, принадлежат государственным банкам или опосредованно правительству. В частности, первой компанией на внутреннем рынке CDB Financial Leasing владеет China Development Bank, собственником второй ABC Financial Leasing является Agricultural Bankof China. В России государство через ГТЛК, Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ Лизинг, ТрансФин-М и другие компании также контролирует свыше половины рынка лизинга. Однако из-за различий в государственной политике на этом сходство заканчивается.

Российский лизинг существует в системе двух координат государственной политики: селективная поддержка производителей и субсидирование клиентов на внутреннем рынке. Примером первой является программа продвижения ближнемагистрального пассажирского самолёта «SukhoiSuperjet 100». Ежегодно используя субсидии и бюджетные инвестиции правительство через ГТЛК, ВЭБ Лизинг и Сбербанк Лизинг стремится обеспечить импортозамещение на рынке авиаперевозок. Субсидирование находит отражение в софинансировании властями клиентских платежей в автомобильной промышленности (по программе Министерства промышленности и торговли) и сельском хозяйстве (через Росагролизинг). В автомобильной промышленности за счет субсидий продается порядка 20% автомобилей. По аналогичному пути пошли Корпорация МСП, создающая сеть региональных лизинговых компаний, и Фонд развития промышленности, выдающий льготные займы лизингополучателям. Таким образом, государственная политика сводится к импортозамещению и поддержке некоторых категорий клиентов.

Лизинговая политика китайского правительства строится следующих принципах: поддержка экспорта и содействие лизингу определенных объектов, которые не могут быть профинансированы за счет банков. Как и в России, до 2014 г. лизинг в Китае, в основном, концентрировался на транспорте (воздушные суда, железнодорожный состав, автомобили). Однако в результате реформы сектора природа его деятельности поменялась. Текущее назначение лизингового сектора в Поднебесной – это поддержка и сопровождение внешней экспансии. Для этого служат меры налоговой политики, в частности, варьирующиеся ставки возврата НДС при экспорте (от 5% до 14,75% при основной ставке в 17%), таможенные тарифы и налоговые льготы по проектному финансированию. В результате к основным предметам лизинга на внешнем рынке относятся нефтегазовое оборудование, транспорт и оборудование для общего машиностроения.

В Китае на внутреннем рынке поддержку получают не категории клиентов, а лизингодатели при условии, что они реализуют стратегически значимые проекты. На внутреннем рынке за счет лизинга отстроены объекты инфраструктуры: транспортная инфраструктура (платные автомобильные и железнодорожные дороги), городская инфраструктура (муниципальные объекты и жилая недвижимость) и энергетическая инфраструктура. К примеру, у лидера среди дочерних компаний банков CDB Financial Leasing доля инфраструктурных объектов составляет 63% лизинговых активов. По данным Министерства торговли преобладающими предметами лизинга на внутреннем рынке являются энергетическое оборудование, транспортные средства, объекты инфраструктуры и недвижимость. В частности, 2016-17 гг. основные объемы лизинга приходились на энергетическое оборудование, за счет которого поддерживается бум «зеленой» атомной энергетики, которая должна заместить угольную энергетику. Правительство фактически создало несколько каналов небанковского финансирования в ряде отраслей, за счет чего были решены проблемы строительства национальной сети скоростных автотрасс, доступности жилья и обслуживающей его инфраструктуры. Для стимулирования лизинга на региональном уровне предусмотрены субсидирование процентных расходов, гарантийные фонды для покрытия кредитного риска и гранты для стартапов.

По итогам 2017 г. рейтинговое агентство Fitch Ratings констатировало, что лизинговый сектор Китая за последнее десятилетие быстро расширился и наблюдаемая тенденция сохранится, чему будут способствовать надежное регулирование и политическая поддержка. Государственный совет Китая обозначил несколько стратегических задач развития лизингового сектора до 2020 г.: превратить лизинг в один из крупнейших инструментов финансирования основных средств; внедрить лизинг в ведущие отрасли промышленности; оказать содействие международному лизингу и лизингу для МСП; провести реформу регулирования лизингового сектора, сделав ее унифицированной, эффективной и полной; делегировать полномочия по содействию лизингу местным властям; создать крупные лизинговые компании, конкурентоспособные на международном рынке; преобразовать налоговую систему, адаптировав ее под лизинговые компании. Перечисленные инициативы призваны урегулировать накопившиеся внутренние проблемы. Среди них остро стоят фрагментация лизингового рынка, увеличение разрыва между компаниями банков и производителей, отсутствие развитого рынка облигаций лизинговых компаний, централизованное планирование объемов кредитов и процентных ставок для лизингодателей, множественное регулирование, запутанное налогообложение. В предстоящие годы Министерство финансов и Государственное налоговое управление запланировали реформу НДС для снижения налоговой нагрузки на лизинговый сектор.

Таким образом, китайский лизинговый сектор в течение десяти лет был создан с «нуля» и превратился во второй по величине рынок в мире. Институциональные условия изначально предполагали жесткое регулирование и монодеятельность лизинговых компаний. Особое внимание уделялось учредителям и стратегии продвижения продукции китайских производителей. Налоговые и тарифные меры вместе с финансовой поддержкой сформировали благоприятную среду для лизинга в отраслях, которые не могут быть профинансированы за счет банковского кредита. Зрелость внутреннего рынка достигла такой степени, что китайские лизингодатели путем поглощений начали экспансию на глобальном рынке авиа- и морских перевозок. По китайским меркам российский лизинг находится в инкубационной фазе. Сектору предстоит получить самостоятельный правой статус и стать информационно прозрачным. Более понятную и стабильную правовую среду создаст четкое разграничение между лизингом и арендой. После учета лизингодателей и формирования отраслевой статистики можно говорить о разработке стратегии дальнейшего развития. В конечном счете, набор системных мер позволит преобразовать его в сектор, неоценимый для экономического роста.

Читайте также

«Омскэлектро» купит в лизинг 117 единиц автомобильной спецтехники за 518 млн руб.
# Новости
10 Июля 2020
3211
«Омскэлектро» купит в лизинг 117 единиц автомобильной спецтехники за 518 млн руб.
«Омскэлектро» купит в лизинг 117 единиц автомобильной спецтехники за 518 млн руб.
20 июля пройдет конференция «Информационная безопасность в страховых, лизинговых компаниях и НПФ»
# Новости
9 Июля 2020
4212
20 июля пройдет конференция «Информационная безопасность в страховых, лизинговых компаниях и НПФ»
20 июля пройдет конференция «Информационная безопасность в страховых, лизинговых компаниях и НПФ»
«Сбербанк Лизинг» профинансирует цифровую аппаратуру для «Россетей»
# Новости
9 Июля 2020
5122
«Сбербанк Лизинг» профинансирует цифровую аппаратуру для «Россетей»
«Сбербанк Лизинг» профинансирует цифровую аппаратуру для «Россетей»
Правительство возьмет на себя лизинговые платежи за пригородные поезда
# Господдержка
9 Июля 2020
5304
Правительство возьмет на себя лизинговые платежи за пригородные поезда
Правительство возьмет на себя лизинговые платежи за пригородные поезда
«Европлан» открыл новую кредитную линию в ВТБ на 25 млрд руб.
# Новости
7 Июля 2020
6214
«Европлан» открыл новую кредитную линию в ВТБ на 25 млрд руб.
«Европлан» открыл новую кредитную линию в ВТБ на 25 млрд руб.
Правительство утвердило субсидии для оперлизинга автомобилей и каршеринга
# Господдержка
7 Июля 2020
10751
Правительство утвердило субсидии для оперлизинга автомобилей и каршеринга
Правительство утвердило субсидии для оперлизинга автомобилей и каршеринга
«Совкомбанк Лизинг» выкупит облигации первого выпуска в обмен на новые
# Новости
6 Июля 2020
5616
«Совкомбанк Лизинг» выкупит облигации первого выпуска в обмен на новые
«Совкомбанк Лизинг» выкупит облигации первого выпуска в обмен на новые
Региональный рынок автолизинга восстанавливается быстрее столичного
# Новости
4 Июля 2020
9230
Региональный рынок автолизинга восстанавливается быстрее столичного
Региональный рынок автолизинга восстанавливается быстрее столичного
Банки одобрили лизингодателям реструктуризацию кредитов на 238 млрд руб.
# Господдержка
2 Июля 2020
10036
Банки одобрили лизингодателям реструктуризацию кредитов на 238 млрд руб.
Банки одобрили лизингодателям реструктуризацию кредитов на 238 млрд руб.
2 июля пройдет онлайн-конференция «Автолизинг в регионах: уроки кризиса»
# Новости
30 Июня 2020
8853
2 июля пройдет онлайн-конференция «Автолизинг в регионах: уроки кризиса»
2 июля пройдет онлайн-конференция «Автолизинг в регионах: уроки кризиса»
Правительство докапитализировало «Росагролизинг» на 6 млрд руб.
# Новости
30 Июня 2020
10725
Правительство докапитализировало «Росагролизинг» на 6 млрд руб.
Правительство докапитализировало «Росагролизинг» на 6 млрд руб.
«Новотранс» сократил количество лизингового парка вагонов до 49%
# Новости
25 Июня 2020
15392
«Новотранс» сократил количество лизингового парка вагонов до 49%
«Новотранс» сократил количество лизингового парка вагонов до 49%
ГТЛК и ВЭБ.РФ на паритетных началах закупят 111 автобусов для Перми
# Новости
25 Июня 2020
12116
ГТЛК и ВЭБ.РФ на паритетных началах закупят 111 автобусов для Перми
ГТЛК и ВЭБ.РФ на паритетных началах закупят 111 автобусов для Перми
Московская биржа зарегистрировала дебютную программу облигаций «Интерлизинга»
# Новости
23 Июня 2020
17199
Московская биржа зарегистрировала дебютную программу облигаций «Интерлизинга»
Московская биржа зарегистрировала дебютную программу облигаций «Интерлизинга»
Новым генеральным директором Carcade назначен Дмитрий Чернышев
# Новости
22 Июня 2020
16237
Новым генеральным директором Carcade назначен Дмитрий Чернышев
Новым генеральным директором Carcade назначен Дмитрий Чернышев
Клиенты лизинговых компаний готовы заключать больше сделок в электронном виде
# Новости
19 Июня 2020
15171
Клиенты лизинговых компаний готовы заключать больше сделок в электронном виде
Клиенты лизинговых компаний готовы заключать больше сделок в электронном виде
Агентство Fitch повысило кредитные рейтинги Carcade и «Совкомбанк Лизинга»
# Новости
19 Июня 2020
14339
Агентство Fitch повысило кредитные рейтинги Carcade и «Совкомбанк Лизинга»
Агентство Fitch повысило кредитные рейтинги Carcade и «Совкомбанк Лизинга»
АВТОВАЗ передал Domino’s Pizza 60 автомобилей LADA Granta
# Новости
19 Июня 2020
14768
АВТОВАЗ передал Domino’s Pizza 60 автомобилей LADA Granta
АВТОВАЗ передал Domino’s Pizza 60 автомобилей LADA Granta
Минпромторг разъяснил детали господдержки оперлизинга автомобилей
# Господдержка
19 Июня 2020
18395
Минпромторг разъяснил детали господдержки оперлизинга автомобилей
Минпромторг разъяснил детали господдержки оперлизинга автомобилей
17 июня состоится онлайн-конференция «Цифровая сделка: преимущества ЭДО для автолизинга»
# Новости
16 Июня 2020
15197
17 июня состоится онлайн-конференция «Цифровая сделка: преимущества ЭДО для автолизинга»
17 июня состоится онлайн-конференция «Цифровая сделка: преимущества ЭДО для автолизинга»
Администрация Воронежа закупит в лизинг 62 больших автобуса за 958,7 млн руб.
# Новости
15 Июня 2020
15106
Администрация Воронежа закупит в лизинг 62 больших автобуса за 958,7 млн руб.
Администрация Воронежа закупит в лизинг 62 больших автобуса за 958,7 млн руб.
Банк «Уралсиб» получил контроль в петербургском «Интерлизинге»
# Новости
11 Июня 2020
20969
Банк «Уралсиб» получил контроль в петербургском «Интерлизинге»
Банк «Уралсиб» получил контроль в петербургском «Интерлизинге»
Экс-руководитель «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов задержан по делу о хищениях вагонов
# Новости
11 Июня 2020
22464
Экс-руководитель «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов задержан по делу о хищениях вагонов
Экс-руководитель «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов задержан по делу о хищениях вагонов
«РЕСО-Лизинг» ждет снижения нового бизнеса в 2020 году на 15% до 51,5 млрд руб.
# Новости
10 Июня 2020
24453
«РЕСО-Лизинг» ждет снижения нового бизнеса в 2020 году на 15% до 51,5 млрд руб.
«РЕСО-Лизинг» ждет снижения нового бизнеса в 2020 году на 15% до 51,5 млрд руб.
Наверх