Китайский прорыв: как лизинг в Поднебесной достиг заоблачных высот

Интервью
12012
Китайский прорыв: как лизинг в Поднебесной достиг заоблачных высот

Сергей Моисеев, Советник первого заместителя Председателя Банка России

По оценкам британской консалтинговой фирмы White Clarke Group по ежегодному объему предоставленных лизинговых услуг Китай после США занимает второе место в мире. Хотя еще десять лет назад о китайском лизинге никто не слышал. За счет чего Китай вышел на второе место, и чем современный лизинговый сектор в Поднебесной отличается от отечественного? В 2017 году Банк России открыл представительство в Пекине. Одной из его задач было обобщение китайского законодательства и анализ профиля местного лизингового сектора. Результаты работы легли в основу этой статьи.

Хотя первые китайские лизинговые компании учреждались в середине 1980-х гг., большинство лидеров было создано в 2007-10 гг. После бурного роста рынка китайские власти пересмотрели лизинговое законодательство. В 2013-14 гг. были заложены основы его регулирования. В частности, Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая и Министерством торговли выпущены «Правила регулирования деятельности лизинговых компаний». Местным аналогом Гражданского кодекса служит «Закон о договорах», который определяет различие между арендой и лизингом. По договору аренды компания за плату предоставляет предмет аренды во временное пользование до двадцати лет. Риски и расходы по предмету аренды лежат на арендодателе: клиент не отвечает ни за износ, ни за случайную гибель имущества. По договору лизинга лизингодатель приобретает у продавца указанный клиентом предмет лизинга и передает его в пользование лизингополучателю за плату на определенный срок, после которого собственность на имущество переходит к клиенту. Риски и расходы по предмету лизинга лежат на лизингополучателе: за ним числится задолженность по возмещению расходов лизингодателя. В случае досрочного расторжения договора «Закон о договорах» обязывает клиента помимо имущества возвращать остаток непогашенной задолженности, если он больше стоимости имущества. Это отличает китайский лизинг от отечественного, поскольку наш Гражданский кодекс смешивает понятия аренды и лизинга.

Лизинговые компании в Китае подвержены дуалистическому регулированию. В Поднебесной отсутствует интегрированный надзор за финансовым сектором, полномочия распределены по нескольким ведомствам, включая Народный банк Китая. Реализована так называемая модель «двух пиков», когда в зависимости от состава учредителей и разрешенной комбинации операций за лизинговой компанией «присматривает» Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая или Министерство торговли, отвечающее за внешнюю торговлю и прямые иностранные инвестиции. Комиссия курирует компании финансового лизинга, учрежденные банками, а Министерство торговли - лизинговые компании крупнейших производителей. Лизингодателям, зарегистрированным Министерством торговли, разрешается действовать только в зонах свободной торговли: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай,Гуандун и др. Хотя обе категории лизингодателей имеют одинаковый правовой статус небанковской финансовой организации.

Компании, регулируемые Министерством торговли, являются вендорными: они продают предметы лизинга, производимые материнскими структурами. Им запрещено привлекать займы, финансовым источником их деятельности выступают исключительно средства собственников. По активным операциям вендорным лизинговым компаниям разрешены только лизинг и аренда, ремонт и продажа взысканного имущества, а также покупка имущества у других производителей. Из-за простой агентской бизнес-модели пруденциальное регулирование и надзор за ними не требуются. Хотя и у компаний производителей есть ограничение на финансовый рычаг как 1:10. Полноценными возможностями располагают лишь дочерние компании банков, которые, соответственно, подлежат финансовому регулированию.

В конце 2017 г. власти начали прорабатывать вопрос передачи регулирования и надзора за лизинговыми и факторинговыми компаниями, а также компаниями, предоставляющими финансовые гарантии, от Министерства к Комиссии. Причиной передачи функций называется большое число компаний-пустышек, созданных для получения государственных льгот. По некоторым оценкам, до 70% вновь регистрируемых лизинговых компаний в Китае, особенно с участием нерезидентов, не ведут реальной деятельности. Объясняется это тем, что новая лизинговая компания может получить приоритетное право на концессию, субсидию от 270 млн руб. и налоговые льготы на пять лет.

Отраслевая организация китайского рынка отличается от российских реалий по нескольким направлениям. Во-первых, в Китае действуют ограничения на структуру собственности. Граждане, любые коммерческие и некоммерческие организации, муниципалитеты не имеют право учреждать лизинговые компании. Собственниками могут быть только прибыльные банки с активами не менее 708 млрд руб. (таких банков в России было бы всего пятнадцать) и прибыльные производители предметов лизинга с выручкой не менее 44 млрд руб. Во-вторых, правила входа на рынок предполагают, что лизингодатель создаётся не для посредничества, а для продвижения продукции местного производства. Предметом лизинга могут быть только основные средства. Лизингодатель должен иметь стратегию развития, привязанную к конкретным китайским производителям. В-третьих, право заниматься лизингом предоставляется не каждому производителю. Это может быть только крупнейший на своем рынке производитель, к которому у властей нет претензий по корпоративному управлению или организационной структуре. Он должен иметь транспарентную и подходящую организационную структуру, а также устойчивое финансовое положение. Не допускается множество аффилированных лиц, непрозрачная структура распределения капитала, значительные денежные потоки с взаимозависимыми лицами, а также отсутствие основного вида деятельности. Будущий собственник берет на себя ряд обязательств по отношению к лизинговой компании в том числе, что он не будет передавать участие в лизинговой компании в залог, траст или отчуждать его в течение пяти лет. Собственник гарантирует предоставление дочерней структуре ликвидности при возникновении платежных трудностей и своевременное пополнение капитала в случае убыточности. Таким образом, китайские власти ограничивают вход на рынок только ответственными и надежными собственниками. В России, конечно, тоже есть надежные и ответственные компании, однако большинство лизинговых организаций у нас учреждено физическими лицами. Из-за низкой ответственности и слабого финансового положения собственников ежегодно на отечественном рынке учреждаются и ликвидируются десятки мелких лизингодателей.

Необходимость обеспечения надежности компаний объясняет пруденциальный подход к банковским лизинговым организациям в Китае. Они обязаны выполнять ряд нормативов, включая набор квазибанковских требований к достаточности капитала (базовый капитал первого уровня, основной капитал и собственные средства), покрытие резервами «плохих» лизинговых требований (не менее 150%) и ограничение концентрации на клиента или группу аффилированных лиц. При минимальной достаточности собственных средств не менее 10% фактическая достаточность собственного капитала в китайском лизинговом секторе достигает 13% взвешенных по риску активов. Для сравнения, в России в группе ТОП-30 достаточность капитала лизингодателей составляет всего 2% невзвешенных активов. Во избежание непрофильной деятельности китайским компаниям запрещены посторонние операции. Они могут заниматься лизингом и арендой, но не могут выдавать займы или покупать рискованные финансовые инструменты (кроме акций в случае учреждения дочерних организаций). В Поднебесной запрещено совмещение лизинга с производством и торговлей, что, однако, предполагается сохранить в России. Действуют также ограничения на привлечение финансирования. С одной стороны, банковские лизингодатели как финансовые организации имеют выход на электронный межбанковский рынок. Они могут привлекать бланковый МБК до трех месяцев, выпускать корпоративные облигации, получать банковские кредиты и внешние займы, эмитировать краткосрочные ноты до года, заключать РЕПО под облигации третьих лиц, а также аккумулировать обеспеченные трехмесячные депозиты от лизингополучателей. Привлекать средства населения, как в России, у них нет возможности. В то же время они могут создавать дочерние компании в специальных облигационных зонах, предоставлять поручительства по обязательствам дочерних проектных компаний и секьюритизировать свои активы.

Табл. Сравнительные характеристики требований к лизинговым компаниям в России и Китае.

 Характеристика Россия до реформы Россия после реформы Китай (2017)
Число лизинговых компаний официальные данные отсутствуют,
самодекларируемая деятельность у
около 600 организаций
ожидается 200-300
лизинговых компаний
8580 лизинговых компаний
Минимальный собственный
капитал
     10 тыс. руб.      20 млн. руб. 0,9 млрд. руб. для дочерних компаний банков;
1,5 млрд. руб. для компаний производителей,
имеющих китайское происхождение капитала;
требования отсутствуют для компаний, имеющих
иностранное происхождение капитала
Состав собственников      без ограничений      без ограничений банки, лизингодатели и крупные производители
предметов лизинга, нерезиденты
Требования к учредителям      отсутствуют      отсутствуют выручка не менее 44 млрд. руб., безупречное
корпоративное управление и финансовое положение,
выручка от основной деятельности не менее 80%
Требования к корп. управлению,
коллегиальным органам управления
и руководству
     отсутствуют      отсутствуют требования к организационной структуре,
к квалификации членов совета директоров и руководству,
включая квалификационную аттестацию
Требования к учету и отчетности учет как у любого юр. лица –
нефинансовой организации
единый план счетов и отраслевые
стандарты учета НФО
учет операций в национальной централизованной системе
кредитной отчетности Народного банка Китая; регистрация
компаний и учет их операций в информационной системе
управления лизинговыми компаниями Министерства торговли
Требования к внутреннему контролю
и управлению рисками
     отсутствуют в рамках стандартов
саморегулирования
пруденциальные нормативы капитала и концентрации,
требования к организации внутреннего контроля
Ограничение на деятельность
лизингодателя
     отсутствуют      отсутствуют запрет на производство и торговлю, выдачу займов
и инвестиции в рисковые инструменты


Несмотря на недавнее введение пруденциального регулирования и надзора лизинговый сектор в Китае продемонстрировал взрывной рост. С 2009 г. число компаний увеличилось с 148 до 8,5 тысяч организаций. Совокупные активы лизингового сектора Китая на конец 2017 г. достигали астрономическую для нас величину в 27 трлн. руб. Среднегодовые темпы прироста активов составляют порядка 20%. Активы российского сектора по МСФО оцениваются в 2 трлн. руб. Китайские лизингодатели делятся на три подсектора, основная роль отводится компаниям, предлагающих лизинг на внешних рынках (компании, финансируемые из-за рубежа). Двумя другими подсекторами являются компании финансового лизингабанков и лизинговые компании, финансируемые внутренними производителями.

На внешние компании приходится 51% активов сектора, а число игроков превышает 8,3 тысяч. C 2016 г. две лизинговые компании Китая входят в перечень 500 крупнейших китайских компаний. Ими стали Bohai Capital и Far East Horizon, активы каждой из них сопоставимы со всем российским рынком. Холдинг Bohai владеет Avolon, третей лизинговой компанией в мире и Seaco, второй лизинговой компанией на международном рынке контейнеров. Холдинг Far East Horizon владеет третьей крупнейшей лизинговой компанией в Китае International Far Eastern Leasing.

Если не принимать во внимание глобальные лизинговые компании, чьи акции обращаются на биржах, лизинговый сектор Поднебесной в основном принадлежит государству. Все крупнейшие лизингодатели, работающие на внутренний рынок, принадлежат государственным банкам или опосредованно правительству. В частности, первой компанией на внутреннем рынке CDB Financial Leasing владеет China Development Bank, собственником второй ABC Financial Leasing является Agricultural Bankof China. В России государство через ГТЛК, Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ Лизинг, ТрансФин-М и другие компании также контролирует свыше половины рынка лизинга. Однако из-за различий в государственной политике на этом сходство заканчивается.

Российский лизинг существует в системе двух координат государственной политики: селективная поддержка производителей и субсидирование клиентов на внутреннем рынке. Примером первой является программа продвижения ближнемагистрального пассажирского самолёта «SukhoiSuperjet 100». Ежегодно используя субсидии и бюджетные инвестиции правительство через ГТЛК, ВЭБ Лизинг и Сбербанк Лизинг стремится обеспечить импортозамещение на рынке авиаперевозок. Субсидирование находит отражение в софинансировании властями клиентских платежей в автомобильной промышленности (по программе Министерства промышленности и торговли) и сельском хозяйстве (через Росагролизинг). В автомобильной промышленности за счет субсидий продается порядка 20% автомобилей. По аналогичному пути пошли Корпорация МСП, создающая сеть региональных лизинговых компаний, и Фонд развития промышленности, выдающий льготные займы лизингополучателям. Таким образом, государственная политика сводится к импортозамещению и поддержке некоторых категорий клиентов.

Лизинговая политика китайского правительства строится следующих принципах: поддержка экспорта и содействие лизингу определенных объектов, которые не могут быть профинансированы за счет банков. Как и в России, до 2014 г. лизинг в Китае, в основном, концентрировался на транспорте (воздушные суда, железнодорожный состав, автомобили). Однако в результате реформы сектора природа его деятельности поменялась. Текущее назначение лизингового сектора в Поднебесной – это поддержка и сопровождение внешней экспансии. Для этого служат меры налоговой политики, в частности, варьирующиеся ставки возврата НДС при экспорте (от 5% до 14,75% при основной ставке в 17%), таможенные тарифы и налоговые льготы по проектному финансированию. В результате к основным предметам лизинга на внешнем рынке относятся нефтегазовое оборудование, транспорт и оборудование для общего машиностроения.

В Китае на внутреннем рынке поддержку получают не категории клиентов, а лизингодатели при условии, что они реализуют стратегически значимые проекты. На внутреннем рынке за счет лизинга отстроены объекты инфраструктуры: транспортная инфраструктура (платные автомобильные и железнодорожные дороги), городская инфраструктура (муниципальные объекты и жилая недвижимость) и энергетическая инфраструктура. К примеру, у лидера среди дочерних компаний банков CDB Financial Leasing доля инфраструктурных объектов составляет 63% лизинговых активов. По данным Министерства торговли преобладающими предметами лизинга на внутреннем рынке являются энергетическое оборудование, транспортные средства, объекты инфраструктуры и недвижимость. В частности, 2016-17 гг. основные объемы лизинга приходились на энергетическое оборудование, за счет которого поддерживается бум «зеленой» атомной энергетики, которая должна заместить угольную энергетику. Правительство фактически создало несколько каналов небанковского финансирования в ряде отраслей, за счет чего были решены проблемы строительства национальной сети скоростных автотрасс, доступности жилья и обслуживающей его инфраструктуры. Для стимулирования лизинга на региональном уровне предусмотрены субсидирование процентных расходов, гарантийные фонды для покрытия кредитного риска и гранты для стартапов.

По итогам 2017 г. рейтинговое агентство Fitch Ratings констатировало, что лизинговый сектор Китая за последнее десятилетие быстро расширился и наблюдаемая тенденция сохранится, чему будут способствовать надежное регулирование и политическая поддержка. Государственный совет Китая обозначил несколько стратегических задач развития лизингового сектора до 2020 г.: превратить лизинг в один из крупнейших инструментов финансирования основных средств; внедрить лизинг в ведущие отрасли промышленности; оказать содействие международному лизингу и лизингу для МСП; провести реформу регулирования лизингового сектора, сделав ее унифицированной, эффективной и полной; делегировать полномочия по содействию лизингу местным властям; создать крупные лизинговые компании, конкурентоспособные на международном рынке; преобразовать налоговую систему, адаптировав ее под лизинговые компании. Перечисленные инициативы призваны урегулировать накопившиеся внутренние проблемы. Среди них остро стоят фрагментация лизингового рынка, увеличение разрыва между компаниями банков и производителей, отсутствие развитого рынка облигаций лизинговых компаний, централизованное планирование объемов кредитов и процентных ставок для лизингодателей, множественное регулирование, запутанное налогообложение. В предстоящие годы Министерство финансов и Государственное налоговое управление запланировали реформу НДС для снижения налоговой нагрузки на лизинговый сектор.

Таким образом, китайский лизинговый сектор в течение десяти лет был создан с «нуля» и превратился во второй по величине рынок в мире. Институциональные условия изначально предполагали жесткое регулирование и монодеятельность лизинговых компаний. Особое внимание уделялось учредителям и стратегии продвижения продукции китайских производителей. Налоговые и тарифные меры вместе с финансовой поддержкой сформировали благоприятную среду для лизинга в отраслях, которые не могут быть профинансированы за счет банковского кредита. Зрелость внутреннего рынка достигла такой степени, что китайские лизингодатели путем поглощений начали экспансию на глобальном рынке авиа- и морских перевозок. По китайским меркам российский лизинг находится в инкубационной фазе. Сектору предстоит получить самостоятельный правой статус и стать информационно прозрачным. Более понятную и стабильную правовую среду создаст четкое разграничение между лизингом и арендой. После учета лизингодателей и формирования отраслевой статистики можно говорить о разработке стратегии дальнейшего развития. В конечном счете, набор системных мер позволит преобразовать его в сектор, неоценимый для экономического роста.

Читайте также

Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
# Новости
15 Ноября 2019
1664
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
# Новости
15 Ноября 2019
1820
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
# Новости
15 Ноября 2019
2093
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
# Новости
15 Ноября 2019
2639
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
 Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
# Новости
15 Ноября 2019
1755
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
# Новости
15 Ноября 2019
2717
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
# Новости
15 Ноября 2019
1690
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
# Новости
13 Ноября 2019
1898
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
# Новости
13 Ноября 2019
2353
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
# Новости
13 Ноября 2019
2301
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
# Новости
13 Ноября 2019
1391
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
# Новости
12 Ноября 2019
3224
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
# Аналитика
12 Ноября 2019
5096
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
# Новости
12 Ноября 2019
2236
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
# Новости
11 Ноября 2019
2873
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
# Новости
11 Ноября 2019
2977
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
# Новости
8 Ноября 2019
4420
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
# Новости
8 Ноября 2019
3562
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
# Новости
8 Ноября 2019
5707
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
# Новости
7 Ноября 2019
4173
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
8021
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
# Новости
7 Ноября 2019
3861
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
3302
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
# Новости
7 Ноября 2019
2873
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
Наверх