Сергей Моисеев, Советник первого заместителя Председателя Банка России
По оценкам британской консалтинговой фирмы White Clarke Group по ежегодному объему предоставленных лизинговых услуг Китай после США занимает второе место в мире. Хотя еще десять лет назад о китайском лизинге никто не слышал. За счет чего Китай вышел на второе место, и чем современный лизинговый сектор в Поднебесной отличается от отечественного? В 2017 году Банк России открыл представительство в Пекине. Одной из его задач было обобщение китайского законодательства и анализ профиля местного лизингового сектора. Результаты работы легли в основу этой статьи.
Хотя первые китайские лизинговые компании учреждались в середине 1980-х гг., большинство лидеров было создано в 2007-10 гг. После бурного роста рынка китайские власти пересмотрели лизинговое законодательство. В 2013-14 гг. были заложены основы его регулирования. В частности, Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая и Министерством торговли выпущены «Правила регулирования деятельности лизинговых компаний». Местным аналогом Гражданского кодекса служит «Закон о договорах», который определяет различие между арендой и лизингом. По договору аренды компания за плату предоставляет предмет аренды во временное пользование до двадцати лет. Риски и расходы по предмету аренды лежат на арендодателе: клиент не отвечает ни за износ, ни за случайную гибель имущества. По договору лизинга лизингодатель приобретает у продавца указанный клиентом предмет лизинга и передает его в пользование лизингополучателю за плату на определенный срок, после которого собственность на имущество переходит к клиенту. Риски и расходы по предмету лизинга лежат на лизингополучателе: за ним числится задолженность по возмещению расходов лизингодателя. В случае досрочного расторжения договора «Закон о договорах» обязывает клиента помимо имущества возвращать остаток непогашенной задолженности, если он больше стоимости имущества. Это отличает китайский лизинг от отечественного, поскольку наш Гражданский кодекс смешивает понятия аренды и лизинга.
Лизинговые компании в Китае подвержены дуалистическому регулированию. В Поднебесной отсутствует интегрированный надзор за финансовым сектором, полномочия распределены по нескольким ведомствам, включая Народный банк Китая. Реализована так называемая модель «двух пиков», когда в зависимости от состава учредителей и разрешенной комбинации операций за лизинговой компанией «присматривает» Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая или Министерство торговли, отвечающее за внешнюю торговлю и прямые иностранные инвестиции. Комиссия курирует компании финансового лизинга, учрежденные банками, а Министерство торговли - лизинговые компании крупнейших производителей. Лизингодателям, зарегистрированным Министерством торговли, разрешается действовать только в зонах свободной торговли: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай,Гуандун и др. Хотя обе категории лизингодателей имеют одинаковый правовой статус небанковской финансовой организации.
Компании, регулируемые Министерством торговли, являются вендорными: они продают предметы лизинга, производимые материнскими структурами. Им запрещено привлекать займы, финансовым источником их деятельности выступают исключительно средства собственников. По активным операциям вендорным лизинговым компаниям разрешены только лизинг и аренда, ремонт и продажа взысканного имущества, а также покупка имущества у других производителей. Из-за простой агентской бизнес-модели пруденциальное регулирование и надзор за ними не требуются. Хотя и у компаний производителей есть ограничение на финансовый рычаг как 1:10. Полноценными возможностями располагают лишь дочерние компании банков, которые, соответственно, подлежат финансовому регулированию.
В конце 2017 г. власти начали прорабатывать вопрос передачи регулирования и надзора за лизинговыми и факторинговыми компаниями, а также компаниями, предоставляющими финансовые гарантии, от Министерства к Комиссии. Причиной передачи функций называется большое число компаний-пустышек, созданных для получения государственных льгот. По некоторым оценкам, до 70% вновь регистрируемых лизинговых компаний в Китае, особенно с участием нерезидентов, не ведут реальной деятельности. Объясняется это тем, что новая лизинговая компания может получить приоритетное право на концессию, субсидию от 270 млн руб. и налоговые льготы на пять лет.
Отраслевая организация китайского рынка отличается от российских реалий по нескольким направлениям. Во-первых, в Китае действуют ограничения на структуру собственности. Граждане, любые коммерческие и некоммерческие организации, муниципалитеты не имеют право учреждать лизинговые компании. Собственниками могут быть только прибыльные банки с активами не менее 708 млрд руб. (таких банков в России было бы всего пятнадцать) и прибыльные производители предметов лизинга с выручкой не менее 44 млрд руб. Во-вторых, правила входа на рынок предполагают, что лизингодатель создаётся не для посредничества, а для продвижения продукции местного производства. Предметом лизинга могут быть только основные средства. Лизингодатель должен иметь стратегию развития, привязанную к конкретным китайским производителям. В-третьих, право заниматься лизингом предоставляется не каждому производителю. Это может быть только крупнейший на своем рынке производитель, к которому у властей нет претензий по корпоративному управлению или организационной структуре. Он должен иметь транспарентную и подходящую организационную структуру, а также устойчивое финансовое положение. Не допускается множество аффилированных лиц, непрозрачная структура распределения капитала, значительные денежные потоки с взаимозависимыми лицами, а также отсутствие основного вида деятельности. Будущий собственник берет на себя ряд обязательств по отношению к лизинговой компании в том числе, что он не будет передавать участие в лизинговой компании в залог, траст или отчуждать его в течение пяти лет. Собственник гарантирует предоставление дочерней структуре ликвидности при возникновении платежных трудностей и своевременное пополнение капитала в случае убыточности. Таким образом, китайские власти ограничивают вход на рынок только ответственными и надежными собственниками. В России, конечно, тоже есть надежные и ответственные компании, однако большинство лизинговых организаций у нас учреждено физическими лицами. Из-за низкой ответственности и слабого финансового положения собственников ежегодно на отечественном рынке учреждаются и ликвидируются десятки мелких лизингодателей.
Необходимость обеспечения надежности компаний объясняет пруденциальный подход к банковским лизинговым организациям в Китае. Они обязаны выполнять ряд нормативов, включая набор квазибанковских требований к достаточности капитала (базовый капитал первого уровня, основной капитал и собственные средства), покрытие резервами «плохих» лизинговых требований (не менее 150%) и ограничение концентрации на клиента или группу аффилированных лиц. При минимальной достаточности собственных средств не менее 10% фактическая достаточность собственного капитала в китайском лизинговом секторе достигает 13% взвешенных по риску активов. Для сравнения, в России в группе ТОП-30 достаточность капитала лизингодателей составляет всего 2% невзвешенных активов. Во избежание непрофильной деятельности китайским компаниям запрещены посторонние операции. Они могут заниматься лизингом и арендой, но не могут выдавать займы или покупать рискованные финансовые инструменты (кроме акций в случае учреждения дочерних организаций). В Поднебесной запрещено совмещение лизинга с производством и торговлей, что, однако, предполагается сохранить в России. Действуют также ограничения на привлечение финансирования. С одной стороны, банковские лизингодатели как финансовые организации имеют выход на электронный межбанковский рынок. Они могут привлекать бланковый МБК до трех месяцев, выпускать корпоративные облигации, получать банковские кредиты и внешние займы, эмитировать краткосрочные ноты до года, заключать РЕПО под облигации третьих лиц, а также аккумулировать обеспеченные трехмесячные депозиты от лизингополучателей. Привлекать средства населения, как в России, у них нет возможности. В то же время они могут создавать дочерние компании в специальных облигационных зонах, предоставлять поручительства по обязательствам дочерних проектных компаний и секьюритизировать свои активы.
Табл. Сравнительные характеристики требований к лизинговым компаниям в России и Китае.
Характеристика | Россия до реформы | Россия после реформы | Китай (2017) |
---|---|---|---|
Число лизинговых компаний |
официальные данные отсутствуют, самодекларируемая деятельность у около 600 организаций |
ожидается 200-300 лизинговых компаний |
8580 лизинговых компаний |
Минимальный собственный капитал |
10 тыс. руб. | 20 млн. руб. |
0,9 млрд. руб. для дочерних компаний банков; 1,5 млрд. руб. для компаний производителей, имеющих китайское происхождение капитала; требования отсутствуют для компаний, имеющих иностранное происхождение капитала |
Состав собственников | без ограничений | без ограничений |
банки, лизингодатели и крупные производители предметов лизинга, нерезиденты |
Требования к учредителям | отсутствуют | отсутствуют |
выручка не менее 44 млрд. руб., безупречное корпоративное управление и финансовое положение, выручка от основной деятельности не менее 80% |
Требования к корп. управлению, коллегиальным органам управления и руководству |
отсутствуют | отсутствуют |
требования к организационной структуре, к квалификации членов совета директоров и руководству, включая квалификационную аттестацию |
Требования к учету и отчетности |
учет как у любого юр. лица – нефинансовой организации |
единый план счетов и отраслевые стандарты учета НФО |
учет операций в национальной централизованной системе кредитной отчетности Народного банка Китая; регистрация компаний и учет их операций в информационной системе управления лизинговыми компаниями Министерства торговли |
Требования к внутреннему контролю и управлению рисками |
отсутствуют |
в рамках стандартов саморегулирования |
пруденциальные нормативы капитала и концентрации, требования к организации внутреннего контроля |
Ограничение на деятельность лизингодателя |
отсутствуют | отсутствуют |
запрет на производство и торговлю, выдачу займов и инвестиции в рисковые инструменты |
Несмотря на недавнее введение пруденциального регулирования и надзора лизинговый сектор в Китае продемонстрировал взрывной рост. С 2009 г. число компаний увеличилось с 148 до 8,5 тысяч организаций. Совокупные активы лизингового сектора Китая на конец 2017 г. достигали астрономическую для нас величину в 27 трлн. руб. Среднегодовые темпы прироста активов составляют порядка 20%. Активы российского сектора по МСФО оцениваются в 2 трлн. руб. Китайские лизингодатели делятся на три подсектора, основная роль отводится компаниям, предлагающих лизинг на внешних рынках (компании, финансируемые из-за рубежа). Двумя другими подсекторами являются компании финансового лизингабанков и лизинговые компании, финансируемые внутренними производителями.
На внешние компании приходится 51% активов сектора, а число игроков превышает 8,3 тысяч. C 2016 г. две лизинговые компании Китая входят в перечень 500 крупнейших китайских компаний. Ими стали Bohai Capital и Far East Horizon, активы каждой из них сопоставимы со всем российским рынком. Холдинг Bohai владеет Avolon, третей лизинговой компанией в мире и Seaco, второй лизинговой компанией на международном рынке контейнеров. Холдинг Far East Horizon владеет третьей крупнейшей лизинговой компанией в Китае International Far Eastern Leasing.
Если не принимать во внимание глобальные лизинговые компании, чьи акции обращаются на биржах, лизинговый сектор Поднебесной в основном принадлежит государству. Все крупнейшие лизингодатели, работающие на внутренний рынок, принадлежат государственным банкам или опосредованно правительству. В частности, первой компанией на внутреннем рынке CDB Financial Leasing владеет China Development Bank, собственником второй ABC Financial Leasing является Agricultural Bankof China. В России государство через ГТЛК, Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ Лизинг, ТрансФин-М и другие компании также контролирует свыше половины рынка лизинга. Однако из-за различий в государственной политике на этом сходство заканчивается.
Российский лизинг существует в системе двух координат государственной политики: селективная поддержка производителей и субсидирование клиентов на внутреннем рынке. Примером первой является программа продвижения ближнемагистрального пассажирского самолёта «SukhoiSuperjet 100». Ежегодно используя субсидии и бюджетные инвестиции правительство через ГТЛК, ВЭБ Лизинг и Сбербанк Лизинг стремится обеспечить импортозамещение на рынке авиаперевозок. Субсидирование находит отражение в софинансировании властями клиентских платежей в автомобильной промышленности (по программе Министерства промышленности и торговли) и сельском хозяйстве (через Росагролизинг). В автомобильной промышленности за счет субсидий продается порядка 20% автомобилей. По аналогичному пути пошли Корпорация МСП, создающая сеть региональных лизинговых компаний, и Фонд развития промышленности, выдающий льготные займы лизингополучателям. Таким образом, государственная политика сводится к импортозамещению и поддержке некоторых категорий клиентов.
Лизинговая политика китайского правительства строится следующих принципах: поддержка экспорта и содействие лизингу определенных объектов, которые не могут быть профинансированы за счет банков. Как и в России, до 2014 г. лизинг в Китае, в основном, концентрировался на транспорте (воздушные суда, железнодорожный состав, автомобили). Однако в результате реформы сектора природа его деятельности поменялась. Текущее назначение лизингового сектора в Поднебесной – это поддержка и сопровождение внешней экспансии. Для этого служат меры налоговой политики, в частности, варьирующиеся ставки возврата НДС при экспорте (от 5% до 14,75% при основной ставке в 17%), таможенные тарифы и налоговые льготы по проектному финансированию. В результате к основным предметам лизинга на внешнем рынке относятся нефтегазовое оборудование, транспорт и оборудование для общего машиностроения.
В Китае на внутреннем рынке поддержку получают не категории клиентов, а лизингодатели при условии, что они реализуют стратегически значимые проекты. На внутреннем рынке за счет лизинга отстроены объекты инфраструктуры: транспортная инфраструктура (платные автомобильные и железнодорожные дороги), городская инфраструктура (муниципальные объекты и жилая недвижимость) и энергетическая инфраструктура. К примеру, у лидера среди дочерних компаний банков CDB Financial Leasing доля инфраструктурных объектов составляет 63% лизинговых активов. По данным Министерства торговли преобладающими предметами лизинга на внутреннем рынке являются энергетическое оборудование, транспортные средства, объекты инфраструктуры и недвижимость. В частности, 2016-17 гг. основные объемы лизинга приходились на энергетическое оборудование, за счет которого поддерживается бум «зеленой» атомной энергетики, которая должна заместить угольную энергетику. Правительство фактически создало несколько каналов небанковского финансирования в ряде отраслей, за счет чего были решены проблемы строительства национальной сети скоростных автотрасс, доступности жилья и обслуживающей его инфраструктуры. Для стимулирования лизинга на региональном уровне предусмотрены субсидирование процентных расходов, гарантийные фонды для покрытия кредитного риска и гранты для стартапов.
По итогам 2017 г. рейтинговое агентство Fitch Ratings констатировало, что лизинговый сектор Китая за последнее десятилетие быстро расширился и наблюдаемая тенденция сохранится, чему будут способствовать надежное регулирование и политическая поддержка. Государственный совет Китая обозначил несколько стратегических задач развития лизингового сектора до 2020 г.: превратить лизинг в один из крупнейших инструментов финансирования основных средств; внедрить лизинг в ведущие отрасли промышленности; оказать содействие международному лизингу и лизингу для МСП; провести реформу регулирования лизингового сектора, сделав ее унифицированной, эффективной и полной; делегировать полномочия по содействию лизингу местным властям; создать крупные лизинговые компании, конкурентоспособные на международном рынке; преобразовать налоговую систему, адаптировав ее под лизинговые компании. Перечисленные инициативы призваны урегулировать накопившиеся внутренние проблемы. Среди них остро стоят фрагментация лизингового рынка, увеличение разрыва между компаниями банков и производителей, отсутствие развитого рынка облигаций лизинговых компаний, централизованное планирование объемов кредитов и процентных ставок для лизингодателей, множественное регулирование, запутанное налогообложение. В предстоящие годы Министерство финансов и Государственное налоговое управление запланировали реформу НДС для снижения налоговой нагрузки на лизинговый сектор.
Таким образом, китайский лизинговый сектор в течение десяти лет был создан с «нуля» и превратился во второй по величине рынок в мире. Институциональные условия изначально предполагали жесткое регулирование и монодеятельность лизинговых компаний. Особое внимание уделялось учредителям и стратегии продвижения продукции китайских производителей. Налоговые и тарифные меры вместе с финансовой поддержкой сформировали благоприятную среду для лизинга в отраслях, которые не могут быть профинансированы за счет банковского кредита. Зрелость внутреннего рынка достигла такой степени, что китайские лизингодатели путем поглощений начали экспансию на глобальном рынке авиа- и морских перевозок. По китайским меркам российский лизинг находится в инкубационной фазе. Сектору предстоит получить самостоятельный правой статус и стать информационно прозрачным. Более понятную и стабильную правовую среду создаст четкое разграничение между лизингом и арендой. После учета лизингодателей и формирования отраслевой статистики можно говорить о разработке стратегии дальнейшего развития. В конечном счете, набор системных мер позволит преобразовать его в сектор, неоценимый для экономического роста.