Конкуренция всегда помогает развивать рынок, а его участникам – развиваться самостоятельно и искать новые решения

Интервью
12142
Конкуренция всегда помогает развивать рынок, а его участникам – развиваться самостоятельно и искать новые решения
Томаш Кукульский, генеральный директор ООО «Сименс Финанс»
Как известно, лизинг оборудования относится к сделкам с повышенным риском. Это связано, в первую очередь, с низкой ликвидностью предмета лизинга. Какова ваша политика в этом направлении?

Действительно, по сравнению с автолизингом и более розничными направлениями рынка это высокорисковый и сложный в операционном смысле сегмент, но мы довольно давно и успешно развиваем это направление и готовы работать в нём и в перспективе. Во-первых, для того чтобы поддерживать концерн «Сименс», производителя оборудования для многих отраслей – и это наша стратегическая задача. Во-вторых, потому что мы в принципе никогда не боялись заниматься проектами с длительным горизонтом планирования, к которым относятся сделки с оборудованием, а значит, успели накопить и базу проверенных поставщиков, и базу надёжных клиентов, и опыт реальных сделок с оборудованием с учётом всех нюансов этого сегмента. Могу сказать, что уменьшить риски по таким проектам сложно, но можно. Например, мы для этого используем весь свой опыт, компетенции экспертов «Сименс», рекомендации клиентов и поставщиков «Сименс». А ещё, конечно, разумную политику в области риск-менеджмента и анализа деятельности клиентов. На мой взгляд, пока всё получается – в портфеле «Сименс Финанс» оборудование сегодня занимает значительную долю. Это и проекты с отдельными единицами обрудования, и с целыми производственными линями для крупных заводов, и даже сделки по модернизации устаревшего оборудования с помощью новых «мозгов» – ЧПУ и прочих компонентов «Сименс». Недавно коллеги из RAEX Аналитика назвали «Сименс Финанс» лидером в лизинге оборудования по итогам 9 месяцев 2018, и думаю, мы не потеряем позиции в ближайшем будущем.

В продолжение первого вопроса: насколько серьезный экономический анализ лизингополучателя проводится при сделке с оборудованием? Насколько процедуры схожи с оценкой при кредитовании? То есть, в каком объеме риск переносится на лизингополучателя?

Оценка зависит от суммы сделки, а не от сегмента. В небольших проектах уместны минимальные требования к клиенту. Это напрямую связано со скоростью одобрения заявки на финансирование, которая, к тому же, зачастую является ключевым фактором успеха на конкурентном рынке. Но если речь идёт о крупных сделках, то мы в любом случае детально смотрим структуру проекта – независимо от того, оборудование это или спецтехника. Здесь просто нужно найти разумный баланс интересов и трёхстороннюю договорённость в цепочке «лизингодатель-поставщик-лизингополучатель», и в этом помогает целый комплекс бизнес-процессов.

У вас в штате есть инженеры. Каков их функционал: оценка производства и реальных потребностей лизингополучателя, консультации по оборудованию, работа с поставщиками?

Я считаю, что инженеры – это обеспечение не только технологической экспертизы, но и безопасности сделки и имущества. Такие специалисты всегда являются частью проектной команды не только на этапе анализа, но и в процессе всего жизненного цикла сделки, вплоть до её завершения.

Принято считать, что оборудование и поставщика выбирает лизингополучатель. Вы же предлагаете и помощь в выборе оборудования. Насколько это необходимо, что показывает на этот счет практика?

Для нас важно и необходимо как раз то, чтобы клиент осознанно выбрал предмет лизинга сам – ведь это его бизнес и его потребности. Но зачастую клиенты просто приходят с набором критериев и требований к имуществу и просят нашей консультации и помощи, исходя из работы с конкретными поставщиками, брендами и даже моделями. Со временем мы поняли, что наша база поставщиков и, опять же, опыт, вполне позволяют оказывать такого рода поддержку, поэтому в консультациях, конечно, никогда не отказываем. Но последнее слово и окончательный выбор всегда за клиентом.

Какой объем портфеля занимает лизинг оборудования в настоящее время в денежном выражении и общем количестве договоров?

Как и весь рынок лизинга, сейчас мы ждём итогов исследования RAEX уже за 12 месяцев 2018 года. До их публикации я бы воздержался от конкрентых цифр, но повторюсь: по основным типам оборудования (энергетическое, медицинское, для пищевой промышленности, металлообработки и металлургии) «Сименс Финанс» уже несколько лет держится в тройке лидеров. Есть все основания полагать, что ситуация не изменится и в 2019, ведь вопрос переоснащения основных фондов в промышленности всё ещё стоит довольно остро, а клиенты компании в этих сегментах, как правило, продолжают сотрудничество с нами и в новых этапах модернизации. Доля оборудования в нашем портфеле растёт, меняется только распределение объёмов инвестиций по разным его типам.

В историческом смысле российское предпринимательство еще очень молодо. Как вы оцениваете уровень управления бизнесом в России, в чем его сильные и слабые стороны?

Здесь я буду говорить исключительно о своей личной точке зрения. Сильные стороны – это люди и черты их характера, позволяющие создавать и внедрять инновации, искать самые неочевидные решения. Наверное, это и есть та самая «русская смекалка». При этом у предпринимателей России есть разумная готовность к риску. Не стоит забывать и о том наследии, которое оставила эпоха СССР. Если честно, эти качества, иногда очень противоречивые, представляют собой огромный потенциал, который нужно использовать. Но нужна правильная и стабильная среда для развития. Конечно, это особенно справедливо с точки зрения инвестиций: нет стабильности – нет долгосрочного планирования. Тем интереснее и приятнее поддерживать тех бизнесменов, которые, несмотря ни на что, готовы жить не только сегодняшним днём и сиюминутной выгодой, но и вкладывать силы в проекты с длительным горизонтом планирования. Сейчас у нас в портфеле есть сделки на 7 и даже 10 лет, и это уже хороший прогресс и показатель.

Насколько, по Вашим ощущениям, высок уровень конкуренции лизинговых компаний в сегменте оборудования?

На мой взгляд, в этом сегменте уровень конкуренции в России скоро будет соответствовать европейскому. И это замечательно, так как конкуренция всегда помогает развивать рынок, а его участникам – развиваться самостоятельно и искать новые решения.

И последний, почти личный вопрос. Мы все догадываемся, что, возглавив российскую компанию, Вы столкнулись с трудностями, в том числе и с теми, о которых не догадывались раньше. А были приятные открытия?

Вы знаете, не буду скрывать, что у меня были очень большие опасения. Со стороны Россия и её жители выглядят, как говорится, довольно сурово. Да, безусловно, это определённый стереотип, но многие за рубежом ориентируются именно на него. Несмотря на опыт работы в международных командах, я тоже частично попал под воздействие такого стереотипа. Тем приятнее было найти здесь искренность и честность, которых иногда и правда не хватает в других странах. Русские кажутся неприступными, но быстро разбираются в людях и проявляют себя довольно открыто. Европейцы – зачастую наоборот. Здесь очень много правды, которая является основой даже для деловых отношений, и мне это очень нравится. Многое строится на подлинном и заслуженном уважении, что было и остаётся самым приятным открытием во всех областях работы и жизни в России. Впрочем, я вспомнил кое-что неприятное – декабрьский владивостокский ветер (смеётся), но с этим вполне можно бороться настоящими тёплыми куртками и даже смириться, учитывая тёплые отношения с новыми знакомыми и коллегами в этой стране.



Читайте также

Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
# Новости
15 Ноября 2019
1664
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
# Новости
15 Ноября 2019
1820
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
# Новости
15 Ноября 2019
2080
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
# Новости
15 Ноября 2019
2613
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
 Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
# Новости
15 Ноября 2019
1755
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
# Новости
15 Ноября 2019
2717
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
# Новости
15 Ноября 2019
1690
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
# Новости
13 Ноября 2019
1898
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
# Новости
13 Ноября 2019
2340
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
# Новости
13 Ноября 2019
2288
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
# Новости
13 Ноября 2019
1391
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
# Новости
12 Ноября 2019
3224
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
# Аналитика
12 Ноября 2019
5096
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
# Новости
12 Ноября 2019
2236
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
# Новости
11 Ноября 2019
2873
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
# Новости
11 Ноября 2019
2977
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
# Новости
8 Ноября 2019
4420
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
# Новости
8 Ноября 2019
3562
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
# Новости
8 Ноября 2019
5707
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
# Новости
7 Ноября 2019
4173
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
8021
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
# Новости
7 Ноября 2019
3861
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
3302
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
# Новости
7 Ноября 2019
2873
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
Наверх