Банк ФК «Открытие» принципиально не вмешивается в деятельность своих дочерних лизинговых компаний, считая их синергию с другими структурами группы одним из главных факторов, который увеличивает рыночную стоимость всего холдинга в преддверии IPO. Старший вице-президент, директор департамента корпоративного бизнеса КИБ банка «ФК Открытие» Андрей Карасев в большом интервью медиа-порталу FedLeasing.ru рассказал о вкладе лизингового бизнеса в общие показатели группы и главных трендах развития этого сегмента финансового рынка в России.
Насколько лизинг – значимая и важная часть бизнеса финансовой группы «Открытие»?
Сейчас в группе «Открытие» есть две лизинговые компании: «Балтийский лизинг», работающий на розничном рынке лизинга, и «Открытый лизинг», миссия которого обслуживать крупных корпоративных клиентов. Лизинг приносит около 6% в чистой прибыли группы (т.е. 2,6 млрд руб., чистая прибыль группы «Открытие» по МСФО в 2020 году составила 43,4 млрд руб., – прим. FedLeasing.ru). И это, хочу подчеркнуть, не считая той «сквозной маржи», которую банк зарабатывает на кредитовании своих «дочек», поскольку мы их финансируем на абсолютно рыночных условиях. И если «Балтийский лизинг» как розничная компания – это высокодоходный бизнес группы, защищенный ликвидными видами техники в портфеле, то «Открытый лизинг» – это работа со сложными и долгосрочными сделками, структурированными специально под конкретного заказчика и связанными с поставкой, порой, уникального оборудования, изготовленного конкретным производителем в единичном экземпляре.
Довольна ли группа «Открытие» их работой?
«Балтийский лизинг» – одна из старейших и крупнейших лизинговых компаний России, и еще до вхождения в группу занимала лидирующие места в отрасли. Сегодня она продолжает удерживать сильные позиции на рынке. По данным «Эксперт РА», у компании четвертое место по объему нового бизнеса в розничном сегменте. Клиенты «Балтийского лизинга» – это преимущественно малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, где традиционно заключаются высокомаржинальные сделки и преобладают стандартизированные финансовые решения для массового потребителя. Поэтому «Балтийский лизинг» – надежная, стабильно прибыльная компания, которая поддерживает высокий кредитный рейтинг, выпускает биржевые облигации, участвует во всех программах государственной поддержки. Мы довольны, что у нас в группе есть такой эффективный инструмент работы с группой клиентов МСБ.
«Открытый лизинг» создан в составе группы «Открытие» для обслуживания клиентов крупного бизнеса. И задумывался, по сути, как продолжение линейки корпоративных продуктов банка. Работа с большими компаниями напоминает, скорее, проектное финансирование. Условия для таких клиентов должны быть сопоставимы с условиями привлечения кредита, поскольку стандартизированные решения, направленные на уменьшение первоначального взноса или на сокращение срока одобрения сделки, для них не всегда удобны.
Но, главное, мы видим и стараемся всячески развивать синергию между нашими лизинговыми компаниями и остальными компаниями группы, которые также ведут независимый прибыльный бизнес в других сегментах финансового рынка. Я имею ввиду и банк, и страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», наш пенсионный фонд, брокерскую и факторинговую компании. Таким образом мы формируем полный комплекс всех возможных финансовых услуг для любого клиента, пришедшего в любую из наших дочерних структур. Этот эффект, основанный на тесной рыночной кооперации различных «ветвей» нашего бизнеса, вносит самый значительный вклад в общие показатели группы «Открытие».
Расскажите подробнее, как эта синергия отражается на работе лизинговых компаний?
Например, широкая собственная региональная сеть «Балтийского лизинга» – мощный канал привлечения клиентов, в том числе для банка, страховой компании и других наших «дочек». При этом обмен «лидами» у нас налажен в обе стороны: клиентов из сегмента МСБ, которых у «Открытия» много, мы регулярно знакомим с возможностями лизинга и направляем их в розничную компанию, где им могут предложить простое, быстрое и сравнительно недорогое финансовое решение.
Кроме того, у «Балтийского лизинга» за 30 лет сформировалась своя индустриальная специализация: компания работает преимущественно с колесной техникой, имеет очень хорошие отношения с различными поставщиками и производителями. Нередко бывает так, что эти условия оказываются подходящими и для наших корпоративных клиентов. И тогда, например, для обновления автопарка мы им предлагаем «Балтийский лизинг». Если же какому-то небольшому розничному лизингополучателю потребуется дорогостоящий 800-тонный кран, то ему логично проработать сделку с «Открытым лизингом».
А вы не думали об объединении двух лизинговых компаний в одну?
Думали. Но не нашли веских причин, чтобы это делать.
Действительно, если арифметически сложить показатели двух наших лизинговых компаний, то общий портфель по итогам 2020 года превысил 126 млрд руб., показав рост 35%. Совокупный объем нового бизнеса прошлом году превысил 84 млрд руб. Мы входим в ТОП-6 крупнейших игроков рынка по этому показателю. При этом каждая из компаний занимается собственным сегментом бизнеса и постоянно улучшает свои позиции на рынке и без объединения.
Если мы нагрузим розничный «Балтийский лизинг» какими-то «тяжелыми» сделками, его показатели доходности, скорее всего, ухудшатся. Поскольку крупные сделки обладают меньшей маржинальностью по сравнению с розничным лизингом. В то же время, работа с крупными корпорациями вполне рентабельна с учетом долгих сроков лизинга и индивидуального комплекта услуг, который может предложить такому клиенту команда «Открытого лизинга», специализирующаяся на подобных сделках.
В итоге мы посчитали, что структурное объединение этих двух бизнесов никакого позитивного влияния не окажет. А вот стресс для обеих компаний и ухудшение отчетности от реформы управления, скорее всего, будет. Поэтому мы отказались от этой идеи: нас совершенно устраивает существующая конфигурация нашего лизингового бизнеса.
Расскажите подробнее о бизнесе «Открытого лизинга». Сегмент корпоративных клиентов считается наиболее пострадавшим от пандемии.
Компания начала работать в 2019 году и показывает очень хорошие результаты. В течение 2020 года, с уже достаточно высокой базы 29 млрд рублей портфель «Открытого лизинга» вырос на 57% - до 46 млрд. По новому бизнесу, несмотря на сокращение корпоративного рынка в РФ в 2020 году на 36%, компания сработала на уровне 2019-го (19 млрд руб. против 19,2 млрд руб. в 2019 году, – прим. FedLeasing.ru), что позволило ей подняться в рэнкинге «Эксперт РА» с 17-го на 14-е место.
Безусловно, бизнес крупных корпораций серьезно снизил обороты за последний год. Но благодаря грамотной работе с рисками наш лизинговый портфель даже в этом сегменте оказался весьма устойчивым к коронавирусу. Никаких проблем с ранее заключенными сделками – ни в кредитном, ни в лизинговом бизнесе – у нас не было. Даже наоборот, некоторые клиенты часть портфеля выгасили, поскольку посчитали, что им целесообразнее уменьшить свою долговую нагрузку. Так что пандемия лишь немного притормозила развитие «Открытого лизинга» в прошлом году, но на текущий год у нас амбициозные планы. Компания должна прирасти по портфелю на 35%, причем мы уже вполне четко знаем, какие сделки с какими клиентами будут заключены.
С какими клиентами работает компания и что они приобретают?
Еще на старте мы определили для «Открытого лизинга» несколько приоритетных направлений – это грузовые вагоны, буровое и нефтесервисное оборудование, техника для строительства и обслуживания месторождений, транспорт для вывоза энергоносителей. В этом контексте появляется третье направление – лизинг грузовых и промысловых судов, которое тоже нам очень интересно. Также мы интересуемся сделками с общественным транспортом – пассажирскими вагонами и вагонами метро, электротранспортом, автобусами.
Как вы в целом оцениваете рынок железнодорожных вагонов и его перспективы?
Вагоны – это очень понятный рынок. Для нас очевидна его волнообразная динамика, когда каждые 4-5 лет ценовая конъюнктура меняется на противоположную. Предыдущий кризис был в 2015-2016 годах, потом арендные ставки снова пошли вверх, сейчас все повторяется, но с меньшей амплитудой. Не стоит забывать, что это в большей степени касается только полувагонов, а, например, на контейнерные платформы уже многие годы очень хороший спрос – растет сухопутный транзит грузов через Россию между Европой и Азией, повышается общая контейнеризация логистики внутри страны. И эта тенденция долгосрочная. Так что вагоностроительные заводы работают, выводят на рынок новые типы и модели вагонов, которых не хватает на рынке, а мы видим новые контракты и стабильный спрос в будущем.
Насколько велики ваши амбиции в сегменте водного транспорта?
Конечно, речь не идет о таких сделках, как, например, строительство флота для Северного морского пути: там колоссальные объемы финансирования, которые может потянуть только синдикат банков при обязательном условии значительной поддержки государства. Мы смотрим, скорее, на сегмент речных грузовых судов и судов «река-море», спрос на которые есть, например, у перевозчиков на Волге и в Каспийском море.
С авиацией не планируете работать?
На текущий момент нет. Не имея достаточного количества бортов в управлении и без соответствующих навыков, выходить на этот рынок было бы безрассудством. На наш взгляд, инвестиции в запуск такого направления будут несопоставимы с полученным экономическим эффектом: работы и рисков много, а прибыли мало. У этой ситуации есть много системных причин, по мере устранения которых, возможно, мы пересмотрим свое решение.
Насколько долго, на Ваш взгляд, будет расти спрос в розничных сегментах, прежде всего, в автолизинге? Нужно ли государству поддерживать спрос на отечественную автотехнику?
Думаю, спрос на автомобили сохранится. Текущий неудовлетворенный спрос имеет гораздо больший потенциал, в том числе и потому, что основной потребитель автомобилей – малый и средний бизнес – уже практически оправился от пандемии и снова набрал неплохие темпы роста.
Производство скоро тоже подтянется, и это уже заметно. Например, «АвтоВАЗ» по итогам нынешнего февраля увеличил выпуск машин на 13% к прошлогоднему февралю, а ведь тогда, как мы помним, локдауна еще не было. Объективные трудности остаются с балансом спроса и предложения автомобилей у дилеров зарубежных производителей автомашин и компонентов, поскольку у нас спустя год спрос по-прежнему не удовлетворен. Наша экономика растет и предложение за ней не поспевает. И это является еще одним подтверждением, что в России был очень грамотный кризис-менеджмент с точки зрения работы экономики в режиме пандемии.
Что касается мер господдержки, они сейчас сильно помогают: если бы их не было, стоимость машин в салонах взлетела бы гораздо выше. По подсчетам «Балтийского лизинга», его клиенты в прошлом году сэкономили около 900 млн руб. на приобретении автомобилей по программе Минпромторга России, а это – 2,8 тыс. единиц новой техники на сумму более 8 млрд руб. Причем следует понимать, что в данном случае субсидируется не только лизингополучатель, а вся большая цепочка производства и потребления продукции. В результате заводы загружены, дилеры зарабатывают, люди получают зарплату и тратят деньги, которые, в конце концов, вернутся в экономику, в том числе в виде покупки нового автомобиля. Все это вместе и генерирует тот спрос, о котором мы говорим.
Между тем, на рынке много разговоров о росте доли участия государства в экономике. Группа «Открытие» тоже принадлежит Банку России. Можно ли в этой связи называть входящие в группу лизинговые компании тоже государственными?
На этот вопрос мне несложно отвечать. Да, в 2017 году группа вынужденно была взята под контроль государства, чтобы спасти клиентов банка. И эта задача была полностью успешно решена. Теперь государство справедливо рассчитывает вернуть свои деньги, потраченные на санацию банка, поэтому задача не контролировать этот сектор, а наоборот – выйти из капитала через IPO. Как раз в этом направлении и ведется сейчас активная работа.
Все наши лизинговые компании –абсолютно рыночные игроки, не обремененные особыми социальными задачами и не использующие какие-либо поблажки от регулятора. «Балтийский лизинг» и «Открытый лизинг» получают фондирование на рыночных условиях, которые соответствуют их уровню кредитоспособности и надежности как заемщиков, и не имеют никаких индивидуальных преференций.
Рассматривался ли вариант вывести на биржу акции лизинговых компаний отдельно?
Понятно, что «Балтийский лизинг» – очень хороший актив, особенно для частного инвестора. Но, как я уже говорил, мы видим существенную синергию работы банка, лизинговых компаний, страхового бизнеса и прочих составляющих нашего комплексного продукта для всех категорий клиентов. Поэтому мы считаем, что рыночная цена всей группы целиком будет больше, чем стоимость каждого бизнеса по отдельности.
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
Интервью
68K

Больше интересного в вашей ленте Яндекс Дзен
Читайте также

# Новости
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом

# Новости
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)

# Новости
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года

# Новости
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию

# Новости
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года

# Новости
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%

# Новости
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»

# Аналитика
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения

# Новости
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования

# Новости
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге

# Новости
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода

# Новости
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта

# Новости
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники

# Новости
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами

# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года

# Новости
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО

# Новости
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»