«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»

Интервью
24479
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
Банк ФК «Открытие» принципиально не вмешивается в деятельность своих дочерних лизинговых компаний, считая их синергию с другими структурами группы одним из главных факторов, который увеличивает рыночную стоимость всего холдинга в преддверии IPO. Старший вице-президент, директор департамента корпоративного бизнеса КИБ банка «ФК Открытие» Андрей Карасев в большом интервью медиа-порталу FedLeasing.ru рассказал о вкладе лизингового бизнеса в общие показатели группы и главных трендах развития этого сегмента финансового рынка в России. 

Насколько лизинг – значимая и важная часть бизнеса финансовой группы «Открытие»?

Сейчас в группе «Открытие» есть две лизинговые компании: «Балтийский лизинг», работающий на розничном рынке лизинга, и «Открытый лизинг», миссия которого обслуживать крупных корпоративных клиентов. Лизинг приносит около 6% в чистой прибыли группы (т.е. 2,6 млрд руб., чистая прибыль группы «Открытие» по МСФО в 2020 году составила 43,4 млрд руб., – прим. FedLeasing.ru). И это, хочу подчеркнуть, не считая той «сквозной маржи», которую банк зарабатывает на кредитовании своих «дочек», поскольку мы их финансируем на абсолютно рыночных условиях. И если «Балтийский лизинг» как розничная компания – это высокодоходный бизнес группы, защищенный ликвидными видами техники в портфеле, то «Открытый лизинг» – это работа со сложными и долгосрочными сделками, структурированными специально под конкретного заказчика и связанными с поставкой, порой, уникального оборудования, изготовленного конкретным производителем в единичном экземпляре. 

Довольна ли группа «Открытие» их работой?

«Балтийский лизинг» – одна из старейших и крупнейших лизинговых компаний России, и еще до вхождения в группу занимала лидирующие места в отрасли. Сегодня она продолжает удерживать сильные позиции на рынке. По данным «Эксперт РА», у компании четвертое место по объему нового бизнеса в розничном сегменте. Клиенты «Балтийского лизинга» – это преимущественно малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, где традиционно заключаются высокомаржинальные сделки и преобладают стандартизированные финансовые решения для массового потребителя. Поэтому «Балтийский лизинг» – надежная, стабильно прибыльная компания, которая поддерживает высокий кредитный рейтинг, выпускает биржевые облигации, участвует во всех программах государственной поддержки. Мы довольны, что у нас в группе есть такой эффективный инструмент работы с группой клиентов МСБ. 

«Открытый лизинг» создан в составе группы «Открытие» для обслуживания клиентов крупного бизнеса. И задумывался, по сути, как продолжение линейки корпоративных продуктов банка. Работа с большими компаниями напоминает, скорее, проектное финансирование. Условия для таких клиентов должны быть сопоставимы с условиями привлечения кредита, поскольку стандартизированные решения, направленные на уменьшение первоначального взноса или на сокращение срока одобрения сделки, для них не всегда удобны. 

Но, главное, мы видим и стараемся всячески развивать синергию между нашими лизинговыми компаниями и остальными компаниями группы, которые также ведут независимый прибыльный бизнес в других сегментах финансового рынка. Я имею ввиду и банк, и страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», наш пенсионный фонд, брокерскую и факторинговую компании. Таким образом мы формируем полный комплекс всех возможных финансовых услуг для любого клиента, пришедшего в любую из наших дочерних структур. Этот эффект, основанный на тесной рыночной кооперации различных «ветвей» нашего бизнеса, вносит самый значительный вклад в общие показатели группы «Открытие».

Расскажите подробнее, как эта синергия отражается на работе лизинговых компаний?

Например, широкая собственная региональная сеть «Балтийского лизинга» –  мощный канал привлечения клиентов, в том числе для банка, страховой компании и других наших «дочек». При этом обмен «лидами» у нас налажен в обе стороны: клиентов из сегмента МСБ, которых у «Открытия» много, мы регулярно знакомим с возможностями лизинга и направляем их в розничную компанию, где им могут предложить простое, быстрое и сравнительно недорогое финансовое решение.

Кроме того, у «Балтийского лизинга» за 30 лет сформировалась своя индустриальная специализация: компания работает преимущественно с колесной техникой, имеет очень хорошие отношения с различными поставщиками и производителями. Нередко бывает так, что эти условия оказываются подходящими и для наших корпоративных клиентов. И тогда, например, для обновления автопарка мы им предлагаем «Балтийский лизинг». Если же какому-то небольшому розничному лизингополучателю потребуется дорогостоящий 800-тонный кран, то ему логично проработать сделку с «Открытым лизингом».

А вы не думали об объединении двух лизинговых компаний в одну? 

Думали. Но не нашли веских причин, чтобы это делать.

Действительно, если арифметически сложить показатели двух наших лизинговых компаний, то общий портфель по итогам 2020 года превысил 126 млрд руб., показав рост 35%. Совокупный объем нового бизнеса прошлом году превысил 84 млрд руб. Мы входим в ТОП-6 крупнейших игроков рынка по этому показателю. При этом каждая из компаний занимается собственным сегментом бизнеса и постоянно улучшает свои позиции на рынке и без объединения.

Если мы нагрузим розничный «Балтийский лизинг» какими-то «тяжелыми» сделками, его показатели доходности, скорее всего, ухудшатся. Поскольку крупные сделки обладают меньшей маржинальностью по сравнению с розничным лизингом. В то же время, работа с крупными корпорациями вполне рентабельна с учетом долгих сроков лизинга и индивидуального комплекта услуг, который может предложить такому клиенту команда «Открытого лизинга», специализирующаяся на подобных сделках. 

В итоге мы посчитали, что структурное объединение этих двух бизнесов никакого позитивного влияния не окажет. А вот стресс для обеих компаний и ухудшение отчетности от реформы управления, скорее всего, будет. Поэтому мы отказались от этой идеи: нас совершенно устраивает существующая конфигурация нашего лизингового бизнеса. 

Расскажите подробнее о бизнесе «Открытого лизинга». Сегмент корпоративных клиентов считается наиболее пострадавшим от пандемии. 

Компания начала работать в 2019 году и показывает очень хорошие результаты. В течение 2020 года, с уже достаточно высокой базы 29 млрд рублей портфель «Открытого лизинга» вырос на 57% - до 46 млрд. По новому бизнесу, несмотря на сокращение корпоративного рынка в РФ в 2020 году на 36%, компания сработала на уровне 2019-го (19 млрд руб. против 19,2 млрд руб. в 2019 году, – прим. FedLeasing.ru), что позволило ей подняться в рэнкинге «Эксперт РА» с 17-го на 14-е место. 

Безусловно, бизнес крупных корпораций серьезно снизил обороты за последний год. Но благодаря грамотной работе с рисками наш лизинговый портфель даже в этом сегменте оказался весьма устойчивым к коронавирусу. Никаких проблем с ранее заключенными сделками – ни в кредитном, ни в лизинговом бизнесе – у нас не было. Даже наоборот, некоторые клиенты часть портфеля выгасили, поскольку посчитали, что им целесообразнее уменьшить свою долговую нагрузку. Так что пандемия лишь немного притормозила развитие «Открытого лизинга» в прошлом году, но на текущий год у нас амбициозные планы. Компания должна прирасти по портфелю на 35%, причем мы уже вполне четко знаем, какие сделки с какими клиентами будут заключены.

С какими клиентами работает компания и что они приобретают?

Еще на старте мы определили для «Открытого лизинга» несколько приоритетных направлений – это грузовые вагоны, буровое и нефтесервисное оборудование, техника для строительства и обслуживания месторождений, транспорт для вывоза энергоносителей. В этом контексте появляется третье направление – лизинг грузовых и промысловых судов, которое тоже нам очень интересно. Также мы интересуемся сделками с общественным транспортом – пассажирскими вагонами и вагонами метро, электротранспортом, автобусами. 

Как вы в целом оцениваете рынок железнодорожных вагонов и его перспективы?

Вагоны – это очень понятный рынок. Для нас очевидна его волнообразная динамика, когда каждые 4-5 лет ценовая конъюнктура меняется на противоположную. Предыдущий кризис был в 2015-2016 годах, потом арендные ставки снова пошли вверх, сейчас все повторяется, но с меньшей амплитудой. Не стоит забывать, что это в большей степени касается только полувагонов, а, например, на контейнерные платформы уже многие годы очень хороший спрос – растет сухопутный транзит грузов через Россию между Европой и Азией, повышается общая контейнеризация логистики внутри страны. И эта тенденция долгосрочная. Так что вагоностроительные заводы работают, выводят на рынок новые типы и модели вагонов, которых не хватает на рынке, а мы видим новые контракты и стабильный спрос в будущем. 

Насколько велики ваши амбиции в сегменте водного транспорта? 

Конечно, речь не идет о таких сделках, как, например, строительство флота для Северного морского пути: там колоссальные объемы финансирования, которые может потянуть только синдикат банков при обязательном условии значительной поддержки государства. Мы смотрим, скорее, на сегмент речных грузовых судов и судов «река-море», спрос на которые есть, например, у перевозчиков на Волге и в Каспийском море. 

С авиацией не планируете работать?

На текущий момент нет. Не имея достаточного количества бортов в управлении и без соответствующих навыков, выходить на этот рынок было бы безрассудством. На наш взгляд, инвестиции в запуск такого направления будут несопоставимы с полученным экономическим эффектом: работы и рисков много, а прибыли мало. У этой ситуации есть много системных причин, по мере устранения которых, возможно, мы пересмотрим свое решение. 

Насколько долго, на Ваш взгляд, будет расти спрос в розничных сегментах, прежде всего, в автолизинге? Нужно ли государству поддерживать спрос на отечественную автотехнику?

Думаю, спрос на автомобили сохранится. Текущий неудовлетворенный спрос имеет гораздо больший потенциал, в том числе и потому, что основной потребитель автомобилей – малый и средний бизнес – уже практически оправился от пандемии и снова набрал неплохие темпы роста. 

Производство скоро тоже подтянется, и это уже заметно. Например, «АвтоВАЗ» по итогам нынешнего февраля увеличил выпуск машин на 13% к прошлогоднему февралю, а ведь тогда, как мы помним, локдауна еще не было. Объективные трудности остаются с балансом спроса и предложения автомобилей у дилеров зарубежных производителей автомашин и компонентов, поскольку у нас спустя год спрос по-прежнему не удовлетворен. Наша экономика растет и предложение за ней не поспевает. И это является еще одним подтверждением, что в России был очень грамотный кризис-менеджмент с точки зрения работы экономики в режиме пандемии. 

Что касается мер господдержки, они сейчас сильно помогают: если бы их не было, стоимость машин в салонах взлетела бы гораздо выше. По подсчетам «Балтийского лизинга», его клиенты в прошлом году сэкономили около 900 млн руб. на приобретении автомобилей по программе Минпромторга России, а это – 2,8 тыс. единиц новой техники на сумму более 8 млрд руб. Причем следует понимать, что в данном случае субсидируется не только лизингополучатель, а вся большая цепочка производства и потребления продукции. В результате заводы загружены, дилеры зарабатывают, люди получают зарплату и тратят деньги, которые, в конце концов, вернутся в экономику, в том числе в виде покупки нового автомобиля. Все это вместе и генерирует тот спрос, о котором мы говорим. 

Между тем, на рынке много разговоров о росте доли участия государства в экономике. Группа «Открытие» тоже принадлежит Банку России. Можно ли в этой связи называть входящие в группу лизинговые компании тоже государственными?

На этот вопрос мне несложно отвечать. Да, в 2017 году группа вынужденно была взята под контроль государства, чтобы спасти клиентов банка. И эта задача была полностью успешно решена. Теперь государство справедливо рассчитывает вернуть свои деньги, потраченные на санацию банка, поэтому задача не контролировать этот сектор, а наоборот – выйти из капитала через IPO. Как раз в этом направлении и ведется сейчас активная работа. 

Все наши лизинговые компании –абсолютно рыночные игроки, не обремененные особыми социальными задачами и не использующие какие-либо поблажки от регулятора. «Балтийский лизинг» и «Открытый лизинг» получают фондирование на рыночных условиях, которые соответствуют их уровню кредитоспособности и надежности как заемщиков, и не имеют никаких индивидуальных преференций.

Рассматривался ли вариант вывести на биржу акции лизинговых компаний отдельно? 

Понятно, что «Балтийский лизинг» – очень хороший актив, особенно для частного инвестора. Но, как я уже говорил, мы видим существенную синергию работы банка, лизинговых компаний, страхового бизнеса и прочих составляющих нашего комплексного продукта для всех категорий клиентов. Поэтому мы считаем, что рыночная цена всей группы целиком будет больше, чем стоимость каждого бизнеса по отдельности. 

Читайте также

«Работая с проблемными клиентами, мы занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом госсредств»
# Интервью
«Работая с проблемными клиентами, мы занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом госсредств»
«Работая с проблемными клиентами, мы занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом госсредств»
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за май 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за май 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за май 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за апрель 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за апрель 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за апрель 2021 года
На МАКС-2021 впервые представят новый противопожарный вертолет Ка-32
# Новости
На МАКС-2021 впервые представят новый противопожарный вертолет Ка-32
На МАКС-2021 впервые представят новый противопожарный вертолет Ка-32
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
# Интервью
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
ВТБ Лизинг профинансировал 150 фитинговых платформ для ГК «Максимум»
# Новости
ВТБ Лизинг профинансировал 150 фитинговых платформ для ГК «Максимум»
ВТБ Лизинг профинансировал 150 фитинговых платформ для ГК «Максимум»
ГТЛК и петербургский «Третий парк» заключили сделку лизинга 250 газовых автобусов
# Новости
ГТЛК и петербургский «Третий парк» заключили сделку лизинга 250 газовых автобусов
ГТЛК и петербургский «Третий парк» заключили сделку лизинга 250 газовых автобусов
Лизингодатели и их инвесторы обсудили актуальные тренды рынка облигаций
# Новости
Лизингодатели и их инвесторы обсудили актуальные тренды рынка облигаций
Лизингодатели и их инвесторы обсудили актуальные тренды рынка облигаций
СберЛизинг профинансировал оборудование для фармпроизводства на €650 тыс.
# Новости
СберЛизинг профинансировал оборудование для фармпроизводства на €650 тыс.
СберЛизинг профинансировал оборудование для фармпроизводства на €650 тыс.
27 апреля пройдет онлайн-конференция «Инвестиционный потенциал облигаций лизинговых компаний в 2021 году»
# Новости
27 апреля пройдет онлайн-конференция «Инвестиционный потенциал облигаций лизинговых компаний в 2021 году»
27 апреля пройдет онлайн-конференция «Инвестиционный потенциал облигаций лизинговых компаний в 2021 году»
«Мы формируем новую реальность в отношениях с госзаказчиками»
# Интервью
«Мы формируем новую реальность в отношениях с госзаказчиками»
«Мы формируем новую реальность в отношениях с госзаказчиками»
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
# Новости
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
«Росагролизинг» профинансировал 11,9 млрд руб. по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
# Новости
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
ВТБ Лизинг профинансирует 35 микроавтобусов для пассажирского перевозчика в Москве
«Изменения в бухучете затронут абсолютно все арендные отношения»
# Интервью
«Изменения в бухучете затронут абсолютно все арендные отношения»
«Изменения в бухучете затронут абсолютно все арендные отношения»
Газпромбанк Лизинг передал 42 машины скорой помощи в Подмосковье
# Новости
Газпромбанк Лизинг передал 42 машины скорой помощи в Подмосковье
Газпромбанк Лизинг передал 42 машины скорой помощи в Подмосковье
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за первый квартал 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за первый квартал 2021 года
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за первый квартал 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за март 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за март 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за март 2021 года
«Интерлизинг» в 2020 году снизил прибыль по МСФО на 18,7% до 383,5 млн руб.
# Новости
«Интерлизинг» в 2020 году снизил прибыль по МСФО на 18,7% до 383,5 млн руб.
«Интерлизинг» в 2020 году снизил прибыль по МСФО на 18,7% до 383,5 млн руб.
«Реалист Банк» начислит кэшбэк своим клиентам на лизинг техники
# Новости
«Реалист Банк» начислит кэшбэк своим клиентам на лизинг техники
«Реалист Банк» начислит кэшбэк своим клиентам на лизинг техники
«Интерлизинг» открыл филиал во Владивостоке
# Новости
«Интерлизинг» открыл филиал во Владивостоке
«Интерлизинг» открыл филиал во Владивостоке
Прибыль «Балтийского лизинга» за 2020 год по МСФО выросла на 14% до 2,4 млрд руб.
# Новости
Прибыль «Балтийского лизинга» за 2020 год по МСФО выросла на 14% до 2,4 млрд руб.
Прибыль «Балтийского лизинга» за 2020 год по МСФО выросла на 14% до 2,4 млрд руб.
Вологодская лизинговая компания «МИК» получила 100 млн руб. в кредит от банка ВТБ
# Новости
Вологодская лизинговая компания «МИК» получила 100 млн руб. в кредит от банка ВТБ
Вологодская лизинговая компания «МИК» получила 100 млн руб. в кредит от банка ВТБ
ГТЛК заключила сделки по поставке 35 автобусов в Череповец
# Новости
ГТЛК заключила сделки по поставке 35 автобусов в Череповец
ГТЛК заключила сделки по поставке 35 автобусов в Череповец
Газпромбанк Лизинг и «Альфа-Лизинг» награждены премией «Финансовая элита России 2020»
# Новости
Газпромбанк Лизинг и «Альфа-Лизинг» награждены премией «Финансовая элита России 2020»
Газпромбанк Лизинг и «Альфа-Лизинг» награждены премией «Финансовая элита России 2020»
Наверх