«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»

Интервью
68K
«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»
Банк ФК «Открытие» принципиально не вмешивается в деятельность своих дочерних лизинговых компаний, считая их синергию с другими структурами группы одним из главных факторов, который увеличивает рыночную стоимость всего холдинга в преддверии IPO. Старший вице-президент, директор департамента корпоративного бизнеса КИБ банка «ФК Открытие» Андрей Карасев в большом интервью медиа-порталу FedLeasing.ru рассказал о вкладе лизингового бизнеса в общие показатели группы и главных трендах развития этого сегмента финансового рынка в России. 

Насколько лизинг – значимая и важная часть бизнеса финансовой группы «Открытие»?

Сейчас в группе «Открытие» есть две лизинговые компании: «Балтийский лизинг», работающий на розничном рынке лизинга, и «Открытый лизинг», миссия которого обслуживать крупных корпоративных клиентов. Лизинг приносит около 6% в чистой прибыли группы (т.е. 2,6 млрд руб., чистая прибыль группы «Открытие» по МСФО в 2020 году составила 43,4 млрд руб., – прим. FedLeasing.ru). И это, хочу подчеркнуть, не считая той «сквозной маржи», которую банк зарабатывает на кредитовании своих «дочек», поскольку мы их финансируем на абсолютно рыночных условиях. И если «Балтийский лизинг» как розничная компания – это высокодоходный бизнес группы, защищенный ликвидными видами техники в портфеле, то «Открытый лизинг» – это работа со сложными и долгосрочными сделками, структурированными специально под конкретного заказчика и связанными с поставкой, порой, уникального оборудования, изготовленного конкретным производителем в единичном экземпляре. 

Довольна ли группа «Открытие» их работой?

«Балтийский лизинг» – одна из старейших и крупнейших лизинговых компаний России, и еще до вхождения в группу занимала лидирующие места в отрасли. Сегодня она продолжает удерживать сильные позиции на рынке. По данным «Эксперт РА», у компании четвертое место по объему нового бизнеса в розничном сегменте. Клиенты «Балтийского лизинга» – это преимущественно малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, где традиционно заключаются высокомаржинальные сделки и преобладают стандартизированные финансовые решения для массового потребителя. Поэтому «Балтийский лизинг» – надежная, стабильно прибыльная компания, которая поддерживает высокий кредитный рейтинг, выпускает биржевые облигации, участвует во всех программах государственной поддержки. Мы довольны, что у нас в группе есть такой эффективный инструмент работы с группой клиентов МСБ. 

«Открытый лизинг» создан в составе группы «Открытие» для обслуживания клиентов крупного бизнеса. И задумывался, по сути, как продолжение линейки корпоративных продуктов банка. Работа с большими компаниями напоминает, скорее, проектное финансирование. Условия для таких клиентов должны быть сопоставимы с условиями привлечения кредита, поскольку стандартизированные решения, направленные на уменьшение первоначального взноса или на сокращение срока одобрения сделки, для них не всегда удобны. 

Но, главное, мы видим и стараемся всячески развивать синергию между нашими лизинговыми компаниями и остальными компаниями группы, которые также ведут независимый прибыльный бизнес в других сегментах финансового рынка. Я имею ввиду и банк, и страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», наш пенсионный фонд, брокерскую и факторинговую компании. Таким образом мы формируем полный комплекс всех возможных финансовых услуг для любого клиента, пришедшего в любую из наших дочерних структур. Этот эффект, основанный на тесной рыночной кооперации различных «ветвей» нашего бизнеса, вносит самый значительный вклад в общие показатели группы «Открытие».

Расскажите подробнее, как эта синергия отражается на работе лизинговых компаний?

Например, широкая собственная региональная сеть «Балтийского лизинга» –  мощный канал привлечения клиентов, в том числе для банка, страховой компании и других наших «дочек». При этом обмен «лидами» у нас налажен в обе стороны: клиентов из сегмента МСБ, которых у «Открытия» много, мы регулярно знакомим с возможностями лизинга и направляем их в розничную компанию, где им могут предложить простое, быстрое и сравнительно недорогое финансовое решение.

Кроме того, у «Балтийского лизинга» за 30 лет сформировалась своя индустриальная специализация: компания работает преимущественно с колесной техникой, имеет очень хорошие отношения с различными поставщиками и производителями. Нередко бывает так, что эти условия оказываются подходящими и для наших корпоративных клиентов. И тогда, например, для обновления автопарка мы им предлагаем «Балтийский лизинг». Если же какому-то небольшому розничному лизингополучателю потребуется дорогостоящий 800-тонный кран, то ему логично проработать сделку с «Открытым лизингом».

А вы не думали об объединении двух лизинговых компаний в одну? 

Думали. Но не нашли веских причин, чтобы это делать.

Действительно, если арифметически сложить показатели двух наших лизинговых компаний, то общий портфель по итогам 2020 года превысил 126 млрд руб., показав рост 35%. Совокупный объем нового бизнеса прошлом году превысил 84 млрд руб. Мы входим в ТОП-6 крупнейших игроков рынка по этому показателю. При этом каждая из компаний занимается собственным сегментом бизнеса и постоянно улучшает свои позиции на рынке и без объединения.

Если мы нагрузим розничный «Балтийский лизинг» какими-то «тяжелыми» сделками, его показатели доходности, скорее всего, ухудшатся. Поскольку крупные сделки обладают меньшей маржинальностью по сравнению с розничным лизингом. В то же время, работа с крупными корпорациями вполне рентабельна с учетом долгих сроков лизинга и индивидуального комплекта услуг, который может предложить такому клиенту команда «Открытого лизинга», специализирующаяся на подобных сделках. 

В итоге мы посчитали, что структурное объединение этих двух бизнесов никакого позитивного влияния не окажет. А вот стресс для обеих компаний и ухудшение отчетности от реформы управления, скорее всего, будет. Поэтому мы отказались от этой идеи: нас совершенно устраивает существующая конфигурация нашего лизингового бизнеса. 

Расскажите подробнее о бизнесе «Открытого лизинга». Сегмент корпоративных клиентов считается наиболее пострадавшим от пандемии. 

Компания начала работать в 2019 году и показывает очень хорошие результаты. В течение 2020 года, с уже достаточно высокой базы 29 млрд рублей портфель «Открытого лизинга» вырос на 57% - до 46 млрд. По новому бизнесу, несмотря на сокращение корпоративного рынка в РФ в 2020 году на 36%, компания сработала на уровне 2019-го (19 млрд руб. против 19,2 млрд руб. в 2019 году, – прим. FedLeasing.ru), что позволило ей подняться в рэнкинге «Эксперт РА» с 17-го на 14-е место. 

Безусловно, бизнес крупных корпораций серьезно снизил обороты за последний год. Но благодаря грамотной работе с рисками наш лизинговый портфель даже в этом сегменте оказался весьма устойчивым к коронавирусу. Никаких проблем с ранее заключенными сделками – ни в кредитном, ни в лизинговом бизнесе – у нас не было. Даже наоборот, некоторые клиенты часть портфеля выгасили, поскольку посчитали, что им целесообразнее уменьшить свою долговую нагрузку. Так что пандемия лишь немного притормозила развитие «Открытого лизинга» в прошлом году, но на текущий год у нас амбициозные планы. Компания должна прирасти по портфелю на 35%, причем мы уже вполне четко знаем, какие сделки с какими клиентами будут заключены.

С какими клиентами работает компания и что они приобретают?

Еще на старте мы определили для «Открытого лизинга» несколько приоритетных направлений – это грузовые вагоны, буровое и нефтесервисное оборудование, техника для строительства и обслуживания месторождений, транспорт для вывоза энергоносителей. В этом контексте появляется третье направление – лизинг грузовых и промысловых судов, которое тоже нам очень интересно. Также мы интересуемся сделками с общественным транспортом – пассажирскими вагонами и вагонами метро, электротранспортом, автобусами. 

Как вы в целом оцениваете рынок железнодорожных вагонов и его перспективы?

Вагоны – это очень понятный рынок. Для нас очевидна его волнообразная динамика, когда каждые 4-5 лет ценовая конъюнктура меняется на противоположную. Предыдущий кризис был в 2015-2016 годах, потом арендные ставки снова пошли вверх, сейчас все повторяется, но с меньшей амплитудой. Не стоит забывать, что это в большей степени касается только полувагонов, а, например, на контейнерные платформы уже многие годы очень хороший спрос – растет сухопутный транзит грузов через Россию между Европой и Азией, повышается общая контейнеризация логистики внутри страны. И эта тенденция долгосрочная. Так что вагоностроительные заводы работают, выводят на рынок новые типы и модели вагонов, которых не хватает на рынке, а мы видим новые контракты и стабильный спрос в будущем. 

Насколько велики ваши амбиции в сегменте водного транспорта? 

Конечно, речь не идет о таких сделках, как, например, строительство флота для Северного морского пути: там колоссальные объемы финансирования, которые может потянуть только синдикат банков при обязательном условии значительной поддержки государства. Мы смотрим, скорее, на сегмент речных грузовых судов и судов «река-море», спрос на которые есть, например, у перевозчиков на Волге и в Каспийском море. 

С авиацией не планируете работать?

На текущий момент нет. Не имея достаточного количества бортов в управлении и без соответствующих навыков, выходить на этот рынок было бы безрассудством. На наш взгляд, инвестиции в запуск такого направления будут несопоставимы с полученным экономическим эффектом: работы и рисков много, а прибыли мало. У этой ситуации есть много системных причин, по мере устранения которых, возможно, мы пересмотрим свое решение. 

Насколько долго, на Ваш взгляд, будет расти спрос в розничных сегментах, прежде всего, в автолизинге? Нужно ли государству поддерживать спрос на отечественную автотехнику?

Думаю, спрос на автомобили сохранится. Текущий неудовлетворенный спрос имеет гораздо больший потенциал, в том числе и потому, что основной потребитель автомобилей – малый и средний бизнес – уже практически оправился от пандемии и снова набрал неплохие темпы роста. 

Производство скоро тоже подтянется, и это уже заметно. Например, «АвтоВАЗ» по итогам нынешнего февраля увеличил выпуск машин на 13% к прошлогоднему февралю, а ведь тогда, как мы помним, локдауна еще не было. Объективные трудности остаются с балансом спроса и предложения автомобилей у дилеров зарубежных производителей автомашин и компонентов, поскольку у нас спустя год спрос по-прежнему не удовлетворен. Наша экономика растет и предложение за ней не поспевает. И это является еще одним подтверждением, что в России был очень грамотный кризис-менеджмент с точки зрения работы экономики в режиме пандемии. 

Что касается мер господдержки, они сейчас сильно помогают: если бы их не было, стоимость машин в салонах взлетела бы гораздо выше. По подсчетам «Балтийского лизинга», его клиенты в прошлом году сэкономили около 900 млн руб. на приобретении автомобилей по программе Минпромторга России, а это – 2,8 тыс. единиц новой техники на сумму более 8 млрд руб. Причем следует понимать, что в данном случае субсидируется не только лизингополучатель, а вся большая цепочка производства и потребления продукции. В результате заводы загружены, дилеры зарабатывают, люди получают зарплату и тратят деньги, которые, в конце концов, вернутся в экономику, в том числе в виде покупки нового автомобиля. Все это вместе и генерирует тот спрос, о котором мы говорим. 

Между тем, на рынке много разговоров о росте доли участия государства в экономике. Группа «Открытие» тоже принадлежит Банку России. Можно ли в этой связи называть входящие в группу лизинговые компании тоже государственными?

На этот вопрос мне несложно отвечать. Да, в 2017 году группа вынужденно была взята под контроль государства, чтобы спасти клиентов банка. И эта задача была полностью успешно решена. Теперь государство справедливо рассчитывает вернуть свои деньги, потраченные на санацию банка, поэтому задача не контролировать этот сектор, а наоборот – выйти из капитала через IPO. Как раз в этом направлении и ведется сейчас активная работа. 

Все наши лизинговые компании –абсолютно рыночные игроки, не обремененные особыми социальными задачами и не использующие какие-либо поблажки от регулятора. «Балтийский лизинг» и «Открытый лизинг» получают фондирование на рыночных условиях, которые соответствуют их уровню кредитоспособности и надежности как заемщиков, и не имеют никаких индивидуальных преференций.

Рассматривался ли вариант вывести на биржу акции лизинговых компаний отдельно? 

Понятно, что «Балтийский лизинг» – очень хороший актив, особенно для частного инвестора. Но, как я уже говорил, мы видим существенную синергию работы банка, лизинговых компаний, страхового бизнеса и прочих составляющих нашего комплексного продукта для всех категорий клиентов. Поэтому мы считаем, что рыночная цена всей группы целиком будет больше, чем стоимость каждого бизнеса по отдельности. 

Читайте также

Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
# Новости
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
# Новости
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
# Новости
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
# Новости
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
# Новости
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
# Новости
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
# Новости
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
# Новости
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
# Аналитика
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
# Новости
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
# Новости
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
# Новости
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
# Новости
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
# Новости
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
# Новости
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
# Новости
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
# Новости
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Наверх