Из жизни акционера машиностроительного завода

Интервью
9139
Из жизни акционера машиностроительного завода

Для встречи  с Вячеславом Яковлевым было несколько причин. Во-первых, он – совладелец машиностроительного завода. Частного машиностроительного завода. Яковлев – идеолог его развития. Во-вторых, завод, по сути, он получил в наследство от деда, который много лет был там директором.

Наконец, завод этот называется «Кубаньжелдормаш». Знать бы мы его не знали, если бы не страница завода в Фейсбуке, которая собрала  шестьдесят тысяч подписчиков. Еще раз: шестьдесят тысяч подписчиков у машиностроительного завода в Армавире. Зайдите на эту страницу и позавидуйте  тому, как бывают преданны своему делу люди.

Но разговор мы начали с деда. Он, получается, основатель династии.

***

- Дед – бывший директор литейных заводов КАМАЗа. Его из Армавира туда отправили. Он отработал на КАМАЗе 15 лет и вернулся на Кубань. Шишов Евгений Михайлович его зовут. Он молодец, 56 лет проработал в машиностроении.  Ну, глыба, что там говорить, для российского машиностроения это глыба. Так что у меня и выбора особого не было. Просто начал заниматься заводом. Он меня поставил экономистом в цех и пошло-поехало. Я, конечно, после института хотел быть сразу министром, ну или большим руководителем, а он меня в цех засунул. Да, я увидел, как производится товар. Потом был плановый отдел завода, потом маркетинг. А директором не стал, потому что с дедом поругался и уехал в Москву. Почему поругался? Потому что у нас разные взгляды на развитие завода. И сейчас разные. Сходимся в одном – завод должен работать.

- А не было искушения сделать из завода большую оптовую базу? Станция железнодорожная, она вот, за забором.

- Не было. По мне так те, кто сидит на аренде – дурачки.

- Но девяносто процентов промышленности так и поступили.

- Ну, потому что дурачки.

- Так развалилось российское машиностроение. Все, что ли, дурачки?

- Вы результат видите? У умных бы не развалилось. Нет, если считать умными тех, кто живет с аренды, нервы не тратит, тогда да. А по мне так дурачки.

- Получается, что в развале промышленности в том масштабе, в котором это случилось, не только государственная политика виновата.

- Конечно! Виноваты собственники. Правительство тут ни при чем. Оно не может за каждым смотреть и заниматься его разрушением. Правительство виновато в том, что политика государства недружелюбна по отношению к производству в стране. Но даже в тех условиях можно было ужаться, сократиться, но выжить.

- Вы когда завод возглавили, так и представляли себе этот путь развития?

- Ничего я не представлял. Просто работал. Отец работал и я работаю.

- Отец или дед?

- Я деда отцом зову, он меня вырастил. Так что я пятнадцать лет на заводе. Просто отец меня к управлению не подпускал. Я что-то на своем месте делал, а он – на своем.

- Отсюда и конфликт, получается?

- Он всегда был, этот конфликт. Проблема отцов и детей.

***

- Ваша исторически сложившаяся специализация – производство железнодорожных домкратов. Вы тут монополисты?

- Мы ни на одном из рынков не монополисты.  На домкраты в прошлом году были заказы. Четыре комплекта, шесть миллионов рублей за все. Это монополисты, по-вашему? К нам на ремонт привозят домкраты 1953 года выпуска. Пятьдесят третьего!

- Тогда с чего  жить будете?

- А мы и не живем, существуем.Существуем за счет большой номенклатуры. Решили идти в сельское хозяйство, чтобы параллельно с  железнодорожной техникой было второе направление.

- А в стране еще кто-то такую делает?

- Делают. Но мы этим занялись, потому что нам надо чем-то питаться, нам надо, чтобы завод не умер. Поэтому заходим на рынок сельскохозяйственной техники в той номенклатуре, по которой  на российском рынке нет конкурентов. Конкурентами являются белорусы. Конкурентами являются европейские производители. Но мы сделаем так же дешево, как белорусы. И по качеству не хуже них. А, может, и лучше. И потом – мы же на Кубани, потребитель, вот он, рядом. Плюс сервис обеспечим. Вообще, думаю, что мы в Беларусь еще будем свою технику поставлять.

- А в разработке новой техники будете опираться на промышленную  кооперацию? У вас ведь на заводе полный цикл, начиная от литейки. Может, правильно на чем-то одном сосредоточиться?

- Так кооперироваться не с кем. Будем мы, к примеру, литье на стороне заказывать. Так  это же его еще доставить надо, плюс брак, плюс маржа поставщика…

- А почему весь мир идет по пути кооперации?

- Потому что мир развивался эволюционно, а мы – революционно. У нас пришел кто-то, сказал здесь построить завод – и его построили. Нужен он кому-то, не нужен, как он будет снабжаться, куда продукцию сбывать – это никого не волнует. Просто выделили пять  миллиардов,  четыре стащили, за один построили завод – все. Судьба завода никого не волнует. Ведь как  идет нормальная эволюция. Выращивает крестьянин свеклу. Скинулись с соседями – построили хранилище.  Потом посчитали – выгоднее самим перерабатывать. Построили завод. А у нас что? Построят хранилище для молока и то заполнить не могут, то продать. И все это тихо ветшает и умирает.

***

- Вы неоднократно подчеркивали в своих интервью, что практически не кредитуетесь.

- Ну, почему.  Вот сейчас у нас  довольно большой кредит, связанный с тем, что получили много заказов, но деньги придут после отгрузки. Лизинг  есть, но немного.Чем мне может помочь лизинг? Специалисты лизинговых компаний бывают на производстве, видят, где кто банкротится. Я бы покупал старое металлообрабатывающее оборудование, имейте в виду на будущее.

Из общего объема лизинговых договоров в одиннадцать миллионов осталось выплатить пять с половиной. Это в основном транспортные средства. На оборудование у нас денег нет. Нет уверенности в завтрашнем дне. Поэтому  по всем странам СНГ ищем  бывшие в употреблении советские станки.

-Это мы из ленты Фейсбука знаем. Там все  ваши победы…

- Ну, какие мы победители. Мы просто работаем. Думаю, так живут все производства. Которые работают, а не производят впечатление. К нам, кстати, банки лицом повернулись, кредиты легко дают. Потому что знают нас, знают наше  отношение к заемным средствам. Мы всегда думаем, чем отдавать будем, каждый рубль на учете. Поэтому нам дают кредит по хорошей ставке. 10 процентов это хорошо, чтобы перекредитоваться под заказ,  но губительно для  развития машиностроения. Поэтому только под полученные заказы, только на покрытие кассовых разрывов. Мы и лизинг под хороший процент берем.

- Так это, наверное, с государственной поддержкой.

- Какая государственная поддержка, о чем вы!

- Ну как раз на коммерческий транспорт и спецтехнику у Минпрома есть программа.

- Это только для своих.

- Что-то много своих. 45 тысяч договоров лизинга за неполный год.

- Ну, значит, кого-то из своих производителей поддерживают

- Сложно с вами, не переубедишь. Понимаю, как Вы с дедом-то…  А, кстати, сформулируйте идеальные условия лизинга оборудования для Вашего предприятия.

- Под три процента и на пять, а лучше десять лет. А государственные программы предлагают со скидкой, но под большой процент и на  год-два.  В промышленности это не  сработает, нет программ для промышленности.

- Думаю, вы пристрастны.

- Я просто пессимист. И стал им потому, что изо дня в день сталкиваюсь с дилетантизмом на всех уровнях. Конечно, есть профессионалы, но они самоустранились, потому что им неинтересно смотреть, как яхты  покупают люди, которые сами ничего заработать-то не могут, но умеют бюджет осваивать. И если у нас еще что-то летает, стреляет и плавает, то только благодаря таким фанатикам, которые работают практически за идею, из чувства ответственности. Таким зарплату вообще перестанут платить – все равно работать будут.

- Вы бы какую программу развития промышленности сделали, если бы вам это поручили.

- Я бы ничего не сделал. Промышленность не нужна. Рекламировать мы свои усилия научились, а заниматься промышленностью – нет. Здесь надо работать, а работать у нас никто не хочет.

- Не может весь народ не хотеть работать?

- Народ хочет. Те, кто управляют – нет. Надо просто делать, не говорить, а делать. Есть люди, которые умеют работать и знают, что делать. Но они не нужны, их никто не слышит. Кто у нас делает карьеру? Родственники.

- Какая-то печальная беседа у нас получается.

- А я реалист. Я по земле хожу. Вы хотите, чтобы я вам рассказал, как все прекрасно? Посмотрите на госкорпорации, которые накачивают деньгами. Чьи-то дети, племянники  сидят.

- А почему белорусы сохранили свой промышленный потенциал?

- А у них нефти нет.

- То есть, все-таки, нефтяное проклятие?

- Какое нефтяное проклятие! У нас просто мозгов нет. И совести. Правда, совесть безмозглым и не дается. Нет мозгов использовать то, что есть, что составляет наши сильные стороны.

- А сильные стороны – это что?

- Огромная территория, выход на все стороны света, люди смекалистые. Пресная вода есть, леса, все природные ископаемые. Большой задел во всех сферах от СССР остался. Затраты, по сути, маленькие. Представляете, сколько денег нужно Китаю, чтобы кормить свои полтора миллиарда? А мы даже свои сто шестьдесят миллионов не можем сделать довольными.  А что еще надо, чтобы нормально жить и развиваться?

 ***

- Судя по всему, вам удалось собрать коллектив профессионалов. С рабочими квалифицированными  большая проблема? На это все жалуются.

- Да, и у нас такое есть. Но как-то старики учат, передают навыки. Приводят кого-то из молодых. Но да, проблема есть.

-А народу много работает?

- Нет, 450 человек.

- Не так уж и мало, если подумать, что им два раза в месяц зарплату платить надо.

- Вот поэтому я и седой в тридцать пять лет… Мы не в госкорпорации, где зарплата гарантирована. А мы за то платим, за это платим, в каждую копейку упираемся. Но зато мы конкурентоспособны, а они нет. Завтра отключи их от бюджета – они умрут в один день, без конвульсий. Вместо того, чтобы развивать в стране десять тысяч предприятий, мы создаем монстров, стоящих на тоненьких  бюджетных ножках. У нас еще работают сотни реальных предприятий, у нас тысячи людей, которые умеют  заниматься реальным производством. Но о них же не говорят, не пишут. Дайте им по крошке и они горы свернут. Но вместо этого мы отдаем миллиарды на проекты, которые обречены.

- А какая средняя зарплата на заводе?

- Невысокая, 20-25 тысяч.

- Ну, для региона это неплохо.

- А нам администрация прислала бумагу, что должна быть не ниже средней по региону, 32 тысячи.

- А вы что?

- Ответил, дайте денег, будет 32. Да хоть сорок, если денег дадите.

- А нормальное, эволюционное  развитие – это поддержка таких заводов как ваш?

- От спроса все должно идти. Нельзя строить завод, на продукцию которого нет спроса.

- Вот вы вернулись с машиностроительной выставки в Германии. Чувство гордости за  завод хоть на минуту испытали?

- Нет.

- Почему? Ведь вы делаете то же, что и они.

- У нас это героизм, а у них просто работа, они просто живут.

- Нам без подвига скучно. Национальная философия.

- Да нет никакой национальной философии. Это вам рассказывают, когда надо объяснить, почему такая бедность.

 *** 

- Вернемся в Армавир. Каждый человек, строя свою жизнь, опирается на свое представление о плохом и хорошем. Что, например, Вы транслируете, занимаясь развитием завода?

- Ничего я не транслирую. Где вы таких слов-то нахватались… Работаем, и все.

- А с момента приватизации завода большие на нем изменения произошли?

- Небо и земля! Но это спасибо отцу! Отцу спасибо! Власть-то нам краевая ничего не дала. Пионерский лагерь отняла… Бумажку вовремя не предоставили, потом нашли ее, эту архивную  бумажку, а уже все, уже решение суда. А лагерь для детей на море был, между прочим, в Сочи.

- А дети Ваши придут на завод?

-Думаю, что придут. Куда им деваться. Сыну сейчас восемь лет и говорить об этом еще рано, Если у него  будет свой путь, свой талант, тогда да. Читали у Манна «Будденброки»? Там ребенка хотели сделать музыкантом, а пришлось заниматься семейным предприятием. Одним словом, там все плохо кончилось. Буду, конечно, сыну прививать  чувство… Уважения к заводу, наверное. Буду воспитывать.

Читайте также

Таджикская «Сомон Эйр» получит от ВТБ Лизинга два самолета Embraer E190-E2
# Новости
21 Ноября 2019
1521
Таджикская «Сомон Эйр» получит от ВТБ Лизинга два самолета Embraer E190-E2
Таджикская «Сомон Эйр» получит от ВТБ Лизинга два самолета Embraer E190-E2
«Трансмашхолдиинг», «ЛокоТех» и ВТБ Лизинг запускают оперлизинг локомотивов
# Новости
21 Ноября 2019
1560
«Трансмашхолдиинг», «ЛокоТех» и ВТБ Лизинг запускают оперлизинг локомотивов
«Трансмашхолдиинг», «ЛокоТех» и ВТБ Лизинг запускают оперлизинг локомотивов
ВТБ Лизинг и Яндекс.Такси договорились о спецусловиях по лизингу автомобилей
# Новости
21 Ноября 2019
1976
ВТБ Лизинг и Яндекс.Такси договорились о спецусловиях по лизингу автомобилей
ВТБ Лизинг и Яндекс.Такси договорились о спецусловиях по лизингу автомобилей
Волгоградское сельхозпредприятие «Донское» закупило в лизинг 238 коров
# Новости
21 Ноября 2019
1014
Волгоградское сельхозпредприятие «Донское» закупило в лизинг 238 коров
Волгоградское сельхозпредприятие «Донское» закупило в лизинг 238 коров
Кировская область вдет переговоры с соседними регионами о лизинге самолетов
# Новости
21 Ноября 2019
637
Кировская область вдет переговоры с соседними регионами о лизинге самолетов
Кировская область вдет переговоры с соседними регионами о лизинге самолетов
Прокуратура оштрафовала саратовского оператора «возвратного лизинга»
# Новости
20 Ноября 2019
1313
Прокуратура оштрафовала саратовского оператора «возвратного лизинга»
Прокуратура оштрафовала саратовского оператора «возвратного лизинга»
Субсидии по «Программе 1432» с 2020 года не будут использоваться для лизинга
# Господдержка
20 Ноября 2019
3861
Субсидии по «Программе 1432» с 2020 года не будут использоваться для лизинга
Субсидии по «Программе 1432» с 2020 года не будут использоваться для лизинга
Абсолют-банк приобрел лизинговую компанию с острова Мэн
# Новости
20 Ноября 2019
1612
Абсолют-банк приобрел лизинговую компанию с острова Мэн
Абсолют-банк приобрел лизинговую компанию с острова Мэн
ГТЛК и авиакомпания «Азимут» заключили договор о передаче самолета SSJ100
# Новости
19 Ноября 2019
2158
ГТЛК и авиакомпания «Азимут» заключили договор о передаче самолета SSJ100
ГТЛК и авиакомпания «Азимут» заключили договор о передаче самолета SSJ100
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
# Новости
19 Ноября 2019
2171
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
# Новости
18 Ноября 2019
2665
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились
# Новости
18 Ноября 2019
3445
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
# Новости
18 Ноября 2019
2379
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
# Новости
18 Ноября 2019
2561
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
# Новости
15 Ноября 2019
3159
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
# Новости
15 Ноября 2019
3341
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
# Новости
15 Ноября 2019
3549
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
# Новости
15 Ноября 2019
4134
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
 Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
# Новости
15 Ноября 2019
2678
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
# Новости
15 Ноября 2019
3588
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
# Новости
15 Ноября 2019
2587
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
# Новости
13 Ноября 2019
2847
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
# Новости
13 Ноября 2019
3328
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
# Новости
13 Ноября 2019
3107
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Наверх