Александр Михайлов: «Следует видеть преимущества, которые дает регулирование, а не концентрироваться на проблемах»

Интервью
9061
Александр Михайлов: «Следует видеть преимущества, которые дает регулирование, а не концентрироваться на проблемах»

Если реформу нельзя отменить

На наш взгляд реакция на реформу должна быть реакцией бизнесменов, то есть тех людей, которые много лет успешно занимаются важнейшим для страны делом. Мы из той когорты предпринимателей, которые действительно финансируют российские  компании, приобретают реально существующие средства  производства и тем самым вносят свой вклад в экономику.

С этой точки зрения, мне кажется, следует видеть преимущества, которые дает регулирование, а не концентрироваться на проблемах, тем более что это скорее ожидаемые, нежели реальные проблемы. Дело в том, что ни у нас, ни у Центрального Банка нет опыта регулирования лизинга. Мы видим только опыт регулирования других отраслей, но там, возможно, нашлись свои источники проблем, так что не факт, что они у нас повторятся.

У первых лиц компаний, работающих в лизинге около двадцати лет, было понимание, что по мере роста отрасли этот процесс неизбежен. Другое дело, что поводом для его ускорения стали конкретные проблемы у конкретных крупных лизингодателей. Эти проблемы вызвали внимание государства к отрасли. Конечно, частные лизинговые компании, чья деятельность долгие годы основывалась на несколько других принципах, расстраивает, что именно такой повод стал катализатором процесса.

Но раз реформу отменить нельзя, то надо задаться другим вопросом. Какую пользу мы, как отрасль, можем извлечь из этих перемен?

Какие мировая экономика знает преимущества от регулирования, в том числе доказанные академической наукой? Неконтролируемый рынок, говорит нам опыт развитых стран, не способен самовоспроизводиться и не способен  решать крупные проблемы. Невидимой руки рынка в чистом виде сейчас нет ни в одной стране. Регулирование позволяет организму расти в правильном направлении. Я имею в виду разумное регулирование. Банкротства крупных мировых банков показали, что самые свободные рыночные экономики требуют участия государства. Каким оно должно быть? Развивающим, то есть позволяющим наиболее эффективным компаниям успешно работать, а неэффективным компаниям со слабым менеджментом увидеть путь развития. Конкретно в российском лизинге это может означать следующее. Регулирование должно предъявлять требования к тем лизинговым компаниям, которые в силу принадлежности к государству находились за периметром рыночных сил. Будущий регулятор получит возможность посмотреть на те сегменты рынка, которые вообще никогда никому не были видны – небольшие региональные компании и различные кэптивные компании. Под кэптивными я имею в виду не компании, которые существуют при производителе – такая практика есть во все мире, – а компании, которые созданы при лизингополучателе.

Можно сравнить лизинг с кустом, который хорошо разросся на плодородной почве. И для начала регулятору нужно увидеть все это растение. Потом применять в подходе к нему единые принципы. Это по идее поможет сильным расти, а слабым понять, как стать сильными. Регулирование не должно помогать слабым, оно должно показывать, как стать сильным.

Почему-то многие предполагают, что регулирование – это способ слабых поставить впереди сильных или, еще хуже, есть мысли, что эта мера для того, чтобы ослабить сильных. Причем, когда я говорю «сильная компания» то вовсе не имею в виду большую и рыхлую. Сильными могут быть совсем небольшие компании. Критерий финансовой стабильности заключается не в размере, а в конкретных показателях – достаточности капитала, соблюдении правил и норм ликвидности, качестве портфеля. Просто для крупных компаний, особенно тех, которые используют деньги налогоплательщиков, должен быть ряд дополнительных требований.

О реакции на реформу

Пока единственным содержательным критерием для вступления в Реестр Банка России является наличие минимального капитала, который составляет 10 млн рублей. По сути, это порог, необходимый для существования компании, и он не имеет никакого отношения ни к рискам, ни к валюте баланса компании. Если есть компании, для которых стоит вопрос использовать эти 10 миллионов или не использовать, то тогда очень сложно представить, как такого рода компании могут финансировать других. Сколько процентного дохода можно зарабатывать на 10 миллионах? Говорить, что руководитель лизинговой компании не понимает, что такое капитал – это лукавство, абсолютнейшее лукавство. Ключевой фактор успешности в бизнесе – это возвратность капитала. И если на момент реформы компания говорит об отсутствии 10 миллионов собственного капитала, то что это за компания? Говорить, что 10 миллионов много… А сколько тогда достаточно? Пять миллионов? И что можно привлечь на рынке, имея пять миллионов собственных средств? Пятьдесят? О каком возврате на капитал можно рассчитать при портфеле в 50 миллионов? Не говоря уже о том, кто даст ему 50 на его пять миллионов…

Есть масса бизнесов, где не требуется такой капитал, но лизинг – финансовое посредничество. А финансовое посредничество подразумевает ответственность за принятые деньги. И всегда связано с капиталом, всегда! Поэтому для меня большой загадкой является эмоциональная реакция рынка на предварительные требования регулятора.Когда компании говорят: я не знаю и не буду считать собственный капитал, пока мне не скажут, как его считать – это очень советский подход к проблеме.Позиция «покажите мне методику, тогда я подумаю», ни к чему хорошему не приводит. При таком подходе рождаются кривые методики. Потому что,требуя, но ничего не предлагая, не используя собственный многолетний опыт и собственное понятие капитала – а оно есть всегда –  вы получаете вариант специалистов ЦБ. Даже очень хорошие специалисты нуждаются в диалоге с отраслью. Если этого диалога нет, то люди, оторванные от реальной практики, в результате рождают формальные, оторванные от жизни понятия. А потом отрасль, которая так долго ждала формулу расчета капитала, тратит много времени и сил для того, чтобы доказать, что все, что изобретено – нужно менять. При такой позиции конфликт закладывается с самого начала. Я знаю, но не скажу, я знаю, что ты не знаешь, поэтому буду от тебя все время требовать, и получив, заявлю, что«оно» не работает. Нам хотелось, чтобы наше знание о том, как считается капитал – а оно универсальное – было доведено до будущего регулятора. Второй вопрос – услышать нас или нет. Как раз крупные частные компании не настаивают на том, чтобы условия создавались только для крупных. Напротив, мы настаиваем на том, чтобы реформа создала условия выровненного поля. Игровая площадка должна иметь везде одинаковую высоту травы. И на ней каждый создает свою футбольную игру. Бегай, забивай голы, если умеешь.

Не исключено, что болезненная реакция крупных компаний с государственным участием вызвана тем, что преимуществ от реформы они не видят, так как имеют особые условия финансирования. А для рыночных компаний регулирование дает преимущества, об этом четко заявляют рейтинговые агентства. Fitch Ratings прямо пишет, что в связи с тем, что у лизинговой отрасли отсутствует регулирование, рейтинг компаний снижен на два уровня. Для госкомпаний этого снижения нет, так как там искусственным образом поддерживается покрытие рисков материнскими компаниями. За счет наших же денег, денег налогоплательщиков. Отсюда у них дешевое фондирование, а мы вынуждены переплачивать. Поэтому, если сравнить частную лизинговую компанию и какой-нибудь частный российский банк, то получается интересная картина: у нас качество портфеля выше, эффективность продаж выше, возвратность на капитал выше, а банк с худшими по всем параметрам показателями имеет рейтинг выше только за счет того, что он в зоне регулирования ЦБ.

 А теперь о сложностях

Я вижу два серьезных осложнения для введения регулирования. Первое, носящее, скорее, психологический характер,заключается в том, что мы много лет не были регулируемы. И второе – регулирование приходится внедрять в отрасль, где действуют стандарты бухгалтерского учета, абсолютно не отражающее реальное состояние компании. Доля ведущих  учет по МСФО небольшая. Но на российскую специфику наложилась еще международная, а именно внедрение нового 16-го стандарта МСФО. То есть мы подгоняли отраслевые стандарты под 17 стандарт МСФО, но пока это делали в России, сам международный стандарт изменили. А 16-й смотрит гораздо шире на финансовую аренду и вообще аренду. Поэтому, когда кто-то говорит, что надо внедрить стандарт МСФО, надо уточнить: а какой?

Намой взгляд, такого «идеального шторма» не переживала ни одна отрасль. Могут сказать, что страховые компании тоже не так давно перешли под регулирование. Но их деятельность лицензировалась, они использовали МСФО и поэтому дополнительные требования регулятора были не столь радикальны. Более серьезно история с регулированием выглядела для МФО и ломбардов. Но там  российский бухучет у субъектов регулирования не столь отличается, как в лизинге. Только у нас возможна ситуация, при которой две схожие компании поставили оборудования, скажем, на миллиард рублей. При абсолютном тождестве сделок в одном случае оборудование на балансе лизингополучателя, в другом – на балансе лизингодателя. И мы получаем два разных баланса, две разные суммы выручки! Такого осложнения, такой опасной несравнимости нет ни в одной области. Наша общая отраслевая задача не вставать в деструктивную позу, а активно работать с будущим регулятором, подсказывая, каким образом рассчитать тот же капитал, как разработать и применить тот или иной норматив. Мы верим в будущее отрасли, в эту форму финансирования. У нас будущее, возможно, даже более долгосрочно, чем у банковского кредитования.

План реформы, согласованный ЦБ и Минфином – это прорывный документ, это огромное достижение тех, кто занимается этой реформой. Прежде всего, потому, что там выстроена последовательность действий. При введении регулирования «с нуля» последовательность чрезвычайно важна. Если бы ведение Реестра и требования к капиталу совпали по времени, то в этом случае вместе с водой мы могли бы выплеснуть и дитя, поскольку требования были бы основаны на неком гибриде РосБу и МСФО. Удалось убедить регулятора, что на момент вхождения в Реестр к компаниям должны предъявляться самые минимальные требования по капиталу. После этого начнется длительный процесс создания федерального стандарта учета, который будет сгармонизирован с МСФО. Потом будет разработан и внедрен соответствующий федеральному стандарту отраслевой стандарт. То, о чем просила отрасль, регулятор во многом учел: сами сроки значительно увеличились. И, на наш взгляд, еще одним достижением является то, что между отраслевым стандартом и двадцатизначным планом счетов ЦБ пока нет знака равенства.

Теперь два слова о секвестре отрасли. Сегодняшний план реформы не предусматривает революции, он дает время руководителям привести свои компании в соответствие требованиям. Эти требования лежат в общемировом русле, ничего специфического регулятор не предлагает. И если мы хотим развивать современную экономику, а не жить на мировой периферии – то вот он план. Это план развития.  Никто не требует от региональной компании размещения евробондов или наличия мировых рейтингов. От региональной лизинговой компании требуется подтверждения ее надёжности как финансового посредника. А для этого надо быть финансово прозрачным.

Об ожиданиях

Что еще положительного может дать реформа для отрасли? Мы ожидаем, как минимум, снятия незримого налога в виде низкой инвестиционной привлекательности нашей отрасли. А в перспективе возможное снятие «родового пятна» - НДС с процентного дохода. Сегодня это ставит нас в заведомые невыгодные условия в сравнении, к примеру, с банковским кредитованием. И если в текущем моменте будущий регулятор не обещает решения этой проблемы, то, по крайней мере, он нас слышит. И еще одна долгосрочная задача – развитие лизинга для физических лиц. Наша отрасль приобретет совсем иное лицо, когда нас будут хорошо знать не только в сегменте бизнеса, но и в сегменте обычных граждан с их потребностями.

Читайте также

Таджикская «Сомон Эйр» получит от ВТБ Лизинга два самолета Embraer E190-E2
# Новости
21 Ноября 2019
1547
Таджикская «Сомон Эйр» получит от ВТБ Лизинга два самолета Embraer E190-E2
Таджикская «Сомон Эйр» получит от ВТБ Лизинга два самолета Embraer E190-E2
«Трансмашхолдиинг», «ЛокоТех» и ВТБ Лизинг запускают оперлизинг локомотивов
# Новости
21 Ноября 2019
1573
«Трансмашхолдиинг», «ЛокоТех» и ВТБ Лизинг запускают оперлизинг локомотивов
«Трансмашхолдиинг», «ЛокоТех» и ВТБ Лизинг запускают оперлизинг локомотивов
ВТБ Лизинг и Яндекс.Такси договорились о спецусловиях по лизингу автомобилей
# Новости
21 Ноября 2019
2002
ВТБ Лизинг и Яндекс.Такси договорились о спецусловиях по лизингу автомобилей
ВТБ Лизинг и Яндекс.Такси договорились о спецусловиях по лизингу автомобилей
Волгоградское сельхозпредприятие «Донское» закупило в лизинг 238 коров
# Новости
21 Ноября 2019
1040
Волгоградское сельхозпредприятие «Донское» закупило в лизинг 238 коров
Волгоградское сельхозпредприятие «Донское» закупило в лизинг 238 коров
Кировская область вдет переговоры с соседними регионами о лизинге самолетов
# Новости
21 Ноября 2019
637
Кировская область вдет переговоры с соседними регионами о лизинге самолетов
Кировская область вдет переговоры с соседними регионами о лизинге самолетов
Прокуратура оштрафовала саратовского оператора «возвратного лизинга»
# Новости
20 Ноября 2019
1313
Прокуратура оштрафовала саратовского оператора «возвратного лизинга»
Прокуратура оштрафовала саратовского оператора «возвратного лизинга»
Субсидии по «Программе 1432» с 2020 года не будут использоваться для лизинга
# Господдержка
20 Ноября 2019
3887
Субсидии по «Программе 1432» с 2020 года не будут использоваться для лизинга
Субсидии по «Программе 1432» с 2020 года не будут использоваться для лизинга
Абсолют-банк приобрел лизинговую компанию с острова Мэн
# Новости
20 Ноября 2019
1625
Абсолют-банк приобрел лизинговую компанию с острова Мэн
Абсолют-банк приобрел лизинговую компанию с острова Мэн
ГТЛК и авиакомпания «Азимут» заключили договор о передаче самолета SSJ100
# Новости
19 Ноября 2019
2158
ГТЛК и авиакомпания «Азимут» заключили договор о передаче самолета SSJ100
ГТЛК и авиакомпания «Азимут» заключили договор о передаче самолета SSJ100
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
# Новости
19 Ноября 2019
2171
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
ВТБ Лизинг передал 10 автомобилей для такси моногорода Ефремов
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
# Новости
18 Ноября 2019
2665
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
На конференции «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» обсудили глобальные тренды
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились
# Новости
18 Ноября 2019
3458
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились
Представители сферы «возвратного лизинга» для физлиц объединились
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
# Новости
18 Ноября 2019
2392
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
Сумма лизинговых договоров на 175 самолетов МС-21 составляет $9 млрд
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
# Новости
18 Ноября 2019
2561
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
«Эксперт РА»: рынок лизинга за 9 месяцев вырос на 2% до 1,03 трлн руб.
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
# Новости
15 Ноября 2019
3159
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
Минтранс предложил выделить ГТЛК 20 млрд руб. на закупку городского транспорта
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
# Новости
15 Ноября 2019
3354
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
X-Leasing передала каршерингу YouDrivе 500 автомобилей Nissan Qashqai
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
# Новости
15 Ноября 2019
3575
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
# Новости
15 Ноября 2019
4147
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
 Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
# Новости
15 Ноября 2019
2691
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
# Новости
15 Ноября 2019
3588
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
# Новости
15 Ноября 2019
2587
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
# Новости
13 Ноября 2019
2860
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
# Новости
13 Ноября 2019
3328
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
# Новости
13 Ноября 2019
3120
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Наверх