Управляющий директор по работе с проблемными активами «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) Кирилл Краснов рассказал в интервью FedLeasing.ru, зачем в компании создано отдельное подразделение по контролю за исполнением действующих контрактов, о системе взаимодействия с неплательщиками, а также о новых KPI по уровню просроченной дебиторской задолженности.
Какова политика ГТЛК в отношении должников? Что изменилось в ней с приходом новой команды?
Основной принцип остается неизменным: ГТЛК – надежный партнер, который до последнего будет поддерживать клиента в любой, даже самой непростой ситуации. За примером далеко ходить не надо – в период пандемии COVID-19 в 2020 году наша компания подписала более 60 мировых соглашений о реструктуризации просроченной дебиторской задолженности (ПДЗ) и отсрочек платежей в рамках действующих договоров.
С приходом новой команды изменилась структура работы всей компании. Ранее в ГТЛК не было отдельной дирекции с компетенциями по взысканию задолженности и урегулированию проблемных ситуаций, эти обязанности распределялись по другим подразделениям в зависимости от отраслевой принадлежности клиента. Как следствие, дополнительная нагрузка оказывала негативное влияние и на скорость выполнения текущих профильных задач, и на решение вопросов, связанных с сокращением просроченной задолженности. Поскольку в полной мере погрузиться в вопрос по каждому конкретному кейсу с учетом специфики различных отраслей не представлялось возможным, все процессы сильно затягивались.
В связи с этим руководство ГТЛК приняло решение о создании профильного подразделения – Дирекции по работе с проблемными активами (ДРПА). К сфере ответственности ДРПА относится обеспечение исполнения действующих контрактов. Благодаря такому подходу удалось упорядочить многие бизнес-процессы компании. Эффективность отдельной дирекции, курирующей вопросы урегулирования проблемных активов, заметна не только по сокращению объема просроченной задолженности, но и по уровню выполнения KPI компании в целом.
А каковы эти KPI именно по просроченной задолженности? Как они выполняются в условиях пандемии?
Безусловно, пандемия COVID-19 оказывает свое влияние на подходы к работе ДРПА. Однако, нам удалось существенно сократить объем задолженности за счет четко выстроенной организации процесса, качественных переговоров и желания всех заинтересованных сторон достичь понимания и продолжить эффективно взаимодействовать. При этом гражданская авиация, которая ранее не входила в число основных сегментов-должников, отрицательно повлияла на общую картину. В настоящее время 55% просроченных платежей приходится на авиационную отрасль, хотя серьезный удар приняли также грузовые и пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте.
Мы рассчитываем, что с постепенным снятием ограничений, вызванных пандемией, ситуация в значительной мере выровняется. Уверен, что это позволит клиентам оперативно выполнить все обязательства по заключенным с ГТЛК контрактам. Со своей стороны, с целью предупреждения образования и минимизации существующей ПДЗ в KPI ГТЛК определен предельный уровень просроченных платежей по итогам 2021 года, не превышающий 2,5% от объема лизингового портфеля.
При каких условиях и обстоятельствах клиент может рассчитывать на понимание и поддержку ГТЛК и насколько долго можно пользоваться этой «лояльностью»?
Основная функция ГТЛК – это развитие и поддержка транспортной отрасли, поэтому в каждом отдельном случае составляется индивидуальный договор, который соответствует интересам, целям и планам обеих сторон. Тем не менее, как я уже говорил, даже в самых сложных ситуациях ГТЛК остается надежным партнером для своих клиентов. По итогам 2020 года мы снизили долговую нагрузку на транспортные организации более чем на 20 млрд руб. Как пример могу привести уже урегулированные вопросы с АО «Авиакомпания Азимут», ОАО «Комиавиатранс», АО «Русские Вертолетные Системы», ООО «ТД РТК», АО «ТГК».
То есть подавляющее большинство наших клиентов – ответственные и исполнительные партнеры, ориентированные на развитие собственного бизнеса. Эти компании не стремятся, как вы говорите, «пользоваться лояльностью» и заинтересованы в том, чтобы заключить обоюдовыгодные контракты с ГТЛК с целью долгосрочного сотрудничества и развития. Постоянно полагаться только на чужую лояльность – прямой путь к проблемам.
Как жесткие варианты развития отношений с клиентом соотносятся с функцией ГТЛК по развитию и поддержке транспортной отрасли? Разве можно банкротить тех, кого поручено поддерживать?
Важно разделять эти понятия – «развитие отрасли» и «отношения с каждым конкретным клиентом». Например, в редких случаях наши клиенты своими действиями либо бездействием не только негативно влияют на развитие транспортного комплекса, но и могут создавать опасные прецеденты. Нарушение условий контракта практически всегда является следствием проблем в организации бизнеса, неверно поставленных целей и других просчетов.
В ГТЛК уважают и ценят своих клиентов и ведут работу максимально корректно, исключительно в рамках правового поля. К процедуре банкротства мы прибегаем, когда клиент переходит все рубежи нормальных партнерских отношений, отказывается от возможных путей урегулирования ситуации и продолжает не платить.
Банкротство контрагента для нас абсолютно вынужденная и крайняя мера. Работая с проблемными клиентами, мы фактически занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом государственных средств. ГТЛК как компания, которая находится в 100%-ой собственности Российской Федерации, использует в том числе бюджетные инвестиции и просто обязана обеспечить возвратность этих средств. Иных вариантов нет, это наша прямая ответственность.
Расскажите подробнее о последних кейсах с авиакомпаниями «СКОЛ» и «ИрАэро». Каковы шансы у них продолжить операционную деятельность и выплатить долги по лизингу?
ГТЛК никак не влияет на операционную деятельность своих клиентов. Для урегулирования проблемной ситуации необходимо, прежде всего, желание клиента сесть за стол переговоров и найти компромисс. Что касается «СКОЛа», то мы неоднократно пытались договориться, но ни один из предложенных ГТЛК алгоритмов урегулирования задолженности авиакомпанией согласован не был. Компания уже практически на старте допускала серьезные нарушения платежной дисциплины, с каждым годом только ухудшая собственное положение на рынке и наращивала долги.
Сегодня «СКОЛ» продолжает активно пользоваться переданной в лизинг техникой ГТЛК, а именно: более 30 новых отечественных самолетов и вертолетов, при этом вообще не оплачивая нам каких-либо лизинговых платежей. В сложившейся ситуации у нас не могло быть иного выхода, кроме как обратиться в суд для защиты своих интересов, расторгнув договоры лизинга и предприняв все необходимые меры для скорейшего возврата задолженности и нашей техники, которая могла бы, – и должна! – приносить пользу и прибыль всем сторонам.
На текущую дату арбитражным судом уже вынесено 4 решения суда на общую сумму более 4 млрд руб., три из которых вступили в законную силу. Очень надеемся, что ситуация с компанией «СКОЛ» разрешится в самое ближайшее время, а ее руководство пересмотрит свое отношение к исполнению обязательств, без промедлений, задержек и нарушений вернет технику ГТЛК и начнет урегулирование накопленного долга. Своевременный возврат техники «СКОЛом» позволит оперативно передать ее другим арендаторам, готовым взять на себя выполнение работ, в том числе по санитарной авиации. Мы ожидаем, что менеджмент «СКОЛа» добросовестно отнесется к возврату техники, так как от этого, в частности, зависит непрерывность оказания медицинской помощи людям.
Со своей стороны, ГТЛК работает в постоянном плотном контакте с Минздравом России. Мы совместно с регулятором полностью готовы и предприняли все необходимые меры для обеспечения почти «бесшовной» передачи бортов другим авиакомпаниям.
С авиакомпанией «ИрАэро» мы сейчас находимся в стадии активных переговоров и, как нам кажется, скоро придем к решению, которое устроит обе стороны.
Как внутри компании устроен контроль за платежной дисциплиной лизингополучателей?
В ГТЛК, как и в других крупных лизинговых компаниях, существует внутренняя система контроля, оценки платежеспособности и надежности клиентов. Мы проводим постоянный мониторинг финансовых показателей, платежной дисциплины контрагентов для сдерживания роста просроченной задолженности и своевременной реакции на возникающие проблемы. Однако заранее определить, что клиент станет проблемным, не всегда представляется возможным, слишком много внешних факторов могут в конечном итоге повлиять на ситуацию.
Тем не менее, благодаря всем нашим новым техническим системам и службам, нам удается держать руку на пульсе и своевременно реагировать на любые изменения в оперативном режиме, планомерно снижая текущий объем ПДЗ в компании и не допуская его резкого увеличения. Даже несмотря на не всегда благоприятные внешние факторы и ограничения, связанные с пандемией COVID-19.
АО «Государственная транспортная лизинговая компания» создано в 2001 году в качестве института развития транспортной отрасли в России, компания зарегистрирована в Салехарде (ЯНАО). 100% акций компании принадлежит РФ в лице Минтранса России. В 2020 году ГТЛК заняла первое место в рэнкинге крупнейших российских лизингодателей по версии «Эксперт РА» с объемом нового бизнеса 176,9 млрд руб.
«Работая с проблемными клиентами, мы занимаемся санацией транспортной отрасли и возвратом госсредств»
Интервью
61K

Больше интересного в вашей ленте Яндекс Дзен
Читайте также

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 3 квартал 2023 года

# Новости
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее
С июля лизинг электромобилей SKYWELL в CARCADE ещё выгоднее

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 2 квартал 2023 года

# Новости
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.
Лизинг спецтехники ZAUBERG с выгодой до 1 млн руб.

# Новости
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза
Чистая прибыль Росагролизинга по РСБУ в I полугодии выросла почти в 2 раза

# Новости
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»
В экосистеме «Балтийского лизинга» появился новый сервис «Топливная программа»

# Новости
Специальная программа Каско на технику DONGFENG
Специальная программа Каско на технику DONGFENG

# Новости
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей
Лизинг спецтехники Lonking с эксклюзивной скидкой до 500 000 рублей

# Новости
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE
Кросс-купе EXEED RX на специальных условиях в лизинговой компании CARCADE

# Новости
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE
Тягачи HONGYAN с эксклюзивной скидкой на лизинг в CARCADE

# Новости
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»
Совкомбанк Лизинг запускает программу «Умный лизинг» совместно с «Лабораторией Умного Вождения»

# Новости
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE
Экскаваторы КРАНЭКС в лизинг со скидкой 1,2 млн руб. в CARCADE

# Новости
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»
ФРП провел сделку по продаже части кредитного портфеля на сумму 4,2 млрд рублей Банку «РОССИЯ»

# Новости
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками
Лизинг новых моделей CHERY с максимальными скидками

# Новости
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE
Эксклюзивная субсидия на лизинг спецтехники Lonking в CARCADE

# Новости
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE
Лизинг спецтехники XGMA с выгодой до 800 000 рублей в CARCADE

# Новости
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей
Лизинг техники SEM в CARCADE с применением скидки-субсидии до полумиллиона рублей

# Новости
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE
Лизинг техники FAW, JCB, LiuGong, HIDROMEK с субсидией в CARCADE

# Новости
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб
Лизинг спецтехники LOVOL с субсидией на аванс до 1 млн руб