Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен

Реформа
22932
 Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен
На вопросы медиа-портала FedLeasing.ru об обсуждаемом в Госдуме законопроекте о реформе рынка лизинга ответил Рустем Мухамедов, генеральный директор АО «РЕГИОН Лизинг»

Какова Ваша позиция по поводу необходимости проведения реформы, прежде всего, в части усиления регулировании отрасли лизинга в России? 

Нынешнее активное обсуждение поправок в законопроект о регулировании спецсубъектов лизинговой деятельности, принятый в первом чтении в январе этого года, показывает, что этот документ совсем не однозначен и требует доработки.

В качестве целей реформы разработчики законопроекта заявили снижение системных рисков лизингового рынка, повышение транспарентности лизинговой деятельности, обеспечение добросовестной практики на рынке лизинговых услуг и устойчивости лизинговых компаний, связанных с государством или получающих меры государственной поддержки.

Надо сказать, что лизинговый рынок в России существует уже более 25 лет, развиваясь в основном за счет привлеченных от коммерческих банков ресурсов, без использования средств населения, что требует от лизинговых компаний соответствия требованиям регулятора, предъявляемым банковским заемщикам. Все лизинговые компании публикуют информацию о каждой заключенной ими сделке в ЕФРСФДЮЛ, а также отчитываются о каждом факте передачи имущества в лизинг в Росфинмониторинг, указывая все идентификационные данные сторон и стоимость операции.

Меры государственной поддержки, доступ к которым предполагается ограничить за счет введения регулирования на лизинговом рынке, на самом деле адресованы не лизинговым компаниям, а нацелены на снижение затрат по лизинговым сделкам для конечных получателей, то есть реального сектора экономики, что автоматически увеличивает спрос на продукцию отечественных производителей. Лизинговые компании в данном случае – это только инструмент администрирования и обеспечения целевого использования предоставляемых субсидий. На сегодняшний день для получения подобных мер государственной поддержки лизинговые компании должны обеспечивать свое соответствие перечню требований, которые определяются для каждого вида государственной поддержки с учетом его особенностей.

В таких условиях предлагаемый формат регулирования выглядит избыточным, он, фактически, вводит дополнительные требования к уже существующим нормативам для заемщиков банков, компаний, прямо или косвенно аффилированных с государством, и получателей мер государственной поддержки. Вряд ли такое регулирование принесет на рынок что-то, кроме увеличения издержек попадающих под регулирование лизинговых компаний.

Насколько предложенные в обсуждаемом законопроекте механизмы достигают поставленных целей? Насколько они будут эффективны для рынка на нынешнем этапе его развития?

Суть предлагаемого формата регулирования состоит в том, чтобы отнести лизинговые компании, связанные с государством. и получающие меры государственной поддержки, к числу некредитных финансовых организаций, зарегистрировать их в реестре Банка России, а также ввести саморегулирование на лизинговом рынке.

Это означает, что лизинговые компании, попадающие под регулирование, будут нести дополнительную финансовую и организационную нагрузку, поскольку они должны будут уплачивать взносы в СРО, обеспечить перевод своего учета на единый план счетов для некредитных финансовых организаций и переобучить своих сотрудников для ведения такого учета. Им потребуется привлекать на платной основе сторонние компании для проведения обязательного аудита, создавать подразделения или увеличивать уже имеющуюся штатную численность сотрудников, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, соблюдением требований по ПОД ФТ, осуществлением внутреннего контроля и управления рисками, взаимодействием с СРО и Банком России и так далее. Все это связано с увеличением фонда оплаты труда и расходов на обязательные страховые взносы в ФСС и ФОМС.

Такое увеличение финансовой и организационной нагрузки повлечет за собой увеличение себестоимости лизинговых услуг и существенно ограничит конкурентность услуг специальных субъектов лизинговой деятельности по сравнению с иными лицами, осуществляющими оказание лизинговых услуг. А поскольку транслировать субсидии в реальный сектор экономики смогут только эти «спецсубъекты», то эффект субсидирования реального сектора будет в значительной степени снижен из-за роста стоимости лизинговых услуг.

В результате введения регулирования у лизинговых компаний появится дополнительная обязанность предоставлять еще один комплект отчетности и сопутствующей ей информации в ЦБ РФ. Трудно судить, насколько эта мера повысит транспарентность рынка, если уже сейчас государству известно о каждой заключаемой лизинговой сделке и ее характеристиках.

Также после введения предлагаемого регулирования, скорее всего, не будет обеспечено повышение стабильности рынка. Крупные игроки, а тем более государственные компании, уже контролируются, и не почувствуют изменений от ужесточения контроля. А малые испытают на себе очень сильное давление требований к капиталу и расходы на переход к новым нормам. 

ТОП-20 компаний уже сейчас практически полностью соответствуют требованиям, предложенным в законопроекте. При этом и три года назад, еще до банкротства «Трансаэро», они также им соответствовали.

Каковы Ваши предложения? 

РЕГИОН Лизинг, как и большинство лизинговых компаний, считает важным введение на лизинговом рынке такого формата регулирования, который стимулировал бы дальнейшее развитие отрасли, чтобы лизинг использовался как инструмент поддержки отечественного производителя, повышалась заинтересованность профессиональных инвесторов в финансировании лизинговых проектов, снижалась стоимость лизинговых продуктов для предприятий реального сектора экономики. В настоящее время идет активный диалог представителей отрасли с разработчиками законопроекта, обсуждаются поправки в законопроект ко второму чтению, и мы надеемся, что эта работа позволит найти решения, взаимоприемлемые и для государства, и для отрасли.

Читайте также

Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
# Новости
11 Декабря 2019
2197
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
# Новости
11 Декабря 2019
1378
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
# Новости
10 Декабря 2019
2639
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
# Новости
10 Декабря 2019
1573
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
# Новости
10 Декабря 2019
2587
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
# Новости
9 Декабря 2019
4589
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
# Новости
9 Декабря 2019
1872
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
# Новости
6 Декабря 2019
6149
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
# Новости
6 Декабря 2019
2769
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
# Новости
6 Декабря 2019
2015
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
# Новости
6 Декабря 2019
3796
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
# Новости
5 Декабря 2019
2548
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
# Новости
5 Декабря 2019
4459
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
# Новости
5 Декабря 2019
3029
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
# Новости
5 Декабря 2019
4121
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
# Новости
5 Декабря 2019
4043
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
# Аналитика
4 Декабря 2019
5902
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
# Новости
4 Декабря 2019
3900
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
# Новости
3 Декабря 2019
11063
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
# Новости
3 Декабря 2019
3835
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
# Новости
3 Декабря 2019
2899
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
# Новости
3 Декабря 2019
4264
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
# Новости
2 Декабря 2019
4225
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
# Новости
2 Декабря 2019
5304
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
Наверх