На вопросы медиа-портала FedLeasing.ru об обсуждаемом в Госдуме законопроекте о реформе рынка лизинга ответил Рустем Мухамедов, генеральный директор АО «РЕГИОН Лизинг»
Какова Ваша позиция по поводу необходимости проведения реформы, прежде всего, в части усиления регулировании отрасли лизинга в России?
Нынешнее активное обсуждение поправок в законопроект о регулировании спецсубъектов лизинговой деятельности, принятый в первом чтении в январе этого года, показывает, что этот документ совсем не однозначен и требует доработки.
В качестве целей реформы разработчики законопроекта заявили снижение системных рисков лизингового рынка, повышение транспарентности лизинговой деятельности, обеспечение добросовестной практики на рынке лизинговых услуг и устойчивости лизинговых компаний, связанных с государством или получающих меры государственной поддержки.
Надо сказать, что лизинговый рынок в России существует уже более 25 лет, развиваясь в основном за счет привлеченных от коммерческих банков ресурсов, без использования средств населения, что требует от лизинговых компаний соответствия требованиям регулятора, предъявляемым банковским заемщикам. Все лизинговые компании публикуют информацию о каждой заключенной ими сделке в ЕФРСФДЮЛ, а также отчитываются о каждом факте передачи имущества в лизинг в Росфинмониторинг, указывая все идентификационные данные сторон и стоимость операции.
Меры государственной поддержки, доступ к которым предполагается ограничить за счет введения регулирования на лизинговом рынке, на самом деле адресованы не лизинговым компаниям, а нацелены на снижение затрат по лизинговым сделкам для конечных получателей, то есть реального сектора экономики, что автоматически увеличивает спрос на продукцию отечественных производителей. Лизинговые компании в данном случае – это только инструмент администрирования и обеспечения целевого использования предоставляемых субсидий. На сегодняшний день для получения подобных мер государственной поддержки лизинговые компании должны обеспечивать свое соответствие перечню требований, которые определяются для каждого вида государственной поддержки с учетом его особенностей.
В таких условиях предлагаемый формат регулирования выглядит избыточным, он, фактически, вводит дополнительные требования к уже существующим нормативам для заемщиков банков, компаний, прямо или косвенно аффилированных с государством, и получателей мер государственной поддержки. Вряд ли такое регулирование принесет на рынок что-то, кроме увеличения издержек попадающих под регулирование лизинговых компаний.
Насколько предложенные в обсуждаемом законопроекте механизмы достигают поставленных целей? Насколько они будут эффективны для рынка на нынешнем этапе его развития?
Суть предлагаемого формата регулирования состоит в том, чтобы отнести лизинговые компании, связанные с государством. и получающие меры государственной поддержки, к числу некредитных финансовых организаций, зарегистрировать их в реестре Банка России, а также ввести саморегулирование на лизинговом рынке.
Это означает, что лизинговые компании, попадающие под регулирование, будут нести дополнительную финансовую и организационную нагрузку, поскольку они должны будут уплачивать взносы в СРО, обеспечить перевод своего учета на единый план счетов для некредитных финансовых организаций и переобучить своих сотрудников для ведения такого учета. Им потребуется привлекать на платной основе сторонние компании для проведения обязательного аудита, создавать подразделения или увеличивать уже имеющуюся штатную численность сотрудников, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, соблюдением требований по ПОД ФТ, осуществлением внутреннего контроля и управления рисками, взаимодействием с СРО и Банком России и так далее. Все это связано с увеличением фонда оплаты труда и расходов на обязательные страховые взносы в ФСС и ФОМС.
Такое увеличение финансовой и организационной нагрузки повлечет за собой увеличение себестоимости лизинговых услуг и существенно ограничит конкурентность услуг специальных субъектов лизинговой деятельности по сравнению с иными лицами, осуществляющими оказание лизинговых услуг. А поскольку транслировать субсидии в реальный сектор экономики смогут только эти «спецсубъекты», то эффект субсидирования реального сектора будет в значительной степени снижен из-за роста стоимости лизинговых услуг.
В результате введения регулирования у лизинговых компаний появится дополнительная обязанность предоставлять еще один комплект отчетности и сопутствующей ей информации в ЦБ РФ. Трудно судить, насколько эта мера повысит транспарентность рынка, если уже сейчас государству известно о каждой заключаемой лизинговой сделке и ее характеристиках.
Также после введения предлагаемого регулирования, скорее всего, не будет обеспечено повышение стабильности рынка. Крупные игроки, а тем более государственные компании, уже контролируются, и не почувствуют изменений от ужесточения контроля. А малые испытают на себе очень сильное давление требований к капиталу и расходы на переход к новым нормам.
ТОП-20 компаний уже сейчас практически полностью соответствуют требованиям, предложенным в законопроекте. При этом и три года назад, еще до банкротства «Трансаэро», они также им соответствовали.
Каковы Ваши предложения?
РЕГИОН Лизинг, как и большинство лизинговых компаний, считает важным введение на лизинговом рынке такого формата регулирования, который стимулировал бы дальнейшее развитие отрасли, чтобы лизинг использовался как инструмент поддержки отечественного производителя, повышалась заинтересованность профессиональных инвесторов в финансировании лизинговых проектов, снижалась стоимость лизинговых продуктов для предприятий реального сектора экономики. В настоящее время идет активный диалог представителей отрасли с разработчиками законопроекта, обсуждаются поправки в законопроект ко второму чтению, и мы надеемся, что эта работа позволит найти решения, взаимоприемлемые и для государства, и для отрасли.
Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен
Реформа
68K

Больше интересного в вашей ленте Яндекс Дзен
Читайте также

# Новости
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге

# Новости
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода

# Новости
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта

# Новости
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники

# Новости
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами

# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год

# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года

# Новости
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО

# Новости
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»

# Новости
Росагролизинг передал автотехнику крупнейшему сельхозпредприятию Башкирии
Росагролизинг передал автотехнику крупнейшему сельхозпредприятию Башкирии

# Новости
«Балтийский лизинг» запустил собственный контакт-центр
«Балтийский лизинг» запустил собственный контакт-центр

# Интервью
Максим Калинкин: Смотрим в будущее с оптимизмом
Максим Калинкин: Смотрим в будущее с оптимизмом

# Новости
Вячеслав Михайлов назначен директором по развитию специальных проектов Газпромбанк Лизинг
Вячеслав Михайлов назначен директором по развитию специальных проектов Газпромбанк Лизинг

# Новости
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку программно-аппаратных комплексов «Страж» для Чебоксар
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку программно-аппаратных комплексов «Страж» для Чебоксар

# Новости
Дмитрий Корчагов возглавил рейтинг «Топ-менеджеры года» в номинации «Лизинг»
Дмитрий Корчагов возглавил рейтинг «Топ-менеджеры года» в номинации «Лизинг»

# Новости
Аграрии из Калининграда познакомились с профильными программами «Балтийского лизинга»
Аграрии из Калининграда познакомились с профильными программами «Балтийского лизинга»

# Новости
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку модульных отделений почтовой связи для Чукотки
Газпромбанк Лизинг профинансировал поставку модульных отделений почтовой связи для Чукотки

# Новости
Группа Газпромбанк Лизинг профинансировала поставку 95 электромобилей для эксплуатации в каршеринге на Дальнем Востоке
Группа Газпромбанк Лизинг профинансировала поставку 95 электромобилей для эксплуатации в каршеринге на Дальнем Востоке

# Новости
«Балтийский лизинг» познакомил алтайских предпринимателей с выгодой лизинга
«Балтийский лизинг» познакомил алтайских предпринимателей с выгодой лизинга

# Новости
Газпромбанк Лизинг получил награду «Эффективное образование» 2022
Газпромбанк Лизинг получил награду «Эффективное образование» 2022