Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен

Реформа
36959
 Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен
На вопросы медиа-портала FedLeasing.ru об обсуждаемом в Госдуме законопроекте о реформе рынка лизинга ответил Рустем Мухамедов, генеральный директор АО «РЕГИОН Лизинг»

Какова Ваша позиция по поводу необходимости проведения реформы, прежде всего, в части усиления регулировании отрасли лизинга в России? 

Нынешнее активное обсуждение поправок в законопроект о регулировании спецсубъектов лизинговой деятельности, принятый в первом чтении в январе этого года, показывает, что этот документ совсем не однозначен и требует доработки.

В качестве целей реформы разработчики законопроекта заявили снижение системных рисков лизингового рынка, повышение транспарентности лизинговой деятельности, обеспечение добросовестной практики на рынке лизинговых услуг и устойчивости лизинговых компаний, связанных с государством или получающих меры государственной поддержки.

Надо сказать, что лизинговый рынок в России существует уже более 25 лет, развиваясь в основном за счет привлеченных от коммерческих банков ресурсов, без использования средств населения, что требует от лизинговых компаний соответствия требованиям регулятора, предъявляемым банковским заемщикам. Все лизинговые компании публикуют информацию о каждой заключенной ими сделке в ЕФРСФДЮЛ, а также отчитываются о каждом факте передачи имущества в лизинг в Росфинмониторинг, указывая все идентификационные данные сторон и стоимость операции.

Меры государственной поддержки, доступ к которым предполагается ограничить за счет введения регулирования на лизинговом рынке, на самом деле адресованы не лизинговым компаниям, а нацелены на снижение затрат по лизинговым сделкам для конечных получателей, то есть реального сектора экономики, что автоматически увеличивает спрос на продукцию отечественных производителей. Лизинговые компании в данном случае – это только инструмент администрирования и обеспечения целевого использования предоставляемых субсидий. На сегодняшний день для получения подобных мер государственной поддержки лизинговые компании должны обеспечивать свое соответствие перечню требований, которые определяются для каждого вида государственной поддержки с учетом его особенностей.

В таких условиях предлагаемый формат регулирования выглядит избыточным, он, фактически, вводит дополнительные требования к уже существующим нормативам для заемщиков банков, компаний, прямо или косвенно аффилированных с государством, и получателей мер государственной поддержки. Вряд ли такое регулирование принесет на рынок что-то, кроме увеличения издержек попадающих под регулирование лизинговых компаний.

Насколько предложенные в обсуждаемом законопроекте механизмы достигают поставленных целей? Насколько они будут эффективны для рынка на нынешнем этапе его развития?

Суть предлагаемого формата регулирования состоит в том, чтобы отнести лизинговые компании, связанные с государством. и получающие меры государственной поддержки, к числу некредитных финансовых организаций, зарегистрировать их в реестре Банка России, а также ввести саморегулирование на лизинговом рынке.

Это означает, что лизинговые компании, попадающие под регулирование, будут нести дополнительную финансовую и организационную нагрузку, поскольку они должны будут уплачивать взносы в СРО, обеспечить перевод своего учета на единый план счетов для некредитных финансовых организаций и переобучить своих сотрудников для ведения такого учета. Им потребуется привлекать на платной основе сторонние компании для проведения обязательного аудита, создавать подразделения или увеличивать уже имеющуюся штатную численность сотрудников, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, соблюдением требований по ПОД ФТ, осуществлением внутреннего контроля и управления рисками, взаимодействием с СРО и Банком России и так далее. Все это связано с увеличением фонда оплаты труда и расходов на обязательные страховые взносы в ФСС и ФОМС.

Такое увеличение финансовой и организационной нагрузки повлечет за собой увеличение себестоимости лизинговых услуг и существенно ограничит конкурентность услуг специальных субъектов лизинговой деятельности по сравнению с иными лицами, осуществляющими оказание лизинговых услуг. А поскольку транслировать субсидии в реальный сектор экономики смогут только эти «спецсубъекты», то эффект субсидирования реального сектора будет в значительной степени снижен из-за роста стоимости лизинговых услуг.

В результате введения регулирования у лизинговых компаний появится дополнительная обязанность предоставлять еще один комплект отчетности и сопутствующей ей информации в ЦБ РФ. Трудно судить, насколько эта мера повысит транспарентность рынка, если уже сейчас государству известно о каждой заключаемой лизинговой сделке и ее характеристиках.

Также после введения предлагаемого регулирования, скорее всего, не будет обеспечено повышение стабильности рынка. Крупные игроки, а тем более государственные компании, уже контролируются, и не почувствуют изменений от ужесточения контроля. А малые испытают на себе очень сильное давление требований к капиталу и расходы на переход к новым нормам. 

ТОП-20 компаний уже сейчас практически полностью соответствуют требованиям, предложенным в законопроекте. При этом и три года назад, еще до банкротства «Трансаэро», они также им соответствовали.

Каковы Ваши предложения? 

РЕГИОН Лизинг, как и большинство лизинговых компаний, считает важным введение на лизинговом рынке такого формата регулирования, который стимулировал бы дальнейшее развитие отрасли, чтобы лизинг использовался как инструмент поддержки отечественного производителя, повышалась заинтересованность профессиональных инвесторов в финансировании лизинговых проектов, снижалась стоимость лизинговых продуктов для предприятий реального сектора экономики. В настоящее время идет активный диалог представителей отрасли с разработчиками законопроекта, обсуждаются поправки в законопроект ко второму чтению, и мы надеемся, что эта работа позволит найти решения, взаимоприемлемые и для государства, и для отрасли.

Читайте также

Клиенты оценили предложения лизингодателей по реструктуризации платежей
# Новости
4 Июня 2020
2652
Клиенты оценили предложения лизингодателей по реструктуризации платежей
Клиенты оценили предложения лизингодателей по реструктуризации платежей
Владимир Путин поручил увеличить субсидии на лизинг оборудования для легпрома
# Новости
4 Июня 2020
2587
Владимир Путин поручил увеличить субсидии на лизинг оборудования для легпрома
Владимир Путин поручил увеличить субсидии на лизинг оборудования для легпрома
«Эксперт РА» повысил рейтинг Carcade до ruA+ после смены собственника
# Новости
4 Июня 2020
2041
«Эксперт РА» повысил рейтинг Carcade до ruA+ после смены собственника
«Эксперт РА» повысил рейтинг Carcade до ruA+ после смены собственника
Президент РФ поручил выделить 5,8 млрд руб. на транспортный лизинг
# Господдержка
2 Июня 2020
6539
Президент РФ поручил выделить 5,8 млрд руб. на транспортный лизинг
Президент РФ поручил выделить 5,8 млрд руб. на транспортный лизинг
2 июня состоится онлайн-конференция «Реструктуризация лизинговых договоров: опыт клиентов»
# Новости
1 Июня 2020
5954
2 июня состоится онлайн-конференция «Реструктуризация лизинговых договоров: опыт клиентов»
2 июня состоится онлайн-конференция «Реструктуризация лизинговых договоров: опыт клиентов»
Спрос на облигации «Росагролизинга» превысил 15 млрд руб.
# Новости
29 Мая 2020
7722
Спрос на облигации «Росагролизинга» превысил 15 млрд руб.
Спрос на облигации «Росагролизинга» превысил 15 млрд руб.
ГТЛК успешно закрыла книгу заявок по облигациям на 10 млрд руб.
# Новости
28 Мая 2020
6851
ГТЛК успешно закрыла книгу заявок по облигациям на 10 млрд руб.
ГТЛК успешно закрыла книгу заявок по облигациям на 10 млрд руб.
«Росагролизинг» проведет дебютное размещение облигаций 3 июня
# Новости
28 Мая 2020
6786
«Росагролизинг» проведет дебютное размещение облигаций 3 июня
«Росагролизинг» проведет дебютное размещение облигаций 3 июня
Минфин предложил реорганизовать управление в лизинговых госкомпаниях
# Законодательство
27 Мая 2020
8385
Минфин предложил реорганизовать управление в лизинговых госкомпаниях
Минфин предложил реорганизовать управление в лизинговых госкомпаниях
ЦБ разъяснил порядок реструктуризации кредитов для лизинга с МСП
# Господдержка
25 Мая 2020
12688
ЦБ разъяснил порядок реструктуризации кредитов для лизинга с МСП
ЦБ разъяснил порядок реструктуризации кредитов для лизинга с МСП
Заключение лизинговых сделок с помощью ЭДО снижает издержки всех контрагентов
# Новости
22 Мая 2020
10504
Заключение лизинговых сделок с помощью ЭДО снижает издержки всех контрагентов
Заключение лизинговых сделок с помощью ЭДО снижает издержки всех контрагентов
«Вертолеты России» задумались о создании собственной лизинговой компании
# Новости
21 Мая 2020
9958
«Вертолеты России» задумались о создании собственной лизинговой компании
«Вертолеты России» задумались о создании собственной лизинговой компании
Правила субсидирования лизинга колесной техники в 2020 году вступили в силу
# Новости
21 Мая 2020
11570
Правила субсидирования лизинга колесной техники в 2020 году вступили в силу
Правила субсидирования лизинга колесной техники в 2020 году вступили в силу
21 мая Газпромбанк Лизинг и «СКБ Контур» расскажут о преимуществах ЭДО и ЭЦП
# Новости
20 Мая 2020
9399
21 мая Газпромбанк Лизинг и «СКБ Контур» расскажут о преимуществах ЭДО и ЭЦП
21 мая Газпромбанк Лизинг и «СКБ Контур» расскажут о преимуществах ЭДО и ЭЦП
Господдержка и лизинг способны обеспечить быстрое восстановление авторынка
# Новости
19 Мая 2020
9698
Господдержка и лизинг способны обеспечить быстрое восстановление авторынка
Господдержка и лизинг способны обеспечить быстрое восстановление авторынка
19 мая Газпромбанк Автолизинг и Ford-Sollers в прямом эфире расскажут о ситуации в автопроме
# Новости
18 Мая 2020
9906
19 мая Газпромбанк Автолизинг и Ford-Sollers в прямом эфире расскажут о ситуации в автопроме
19 мая Газпромбанк Автолизинг и Ford-Sollers в прямом эфире расскажут о ситуации в автопроме
ВТБ Лизинг поставит 1162 Lada Largus для «Почты России» за 1,2 млрд руб.
# Новости
18 Мая 2020
9659
ВТБ Лизинг поставит 1162 Lada Largus для «Почты России» за 1,2 млрд руб.
ВТБ Лизинг поставит 1162 Lada Largus для «Почты России» за 1,2 млрд руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за апрель 2020 года
# Аналитика
15 Мая 2020
13754
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за апрель 2020 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за апрель 2020 года
Минтранс России сократил и усилил совет директоров ГТЛК
# Новости
14 Мая 2020
11869
Минтранс России сократил и усилил совет директоров ГТЛК
Минтранс России сократил и усилил совет директоров ГТЛК
Владимир Путин поручил поддержать лизинг российских воздушных судов
# Господдержка
13 Мая 2020
15470
Владимир Путин поручил поддержать лизинг российских воздушных судов
Владимир Путин поручил поддержать лизинг российских воздушных судов
Продажи новых автомобилей всех типов в апреле показали рекордное падение
# Новости
12 Мая 2020
12090
Продажи новых автомобилей всех типов в апреле показали рекордное падение
Продажи новых автомобилей всех типов в апреле показали рекордное падение
«Россельхозбанк» объявил о первой сделке «РСХБ Лизинга»
# Новости
8 Мая 2020
15275
«Россельхозбанк» объявил о первой сделке «РСХБ Лизинга»
«Россельхозбанк» объявил о первой сделке «РСХБ Лизинга»
«Росагролизинг» в 2019 году вышел на 1 млрд руб. прибыли по МСФО
# Новости
7 Мая 2020
11336
«Росагролизинг» в 2019 году вышел на 1 млрд руб. прибыли по МСФО
«Росагролизинг» в 2019 году вышел на 1 млрд руб. прибыли по МСФО
Чистая прибыль «ТрансФин-М» по МСФО в 2019 году выросла в 3,5 раза до 15,5 млрд руб.
# Новости
6 Мая 2020
13884
Чистая прибыль «ТрансФин-М» по МСФО в 2019 году выросла в 3,5 раза до 15,5 млрд руб.
Чистая прибыль «ТрансФин-М» по МСФО в 2019 году выросла в 3,5 раза до 15,5 млрд руб.
Наверх