Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен

Реформа
61139
 Рустем Мухамедов, РЕГИОН Лизинг: эффект субсидирования реального сектора будет снижен
На вопросы медиа-портала FedLeasing.ru об обсуждаемом в Госдуме законопроекте о реформе рынка лизинга ответил Рустем Мухамедов, генеральный директор АО «РЕГИОН Лизинг»

Какова Ваша позиция по поводу необходимости проведения реформы, прежде всего, в части усиления регулировании отрасли лизинга в России? 

Нынешнее активное обсуждение поправок в законопроект о регулировании спецсубъектов лизинговой деятельности, принятый в первом чтении в январе этого года, показывает, что этот документ совсем не однозначен и требует доработки.

В качестве целей реформы разработчики законопроекта заявили снижение системных рисков лизингового рынка, повышение транспарентности лизинговой деятельности, обеспечение добросовестной практики на рынке лизинговых услуг и устойчивости лизинговых компаний, связанных с государством или получающих меры государственной поддержки.

Надо сказать, что лизинговый рынок в России существует уже более 25 лет, развиваясь в основном за счет привлеченных от коммерческих банков ресурсов, без использования средств населения, что требует от лизинговых компаний соответствия требованиям регулятора, предъявляемым банковским заемщикам. Все лизинговые компании публикуют информацию о каждой заключенной ими сделке в ЕФРСФДЮЛ, а также отчитываются о каждом факте передачи имущества в лизинг в Росфинмониторинг, указывая все идентификационные данные сторон и стоимость операции.

Меры государственной поддержки, доступ к которым предполагается ограничить за счет введения регулирования на лизинговом рынке, на самом деле адресованы не лизинговым компаниям, а нацелены на снижение затрат по лизинговым сделкам для конечных получателей, то есть реального сектора экономики, что автоматически увеличивает спрос на продукцию отечественных производителей. Лизинговые компании в данном случае – это только инструмент администрирования и обеспечения целевого использования предоставляемых субсидий. На сегодняшний день для получения подобных мер государственной поддержки лизинговые компании должны обеспечивать свое соответствие перечню требований, которые определяются для каждого вида государственной поддержки с учетом его особенностей.

В таких условиях предлагаемый формат регулирования выглядит избыточным, он, фактически, вводит дополнительные требования к уже существующим нормативам для заемщиков банков, компаний, прямо или косвенно аффилированных с государством, и получателей мер государственной поддержки. Вряд ли такое регулирование принесет на рынок что-то, кроме увеличения издержек попадающих под регулирование лизинговых компаний.

Насколько предложенные в обсуждаемом законопроекте механизмы достигают поставленных целей? Насколько они будут эффективны для рынка на нынешнем этапе его развития?

Суть предлагаемого формата регулирования состоит в том, чтобы отнести лизинговые компании, связанные с государством. и получающие меры государственной поддержки, к числу некредитных финансовых организаций, зарегистрировать их в реестре Банка России, а также ввести саморегулирование на лизинговом рынке.

Это означает, что лизинговые компании, попадающие под регулирование, будут нести дополнительную финансовую и организационную нагрузку, поскольку они должны будут уплачивать взносы в СРО, обеспечить перевод своего учета на единый план счетов для некредитных финансовых организаций и переобучить своих сотрудников для ведения такого учета. Им потребуется привлекать на платной основе сторонние компании для проведения обязательного аудита, создавать подразделения или увеличивать уже имеющуюся штатную численность сотрудников, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, соблюдением требований по ПОД ФТ, осуществлением внутреннего контроля и управления рисками, взаимодействием с СРО и Банком России и так далее. Все это связано с увеличением фонда оплаты труда и расходов на обязательные страховые взносы в ФСС и ФОМС.

Такое увеличение финансовой и организационной нагрузки повлечет за собой увеличение себестоимости лизинговых услуг и существенно ограничит конкурентность услуг специальных субъектов лизинговой деятельности по сравнению с иными лицами, осуществляющими оказание лизинговых услуг. А поскольку транслировать субсидии в реальный сектор экономики смогут только эти «спецсубъекты», то эффект субсидирования реального сектора будет в значительной степени снижен из-за роста стоимости лизинговых услуг.

В результате введения регулирования у лизинговых компаний появится дополнительная обязанность предоставлять еще один комплект отчетности и сопутствующей ей информации в ЦБ РФ. Трудно судить, насколько эта мера повысит транспарентность рынка, если уже сейчас государству известно о каждой заключаемой лизинговой сделке и ее характеристиках.

Также после введения предлагаемого регулирования, скорее всего, не будет обеспечено повышение стабильности рынка. Крупные игроки, а тем более государственные компании, уже контролируются, и не почувствуют изменений от ужесточения контроля. А малые испытают на себе очень сильное давление требований к капиталу и расходы на переход к новым нормам. 

ТОП-20 компаний уже сейчас практически полностью соответствуют требованиям, предложенным в законопроекте. При этом и три года назад, еще до банкротства «Трансаэро», они также им соответствовали.

Каковы Ваши предложения? 

РЕГИОН Лизинг, как и большинство лизинговых компаний, считает важным введение на лизинговом рынке такого формата регулирования, который стимулировал бы дальнейшее развитие отрасли, чтобы лизинг использовался как инструмент поддержки отечественного производителя, повышалась заинтересованность профессиональных инвесторов в финансировании лизинговых проектов, снижалась стоимость лизинговых продуктов для предприятий реального сектора экономики. В настоящее время идет активный диалог представителей отрасли с разработчиками законопроекта, обсуждаются поправки в законопроект ко второму чтению, и мы надеемся, что эта работа позволит найти решения, взаимоприемлемые и для государства, и для отрасли.

Читайте также

Минпромторг России: рост утильсбора не повредит покупателям сельхозтехники
# Господдержка
Минпромторг России: рост утильсбора не повредит покупателям сельхозтехники
Минпромторг России: рост утильсбора не повредит покупателям сельхозтехники
Новый онлайн-сервис PoiskPL объединил предложения более 700 автодилеров в России
# Новости
Новый онлайн-сервис PoiskPL объединил предложения более 700 автодилеров в России
Новый онлайн-сервис PoiskPL объединил предложения более 700 автодилеров в России
4 марта состоится онлайн-конференция «Лизинг сельхозтехники: готовность к посевной 2021»
# Новости
4 марта состоится онлайн-конференция «Лизинг сельхозтехники: готовность к посевной 2021»
4 марта состоится онлайн-конференция «Лизинг сельхозтехники: готовность к посевной 2021»
«Совкомбанк Лизинг» увеличил уставный капитал с 420 млн руб. до 1,02 млрд руб.
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» увеличил уставный капитал с 420 млн руб. до 1,02 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» увеличил уставный капитал с 420 млн руб. до 1,02 млрд руб.
«Росагролизинг» намерен выдавать аграриям дроны в финансовую аренду
# Новости
«Росагролизинг» намерен выдавать аграриям дроны в финансовую аренду
«Росагролизинг» намерен выдавать аграриям дроны в финансовую аренду
Аграрное предприятие «Победа» возьмет в лизинг сельхозтехнику у «Дойче Лизинг Восток»
# Новости
Аграрное предприятие «Победа» возьмет в лизинг сельхозтехнику у «Дойче Лизинг Восток»
Аграрное предприятие «Победа» возьмет в лизинг сельхозтехнику у «Дойче Лизинг Восток»
«Европлан» в 2020 году увеличил чистую прибыль по МСФО на 25,2% до 6 млрд руб.
# Новости
«Европлан» в 2020 году увеличил чистую прибыль по МСФО на 25,2% до 6 млрд руб.
«Европлан» в 2020 году увеличил чистую прибыль по МСФО на 25,2% до 6 млрд руб.
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
# Новости
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
# Новости
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
# Господдержка
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
# Новости
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
# Новости
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
# Аналитика
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
 ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
# Новости
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
# Новости
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
# Новости
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
# Новости
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Регулятора лизинга выберет правительство
# Реформа
Регулятора лизинга выберет правительство
Регулятора лизинга выберет правительство
Наверх