Галия Джолдыбаева: «Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам в рамках ЕАЭС»

Реформа
7007
Галия Джолдыбаева: «Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам в рамках ЕАЭС»
Законопроект российских финансовых властей по усилению госрегулирования на рынке лизинга не прошел согласование в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Обязательства России по формированию единого рынка услуг на пространстве стран-участниц Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагают отказ от введения любых новых национальных ограничительных мер по работе на общем рынке услуг. На вопросы главного редактора FedLeasing.ru Алексея Екимовского о деталях позиции ЕЭК в отношении рынка лизинга в ЕАЭС ответила директор Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галия Джолдыбаева

Мы знакомы с реакцией ЕЭК на законопроект российских властей о реформах в сфере лизинга. Могли бы Вы выделить самое главное, наиболее фундаментальное препятствие для его принятия в РФ? Насколько оно устранимо в текущей редакции законопроекта? 

На сегодняшний день в Госдуме России находится на рассмотрении законопроект, который не просто определяет порядок применения мер господдержки в лизинговой отрасли, а по факту предлагает ввести новые меры по допуску на этот рынок.

И в этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на нормы Договора о ЕАЭС, которые, безусловно, должны быть учтены законопроектом. В частности, Договор о ЕАЭС не допускает ухудшение условий доступа субъектов (не банков) на рынок лизинга и введение новых ограничений в странах ЕАЭС, не позволяет вводить новые ограничения (в том числе дискриминационные, количественные и прочие), в том числе в части доступа к мерам господдержки, которые на дату подписания 29 мая 2014 года и вступления в силу Договора о ЕАЭС 1 января 2015 года не были законодательно установлены. Договор также устанавливает защитные положения в отношении всех объектов лизинга (Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС).

Сегодня все эти положения нарушаются разработчиками законопроекта.

Более того, в рамках ЕАЭС у нас существует единый рынок услуг, и лизинговые услуги по большинству выдаваемых объектов находятся в нем. Это означает, что лизингодатели из стран ЕАЭС в России получают доступ на рынок без каких-либо ограничений, изъятий и дополнительных требований. Кроме того, единый рынок услуг гарантирует признание национальных разрешений, лицензий во всех странах ЕАЭС, в том числе профессиональной квалификации персонала лизингодателя, а также поставку услуг без повторного учреждения.

Таким образом, законопроект в сегодняшней редакции может создать фундаментальные препятствия между странами ЕАЭС для свободного движения лизинговых услуг и функционирования единого рынка лизинговых услуг.

При этом хочу отметить, что ЕЭК в рамках своей компетенции активно участвует в рассмотрении законопроекта и содействует разработчикам в том, чтобы данный законопроект не нарушал обязательств России в рамках ЕАЭС.

Один из тезисов сторонников усиления регулирования на лизинговом рынке заключается в праве каждого государства контролировать использование средств господдержки. Это само по себе не противоречит принципам ЕАЭС? Если это допустимо, то насколько в принципе можно говорить о «едином рынке услуг» при наличии такого права у государств-членов? 

Да, каждое государство имеет право на применение мер господдержки, но и этот процесс не бесконтрольный. Меры господдержки применяются и действуют в рамках обязательств по ВТО, членом которой является и Россия.

В отношении функционирования единого рынка услуг отмечу, что если любая из стран ЕАЭС хочет усилить регулирование использования лизингодателями или лизингополучателями средств господдержки, то они могут это делать, но только не путем ужесточения допуска на рынок, когда это негативно влияет на рынок лизинговых услуг. 

Наличие права поддерживать своих субъектов лизинговой деятельности не должно влиять на единый рынок услуг.

Еще раз повторюсь. В данном законопроекте под предлогом того, что его целью является только определение порядка применения мер господдержки в лизинговой отрасли, разработчики предлагают ввести новые меры регулирования для допуска на рынок лизинговых услуг. И ранее я говорила, как это влияет на свободу движения услуг и, в частности, на функционирование единого рынка услуг.

Если Россия будет настаивать на своем праве определять правила доступа к господдержке, и уточнит формулировки о «спецсубъектах лизинговой деятельности», сможет ли ЕЭК продолжать препятствовать продвижению законопроекта? 

Считаю, вопрос поставлен некорректно. 

Во-первых, целью деятельности ЕЭК не является препятствие продвижению законопроектов в странах ЕАЭС. В соответствии с Договором о ЕАЭС ЕЭК призвана осуществлять мониторинг исполнения странами ЕАЭС взятых на себя обязательств. Россия, равно как и другие страны ЕАЭС, взяла на себя определенные обязательства по либерализации рынка лизинговых услуг.

Во-вторых, задача согласования текста законопроекта с ЕЭК поставлена перед разработчиками не нами, а правительством России и администрацией президента России, которые правильно понимают, что любой законопроект должен соответствовать положениям права ЕАЭС. Об этом даже сказано в регламенте правительства России.

Кроме того, у читателя должно быть понимание того, что если принятый закон противоречит нормам Договора о ЕАЭС, то у любого участника рынка лизинговых услуг есть право обратиться в международный Суд ЕАЭС с иском против государства за защитой своих прав.

Насколько велики существующие различия в регулировании лизинговых отношений в различных странах-членах ЕАЭС? Существует ли какой-то план или «дорожная карта» по гармонизации законодательства о регулировании лизинга на общем пространстве? В каком направлении должна идти такая гармонизация – в сторону либерализации или наоборот, в сторону ужесточения регулирования лизинговых отношений?

По вашему вопросу хочу повторить – какое-либо ужесточение регулирования деятельности лизинговых компаний и получателей лизинговых услуг не допустимо и полностью не соответствует тем обязательствам, которые взяли на себя все страны ЕАЭС с целью обеспечения свободы торговли услугами. Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам, взятым странами в рамках ЕАЭС.

Как уже было сказано, лизинговые услуги по большинству объектов находятся в едином рынке услуг, что говорит нам о доверии в каждой стране ЕАЭС к лизингодателям, которые работают в других странах ЕАЭС. Соответственно, раз здесь есть единый рынок, то уже никакой гармонизации регулирования не требуется, так как страны взяли обязательства работать в существующих условиях ведения предпринимательской деятельности.

Обращаю внимание, что в соответствии с Договором о ЕАЭС, гармонизация законодательства – это сближение законодательства стран ЕАЭС, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативно-правового регулирования в отдельных сферах. Во всех странах ЕАЭС регулирование лизинговых услуг изначально сходное и сопоставимое. 

Кроме того, страны ЕАЭС взяли на себя обязательства не по гармонизации законодательства, а обязательства по не ужесточению существующего регулирования, в том числе на рынке лизинговых услуг.

В тексте Договора о ЕАЭС и приложений к нему термин «лизинг» упоминается в нескольких местах, с уточнениями конкретных отраслей экономики, где создается «единый рынок услуг». Почему так устроен документ? Какие изъятия сделаны из «общего рынка» и вообще, что в данном случае понимается под «единым рынком лизинга»?

По моему мнению, Договор о ЕАЭС очень простой и написан на очень понятном языке. Над ним работали эксперты, специалисты, профессионалы всех стран. 

Что касается услуг, то это очень понятно оформлено в разделе XV Договора о ЕАЭС, где изложены все защитные положения в отношении услугодателей и их потребителей. Кроме того, в этом разделе Договора о ЕАЭС отражены обязательства стран ЕАЭС по услугам. 

Когда мы говорим о едином рынке лизинговых услуг, то – это единый рынок, а не общий рынок. Это абсолютно разные условия для взаимодействия участников рынка. Общий рынок – это тот же механизм, что и в рамках ВТО, и действует на тех принципах и основах, о которых страны договорились. А единый рынок услуг – это уже механизм в рамках более глубокой интеграции и его составляющими, помимо элементов общего рынка без ограничений, изъятий и дополнительных требований, еще является признание национальных разрешений и профессиональной квалификации персонала услугодателя, выданных в одной стране на территории других стран ЕАЭС, а также отсутствие требования повторно учреждаться. 

Лизинговая деятельность сегодня функционирует в режиме единого рынка услуг. Изъятия по единому рынку услуг действуют только «горизонтальные» и они изложены в Приложении № 16 к Договору о ЕАЭС. Каких-либо отраслевых изъятий по лизинговым услугам в этом перечне не содержится.

Читайте также

Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
# Новости
11 Декабря 2019
2197
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
# Новости
11 Декабря 2019
1378
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
# Новости
10 Декабря 2019
2639
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
# Новости
10 Декабря 2019
1573
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
# Новости
10 Декабря 2019
2587
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
# Новости
9 Декабря 2019
4589
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
# Новости
9 Декабря 2019
1872
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
# Новости
6 Декабря 2019
6149
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
# Новости
6 Декабря 2019
2769
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
# Новости
6 Декабря 2019
2015
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
# Новости
6 Декабря 2019
3796
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
# Новости
5 Декабря 2019
2548
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
# Новости
5 Декабря 2019
4459
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
# Новости
5 Декабря 2019
3029
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
# Новости
5 Декабря 2019
4121
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
# Новости
5 Декабря 2019
4043
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
# Аналитика
4 Декабря 2019
5902
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
# Новости
4 Декабря 2019
3900
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
# Новости
3 Декабря 2019
11063
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
# Новости
3 Декабря 2019
3835
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
# Новости
3 Декабря 2019
2899
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
# Новости
3 Декабря 2019
4264
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
# Новости
2 Декабря 2019
4238
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
# Новости
2 Декабря 2019
5304
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
Наверх