Галия Джолдыбаева: «Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам в рамках ЕАЭС»

Реформа
89K
Галия Джолдыбаева: «Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам в рамках ЕАЭС»
Законопроект российских финансовых властей по усилению госрегулирования на рынке лизинга не прошел согласование в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Обязательства России по формированию единого рынка услуг на пространстве стран-участниц Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагают отказ от введения любых новых национальных ограничительных мер по работе на общем рынке услуг. На вопросы главного редактора FedLeasing.ru Алексея Екимовского о деталях позиции ЕЭК в отношении рынка лизинга в ЕАЭС ответила директор Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галия Джолдыбаева

Мы знакомы с реакцией ЕЭК на законопроект российских властей о реформах в сфере лизинга. Могли бы Вы выделить самое главное, наиболее фундаментальное препятствие для его принятия в РФ? Насколько оно устранимо в текущей редакции законопроекта? 

На сегодняшний день в Госдуме России находится на рассмотрении законопроект, который не просто определяет порядок применения мер господдержки в лизинговой отрасли, а по факту предлагает ввести новые меры по допуску на этот рынок.

И в этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на нормы Договора о ЕАЭС, которые, безусловно, должны быть учтены законопроектом. В частности, Договор о ЕАЭС не допускает ухудшение условий доступа субъектов (не банков) на рынок лизинга и введение новых ограничений в странах ЕАЭС, не позволяет вводить новые ограничения (в том числе дискриминационные, количественные и прочие), в том числе в части доступа к мерам господдержки, которые на дату подписания 29 мая 2014 года и вступления в силу Договора о ЕАЭС 1 января 2015 года не были законодательно установлены. Договор также устанавливает защитные положения в отношении всех объектов лизинга (Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС).

Сегодня все эти положения нарушаются разработчиками законопроекта.

Более того, в рамках ЕАЭС у нас существует единый рынок услуг, и лизинговые услуги по большинству выдаваемых объектов находятся в нем. Это означает, что лизингодатели из стран ЕАЭС в России получают доступ на рынок без каких-либо ограничений, изъятий и дополнительных требований. Кроме того, единый рынок услуг гарантирует признание национальных разрешений, лицензий во всех странах ЕАЭС, в том числе профессиональной квалификации персонала лизингодателя, а также поставку услуг без повторного учреждения.

Таким образом, законопроект в сегодняшней редакции может создать фундаментальные препятствия между странами ЕАЭС для свободного движения лизинговых услуг и функционирования единого рынка лизинговых услуг.

При этом хочу отметить, что ЕЭК в рамках своей компетенции активно участвует в рассмотрении законопроекта и содействует разработчикам в том, чтобы данный законопроект не нарушал обязательств России в рамках ЕАЭС.

Один из тезисов сторонников усиления регулирования на лизинговом рынке заключается в праве каждого государства контролировать использование средств господдержки. Это само по себе не противоречит принципам ЕАЭС? Если это допустимо, то насколько в принципе можно говорить о «едином рынке услуг» при наличии такого права у государств-членов? 

Да, каждое государство имеет право на применение мер господдержки, но и этот процесс не бесконтрольный. Меры господдержки применяются и действуют в рамках обязательств по ВТО, членом которой является и Россия.

В отношении функционирования единого рынка услуг отмечу, что если любая из стран ЕАЭС хочет усилить регулирование использования лизингодателями или лизингополучателями средств господдержки, то они могут это делать, но только не путем ужесточения допуска на рынок, когда это негативно влияет на рынок лизинговых услуг. 

Наличие права поддерживать своих субъектов лизинговой деятельности не должно влиять на единый рынок услуг.

Еще раз повторюсь. В данном законопроекте под предлогом того, что его целью является только определение порядка применения мер господдержки в лизинговой отрасли, разработчики предлагают ввести новые меры регулирования для допуска на рынок лизинговых услуг. И ранее я говорила, как это влияет на свободу движения услуг и, в частности, на функционирование единого рынка услуг.

Если Россия будет настаивать на своем праве определять правила доступа к господдержке, и уточнит формулировки о «спецсубъектах лизинговой деятельности», сможет ли ЕЭК продолжать препятствовать продвижению законопроекта? 

Считаю, вопрос поставлен некорректно. 

Во-первых, целью деятельности ЕЭК не является препятствие продвижению законопроектов в странах ЕАЭС. В соответствии с Договором о ЕАЭС ЕЭК призвана осуществлять мониторинг исполнения странами ЕАЭС взятых на себя обязательств. Россия, равно как и другие страны ЕАЭС, взяла на себя определенные обязательства по либерализации рынка лизинговых услуг.

Во-вторых, задача согласования текста законопроекта с ЕЭК поставлена перед разработчиками не нами, а правительством России и администрацией президента России, которые правильно понимают, что любой законопроект должен соответствовать положениям права ЕАЭС. Об этом даже сказано в регламенте правительства России.

Кроме того, у читателя должно быть понимание того, что если принятый закон противоречит нормам Договора о ЕАЭС, то у любого участника рынка лизинговых услуг есть право обратиться в международный Суд ЕАЭС с иском против государства за защитой своих прав.

Насколько велики существующие различия в регулировании лизинговых отношений в различных странах-членах ЕАЭС? Существует ли какой-то план или «дорожная карта» по гармонизации законодательства о регулировании лизинга на общем пространстве? В каком направлении должна идти такая гармонизация – в сторону либерализации или наоборот, в сторону ужесточения регулирования лизинговых отношений?

По вашему вопросу хочу повторить – какое-либо ужесточение регулирования деятельности лизинговых компаний и получателей лизинговых услуг не допустимо и полностью не соответствует тем обязательствам, которые взяли на себя все страны ЕАЭС с целью обеспечения свободы торговли услугами. Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам, взятым странами в рамках ЕАЭС.

Как уже было сказано, лизинговые услуги по большинству объектов находятся в едином рынке услуг, что говорит нам о доверии в каждой стране ЕАЭС к лизингодателям, которые работают в других странах ЕАЭС. Соответственно, раз здесь есть единый рынок, то уже никакой гармонизации регулирования не требуется, так как страны взяли обязательства работать в существующих условиях ведения предпринимательской деятельности.

Обращаю внимание, что в соответствии с Договором о ЕАЭС, гармонизация законодательства – это сближение законодательства стран ЕАЭС, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативно-правового регулирования в отдельных сферах. Во всех странах ЕАЭС регулирование лизинговых услуг изначально сходное и сопоставимое. 

Кроме того, страны ЕАЭС взяли на себя обязательства не по гармонизации законодательства, а обязательства по не ужесточению существующего регулирования, в том числе на рынке лизинговых услуг.

В тексте Договора о ЕАЭС и приложений к нему термин «лизинг» упоминается в нескольких местах, с уточнениями конкретных отраслей экономики, где создается «единый рынок услуг». Почему так устроен документ? Какие изъятия сделаны из «общего рынка» и вообще, что в данном случае понимается под «единым рынком лизинга»?

По моему мнению, Договор о ЕАЭС очень простой и написан на очень понятном языке. Над ним работали эксперты, специалисты, профессионалы всех стран. 

Что касается услуг, то это очень понятно оформлено в разделе XV Договора о ЕАЭС, где изложены все защитные положения в отношении услугодателей и их потребителей. Кроме того, в этом разделе Договора о ЕАЭС отражены обязательства стран ЕАЭС по услугам. 

Когда мы говорим о едином рынке лизинговых услуг, то – это единый рынок, а не общий рынок. Это абсолютно разные условия для взаимодействия участников рынка. Общий рынок – это тот же механизм, что и в рамках ВТО, и действует на тех принципах и основах, о которых страны договорились. А единый рынок услуг – это уже механизм в рамках более глубокой интеграции и его составляющими, помимо элементов общего рынка без ограничений, изъятий и дополнительных требований, еще является признание национальных разрешений и профессиональной квалификации персонала услугодателя, выданных в одной стране на территории других стран ЕАЭС, а также отсутствие требования повторно учреждаться. 

Лизинговая деятельность сегодня функционирует в режиме единого рынка услуг. Изъятия по единому рынку услуг действуют только «горизонтальные» и они изложены в Приложении № 16 к Договору о ЕАЭС. Каких-либо отраслевых изъятий по лизинговым услугам в этом перечне не содержится.

Читайте также

Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
# Новости
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
Мотоциклы КТМ в лизинг в CARCADE с минимальным авансом
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
# Новости
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА-(RU)
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
# Новости
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Лизинговая компания CARCADE обновила личный кабинет клиента
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 1 квартал 2023 года
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
# Новости
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
«Балтийский лизинг» создал дочернюю IT-компанию
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
# Новости
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
Обновлены рекорды компании CARCADE по итогам 2022 года
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
# Новости
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
LiuGong в лизинг с субсидией в CARCADE
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
# Новости
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
Прибыль ГК «Балтийский лизинг» по МСФО по итогам 2022 года выросла на 25%
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
# Новости
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
СберЛизинг поставит аттракционы для МБУК «Краснодарские Парки»
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
# Аналитика
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
Исследование IAS Digital: только 30% российских лизинговых компаний планируют переход на новые ИТ-решения
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
# Новости
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» рассказал владимирским промышленникам об экспресс-лизинге оборудования
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
# Новости
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
«Балтийский лизинг» стал партнёром открытия дилерского центра Omoda в Петербурге
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
# Новости
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
CARCADE профинансировала 180 электрокаров EVOLUTE для таксопарка Нижнего Новгорода
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
# Новости
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» запускает программу экспресс-лизинга железнодорожного транспорта
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
# Новости
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
«Балтийский лизинг» приступает к приему заявок на условиях программы субсидирования спецтехники
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
# Новости
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
СберЛизинг обеспечит жителей Южно-Сахалинска новыми рейсовыми автобусами
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
# Аналитика
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинг топ-менеджеров лизинговых компаний за 2022 год
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за 4 квартал 2022 года
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
# Новости
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
«Балтийский лизинг» вошёл в ТОП-250 крупнейших компаний СЗФО
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
# Новости
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Сотрудник «Балтийского лизинга» выступил на конференции «Менторинг в организациях»
Наверх