Галия Джолдыбаева: «Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам в рамках ЕАЭС»

Реформа
18915
Галия Джолдыбаева: «Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам в рамках ЕАЭС»
Законопроект российских финансовых властей по усилению госрегулирования на рынке лизинга не прошел согласование в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Обязательства России по формированию единого рынка услуг на пространстве стран-участниц Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагают отказ от введения любых новых национальных ограничительных мер по работе на общем рынке услуг. На вопросы главного редактора FedLeasing.ru Алексея Екимовского о деталях позиции ЕЭК в отношении рынка лизинга в ЕАЭС ответила директор Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галия Джолдыбаева

Мы знакомы с реакцией ЕЭК на законопроект российских властей о реформах в сфере лизинга. Могли бы Вы выделить самое главное, наиболее фундаментальное препятствие для его принятия в РФ? Насколько оно устранимо в текущей редакции законопроекта? 

На сегодняшний день в Госдуме России находится на рассмотрении законопроект, который не просто определяет порядок применения мер господдержки в лизинговой отрасли, а по факту предлагает ввести новые меры по допуску на этот рынок.

И в этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на нормы Договора о ЕАЭС, которые, безусловно, должны быть учтены законопроектом. В частности, Договор о ЕАЭС не допускает ухудшение условий доступа субъектов (не банков) на рынок лизинга и введение новых ограничений в странах ЕАЭС, не позволяет вводить новые ограничения (в том числе дискриминационные, количественные и прочие), в том числе в части доступа к мерам господдержки, которые на дату подписания 29 мая 2014 года и вступления в силу Договора о ЕАЭС 1 января 2015 года не были законодательно установлены. Договор также устанавливает защитные положения в отношении всех объектов лизинга (Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС).

Сегодня все эти положения нарушаются разработчиками законопроекта.

Более того, в рамках ЕАЭС у нас существует единый рынок услуг, и лизинговые услуги по большинству выдаваемых объектов находятся в нем. Это означает, что лизингодатели из стран ЕАЭС в России получают доступ на рынок без каких-либо ограничений, изъятий и дополнительных требований. Кроме того, единый рынок услуг гарантирует признание национальных разрешений, лицензий во всех странах ЕАЭС, в том числе профессиональной квалификации персонала лизингодателя, а также поставку услуг без повторного учреждения.

Таким образом, законопроект в сегодняшней редакции может создать фундаментальные препятствия между странами ЕАЭС для свободного движения лизинговых услуг и функционирования единого рынка лизинговых услуг.

При этом хочу отметить, что ЕЭК в рамках своей компетенции активно участвует в рассмотрении законопроекта и содействует разработчикам в том, чтобы данный законопроект не нарушал обязательств России в рамках ЕАЭС.

Один из тезисов сторонников усиления регулирования на лизинговом рынке заключается в праве каждого государства контролировать использование средств господдержки. Это само по себе не противоречит принципам ЕАЭС? Если это допустимо, то насколько в принципе можно говорить о «едином рынке услуг» при наличии такого права у государств-членов? 

Да, каждое государство имеет право на применение мер господдержки, но и этот процесс не бесконтрольный. Меры господдержки применяются и действуют в рамках обязательств по ВТО, членом которой является и Россия.

В отношении функционирования единого рынка услуг отмечу, что если любая из стран ЕАЭС хочет усилить регулирование использования лизингодателями или лизингополучателями средств господдержки, то они могут это делать, но только не путем ужесточения допуска на рынок, когда это негативно влияет на рынок лизинговых услуг. 

Наличие права поддерживать своих субъектов лизинговой деятельности не должно влиять на единый рынок услуг.

Еще раз повторюсь. В данном законопроекте под предлогом того, что его целью является только определение порядка применения мер господдержки в лизинговой отрасли, разработчики предлагают ввести новые меры регулирования для допуска на рынок лизинговых услуг. И ранее я говорила, как это влияет на свободу движения услуг и, в частности, на функционирование единого рынка услуг.

Если Россия будет настаивать на своем праве определять правила доступа к господдержке, и уточнит формулировки о «спецсубъектах лизинговой деятельности», сможет ли ЕЭК продолжать препятствовать продвижению законопроекта? 

Считаю, вопрос поставлен некорректно. 

Во-первых, целью деятельности ЕЭК не является препятствие продвижению законопроектов в странах ЕАЭС. В соответствии с Договором о ЕАЭС ЕЭК призвана осуществлять мониторинг исполнения странами ЕАЭС взятых на себя обязательств. Россия, равно как и другие страны ЕАЭС, взяла на себя определенные обязательства по либерализации рынка лизинговых услуг.

Во-вторых, задача согласования текста законопроекта с ЕЭК поставлена перед разработчиками не нами, а правительством России и администрацией президента России, которые правильно понимают, что любой законопроект должен соответствовать положениям права ЕАЭС. Об этом даже сказано в регламенте правительства России.

Кроме того, у читателя должно быть понимание того, что если принятый закон противоречит нормам Договора о ЕАЭС, то у любого участника рынка лизинговых услуг есть право обратиться в международный Суд ЕАЭС с иском против государства за защитой своих прав.

Насколько велики существующие различия в регулировании лизинговых отношений в различных странах-членах ЕАЭС? Существует ли какой-то план или «дорожная карта» по гармонизации законодательства о регулировании лизинга на общем пространстве? В каком направлении должна идти такая гармонизация – в сторону либерализации или наоборот, в сторону ужесточения регулирования лизинговых отношений?

По вашему вопросу хочу повторить – какое-либо ужесточение регулирования деятельности лизинговых компаний и получателей лизинговых услуг не допустимо и полностью не соответствует тем обязательствам, которые взяли на себя все страны ЕАЭС с целью обеспечения свободы торговли услугами. Задача ЕЭК не допускать нарушений по обязательствам, взятым странами в рамках ЕАЭС.

Как уже было сказано, лизинговые услуги по большинству объектов находятся в едином рынке услуг, что говорит нам о доверии в каждой стране ЕАЭС к лизингодателям, которые работают в других странах ЕАЭС. Соответственно, раз здесь есть единый рынок, то уже никакой гармонизации регулирования не требуется, так как страны взяли обязательства работать в существующих условиях ведения предпринимательской деятельности.

Обращаю внимание, что в соответствии с Договором о ЕАЭС, гармонизация законодательства – это сближение законодательства стран ЕАЭС, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативно-правового регулирования в отдельных сферах. Во всех странах ЕАЭС регулирование лизинговых услуг изначально сходное и сопоставимое. 

Кроме того, страны ЕАЭС взяли на себя обязательства не по гармонизации законодательства, а обязательства по не ужесточению существующего регулирования, в том числе на рынке лизинговых услуг.

В тексте Договора о ЕАЭС и приложений к нему термин «лизинг» упоминается в нескольких местах, с уточнениями конкретных отраслей экономики, где создается «единый рынок услуг». Почему так устроен документ? Какие изъятия сделаны из «общего рынка» и вообще, что в данном случае понимается под «единым рынком лизинга»?

По моему мнению, Договор о ЕАЭС очень простой и написан на очень понятном языке. Над ним работали эксперты, специалисты, профессионалы всех стран. 

Что касается услуг, то это очень понятно оформлено в разделе XV Договора о ЕАЭС, где изложены все защитные положения в отношении услугодателей и их потребителей. Кроме того, в этом разделе Договора о ЕАЭС отражены обязательства стран ЕАЭС по услугам. 

Когда мы говорим о едином рынке лизинговых услуг, то – это единый рынок, а не общий рынок. Это абсолютно разные условия для взаимодействия участников рынка. Общий рынок – это тот же механизм, что и в рамках ВТО, и действует на тех принципах и основах, о которых страны договорились. А единый рынок услуг – это уже механизм в рамках более глубокой интеграции и его составляющими, помимо элементов общего рынка без ограничений, изъятий и дополнительных требований, еще является признание национальных разрешений и профессиональной квалификации персонала услугодателя, выданных в одной стране на территории других стран ЕАЭС, а также отсутствие требования повторно учреждаться. 

Лизинговая деятельность сегодня функционирует в режиме единого рынка услуг. Изъятия по единому рынку услуг действуют только «горизонтальные» и они изложены в Приложении № 16 к Договору о ЕАЭС. Каких-либо отраслевых изъятий по лизинговым услугам в этом перечне не содержится.

Читайте также

Кемеровская область в феврале закупит в лизинг 137 автобусов на 1,7 млрд руб.
# Новости
29 Января 2020
403
Кемеровская область в феврале закупит в лизинг 137 автобусов на 1,7 млрд руб.
Кемеровская область в феврале закупит в лизинг 137 автобусов на 1,7 млрд руб.
Объем нового бизнеса «Европлана» в 2019 году превысил 100 млрд руб.
# Новости
28 Января 2020
1976
Объем нового бизнеса «Европлана» в 2019 году превысил 100 млрд руб.
Объем нового бизнеса «Европлана» в 2019 году превысил 100 млрд руб.
ТВЭЛ планирует поставлять в лизинг аккумуляторы для заводского электротранспорта
# Новости
27 Января 2020
2535
ТВЭЛ планирует поставлять в лизинг аккумуляторы для заводского электротранспорта
ТВЭЛ планирует поставлять в лизинг аккумуляторы для заводского электротранспорта
Renault Trucks завершил передачу в лизинг 113 грузовиков для «Мэйджор Авто Транс»
# Новости
27 Января 2020
2405
Renault Trucks завершил передачу в лизинг 113 грузовиков для «Мэйджор Авто Транс»
Renault Trucks завершил передачу в лизинг 113 грузовиков для «Мэйджор Авто Транс»
«ФГК» в 2019 году привлекла в лизинг 12,7 тыс. вагонов
# Новости
24 Января 2020
4290
«ФГК» в 2019 году привлекла в лизинг 12,7 тыс. вагонов
«ФГК» в 2019 году привлекла в лизинг 12,7 тыс. вагонов
Казанский «Лизинг-Трейд» разместил дебютный выпуск облигаций на 500 млн руб.
# Новости
24 Января 2020
2574
Казанский «Лизинг-Трейд» разместил дебютный выпуск облигаций на 500 млн руб.
Казанский «Лизинг-Трейд» разместил дебютный выпуск облигаций на 500 млн руб.
Газпромбанк Автолизинг нарастил новый бизнес в 2019 году до 9,9 млрд руб.
# Новости
23 Января 2020
3094
Газпромбанк Автолизинг нарастил новый бизнес в 2019 году до 9,9 млрд руб.
Газпромбанк Автолизинг нарастил новый бизнес в 2019 году до 9,9 млрд руб.
ВЭБ.РФ профинансирует лизинг 438 автобусов «Группы ГАЗ» для Твери
# Новости
23 Января 2020
6084
ВЭБ.РФ профинансирует лизинг 438 автобусов «Группы ГАЗ» для Твери
ВЭБ.РФ профинансирует лизинг 438 автобусов «Группы ГАЗ» для Твери
ГТЛК приняла решение о вступлении в НП «Лизинговый союз»
# Новости
23 Января 2020
2678
ГТЛК приняла решение о вступлении в НП «Лизинговый союз»
ГТЛК приняла решение о вступлении в НП «Лизинговый союз»
«Атомстройкомплекс» взял в лизинг 52 полувагона у «Сбербанк Лизинга»
# Новости
23 Января 2020
2418
«Атомстройкомплекс» взял в лизинг 52 полувагона у «Сбербанк Лизинга»
«Атомстройкомплекс» взял в лизинг 52 полувагона у «Сбербанк Лизинга»
ГТЛК передала петербургскому «Петротанкеру» две сухогрузные баржи проекта RDB12
# Новости
23 Января 2020
3237
ГТЛК передала петербургскому «Петротанкеру» две сухогрузные баржи проекта RDB12
ГТЛК передала петербургскому «Петротанкеру» две сухогрузные баржи проекта RDB12
Портфель лизинговой компании «Роделен» в 2019 году вырос на 42% до 1,98 млрд руб.
# Новости
22 Января 2020
3029
Портфель лизинговой компании «Роделен» в 2019 году вырос на 42% до 1,98 млрд руб.
Портфель лизинговой компании «Роделен» в 2019 году вырос на 42% до 1,98 млрд руб.
Клиенты CARCADE смогут досрочно гасить лизинговые платежи по контрактам
# Новости
22 Января 2020
2977
Клиенты CARCADE смогут досрочно гасить лизинговые платежи по контрактам
Клиенты CARCADE смогут досрочно гасить лизинговые платежи по контрактам
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за 2019 год
# Аналитика
21 Января 2020
10621
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за 2019 год
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за 2019 год
Branswick Rail выкупит 12,8 тыс. железнодорожных цистерн у ПГК
# Новости
21 Января 2020
2639
Branswick Rail выкупит 12,8 тыс. железнодорожных цистерн у ПГК
Branswick Rail выкупит 12,8 тыс. железнодорожных цистерн у ПГК
ВТБ Лизинг в 2019 году передал клиентам более 30 тыс. автомобилей
# Новости
20 Января 2020
2938
ВТБ Лизинг в 2019 году передал клиентам более 30 тыс. автомобилей
ВТБ Лизинг в 2019 году передал клиентам более 30 тыс. автомобилей
Фирма «1С» выпустила расширение для лизинговых компаний
# Новости
20 Января 2020
5954
Фирма «1С» выпустила расширение для лизинговых компаний
Фирма «1С» выпустила расширение для лизинговых компаний
«Балтийский лизинг» открыл филиал на Сахалине
# Новости
17 Января 2020
2834
«Балтийский лизинг» открыл филиал на Сахалине
«Балтийский лизинг» открыл филиал на Сахалине
«Сименс-Финанс» поставил новосибирскому ЦТ «Литейщик» оборудование на 26 млн руб.
# Новости
17 Января 2020
5174
«Сименс-Финанс» поставил новосибирскому ЦТ «Литейщик» оборудование на 26 млн руб.
«Сименс-Финанс» поставил новосибирскому ЦТ «Литейщик» оборудование на 26 млн руб.
АКРА подтвердило кредитный рейтинг «Элемент Лизинга» на уровне А-(RU)
# Новости
17 Января 2020
3471
АКРА подтвердило кредитный рейтинг «Элемент Лизинга» на уровне А-(RU)
АКРА подтвердило кредитный рейтинг «Элемент Лизинга» на уровне А-(RU)
Амурская область в 2020 году закупит в лизинг 17 коммунальных машин
# Новости
17 Января 2020
3107
Амурская область в 2020 году закупит в лизинг 17 коммунальных машин
Амурская область в 2020 году закупит в лизинг 17 коммунальных машин
Газпромбанк Лизинг в 2019 году увеличил портфель льготного лизинга на 28%
# Новости
16 Января 2020
3965
Газпромбанк Лизинг в 2019 году увеличил портфель льготного лизинга на 28%
Газпромбанк Лизинг в 2019 году увеличил портфель льготного лизинга на 28%
В России начал действовать нулевой НДС для ввоза самолетов с регистрацией в РФ
# Новости
16 Января 2020
8229
В России начал действовать нулевой НДС для ввоза самолетов с регистрацией в РФ
В России начал действовать нулевой НДС для ввоза самолетов с регистрацией в РФ
Промышленный отбор
# Господдержка
16 Января 2020
16198
Промышленный отбор
Промышленный отбор
Наверх