Государство и бизнес заняли позиции перед реформой лизинга

Реформа
Алексей Екимовский
17459
Государство и бизнес заняли позиции перед реформой лизинга

На ежегодной лизинговой конференции международного рейтингового агентства Fitch Ratings, состоявшейся в октябре в Москве, руководители частных и государственных компаний в присутствии представителя будущего регулятора рынка лизинга – Центрального банка РФ, решились обрисовать свое видение складывающихся отношений между бизнесом и властью. Дискуссия, зафиксированная главным редактором FedLeasing.ru Алексеем Екимовским, показала, что круг претензий участников рынка к государству значительно шире, чем застрявшие в Госдуме законопроекты.

Трудный возраст реформы

Государство не намерено сворачивать с выбранного курса на усиление регулирования на рынке лизинга в России, об этом в очередной раз заявил один из идеологов реформ, советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев. Он констатировал, что движение законопроекта заблокировано Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). «Но, тем не менее, это не является каким-то фундаментальным препятствием для его принятия», - сообщил он более сотни собравшимся специалистов в области лизинга в России.  

Он добавил, что правительство отказалось от тактики «кавалерийского наскока» на реформу, и уже выработало «более надежное» решение, но о его деталях почти ничего не рассказал. «Решение подготовлено, оно более долгосрочное, гораздо более надежное. Мы ожидаем его реализации в течение ближайших квартала-двух, что, я полагаю, нам позволит убрать те барьеры, которые сейчас есть, и мы будем готовы продолжить <работу над законопроектом> в весеннюю сессию следующего года», - сообщил он.

Днем позже с комментариями о переговорах с ЕЭК выступил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, курирующий реформу со стороны Минфина России. «Если мы будем регулировать только разного рода государственные блага и докажем это Евразийской комиссии, тогда это не будет уже никакое нарушение», - сообщил он журналистам в кулуарах форума «Россия – Африка» в Сочи. Замминистра финансов пояснил, что лизинговые компании ничем не будут ограничены в своей профессиональной деятельности, но если они претендуют на различные виды господдержки, то должны подпадать под регулирование, и это не будет нарушением договора о Евразийском экономическом союзе. По его мнению, ускоренная амортизация, которая предоставляется российским законодательством для сделок лизинга, тоже является элементом господдержки. «Не хотите, как хотите. А если хотите, тогда, пожалуйста, в реестр. У нас логика такая», - заявил Алексей Моисеев.

В ЦБ не обошли вниманием и «альтернативный законопроект» реформ: предлагаемые группой неназванных госкомпаний законодательные инициативы «отражают их видение того, как более комфортно себя регулировать», сообщил Сергей Моисеев. По его словам, инициатива предполагает передать полномочия регулятора рынка федеральному органу исполнительной власти - то есть, одному из министерств, в число которых ЦБ не входит. У этого неназванного министерства, по оценкам ЦБ, какие-либо контрольные функции фактически отсутствуют, а вся ответственность за порядок на рынке возлагается на институты саморегулирования. «Собственно, у этого органа нет никаких контрольных полномочий, - отметил господин Моисеев. - То, ради чего затевается реформа – транспарентность, отчетность по МСФО – всего этого нет». Такое мнение уже согласовано внутри финансово-экономического блока правительства, «никакой пользы от этого законопроекта нет», заключил чиновник ЦБ. «Поэтому мы и предварительно давали на него отрицательное экспертное заключение, а в случае его рассмотрения на комитете в Госдуме соответственно подтвердим нашу позицию», - заявил Сергей Моисеев. 

Сроки принятия соответствующих законопроектов для реформаторов не критичны: сектор лизинга растет, наращивается господдержка, «поэтому долгосрочный интерес российских финансовых властей к упорядочению ситуации <на рынке> и повышения прозрачности – сохранится», заверил господин Моисеев. «Ребенок растет», - образно охарактеризовал он ситуацию с реформой, подчеркнув, что «никакого отката назад не будет». 

Засилье госкомпаний

Ни частные, ни государственные лизинговые компании, руководители которых присутствовали на конференции, не высказывали протестов против реформы, лишь выражали надежду на достижение ею заявленных целей. Генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин вообще признался, что о проблемах законопроекта в ЕЭК услышал впервые. «Мы – за регулирование, за все его виды, - сказал топ-менеджер госкомпании. - У нас отдельный большой кабинет, там прекрасно помещается полиция, следственный комитет, Счетная палата регулярно приходит, если придет ЦБ – у нас все оборудовано». Компания публична уже на протяжении семи лет, прозрачна не только для госорганов, но и для рейтинговых агентств, «регулируйте, нет вопросов!», обратился он в сторону представителя ЦБ.

Значительная часть бизнеса компании осуществляется за границей, где ГТЛК удается не только соответствовать жестким требованиям местных регуляторов, но и даже приходится участвовать в дискуссиях по развитию системы контроля и налогообложения лизинговых операций, отметил Сергей Храмагин. По его словам, такая дискуссия сейчас развернулась, в частности, в Гонконге, где лизинговые компании, занимающиеся бизнесом с авиацией, платят чуть меньше 1,8% налогов. «Дискуссия очень острая, потому что они хотят безжалостно увеличить налог до 2%», - рассказал собравшимся глава ГТЛК. 

Частные российские компании тоже не забывают, сколько они платят налогов государству: как упомянул генеральный директор «Европлана» Александр Михайлов, его компания заплатила 20 млрд руб. налогов, не уточнив, впрочем, за какой период. В то же время, он выразил большее беспокойство присутствием на рынке крупных государственных компаний, которые монополизируют целые сегменты лизингового сектора, используя при этом экстраординарные персональные меры господдержки. 

Он процитировал правительственные документы, в которых признается доминирование государственных и связанных с правительством компаний на лизинговом рынке. По его собственным оценкам, на них приходится уже более трети активов всего лизингового сектора. «На начало 2018 года расширенное правительство вложило в капитал лизинговых компаний около 408 млрд руб. и понесло безвозвратные потери 180 млрд руб.», - подчеркнул он. Сопоставляя эти данные между собой, топ-менеджер «Европлана» сделал вывод, что продолжающаяся практика докапитализации госкомпаний свидетельствует о несправедливом распределении капитала, «непропорционально риску». 

При этом он обнаружил, что в официально утвержденных стратегиях государственных лизинговых компаний их топ-менеджменту ставится задача захвата еще большей доли рынка и занятие лидирующих позиций в отраслевых рейтингах, что противоречит азбучным истинам рыночной экономики. «В мире доказано, что экономический рост успешных экономик, где росло благосостояние населения – нас, граждан, – связано с развитием частной экономики, это главное правило», - напомнил господин Михайлов. «Они <госкомпании> займут первое место, обязательно! При такой стоимости фондирования, при том, что мы ориентированы на финансовый результат, а они в меньшей степени, при том, что мы не можем давать <деньги> под 4% годовых малому бизнесу», - пояснил свою позицию гендиректор «Европлана».

Деньги с вертолета

По мнению Александра Михайлова, в долгосрочной перспективе это приведет к значительному ущербу для отраслей, где оказывается подобная господдержка. Он привел в пример рынок сельхозтехники, где доминирующее положение занимает «Росагролизинг», подведомственный Минсельхозу. Он напомнил, что федеральное правительство в этом году одобрило дополнительные взносы в капитал и адресные субсидии для компании по отдельному постановлению. Если эту практику не менять, госкомпании активно пойдут на рынок облигаций, «отъедят» у частников еще и рынок фондирования, «и в итоге, я не уверен, что институционально у нас этот рынок будет развиваться», поделился своими опасениями Александр Михайлов.

«Долгосрочный эффект от прихода и ухода этой компании гораздо больше, чем просто объем бизнеса или недополученная прибыль. Это многолетний ущерб приходу частного бизнеса в этот сектор», - предупредил топ-менеджер «Европлана», обратив внимание, что в результате не выполняется главная цель создания таких компаний – быть институтами развития. По его словам, в Европе в таких институтах работает ограниченное число персонала, деятельность которого направлена на помощь и поддержку частных лизинговых компаний. Такие финансовые организации берут на себя лишь часть риска, связанного с госрегулированием или отраслевыми циклами активности, а также используют различные сложные механизмы по хеджированию возможных проблем у частных игроков. По идее Александра Михайлова, результат работы частных лизинговых компаний мог бы «зачитываться» в показателях эффективности в стратегиях госкомпаний, равно как и быть одной из целей структурных реформ на рынке в целом.

Активность госкомпаний действительно влияет на привлекательность отдельных сегментов рынка, об этом говорили и другие частные лизинговые компании. Собственник ростовского «МСБ-Лизинга» Тимур Ксенз сообщил, что компания ушла с аграрного рынка из-за невозможности конкурировать с «Росагролизингом». «Мы работали на рынке сельхозтехники – у нас было до 50% портфеля. Были очень довольны, потому что уровень дефолтности <клиентов> был почти нулевой. Но когда «Росагролизинг» пришел с нулевыми ставками, мы практически перестали <в этом сегменте> работать», - рассказал он. «Да, они работают хорошо, но разбрасывать с вертолета деньги – это не большое достоинство», - полагает совладелец «МСБ-Лизинга». 

Временное доминирование

Присутствовавший на конференции гендиректор «Росагролизинга» Павел Косов видит миссию институтов развития несколько иначе: государство с помощью программ льгот и субсидий предоставляет аграрному сектору самое важное – средства производства, с помощью которых сельхозпроизводители смогут произвести и продать больше продукции. В результате у них появятся деньги и ресурсы для развития, чтобы оплачивать услуги коммерческих компаний, включая их более высокую маржу. «Появятся у них деньги, они придут к частным компаниям за более дорогим финансированием», - пояснил он свою позицию.  

При этом доминирование «Росагролизинга» в сегменте будет временным, как и прямые вливания государства в уставный капитал, пообещал Павел Косов. «Наша стратегия, действительно, еще, к сожалению, предполагает на очень небольшом горизонте времени получение капитала от государства, но только для того, чтобы выровнять все свои показатели, которые, к сожалению, были испорчены до этого, - пояснил он нынешнюю ситуацию. - Мы их выровняем, и больше не будем бегать к государству за деньгами. Станем такими же, как вы, участниками рынка и <будем> конкурировать своим продуктом». 

Он добавил, что половину рынка сейчас занимают частные компании, «мы за то, чтобы их было больше, чтобы они еще больше своих продуктов продвигали». «Именно поэтому мы пытаемся свои бизнес-процессы выстроить таким же образом, чтобы от вас <частных компаний> не сильно отличаться, понимая, что у нас, наверное, сегодня более дешевое финансирование», - заверил он. В то же время, по мнению главы «Росагролизинга», сейчас на рынке сельхозтехники активность лизинговых компаний невелика, исключение составляет лишь работа сотрудников «Сбербанк-лизинга», «которые действительно молодцы», похвалил коллег господин Косов. 

Поддержать коллегу по госсектору попытался глава ГТЛК Сергей Храмагин, приведя в пример рынок дорожно-строительной техники, куда компания одной из первых инвестировала средства по поручению своего акционера – Минтранса РФ. «Дорожно-строительным предприятиям, которые на тот момент не могли пройти ни один банковский контроль, мы раздавали технику на беспрецедентных условиях: с нулевыми авансами, с низкой маржой, с отсрочкой <платежей>. Но сейчас у нас этого бизнеса нет вообще: выросли частные игроки, локальные, которые это подхватили. И они лучше нас это делают, потому что видят все на местах», - отметил он. Аналогичным образом компания поступит и с самолетами «Сухой Суперджет», если «удастся этот рынок запустить» и частные компании начнут их покупать сами. «Но, к сожалению, надо какие-то вещи вначале поделать», - подытожил он. 

Точку в споре о сельхозтехнике и механизмах господдержки этого сектора попытался поставить старший директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Аслан Тавитов. «Сейчас рынок сельхозтехники специфический, эффективная маржа с учетом стоимости риска там, скорее всего, либо около нуля, либо отрицательная. Поэтому частный бизнес автоматически туда не придет», - констатировал аналитик. 

В то же время, предоставляя финансовую поддержку, государство может использовать различные каналы для ее доведения до сектора. «Можно поддерживать напрямую производителя сельхозпродукции, можно поддерживать производителя сельхозтехники, можно идти через инструменты финансирования, - перечислил он. - Дальше новая развилка: есть банки, <в том числе> Россельхозбанк, есть лизинг техники - государственный и частный».  

Но существует и «третья развилка». «Теоретически никто не запрещает <государству> использовать частные лизинговые компании как конечный канал, как «последнюю милю», используя его как операционный способ распределения субсидий», - отметил господин Тавитов. Он подчеркнул, что «без субсидий частный бизнес в настоящий момент в этот сектор не пойдет», хотя в Казахстане такие примеры есть, добавил аналитик Fitch.

Раскаленные субсидии

Между тем, именно перераспределением каналов доведения господдержки до рынка сегодня и занято государство, но предлагаемые новшества по введению «единой лизинговой субсидии» по линии Минпромторга России с 2020 года пока вызывают только вопросы у отраслевой общественности. Сохраняя тезис о целевом характере субсидий для лизингополучателей, правительство предложило инновационный «конкурентный принцип» распределения квот на льготы между лизингодателями. Первые эксперименты проводятся министерством уже в этом году – с середины лета по новой системе распределяются субсидии на приобретение дорожно-строительной и спецтехники. 

Результаты «пилота» будут подведены к концу года, но уже на этапе предварительного отбора комиссия Минпромторга признала заявки ряда крупных лизингодателей не соответствующими правилам выделения субсидий. В неофициальных беседах с FedLeasing.ru сотрудники лизинговых компаний отмечали, что новый принцип распределения бюджетной поддержки предполагает поступательное увеличение поставок техники каждой компанией не менее чем на 10%, что никак не учитывает тенденции реального спроса и индивидуальные бизнес-планы компаний. Завышение прогнозов поставок и их невыполнение по итогам действия программы неизбежно приведет к штрафам для лизингодателя и возврату уже предоставленных субсидий, что многократно повышает риски по участию в таких проектах, прежде всего, для лизинговых компаний с частной формой собственности. 

В то же время, гнев лизинговых компаний по поводу практической реализации прежних программ субсидирования Минпромторга, уже выходит в публичную плоскость. О проблемах с уже предоставленными субсидиями по лизингу заявляют и крупные, и небольшие частные игроки. Акционер ростовской «МСБ-Лизинг» Тимур Ксенз рассказал, что в прошлом году компания попыталась участвовать в программах субсидирования по линии Минмпромторга РФ, но «обожглись». «До сих пор приходит следственный комитет, казначейство, прокуратура, администрация, по кругу ходим, - посетовал он. - Теперь мы про субсидирование не заикаемся». Господин Ксенз подчеркнул, что субсидия предоставлялась не лизинговым компаниям, а лизингополучателям, «а мы уже заплатили столько трудочасов, штрафов, и получили столько негатива с клиентов, которые не получили субсидирования в конце концов, что мы уже туда не идем». 

Глава «Европлана» Александр Михайлов подтвердил, что никто из участников рынка не получил субсидии за 2018 год в полном объеме. А коммерческий директор «Росбанк Лизинг» Иван Перелешин сообщил, что теперь проблемы возникают даже с выплаченными субсидиями. «По одной из программ мы получили от государства так называемое “письмо счастья”: мы вам субсидию в том году выплатили, а нас казначейство проверило и сказало, что не совсем правильно ее выплатили, поэтому просим субсидию нам вернуть, - рассказал он. - Указывают счет, реквизиты, и приписывают в конце фразу: мы настаиваем, что возврат вами этой субсидии не должен быть переложен на конечного лизингополучателя». «Зафиксируйте себе просто loss, и дальше живите с этим счастьем как данностью», - перефразировал он суть полученного из Минпромторга письма.

Представителей Минпромторга на конференции Fitch не оказалось. Об отсутствии системного диалога профильных чиновников с рынком отчасти свидетельствует тот факт, что редакция FedLeasing.ru получает массу обращений от лизинговых компаний, которые просят поделиться любой информацией о системе «единой лизинговой субсидии», разработанной в недрах правительства. Неоднократные обращения редакции в пресс-службу Минпромторга за разъяснениями проекта решения по столь важному для рынка вопросу тоже остались без ответа. 

Единственный участник дискуссии со стороны государства, советник первого зампреда ЦБ Сергей Моисеев полагает, что рынку нужно «меньше идеологических дискуссий, больше экономических размышлений, и тогда будут ответы на вопросы». «Я по образованию финансовый аналитик, для меня структура собственности вторична – государственная или частная», - заверил он. Споры о том, как помогать отдельным отраслям, будут оставаться бесплодными, пока у государства не будет достоверной отраслевой статистики на макроуровне, а также результатов микроанализа, дающего представление о том, что происходит с экономикой конкретных клиентов, полагает сотрудник ЦБ. 

«В определенных обстоятельствах, когда есть так называемые рыночные провалы, действительно необходимы государственные институты. Но имеем ли мы дело с провалами, <или с чем-то другим>, мы не знаем, - отметил он. - Когда мы, наконец, свою реформу закончим, когда будут все прозрачными и будет отчетность, мы сможем сказать, что в действительности происходит». А уж какой создать механизм дотирования этих отраслей - через создание госкомпаний или на конкурсной основе распределять субсидии – это вторичный вопрос, считает он. 

Читайте также

Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
# Новости
11 Декабря 2019
2197
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
Лизинговая компания «Роделен» заключила первую сделку в электронном виде
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
# Новости
11 Декабря 2019
1378
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
«Интерлизинг» открыл новый офис в Омске
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
# Новости
10 Декабря 2019
2639
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
Доля сделок с электронным ПТС в Альфа-Лизинге достигла 10%
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
# Новости
10 Декабря 2019
1573
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
CARCADE пополнила парк волгоградской фирмы «ДопАвто» на 15 автомобилей
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
# Новости
10 Декабря 2019
2587
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
РСПП и Минпромторг России обсудили меры господдержки бизнеса
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
# Новости
9 Декабря 2019
4589
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Александр Лебедев продал 76,3% «Национального резервного банка» ГТЛК
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
# Новости
9 Декабря 2019
1872
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Fitch поместил рейтинг Carcade на пересмотр с позитивным прогнозом
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
# Новости
6 Декабря 2019
6149
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Минэкономразвития России намерено привлечь частные компании к льготному лизингу
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
# Новости
6 Декабря 2019
2769
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
Бюджет Татарстана не будет оплачивать долги за автобусы Набережных Челнов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
# Новости
6 Декабря 2019
2015
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
«Европлан» передал автоперевозчику «ИТЕКО» 80 полуприцепов-рефрижераторов
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
# Новости
6 Декабря 2019
3796
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Нарьян-Марский авиаотряд ищет лизингодателя для вертолета Ми-8АМТ за 694 млн руб.
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
# Новости
5 Декабря 2019
2548
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Определен шорт-лист номинантов премии «Финансовая Элита России 2019»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
# Новости
5 Декабря 2019
4459
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
Прокуратура Тулы оштрафовала местную компанию на 200 тыс. руб. за «возвратный лизинг»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
# Новости
5 Декабря 2019
3029
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
«КАМАЗ-Лизинг» передал 80 тягачей краснодарскому перевозчику «КРАФТЕР»
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
# Новости
5 Декабря 2019
4121
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Главы республики Татарстан и «Росагролизинга» обсудили поставки сельхозтехники
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
# Новости
5 Декабря 2019
4043
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Чистая прибыль «РЕСО-Лизинг» по МСФО за 9 месяцев выросла на 46% до 2,27 млрд руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
# Аналитика
4 Декабря 2019
5902
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за ноябрь 2019 года
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
# Новости
4 Декабря 2019
3900
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
«ИрАэро» откажется от лизинга трех широкофюзеляжных Boeing 777
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
# Новости
3 Декабря 2019
11063
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Carcade готовится к продаже компаниям группы Газпромбанка
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
# Новости
3 Декабря 2019
3835
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Московское речное пароходство выкупило из лизинга 3 танкера проекта RST25
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
# Новости
3 Декабря 2019
2899
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
Бизнес сформулировал предложения властям по развитию транспортной инфраструктуры
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
# Новости
3 Декабря 2019
4264
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
ВЭБ.РФ поставит в лизинг для ЦППК шесть электропоездов ЭП2Д
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
# Новости
2 Декабря 2019
4238
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
Нижний Новгород нашел лизингодателей на 144 городских автобуса большого класса
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
# Новости
2 Декабря 2019
5304
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
«ЮТЭК-Лангепас» приобретет в лизинг 13 мусорвозов почти на 92 млн руб.
Наверх