Начавшаяся реформа привела отрасль в движение

Реформа
8307
Начавшаяся реформа привела отрасль в движение

Михаил Фролов, коммерческий директор LeasePlanRus

LeasePlan, ведущая международная компания в сфере управления автопарками и мобильности, провела исследование развития рынка операционного лизинга с 2006 года и выявила ключевые тренды, предопределяющие будущее индустрии: развитие цифровых технологий и телематики, распространение операционного лизинга в корпорациях, каршеринге и такси, персонализация решений под каждого клиента.

По оценкам НАФИ, рынок лизинга в России в 2016 году вырос на 30%. Реформа отрасли, затрагивающая, в частности, вопросы рисков и капитала, во многом предопределяет дальнейшие перспективы развития индустрии: участникам рынка необходимо готовиться к регулированию отрасли, введению новых требований по отчетности и усилению роли саморегулируемых организаций (СРО). В результате реформ рынок должен стать более прозрачным и привлекательным для инвесторов.

Автолизинг является одним из ключевых драйверов рынка – в денежном выражении на сделки автолизинга приходится 35–40% объемов. Эта тенденция, по нашим оценкам, будет прослеживаться и далее. Рынок транспортного лизинга в России пока далек от насыщения. Всего на дорогах нашей страны около 41 млн. легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (по данным Автостата), и лишь около 300 тыс. из них – находятся в лизинге.Как отдельное направление деятельности в автолизинге выделяется сегмент операционного лизинга.

Определение:

Операционным (оперативным, лизингом с полным сервисом) лизингом называется один из видов лизинга, в рамках которого имущество лизинговой компанией передается во временное пользование лизингополучателю. Лизинговая компания несет ответственность за состояние предмета лизинга, то есть техническим обслуживанием, страхованием и другими сервисными вопросами занимается компания-лизингодатель, а не компания-получатель объекта лизинга.В договоре прописаны условия нормального и ненормального износа. Если повреждения выходят за рамки нормального износа, то арендатору нужно будет возместить стоимость ремонта. Риски по гибели или утрате имущества лежат на страховой компании, если иное не предусмотрено договором.

Операционный лизинг более удобен корпоративным клиентам – он не только аккумулирует в себе финансовые выгоды, но и берет на себя различные организационные, правовые и сервисные вопросы, управление парком транспортных средств и многое другое. Кроме того, владение транспортом в формате операционного лизинга позволяет управлять бизнесом более гибко – в случае его развития можно быстро расширять парк авто, при обратных обстоятельствах можно отказываться от части машин. До сих пор на российском рынке немногие даже знают об операционном лизинге. По статистике из 300 тыс. лизинговых авто лишь 45 тыс. в операционном лизинге.

История автопарков.

Началом развития операционного лизинга в России принято считать 2006 год. Однако тогда у компаний была масса стереотипов:например, считалось, что операционный лизинг подходит только крупным предприятиям. Однако активное его развитие началось в 2010–2012 гг. К этому времени в России в операционном лизинге было порядка 30 тыс. автомобилей, а также появились мощные игроки рынка, в том числе представители международных лизинговых корпораций.Так, в 2012 году офис в России открыла международная лизинговая компания LeasePlan («ЛизПлан»). Корпорация была основана еще в 1963 году в Голландии и на сегодняшний день представлена в 32 странах Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь, компании, имеющие в собственности транспортные парки, стали видеть преимущества оперативного лизинга.

Кроме того, в этот период времени растет в целом насыщенность страны транспортом и развивается его роль в общественной жизни и в бизнесе. По оценкам Автостата, в 1993 году на 1000 россиян в стране приходилось 75,7 автомобиля, в 2002 – 147,7, в 2010 – уже 249, а в 2016 – 285.

В 2013 году произошло повышение прозрачности рынка: появились продукты с profit-sharing, возмещением недопробега и амортизацией восстановительного ремонта. В рамках подхода profit-sharing лизинговая компания делит выгоду со своими клиентами в том случае, когда автомобили в итоге продаются дороже или затраты на их обслуживание оказываются ниже запланированных.

В 2014 году автопарки начали оцифровываться. Выросли и усложнились запросы клиентов в плане предоставления дистанционных возможностей обслуживания. Как результат стала развиваться интернет-отчетность, всевозможные электронные сервисы и телематика, позволяющая контролировать состояние автомобилей, их нахождение, стиль вождения, топливные расходы, и многое другое.

Следующим этапом развития индустрии оперлизинга, по данным исследования LeasePlan, стало распространение каршеринга. Именно в рамках предложений для каршеринговых провадйеров стал активно развиваться оперлизинг с фиксированной остаточной стоимостью и оперлизинг без восстановительного ремонта. Отметим, что более 40% каршеринговых авто предоставлено компанией LeasePlan. По оценкам компании, в будущем будет развиваться не только городской, но и корпоративный каршеринг, который можно рассматривать и как инструмент повышения эффективности работы организации, и как определенный инструмент мотивации. 

В 2016 году операционный лизинг стал четче фокусироваться на клиенте, предоставлять не просто дистанционные сервисы и возможности, но персонализировать их под каждого заказчика. Появились личные кабинеты пользователей, информирование о штрафах, уведомление флит-менеджеров компаний. В 2017 году российский операционный лизинг начал работать с такси, в частности было подписано соглашение о сотрудничестве между компанией Uber и LeasePlan. Возможно распространение оперлизинга и в других транспортных направлениях, например, грузоперевозках. 


Новая роль транспорта.

На сегодняшний день транспорт – уже не только инструмент доставки или перевозки. Растет роль транспортной составляющей в продажах, мотивации персонала, имидже компаний. Транспорт стал частью инфраструктуры, и он не может оставаться в стороне от глобальных трендов.
Во-первых, мобильность бизнеса. Компании, в том числе крупнейшие международные корпорации, стремятся диверсифицировать доход по территориальному признаку, все реже бизнес концентрируется в каком-то одном регионе (например, в регионе базирования штаб-квартиры). Во-вторых, рост рынка электронной коммерции и различных его сегментов. В-третьих, урбанизация населения. И, наконец, целый комплекс тенденций, связанных с развитием технологий, – накапливается BigData, и развиваются инструменты бизнес-аналитики, становятся все более востребованными облачные сервисы, растет проникновение интернета вещей, искусственного интеллекта, роботизации, 3D-печати и т.д.

Мировые примеры:

• В 2014 году компания DHL запустила пилотный проект доставки лекарств с материка на остров Julst (Северное море) беспилотником
• Amazon в 2013 году запустила проект PrimeAir по разработке дронов, доставляющих небольшие посылки в течение 30 минут после заказа в интернет-магазине. На складах этой компании уже работает 30 тыс. роботов
• Автомобильные концерны испытывают концепты грузовых автомобилей, способных работать без водителя (такие транспортные средства могут снизить стоимость доставки грузов – до 40 %)

Собственность для многих компаний перестает быть необходимостью. Для них приоритетом является мобильность, гибкость, «легкость» бизнеса от всего, что не является ключевым направлением. Есть лизинговыекомпании, которые профессионально могут брать на себя различные вопросы, в том числе собственности и ее управления, и это их основное направление бизнеса. 

Важные экономические тренды сегодняшнего дня: изменение конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок, изменение структуры инвестиций – от материало- и трудоемких производств – к капиталоемким и высокотехнологичным, снижение цен на промышленное сырье, низкие темпы роста производства и потребления в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта сырья, и т.д. В транспортной сфере, в свою очередь, происходит цифровая трансформация логистики. Растет спрос на мгновенную доставку, мультимодальные перевозки и т.д. При этом клиенты – потребители транспортно-логистических услуг стремятся получить максимально комфортное взаимодействие – от заказа до полного сервиса в «один клик» плюс управление цепями поставок. Компании из транспортно-логистической сферы стремятся соответствовать запросам клиентов.

Мировые примеры:

• проект ChinaSmartLogisticsNetwork (Alibaba) по созданию национальной логистической системы, способной доставлять любое отправление в пределах Китая за 24 часа при количестве отправлений до 200 млн в день
• проект Европейского союза (Logical) предусматривает разработку единого стандарта облачных вычислений (cloudcomputing) и обмена информацией для участников транспортно-логической отрасли Центральной Европы, что позволит реализовывать бизнес-проекты любого уровня в логистике

Варианты «владения»

С учетом трансформации современного бизнеса и транспортной отрасли меняется и подход к приобретению транспортных средств и управлению их парками.

По-прежнему наиболее популярными вариантами использования авто является приобретение за безналичный расчет и оформление банковских кредитов под залог транспорта (имущества). Среди физических лиц получили распространение относительно новые форматы – каршеринг (аренда авто на единичные поездки) и рейдшеринг (совместные поездки). Также частные клиенты часто пользуются такси и городским транспортом.

Что касается корпоративных владельцев транспорта, то в этом сегменте развивается лизинг, как финансовыйтак и операционный. Пока на рынке работает не так много компаний, предоставляющих полный цикл услуг операционного лизинга, в основном это либо «дочки» крупных финансовых групп, либо компании, входящие в состав международных корпораций.

Преимущества операционного лизинга – это:
• административная разгрузка;
• оптимизация процессов;
• избавление от рисков технического обслуживания и остаточной стоимости;
• автоматизация отчетности;
• легкость планирования;
• единый контакт.

Операционный лизинг включает в себя комплекс услуг, которые облегчат жизнь и рядовым сотрудникам компании, и в целом будут способствовать повышению эффективности бизнеса. 

LeasePlan в России наравне с малыми и средними предприятиями работает и с крупными международными компаниями сектора FMCG, ритейла и фармацевтики. Услуги компании легко масштабируются независимо от количества машин, после чего использование автопарка становится действительно эффективным и простым.

Компания «ЛизПлан» предлагает клиентам практически уникальную линейку лизинговых продуктов, в которых представлены все описанные блоки услуг. Это и базовый продукт для небольших фирм, в котором можно собрать необходимые опции по принципу «конструктора»(ComfortPlan), и уникальные программы для рынка с возвратом денег за бережное пользование авто(продукт OpenCalculation) и возможностью выкупа по фиксированной цене (FinPlan), и даже вариант для тех, кто не решился полностью перейти на лизинг, но готов отдать парк (в собственности) в управление профессионалам (OwnerPlan). Выбрать подходящий продукт компания может в зависимости от объема бизнеса, потребностей и возможностей. 


Больше, чем просто лизинг 

Чтобы оцифровать и оценить преимущества операционного лизинга применительно к парку транспортных средств, нужно для начала подсчитать совокупные расходы на его содержание. Это довольно трудоемкий процесс, так как, помимо затрат непосредственно на покупку авто, топливо, сюда нужно включить и расходы на управление машинами, то есть зарплату (часть зарплаты) ряда сотрудников компании (например, флит-менеджера, и других задействованных лиц). Также надо учитывать иные подразделения и структуры, которые также принимают участие в обслуживании автопарка – это и бухгалтеры, и финансовый отдел, и тендерный, и отдел закупок, да и сами пользователи (водители)автомобилей. Помимо зарплаты эти люди «несут» в себе расходы на организацию их рабочих мест, мебель, электроэнергию.

Многое зависит от интенсивности использования автопарка: в каких-то организациях автомобили ездят с утра до вечера, в некоторых – могут совершить одну поездку в день. И это тоже влияет на стоимость управления транспортным парком. Есть и масса других факторов – расположение офиса компании, наличие сети и т.д.

Операционный лизинг с полным сервисом снимает с компании необходимость нести все эти расходы и освобождает от организационных проблем. По подсчетам операционный лизинг позволяет снизить затраты компании на корпоративный автопарк, находящийся в собственном владении и управлении компании примерно на 30%.

Лизинговая компания будет отвечать за все, что связано с транспортными средствами, – от покупки (заказа) конкретных авто до продажи их после пользования, от регистрации, страхования до регулярных ТО и ремонта, от помощи на дороге до управления расходами на топливо, и многое другое. Лизинговая компания в удобном онлайн-формате предоставляет отчетность клиенту. Кроме того, лизинговая компания берет ценовые риски – на случай колебаний цен авто при последующей продаже. 

Как видим, операционный лизинг дает бизнесу возможность комфортного распоряжения транспортными парками. Как в случае с любым аутсорсингом, операционный лизинг позволяет компании сосредоточиться на стратегических целях и ключевом бизнесе, повышает мобильность бизнеса в целом и оперативность принятия управленческих решений.

Мы уверены, что операционный лизинг будет с каждым годом все активнее развиваться во всем мире и в России. Операционный лизинг станет драйвером развития рынка лизинга, а также существенно изменит транспортную инфраструктуру городов. Кроме того, с каждым годом все больше компаний будут оценивать эффективность управления корпоративными автопарками и переходить к формату транспортной мобильности бизнеса, в том числе, с помощью инструментов и решений, которые может предоставить наша компания.

Читайте также

12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
# Новости
15 Ноября 2019
26
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
12 декабря в Москве пройдет конференция «Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020»
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
# Новости
15 Ноября 2019
494
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
 Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
# Новости
15 Ноября 2019
1079
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
# Новости
15 Ноября 2019
1417
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
# Новости
15 Ноября 2019
871
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
# Новости
13 Ноября 2019
1443
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
# Новости
13 Ноября 2019
1352
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
# Новости
13 Ноября 2019
1469
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
# Новости
13 Ноября 2019
1027
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
# Новости
12 Ноября 2019
2665
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
# Аналитика
12 Ноября 2019
4498
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
# Новости
12 Ноября 2019
1833
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
# Новости
11 Ноября 2019
2236
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
# Новости
11 Ноября 2019
2678
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
# Новости
8 Ноября 2019
4121
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
# Новости
8 Ноября 2019
3224
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
# Новости
8 Ноября 2019
5213
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
# Новости
7 Ноября 2019
3874
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
7436
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
# Новости
7 Ноября 2019
3497
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
3003
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
# Новости
7 Ноября 2019
2587
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
Трое екатеринбуржцев обвиняются в хищении 36 млн руб. у лизинговых компаний
# Новости
7 Ноября 2019
3107
Трое екатеринбуржцев обвиняются в хищении 36 млн руб. у лизинговых компаний
Трое екатеринбуржцев обвиняются в хищении 36 млн руб. у лизинговых компаний
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ВТБ Лизинга
# Новости
6 Ноября 2019
3432
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ВТБ Лизинга
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ВТБ Лизинга
Наверх