По общему мнению участников отрасли и представителей финансовых властей, ключевые законопроекты о реформе рынка лизинга в России вряд ли будут приняты Госдумой до конца 2019 года. Несмотря на то, что поправки к принятому в первом чтении документу должны были быть подготовлены еще в феврале, до сих пор депутаты не вынесли ни одного значимого решения по законопроекту «О лизинге». Тем не менее, в течение всего этого времени несогласные с необходимостью реформы лизинговые компании ведут активную работу с депутатами, убеждая их, если не отклонить внесенный правительством законопроект, то хотя бы радикально его переработать.
Впрочем, исполнительная власть пока не намерена отказываться от своего варианта реформы рынка. Правительство и ранее не скрывало, что «спусковым крючком» для инициации регулирования лизингового рынка стало банкротство одного из крупнейших авиаперевозчиков России «Трансаэро», которое повлекло за собой необходимость «спасения» целого ряда крупных банков и лизингодателей, в том числе принадлежащих государству. Выяснилось, что государство вливает в лизинговые компании огромные деньги, но при этом адекватного контроля за их деятельностью нет. «Опыт показал, что проблемы на рынке лизинга несут системный эффект с серьезным мультипликатором, что предопределяет необходимость регулирования», - рассказывал в начале прошлого года в интервью «Коммерсанту» заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев.
Были и другие причины для ужесточения контроля за лизинговыми компаниями. По данным FedLeasing.ru, финансовые власти беспокоились об устойчивости кредиторов лизинговых компаний – банков и пенсионных фондов, поскольку годовой оборот рынка лизинга в России перевалил за психологическую отметку 1 трлн руб., в то время как финансовое состояние игроков в этой отрасли остается непрозрачным для регуляторов. Получая на санацию очередной крупный банк, ЦБ РФ неоднократно обнаруживал на балансе дочерних лизинговых компаний неликвидное или невозможное к возврату имущество, значительные просрочки платежей и другие подозрительные операции, в результате которых, в том числе, оказывалось подорвано общее финансовое положение всей банковской группы.
Головным исполнителем правительственного поручения было назначено Министерство финансов, а разработкой плана реформы занялся Банк России, которому и предстоит стать основным регулирующим органом в сфере лизинговой деятельности. Во исполнение поручения, Минфин совместно с ЦБ подготовил существенные поправки к закону «О лизинге», согласно которым через пару лет все лизинговые компании должны были приобрести новый правовой статус «некредитной финансовой организации». Законопроектом им предписывалось зарегистрироваться в специальном реестре, иметь в своем названии слово «лизинг», предоставлять регулятору подробную финансовую отчетность, по объему сопоставимую с другими финансовыми организациями, иметь достаточный собственный капитал, предоставлять консолидированную отчетность по МСФО и выполнять ряд других обязательных требований, свойственных субъектам финансового рынка.
А чтобы не возникало сомнений в финансовой природе лизинговых отношений, еще одним пакетом законопроектов вносились существенные изменения в Гражданский кодекс РФ, в рамках которых предлагалось закрепить саму сущность услуги лизинга как чисто финансовой, а не арендной деятельности. Для этого в ГК предполагается ввести отдельную статью «Финансовый лизинг», исключив все упоминания о лизинге в главе «Аренда». В обоснование именно такой природы лизинга разработчики законопроекта приводили соответствующие положения международной конвенции УНИДРУА, к которой Россия присоединилась в 2014 году, а также целый ряд решений Конституционного и Высшего арбитражного судов, в которых лизинговый договор трактовался как предоставление финансирования, а не приобретение или аренда имущества.
Два года дискуссий
Трудно было ожидать, что обе инициативы найдут деятельную поддержку среди участников рынка, для которых отсутствие регулирования в лизинге создавало дополнительное конкурентное преимущество по сравнению с услугами банков. Публично лизинговые компании говорили о том, что реформа лизинга в предложенном виде существенно усложнит их работу, увеличит себестоимость предоставления услуг и повысит рискованность операций. В то же время законопроекты не предоставят давно ожидаемых рынком поправок к действующему законодательству и налоговому режиму, облегчающих деятельность лизинговых компаний.Более того, большинство лизингодателей оказались не согласны с концептуальным выводом финансовых властей о природе лизинговых операций. Переклассификация сделок оперлизинга в арендные сопровождалась бы изменением налогообложения и невозможностью применения ряда правовых преимуществ лизинга. По мнению некоторых крупных компаний, столь существенные изменение отечественного правового поля «расколет рынок» и приведет к необходимости пересмотра сложившейся судебной практики. Участникам рынка придется пересматривать свои бизнес-модели в тех сегментах рынка, где спрос на операционный лизинг особенно высок – воздушные суда и грузовые вагоны.
В течение прошедших двух лет представители ЦБ активно участвовали в публичных и камерных дискуссиях с лизинговыми компаниями, объясняя и аргументируя необходимость введения новых форм регулирования, но при этом однозначно давая понять, что отказываться от введения регулирования на рынке лизинга государство не намерено. Власти должны иметь право контролировать бюджетные деньги, которые идут на поддержку экономики через лизинговые инструменты, а потому будут вводить такие механизмы надзора, которые защитят финансовую систему от будущих кризисов из-за банкротств лизингодателей.
Кроме того, будущий регулятор настаивал, что вначале рынок должен согласиться на повышение своей прозрачности, а лишь затем получить дополнительные послабления и выгоды. Впрочем, ЦБ все-таки пошел на ряд уступок участникам рынка и включил в законопроект об изменениях в ГК такие права лизингодателей, как возможность залога прав требований по договору лизинга кредитующему банку или возможность ограничения использования предмета лизинга при нарушении клиентом своих обязательств.
За помощью в ЕврАзЭС
Однако, лизинговые компании этими уступками не удовлетворились и продолжили противодействовать реформе лизинга другими методами. Еще в феврале прошлого года председатель комитета ТПП РФ по лизингу и директор НП «Лизинговый союз» Евгений Царев написал письмо в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), в котором попросил ее проверить законопроект Минфина и ЦБ на возможные противоречия с нормами Договора о Евразийском экономическом сотрудничестве (ЕврАзЭС), который имеет наднациональный статус и приоритет по сравнению с местными законами. ЕЭК, в свою очередь, частично подтвердила опасения господина Царева, но при этом не дала полностью отрицательного заключения на законопроект, а указала лишь на его недоработки, потребовав от правительства РФ их устранения.В результате ряда согласительных процедур между финансовыми властями России и ЕЭК законопроект существенно изменился, вплоть до своего названия. Регулирование отрасли лизинга как вида экономической деятельности было заменено на регулирование «специальных субъектов лизинговой деятельности», в числе которых признавались банки, лизинговые компании с прямым или косвенным госучастием, а также все остальные лизинговые компании, которые так или иначе пользуются средствами бюджетной поддержки в любом виде. Кроме того, в документе появились отсылки к Договору о ЕАЭС, устраняющие двусмысленность по отношению к работе с лизингом нерезидентов РФ. Именно в таком виде законопроект поступил в Госдуму, где и был принят в первом чтении без поправок.
Впрочем, устранить все разногласия с ЕЭК финансовым властям России до сих пор не удалось. В рамках подготовки поправок ко второму чтению в Госдуме, Минфин и ЦБ попытались учесть имеющиеся у комиссии претензии к законопроекту, существенно переработав вызывавшие сомнения нормы. Однако и в этот раз ЕЭК выступила с резкими замечаниями к документу.
В ответе директора департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галии Джолдыбаевой от 22 апреля этого года отмечается, что, не смотря на поправки, в законопроекте сохраняются ограничения и меры, ухудшающие действующий регуляторный режим на дату подписания Договора о ЕврАзЭС в конце 2014 года, что недопустимо. В частности, речь идет об ограничениях доступа к господдерже для нерезидентов РФ, а также о применении налоговых льгот по лизингу и права на ускоренную амортизацию лизингового имущества только для спецсубъектов, включенных в реестр ЦБ. В то же время, в ЕЭК опасаются того, что спецсубъекты могут получить дополнительные конкурентные преимущества на общем рынке, причем не только в виде прямой финансовой поддержки из российского бюджета, но и в виде повышенного спроса на их услуги со стороны лизингополучателей – как резидентов, так и нерезидентов РФ.
В ЕЭК продолжают настаивать на своей позиции, что лизинговые услуги включены в постановление о «Едином рынке услуг», а в странах ЕАЭС установлено достаточно либеральное законодательство в отношении лизингодателей, деятельность которых регулируется общими правилами рыночной конкуренции. Госпожа Джолдыбаева указывает, что при доработке законопроекта «не была учтена позиция департамента о необходимости исключения вероятности того, что при закреплении за спецсубъектами статуса некредитных финансовых организаций, их деятельность будет регулироваться в соответствии с правилами регулирования финансовых рынков, что, в свою очередь, исключит возможность применения к ним мер за нарушение общих правил конкуренции». Тезисы ЕЭК были встречены российскими финансовыми властями с удивлением: по их информации, в Армении и Беларуси лизинговые компании уже являются финансовыми организациями, регулированием лизинговой деятельности занимаются местные центральные банки, и почему ЕЭК «закрывала глаза» на других членов ЕАЭС и ставила Россию в неравное положение до нынешнего момента остается непонятным.
Рынок торопится реагировать
Косметический характер корректировки законопроекта, который и прежде не вызывал восторга у отечественных лизинговых компаний, а также появление неожиданного союзника в деле затягивания реформы в лице ЕЭК, предоставили участникам рынка новый повод заявить о своем несогласии с реформой. В итоговой резолюции июньского съезда членов «Объединенной лизинговой ассоциации» (ОЛА, входит 92 организации) говорится, что изменения, внесенные в текст законопроекта, существенно меняют первоначальную концепцию, не способствуют развитию рынка и ухудшают положение его участников. Прежде всего, члены ОЛА указывают на неопределенность критериев отнесения лизинговых компаний к «спецсубъектам», отсутствие однозначного определения, в каких именно случаях лизинговая компания должна получать такой статус, и в каких случаях этот статус у нее прекращается, а также отсутствие определения термина «индивидуальные меры господдержки».Кроме того, лизинговые компании отмечают пробелы в законопроекте, связанные с применением механизма ускоренной амортизации предметов лизинга. Как и в ЕЭК, члены ОЛА увидели, что теперь повышающие коэффициенты к амортизации имущества смогут применять только спецсубъекты, входящие в реестр ЦБ. В то же время, конечным получателем такой льготы является лизингополучатель, причем сегодня это право закреплено для всех лизинговых сделок без исключения. В результате, те лизинговые компании, которые не захотят «прописаться» в реестр, не смогут предоставлять лизингополучателям данные льготы.
«Это приведет к существенной неопределенности использования договоров лизинга и сокращению объема лизинговых операций, - говорится в резолюции Съезда ОЛА. - Выборочное предоставление льгот, зависимость права на применение коэффициента ускоренной амортизации от ряда событий, о которых лизингодатели и лизингополучатели не могут быть своевременно уведомлены, приведут к хаосу на рынке лизинга и многочисленным судебным спорам как между сторонами договора, так и между ними и контролирующими органами».
Члены ОЛА указывают, что с 1 января 2022 года все компании перейдут на новые стандарты учета лизинговых операций, в соответствии с которыми ускоренную амортизацию будет применять сам лизингополучатель, а потому право на применение этого налогового механизма подлежит исключению из мер господдержки лизинга. Таковой она и не является по сути, считают в ОЛА, ссылаясь на разъяснения Минфина о том, что эта мера направлена на поддержку предприятий реального сектора для развития новых технологий и материально-технической базы.
Затратная господдержка
Между тем, и к базовым принципам реформы лизинга, которые остались в законопроекте в неизменном виде, члены ОЛА сохранили прежние претензии. Они считают абсолютно нецелесообразным придание лизинговым компаниям статуса некредитных финансовых организаций и связанный с этим перевод их бухгалтерского учета единый план счетов ЦБ РФ. Компании, решившие участвовать в программах господдержки, понесут существенные затраты на замену существующих учетных систем, а в случае исключения из реестра им потребуется обратный переход на федеральные стандарты бухучета. «Такая процедура не описана в российской практике и приведет к повторным расходам по изменению учетных систем компаний», - отмечается в резолюции ОЛА.В документе приводятся оценки затрат по переходу на новые правила учета: от 17% прибыли для крупнейших компаний, и до двукратной годовой чистой прибыли для небольших лизингодателей. Впрочем, в ЦБ опираются на другие прогнозы: проведенный анализ статистики расходов на переход в новую систему учета других финансовых организаций показал, что они составляют менее 0,5% выручки сектора, причем большая их часть приходится на крупнейшие компании.
Кроме того, ссылаясь на приказ Минфина России от 16 октября 2018 года, члены ОЛА указывают, что с 2022 года будут введены в действие новые правила бухучета, которые будут полностью синхронизированы с МСФО, в том числе в части учета сделок по аренде и лизингу. Новые правила будут максимально соответствовать всем возможным критериям прозрачности для контролирующих органов, а потому перевод на новые правила отчетности для лизинговых компаний не требуются в принципе. Да и в целом уровень контроля и прозрачности рынка лизинга в России очень высок, считают члены ОЛА, учитывая обязательную отчетность по каждой лизинговой сделке в Росфинмониторинг и «Федресурс», а также прямой контроль государства за лизинговыми компаниями с преобладающим госучастием в капитале, которые сегодня занимают свыше 72% отечественного рынка.
Воспользовавшись случаем, лизинговые компании из ОЛА подвергли критике и поправки в Гражданский кодекс РФ, согласно которым лизинг должен признаваться финансовой деятельностью, а не арендной, как это есть сейчас. «Во избежание дестабилизации лизинговой отрасли просим обеспечить минимальное изменение частно-правового регулирования лизинговой деятельности, избежав внесения изменений в ГК РФ», - говорится в резолюции июньского съезда ассоциации.
Проблема регулятора
Финальным пунктом решений съезда в резолюции обозначена совершенно новая идея – «обратиться в Министерство Финансов Российской федерации с просьбой рассмотреть возможность изменения предполагаемого регулятора на Минфин РФ». Причины такого предложения, а также обоснования преимуществ замены органа регулирования с ЦБ на Минфин в документе не представлены.По информации FedLeasing.ru, ряд крупных лизинговых госкомпаний подготовили собственный «альтернативный» законопроект о реформе отрасли, согласно которому основные полномочия по регулированию текущей деятельности лизинговых компаний должны быть переданы саморегулируемой организации, а вопросы надзора за средствами господдержки следует переложить на некий полномочный орган исполнительной власти, но только не на Центральный банк. Этот законопроект уже был представлен инициативной группой в Минфине, но согласия министерства, в том числе взять на себя полномочия регулятора лизинговой отрасли, челобитчики не получили. Тем не менее, у них остается возможность внести свои предложения на рассмотрение парламента через дружественных депутатов, имеющих право законодательной инициативы, а в случае отказа Минфина от полномочий надзорного органа, по данным источников на рынке, в такой роли рассматривается Минпромторг РФ.
Советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев, ранее выступавший с разъяснениями в отношении предлагаемых реформ, не стал подробно комментировать нынешние инициативы лизинговых компаний и ход обсуждения законопроекта в Госдуме. Он лишь заявил FedLeasing.ru, что «работа над законопроектом продолжается, поручение никто не отменял», а потому Минфин и ЦБ продолжат работу по его продвижению в парламенте. Это как минимум означает, что кулуарный этап борьбы за реформу рынка лизинга пока еще далек от завершения.