Регулятора лизинга выберет правительство

Реформа
19747
Регулятора лизинга выберет правительство
Судьба реформы рынка лизинга решится на правительственном совещании у первого вице-премьера России Андрея Белоусова, где, как ожидается, и будет определено, какая госструктура станет регулятором отрасли. Об этом рассказал заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов, впервые публично представивший «альтернативный» проект поправок к принятому в первом чтении законопроекту о реформировании лизинговой деятельности, с которыми не согласны его первоначальные разработчики - Минфин России и Центральный банк РФ. 

Минэкономразвития раскрыло планы

В конце января 2021 года Министерство экономического развития РФ впервые озвучило свою позицию в отношении реформы регулирования лизинговой отрасли. Выступая на заседании рабочей группы по вопросам лизинга Экспертного совета при комитете Госдумы РФ по финансовому рынку, замглавы министерства Илья Торосов напомнил, что необходимость реформирования лизингового рынка обусловлена решением Национального совета по обеспечению финансовой стабильности от 11 октября 2016 года (тогда совет поручил Минфину и ЦБ РФ подготовить согласованный план лизинговой реформы, - прим. FedLeasing.ru). Соответствующий законопроект, предполагающий включение лизинговых компаний в реестр некредитных финансовых организаций и введение регулирования со стороны Банка России (наряду со страховыми, управляющими компаниями, ломбардами и микрофинансовыми организациями), был принят Государственной думой РФ в январе 2019 года в первом чтении. В июле прошлого года Минфин и ЦБ разработали поправки к законопроекту во втором чтении, рассказал Илья Торосов, но «Минэкономразвития России совместно с лизинговым сообществом и другими профильными министерствами подготовило альтернативный законопроект», сообщил он. 

В отличие от коллег из Минфина и Банка России в Минэкономразвития считают, что «лизинг имеет, прежде всего, арендную природу, а не финансовую», заявил Илья Торосов. Поэтому регулирующим органом власти в этом секторе коммерческих услуг должен выступать не финансовый мегарегулятор, а Минэкономразвития России, реализующее разрешительную модель регулирования лизинговой деятельности. Ряд предложений Минфина и Банка России в Минэконмразвития предлагают сохранить, в частности, создание госреестра лизинговых компаний, введение требований к минимальному уставному капиталу и наличию слова «лизинг» в названии компании. Однако, в остальном «отрасль нужно регулировать очень осторожно», полагает замминистра экономического развития РФ.

Конкретные механизмы реформирования пока остаются предметом дискуссии: поскольку министерство не сможет одновременно совмещать и регулирование, и контрольно-надзорные функции, их выполнение следует поручить отдельному госоргану, считают в Минэкономразвития. По словам господина Торосова, возможность наделения этими полномочиями сейчас обсуждается с Федеральной налоговой службой РФ, Росреестром и другими ведомствами, а лизинговым компаниям он предложил принять участие в обсуждении конкретного «наполнения функционала этого контрольного органа». 

Один из вариантов, рассматриваемых в министерстве, - создание государственного реестра лизинговых сделок с расширенным функционалом, в который лизинговые компании будут предоставлять сведения не только о сумме договоров, но и об объеме просроченной и проблемной задолженности. Это позволит регулятору понимать объем лизингового бизнеса в стране, следить за динамикой рынка и своевременно реагировать на тенденции развития отрасли, полагает Илья Торосов. Замминистра напомнил, что уже сейчас лизингодатели обязаны предоставлять информацию о заключенных сделках в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСДЮЛ или «Федресурс», оператором реестра является АО «Интерфакс», - прим. FedLeasing.ru). Но при этом он подчеркнул, что «не обязательно это делать через “Федресурс”, это может быть реестр, который будет вести регулятор», а лизинговые компании будут просто сдавать в надзорный орган дополнительное приложение к финансовой отчетности с установленной периодичностью. 

Замглавы Минэкономразвития признал, что разногласия с Минфином и Банком России по поводу регулирования лизинговой отрасли существуют и до сих пор не преодолены, но выразил надежду на скорое согласование позиций. «В ближайшее время у нас будет совещание у <первого вице-премьера РФ> Андрея Рэмовича Белоусова, где мы эти развилки будем проходить и уже окончательно определяться, кто будет регулятором, и кто будет заниматься контролем и надзором в этой сфере», - сообщил Илья Торосов. 

Минпромторг против «крайнего сценария»

С поддержкой инициатив Минэкономразвития выступил заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, также принимавший участие в заседании рабочей группы комитета по финрынку Госдумы. Минпромторг России – один из «ключевых интересантов в том, чтобы лизинговая деятельность развивалась активно», поскольку именно через лизинговые компании реализуется большой объем субсидий для автопрома, сельхозмашиностроения, судостроения и других отраслей промышленности, подчеркнул он. «Для нас самое главное – не свернуть эти механизмы поддержки, которые активно работают», - добавил замминистра. 

Господин Осьмаков рассказал, что Минпромторг подключился к работе над законопроектом для «недопущения крайнего сценария, связанного с подходом к лизинговой деятельности как к деятельности финансовой». «Мы исходим из того, что лизинг – это профессиональная деятельность, которая не носит чисто бухгалтерский, финансовый характер, а требует понимания предмета лизинга. Лизинг станка, самолета, судна – это три совершенно разные правовые, и – самое главное - экономические категории», - пояснил он, назвав «очень неоднозначным» вариант «замкнуть все регулирование лизинга на финрегуляторе». 

Василий Осьмаков отметил, что предложенная «альтернативная» конструкция реформ, предполагающая создание регулятора в лице Минэкономразвития России, отвечающего за экономический рост в стране, «на уровне инициативы» поддерживается Минпромторгом, подчеркнув, что решающее значение имеет позиция самого Минэка и Правительства РФ. «Эти инициативы носят содержательный и конструктивный характер и направлены на развитие отрасли», - полагает он.

Реформа ищет надзирателя 

Позицию Федеральной налоговой службы РФ, которую разработчики «альтернативного» проекта реформ рассматривают как наиболее вероятного кандидата на роль контрольно-надзорного органа, в рамках заседания представил заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. По его словам, существующие ресурсы и полномочия службы достаточны для того, чтобы обеспечивать налоговый контроль в рамках действующего на текущий момент законодательства. «Любое расширение полномочий Федеральной налоговой службы влечет к увеличению нагрузки на компании, отвлечению ресурсов со стороны ФНС и необходимости привлечения дополнительного бюджетного финансирования», - подчеркнул замглавы ведомства.

Господин Сатин согласился с Ильей Торосовым в том, что для лизинговой отрасли «крайне важно осторожное регулирование», а потому рекомендовал участникам рабочей группы «еще раз подумать», нужно ли подключать к реформе налоговиков. «Все вы знаете, что мы свои обязанности выполняем качественно, и поэтому любые дополнительные полномочия будут использоваться, что называется, “на полную катушку” для того, чтобы получить соответствующий результат. Та ли это тема, когда лизинговая отрасль находится, фактически, в достаточно свободном положении и требуется минимальное регулирование для ее экономического развития?» - задался вопросом господин Сатин.

В ФНС России поддерживают ту редакцию законопроекта, которая принята Госдумой в первом чтении и где регулятором будет Центральный банк РФ, но в то же время убеждены, что и Минэкономразвития России вполне способно выполнять эту функцию, если правительство РФ примет соответствующее решение, отметил Дмитрий Сатин. «Насколько здесь требуется ужесточение контроля и подключение Федеральной налоговой службы? На мой взгляд, не требуется», - подытожил замглавы ФНС России.

В заседании рабочей группы также приняли участие представители Федеральной службы по финансовому мониторингу, осуществляющей надзор за деятельностью лизинговых компаний в рамках национального законодательства по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД ФТ). Заместитель начальника управления организации надзорной деятельности, начальник отдела взаимодействия с надзорными органами и частным сектором Росфинмониторинга Ольга Шоломицкая согласилась с тем, что изменения в законодательстве о лизинге необходимы, «в том числе, по причине необходимости корректировок положения лизинговой отрасли по линии ФАТФ» (FATF, Financial Action Task Force, международная группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, учрежденная при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года, - прим. FedLeasing.ru).

Кроме того, по словам госпожи Шоломицкой, в Росфинмониторинге давно ждут появления единого отраслевого регулятора, который получит весь комплекс необходимых полномочий. «В силу отсутствия на текущий момент профильного надзорного органа и регулятора по линии профильной деятельности <лизинговых компаний>, контроль по линии ПОД ФТ сейчас осуществляет Росфинмониторинг. Поэтому наша ключевая задача, в случае появления регулятора и надзорного органа за деятельностью лизинговой отрасли, благополучно передать в эти “одни руки” контроль по линии ПОД ФТ», - рассказала она. Для Росфинмониторинга принципиально важно, чтобы этот орган имел полноценную возможность реализовать контроль за исполнением требований «антиотмывочного» законодательства, поэтому служба продолжит активно участвовать в доработке законопроекта о лизинговой реформе, добавила Ольга Шоломицкая.

Рынок тянется к аренде

Представители крупнейших участников рынка, возглавляющие отраслевые лизинговые ассоциации, в ходе заседания рабочей группы высказали полную поддержку инициативам Минэкономразвития, в разработке которых принимали активное участие. Прежде всего, они особо отметили важность базовой концепции «альтернативной» реформы, постулатом которой является арендная природа лизинговых сделок. 

По словам председателя совета НП «Лизинговый союз» (базовая организация подкомитета по лизингу ТПП РФ), генерального директора ГК ВТБ Лизинг Дмитрия Ивантера, в новой версии закона о лизинге крайне важно закрепить нефинансовую природу лизинговой услуги. «Мы не деньги, все-таки, выдаем, в отличии от банков, а покупаем имущество и передаем его клиенту», - пояснил он свою позицию. В то же время, по его мнению, клиенты лизинговых компаний – профессиональные бизнесмены, которые принимают осознанные инвестиционные решения, начиная работать с лизинговыми компаниями. «Мы считаем, здесь нет опасности, как в других секторах, когда в отсутствие регулирования недобросовестные участники рынка могут, например, как-то масштабно привлекать деньги физических лиц», - подчеркнул господин Ивантер, считая избыточными предлагаемые финансовыми властями меры по защите прав потребителей лизинговых услуг. 

От имени сообщества глава «Лизингового союза» призвал все государственные органы, причастные сегодня к реформированию отрасли, учесть эту специфику лизинга, а также те современные тренды, которые позволят лизинговым компаниям стать одним из важнейших инструментов развития растущей шеринговой экономики. «Аренда играет все большую роль в деятельности лизинговых компаний, операционный лизинг развивается не только в уже традиционных направлениях, таких как авиационный лизинг, но и очень сильно набирает обороты в растущих секторах рынка, таких как лизинг автотранспортных средств, железнодорожного подвижного состава», - подчеркнул Дмитрий Ивантер.

Вице-президент «Объединенной лизинговой ассоциации», заместитель генерального директора и финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг» Алексей Киркоров подтвердил, что в последние годы у большинства лизинговых компаний арендных сделок становится все больше, «поэтому подход к закону о лизинге с точки зрения арендной природы лизинга нам гораздо ближе». Понимая необходимость регулирования, лизинговое сообщество поддержит тот вариант, который обеспечит развитие отрасли, заявил он, при этом в «альтернативном» законопроекте господин Киркоров видит больше возможностей для развития. Именно в сферу ответственности Минэкономразвития входит координация и планирование инвестиций в различные виды имущества, выступающего основным предметом лизинговых сделок, поэтому полномочия регулятора в этой сфере позволят министерству грамотно концентрировать свое внимание на приоритетных отраслях экономики, что может быть очень полезным для страны. 

Кроме того, предлагаемые Минэкономразвития поправки избавят лизинговые компании от необходимости совершать болезненный переход на отчетные стандарты Банка России, «что потребовало бы изменения всех учетных систем лизинговых компаний», отметил Алексей Киркоров. «Уже через год все лизинговые компании в соответствии со стандартами, выпущенными министерством финансов, будут отчитываться по международным стандартам», - напомнил финдиректор «СберЛизинга», добавив, что это позволит всем заинтересованным органам получить финансовую отчетность лизинговых компаний по отечественным стандартам, «которые уже практически не будут отличаться от МСФО». 

Депутаты ждут сигналов

Подводя итоги заседания рабочей группы по вопросам лизинга экспертного совета комитета Госдумы по финансовому рынку, член комитета, депутат от фракции «Единая Россия» Евгений Шулепов заявил, что после состоявшегося обсуждения стало «совершенно очевидно, что лизинговая отрасль – это на сегодняшний день основной инвестиционный инструмент для модернизации и развития экономики, и <развитие> одного без другого, по сути, невозможно». Парламентарии будут ждать от Минэкономразвития официального внесения «альтернативного» законопроекта, а также учтут в своих поправках все высказанные в ходе заседания рабочей группы мнения органов власти и самих лизинговых компаний, которые будут формализованы подкомитетом по лизингу ТПП РФ. «Ну и, конечно, многое будет зависеть от <результатов> того совещания у вице-премьера Белоусова, которое будет во многом определять дальнейшее развитие событий и, по большому счету, судьбу лизинговой отрасли», - резюмировал господин Шулепов. 

Как ранее сообщал FedLeasing.ru, рассмотрение правительственного законопроекта о реформе лизинговой отрасли во втором чтении запланировано на весеннюю сессию Государственной думы в апреле 2021 года. Законопроект, разработанный Минфином и Банком России и принятый в первом чтении в январе 2019 года, предполагает введение государственного регулирования лизинговой деятельности со стороны Центрального банка РФ. Поправки Минфина и ЦБ ко второму чтению предполагают постепенный переход всех лизинговых компаний на подробную финансовую отчетность по стандартам, установленным для некредитных финансовых организаций, закрепление минимальных требований к капиталу участников рынка и учет лизинговых операций по международным стандартам отчетности МСФО.

Летом 2019 года Евразийская экономическая комиссия заблокировала продвижение законопроекта о реформе лизинга, посчитав, что таким образом Россия вводит дополнительные барьеры для предпринимательской деятельности, запрещенные международным договором о ЕАЭС. Однако, летом 2020 года Суд ЕАЭС рассмотрел обращение Минюста России в отношении правомерности властей РФ проводить подобные реформы в сфере лизинга и постановил, что лизинговую деятельность следует признавать видом финансовых, а не арендных услуг, а потому запреты на ограничения свободы торговли в ЕАЭС на этот сектор бизнеса не распространяются. 

«Альтернативная» концепция реформ, исключающая переход лизингового сектора под надзор ЦБ, неофициально обсуждалась в сообществе на протяжении двух лет, но Минэкономразвития публично обозначило свою готовность выступить регулятором рынка лизинга в России впервые. В заседании рабочей группы по вопросам лизинга Экспертного совета комитета Госдумы по финансовому рынку, организованной подкомитетом по лизингу ТПП РФ 25 января 2021 года, приняло участие более ста специалистов отрасли, в том числе представители более 50 российских лизинговых компаний, говорится в сообщении организаторов мероприятия. Представители Минфина России и Центрального банка РФ на встречу приглашены не были. 

Читайте также

Минпромторг России: рост утильсбора не повредит покупателям сельхозтехники
# Господдержка
Минпромторг России: рост утильсбора не повредит покупателям сельхозтехники
Минпромторг России: рост утильсбора не повредит покупателям сельхозтехники
Новый онлайн-сервис PoiskPL объединил предложения более 700 автодилеров в России
# Новости
Новый онлайн-сервис PoiskPL объединил предложения более 700 автодилеров в России
Новый онлайн-сервис PoiskPL объединил предложения более 700 автодилеров в России
4 марта состоится онлайн-конференция «Лизинг сельхозтехники: готовность к посевной 2021»
# Новости
4 марта состоится онлайн-конференция «Лизинг сельхозтехники: готовность к посевной 2021»
4 марта состоится онлайн-конференция «Лизинг сельхозтехники: готовность к посевной 2021»
«Совкомбанк Лизинг» увеличил уставный капитал с 420 млн руб. до 1,02 млрд руб.
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» увеличил уставный капитал с 420 млн руб. до 1,02 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» увеличил уставный капитал с 420 млн руб. до 1,02 млрд руб.
«Росагролизинг» намерен выдавать аграриям дроны в финансовую аренду
# Новости
«Росагролизинг» намерен выдавать аграриям дроны в финансовую аренду
«Росагролизинг» намерен выдавать аграриям дроны в финансовую аренду
Аграрное предприятие «Победа» возьмет в лизинг сельхозтехнику у «Дойче Лизинг Восток»
# Новости
Аграрное предприятие «Победа» возьмет в лизинг сельхозтехнику у «Дойче Лизинг Восток»
Аграрное предприятие «Победа» возьмет в лизинг сельхозтехнику у «Дойче Лизинг Восток»
«Европлан» в 2020 году увеличил чистую прибыль по МСФО на 25,2% до 6 млрд руб.
# Новости
«Европлан» в 2020 году увеличил чистую прибыль по МСФО на 25,2% до 6 млрд руб.
«Европлан» в 2020 году увеличил чистую прибыль по МСФО на 25,2% до 6 млрд руб.
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
# Новости
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
«Росагролизинг» разместил облигации на 7 млрд руб. по ставке 7,9% годовых
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
# Новости
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
ГТЛК приобрела 39 автобусов Volgabus для Новокузнецка за 631,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Газпромбанк Лизинг передал компании «ТрансСервис» спецтехнику на 51,6 млн руб.
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
# Господдержка
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Минпромторг распределил субсидии по автолизингу на 2021 год между 15 компаниями
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
# Новости
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Вологодская лизинговая компания «МИК» открыла филиал в Петербурге
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
# Новости
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Прибыль ВТБ Лизинга по МСФО в 2020 году выросла на 4% до 13,7 млрд руб.
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
# Аналитика
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Медиа-рейтинги лизинговых компаний за январь 2021 года
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг поставит «Урал Логистике» контейнерные платформы на 1,7 млрд руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
# Аналитика
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
Новый бизнес лизинговых компаний в 2020 году снизился на 6% до 1,41 трлн руб.
 ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
# Новости
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
ГТЛК заказала вторую партию из 29 троллейбусов «Адмирал» для Омска
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
# Новости
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
Газпромбанк Лизинг увеличил объем нового бизнеса в 2020 году на 67% до 116,5 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
# Новости
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Совкомбанк Лизинг» завершил размещение облигаций на 1 млрд руб.
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
# Новости
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
«Сименс Финанс» профинансировал поставку металлообрабатывающего оборудования на €30 млн
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
# Новости
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
Новый бизнес «Интерлизинга» в 2020 году вырос на 43% до 20,7 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
# Новости
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» увеличил новый бизнес в 2020 году на 25,3% до 27,8 млрд руб.
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
# Новости
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Максим Агаджанов назначен первым замгендиректора ГТЛК
Регулятора лизинга выберет правительство
# Реформа
Регулятора лизинга выберет правительство
Регулятора лизинга выберет правительство
Наверх