Реформа рынка лизинга предполагает переход лизингодателей на саморегулирование и создание их саморегулируемой организации (СРО). Совместно с Банком России СРО будет разрабатывать стандарты работы отрасли и контролировать их выполнение. Саморегулирование означает отсутствие прямого вмешательства государства в лизинговую деятельность. Лизинговый сектор примет на себя своеобразную цеховую ответственность за общие условия работы своего рынка. В то же время саморегулирование представляет собой сложную систему, балансирующую различные интересы и минимизирующая их конфликты. К настоящему времени СРО действуют на многочисленных рынках и их опыт будет востребован при введении саморегулирования на рынке лизинга. Эта статья содержит обзорный анализ их деятельности и отвечает на наиболее распространенные вопросы о саморегулировании.
Чем саморегулирование в финансовом секторе отличается от саморегулирования в нефинансовом секторе?
В России сложилось два вида саморегулирования, которые различаются в зависимости от того, является ли деятельность субъектов рынка финансовой либо нет. К большинству финансовых организаций применяются нормы Федерального закона от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Исключение составляют банки, однако и в отношении них ведется обсуждение необходимости введения саморегулирования. К субъектам рынка, не занимающимся финансовой деятельностью, применяются нормы Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Он регламентирует саморегулирование десяти видов профессиональной или предпринимательской деятельности, включая такие субъекты как арбитражные управляющие, союзы сельскохозяйственной кооперации, кадастровые инженеры и др. Саморегулирование нефинансовой деятельности обязательно для актуариев, оценщиков, аудиторов, а также строителей, проектировщиков, организаций сферы инженерных изысканий. В общей сложности в сфере нефинансовой деятельности действует порядка шестисот СРО. Оба вида саморегулирования различаются правовыми режимами (табл. 1). Кроме упомянутых категорий субъектов рынка саморегулирование нефинансовой деятельности является добровольным. Число СРО, объединяющих субъектов одной профессии или вида деятельности, может быть неограниченным по максимальной численности. Разрабатываемые ими стандарты и правила носят обязательный характер только для их членов. В результате саморегулирование нефинансовой деятельности носит весьма условный характер. Граница между обычной общественной организацией, с одной стороны, и нефинансовой СРО, с другой стороны, в значительной степени размыта.
В финансовой деятельности саморегулирование носит обязательный характер. Членство в СРО не является добровольным, как и выполнение её стандартов. На финансовых рынках реализована модель делегированных полномочий. Банк России определяет перечень базовых стандартов, обязательных для внедрения, а также набор дополнительных функций, которые могут быть переданы СРО. Фактически СРО на финансовом рынке представляет собой отраслевого регулятора в миниатюре. Она обладает полномочиями по установке отраслевых правил игры и контролю за их выполнением. Субъекты рынка, не желающие им подчиняться, рискуют принудительно уйти с рынка. В конечном счете, СРО на финансовом рынке представляет собой своеобразную гильдию, объединяющую профессионалов по виду деятельности, которая несет ответственность за выполнение общих правил. За рубежом аналогичные институты действуют на протяжении десятилетий. Особо их роль заметна на внебиржевых финансовых рынках. К примеру, функционирование международного рынка деривативов немыслимо без стандартного генерального соглашения, разработанного Международной ассоциацией свопов и деривативов. Таким образом, саморегулирование как общественный институт позволяет производить частичную унификацию и стандартизацию по разным видам экономической деятельности.
Табл. 1. Сравнительные характеристики саморегулирования финансовой и нефинансовой деятельности.
Законодательная норма | Финансовая деятельность | Нефинансовая деятельность |
Число видов деятельности, объединяемых одной СРО | без ограничений | один вид предпринимательской или профессиональной деятельности |
Обязательность членства в СРО | да | нет* |
Минимальная численность членов СРО | не менее 26% от числа финансовых организаций, осуществляющих данный вид деятельности | не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности |
Требования к получению статуса СРО | требования к деловой репутации и квалификации руководителя СРО, а также отсутствию конфликта интересов, наличие внутренних стандартов и специализированных органов управления по контролю и дисциплинарным мерам | стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обеспечение имущественной ответственности членов СРО перед потребителями (компенсационный фонд или система личного или коллективного страхования), наличие специализированных органов по контролю и дисциплинарным мерам |
Независимые директора в составе коллегиального органа управления | доля независимых членов не менее 20% | доля независимых членов не менее 1/3 |
Ключевые функции СРО |
- ведение реестра членов, - разработка внутренних и базовых стандартов, - предоставление в Банк России информации и отчетности членов, - контроль за соблюдением требований законов, нормативно-правовых актов, стандартов, - проведение проверок членов, - рассмотрение жалоб, - раскрытие информации о деятельности СРО |
- ведение реестра членов, - разработка стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, - контроль за соблюдением стандартов, - анализ деятельности членов, - рассмотрение жалоб на действия членов, - раскрытие информации о деятельности СРО |
Полномочия СРО | применение мер за несоблюдение стандартов, направление в Банк России мотивированного мнения об основаниях отзыва у члена лицензии, сбор отчетности членов | применение мер за несоблюдение стандартов и правил, сбор отчетности членов |
Меры дисциплинарного воздействия | предъявление требования об устранении нарушения, вынесение предупреждения, штраф, исключение из членов | вынесение предписания, вынесение предупреждения, штраф, исключение из членов |
Наличие компенсационного фонда или системы личного (коллективного) страхования | нет (за исключением форекс-дилеров) | да |
Виды стандартов | базовые (обязательные для всех вне зависимости от членства в СРО) и внутренние (применимые к членам конкретной СРО) | стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (обязательны для членов конкретной СРО) |
Орган регулирования и надзора за СРО | Банк России | Смешанная модель: Минэкономразвития (идеология и порядок регулирования), Росреестр (регистрация), Банк России (актуарии), Министерство финансов и другие ФОИВы |
* Обязательность членства может быть установлена профильными законами. На начало 2019 г. обязательность саморегулирования введена на рынках актуарной, оценочной, аудиторской деятельности, а также в строительстве.
Что собой представляет СРО на финансовом рынке?
Получить статус СРО может любая некоммерческая организация, созданная в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в форме ассоциации или союза. Пакет документов для получения статуса СРО включает устав, внутренние стандарты (прежде всего, стандарт условий членства в СРО), перечень действующих членов СРО, плановую смету СРО, положение об органах управления, а также положения о контрольном органе и дисциплинарном органе, документы о соответствии руководителя СРО законодательным требованиям (деловой репутации и квалификации).
СРО может объединять не один, а несколько видов финансовой деятельности. К примеру, крупнейшие в России СРО, - «Национальная финансовая ассоциация» и «Национальная ассоциация участников фондового рынка», - объединяют не только брокеров и дилеров, но также управляющих и депозитарии. На каждом рынке может действовать не более трех СРО. Объясняется это тем, что законодательство устанавливает ограничение на минимальное число членов – их не может быть менее 26% общей численности организаций, занимающихся данным видом деятельности. Чаще всего, на рынке представлено от одной до двух СРО, исключение составляют СРО на многочисленных рынках микрофинансирования и кооперации (табл. 2).
Для лизингового рынка предусмотрено, что на начальном этапе для получения статуса СРО достаточно 15 лизингодателей. К моменту получения статуса СРО информация о них уже должна фигурировать в государственном реестре. Небольшое число лизингодателей на старте объясняется тем, что при открытии реестра их итоговая численность не известна. Субъекту рынка дается полгода на вхождение в состав СРО после возникновения первой СРО или после прекращения своего членства в другой СРО. После окончания переходного периода требование о объединении не менее 26% числа организаций, в конечном счете, должно выполняться.
Членами СРО могут быть только финансовые организации, осуществляющие данный вид деятельности. Иными словами, членами СРО на рынке лизинга могу быть только лизингодатели. Это объясняет, почему, к примеру, Торгово-промышленная палата РФ или Ассоциация европейского бизнеса не могут получить статус СРО. Для этого им потребуется исключить из своих рядов остальных членов кроме лизингодателей. Аудиторы, консультационные и юридические компании, вендоры и другие представители смежных рынков могут быть ассоциированными членами. Это означает невозможность принятия участия в управлении СРО, их права ограничены участием в обсуждениях отраслевых вопросов и получением доступа к информации.
СРО на финансовом рынке – молодой публичный институт. Посвященное саморегулированию законодательство было принято только в 2015 г., а большинство СРО получило статус в 2016 г. Постепенно саморегулирование охватывает большое число вновь институализирующихся видов деятельности. В частности, в 2019 г. саморегулирование вводится на рынке инвестиционных советников. Накопленный опыт саморегулирования на других рынках с успехом может быть применен на рынке лизинга.
Каждая СРО имеет типовую организационную структуру. Она включает общее собрание членов, которое отвечает за устав, избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления, досрочное прекращение полномочий указанного органа или его отдельных членов, определение приоритетных направлений деятельности СРО, принципов формирования и использования имущества, утверждение отчетов о результатах деятельности, а также решения о добровольной ликвидации или реорганизации СРО. Общее собрание членов формирует постоянно действующий коллегиальный орган, который именуют «совет» или «совет директоров» СРО. Оно делегирует совету СРО часть управленческих функций. К ним относятся принятие решений о разработке проектов базовых стандартов, разработке и утверждении внутренних стандартов, а также создание специализированных органов, принятие решения о приеме в члены и исключении из них, утверждение сметы и назначение на должность руководителя СРО. В зависимости от масштабов СРО и профиля рынка распределение полномочий между общим собранием и совет СРО могут варьироваться. В многочисленных СРО совет получает существенный объем полномочий, вплоть до утверждения стандартов. В небольших СРО, действующих на пенсионном рынке, полномочия смещены в пользу общего собрания. Проблема репрезентативности рынка в составе совета решается путем квотирования. Небольшие или специализированные члены СРО обладают квотой, в соответствии с которой их представители избираются в совет. Квотирование гарантирует, что в совете СРО не будут преобладать исключительно крупные участники.
Руководитель СРО (как правило, президент) отвечает за текущее управление СРО. Он не может быть аффилирован со своими членами, в частности, работать в финансовых организациях данного вида деятельности или входить в состав их коллегиальных органов. Руководство СРО обязано минимизировать конфликт интересов, включая принятие на себя ограничений, направленных на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение противоречий функций или использование служебной информации. Как правило, это делается за счет распределения непротиворечивых обязанностей между членами руководства и отсутствия деловых интересов, касающихся отдельных членов СРО.
СРО обязана иметь специализированные органы - контрольный и дисциплинарный комитеты. Первый отвечает за контроль за соблюдением членами СРО требований законодательства, базовых стандартов, внутренних стандартов и других внутренних документов СРО, включая условия членства. Контрольный комитет выявляет факты нарушений - он представляет собой своеобразный аналог надзорного подразделения. Второй комитет рассматривает дела о нарушении членами установленных требований и принимает решения о применении дисциплинарных мер. К последним относятся предъявление требования об обязательном устранении нарушения в установленные сроки, вынесение предупреждения в письменной форме, наложение штрафа и крайняя мера - исключение из членов, которая в последующем может вести к лишению права деятельности. Во избежание конфликта интересов членство в обоих специализированных органах не является перекрестным. Как правило, контрольный комитет состоит из штатных сотрудников СРО, а дисциплинарный комитет – из комбинации штатных сотрудников и представителей членов.
Табл. 2. Действующие саморегулируемые организации в сфере финансового рынка на начало 2019 года.
Вид деятельности | Наименование СРО |
Год получения статуса |
Число участников |
Деятельность на рынке ценных бумаг | Национальная финансовая ассоциация |
2016 |
221 |
Национальная ассоциация участников фондового рынка |
2016 |
493 |
|
Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев |
2016 |
48 |
|
Страхование | Всероссийский союз страховщиков |
2016 |
199 |
Ассоциация профессиональных страховых брокеров |
2017 |
64 |
|
Негосударственное пенсионное обеспечение | Альянс пенсионных фондов |
2016 |
19 |
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов |
2016 |
33 |
|
Валютный дилинг | Ассоциация форекс-дилеров |
2016 |
4 |
Микрофинансирование и кооперация | Институты развития малого и среднего бизнеса |
2016 |
566 |
Союз микрофинансовых организаций "Единство" |
2016 |
838 |
|
Микрофинансирование и Развитие |
2016 |
532 |
|
Саморегулируемая организация кредитных кооперативов "Содействие" |
2016 |
170 |
|
Центральное кредитное объединение |
2016 |
76 |
|
Союз кредитных потребительских кооперативов «Народные кассы – Союзсберзайм» |
2016 |
182 |
|
Межрегиональный союз кредитных кооперативов |
2016 |
248 |
|
Губернское кредитное содружество |
2016 |
159 |
|
Кооперативные финансы |
2016 |
239 |
|
Национальное объединение кредитных кооперативов |
2016 |
90 |
Сколько стоит СРО?
Бюджет СРО, как и у любой некоммерческой организации, формируется за счет нескольких источников. Главным из них служат регулярные членские взносы, которые могут быть годовыми, полугодовыми и квартальными. Они формируют до 2/3 годовых доходов СРО. Во вторую очередь бюджет пополняется от добровольных целевых взносов, как правило, для участия в конференциях и семинарах, а также на реализацию отдельных публичных проектов, например, оплату юристов и консультантов. Некоторые СРО предоставляют информацию или информационно-аналитические материалы на платной основе. Свободные денежные остатки размещаются на срочных вкладах в банках, благодаря чему СРО получает дополнительные процентные доходы.
Средний ежегодный бюджет крупной СРО составляет от 200 до 300 млн. руб. Большая его часть формируется за счет ведущих субъектов рынка. Среди СРО действует пропорциональное формирование членских взносов: чем больше показатели деятельности члена, тем выше его взнос. Например, на фондовом рынке членские взносы зависят от набора лицензий и размера собственных средств. Небольшие участники платят зачастую символические членские взносы. К примеру, у «Национальной ассоциации участников фондового рынка» минимальный годовой взнос составляет 130 тыс. руб. для дилеров, брокеров и управляющих с собственными средствами до 90 млн. руб. У «Национальной финансовой ассоциации» минимальный годовой взнос достигает 140 тыс. руб. для любого члена с единственной лицензией и собственными средствами до 100 млн. руб. Члены с более тремя лицензиями и тем же уровнем собственных средств оплачивают 155 тыс. руб. в год. При численности рынка в 200-300 субъектов среднегодовые взносы крупных членов составляют порядка 1,5-2,0 млн. руб. Размер вступительного взноса будущего члена СРО, согласно законодательству, не может превышать 100 тыс. руб. Подавляющая часть бюджета, как правило, свыше половины расходов, приходится на фонд оплаты труда. Среднесписочная численность сотрудников крупных СРО достигает от пятидесяти до семидесяти работников. На втором месте находятся расходы на аренду офисных площадей или оплату аутсорсинговых услуг, преимущественно, юридических.
Банк России обладает полномочиями по ограничению монопольного формирования членских взносов. Он вправе снизить предельный размер вступительного взноса, в том числе в отношении отдельного вида СРО. Банк России также располагает полномочиями по определению требований к составлению сметы. Регулятор может отказать в присвоении статуса СРО в случае, если бюджет окажется недостаточным для осуществления функций саморегулирования.
Чем занимается саморегулирование на финансовом рынке?
Как отмечалось, в обязанности СРО входит стандартизация вверенного ей вида деятельности и ответственность за соблюдение стандартов. СРО вменяется в обязанность разработка и утверждение внутренних стандартов, действующих только для её членов. Первым внутренним стандартом выступают условия членства, которые определяют требования к финансовым организациям для вступления в СРО, а также формирование бюджета, включая размер, порядок расчета и уплаты вступительного взноса и членских взносов. СРО разрабатывает систему мер воздействия при несоблюдении её членами требований базовых, внутренних стандартов и иных внутренних документов.
Однако более важными являются не столько внутренние, сколько обязательные базовые стандарты. Их закрытый перечень определен законодательством. К ним относятся стандарты по управлению рисками, корпоративного управления, внутреннего контроля, защиты прав и интересов получателей услуг, совершения операций на финансовом рынке. Банк России устанавливает перечень обязательных для разработки базовых стандартов. Согласно законопроекту, обязательными базовыми стандартами на рынке лизинга будут стандарты по управлению рисками и внутреннего контроля. Объясняется это тем, что наблюдение за дефолтами и случаями предбанкротного состояния лизингодателей выявило многочисленные нарушения классических правил управлению рисками, - распределение ответственности и лимитов концентрации, - а также отсутствия какого-то ни было внутреннего контроля за собственными правилами организации. Базовые стандарты носят рамочный характер и определяют общие положения. К примеру, о системе управления рисками, её цели, задачах и принципах организации, подходах к организации системы, разделении полномочий, функционале и внутренних процедурах. В случае лизингового рынка базовый стандарт должен учитывать возможность делегирования управления рисками материнской структуре, если у неё указанная система управления рисками уже сложилась и считается эффективной. Аналогичным образом, лизингодатель в форме холдинговой компании должен иметь возможность брать на себя управление рисками дочерних компаний, таких как лизинговые компании специального назначения. Базовый стандарт должен предъявлять различные требования к лизингодателям, различающимися по масштабу деятельности и профилю рисков.
Базовые стандарты обязательны для выполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в конкретной СРО. Иными словами, финансовые организации могут быть членами разных СРО, однако базовые стандарты для них являются общеотраслевыми и одинаковыми для всех. Это позволяет избежать арбитража на нормах саморегулирования между различными СРО. Даже при ликвидации, утрате СРО полностью или частично правоспособности, повлекшим отсутствие СРО в сфере одного вида финансовой деятельности, утвержденные базовые стандарты продолжают действовать.
Любая СРО может разработать проект базового стандарта, который будет обязателен для всех организаций одного вида финансовой деятельности. Однако разработка не носит спорадический или самодеятельный характер. Проект базового стандарта подлежит согласованию Комитетом по профильным стандартам, действующим при Банке России. Комитет по стандартам обеспечивает единообразие принципов и стандартов. В его состав входит представители СРО, Банка России и Минфина России. Затем базовый стандарт проходит утверждение на Комитете финансового надзора Банка России, после чего он вступает в действие.
Стандартизация в саморегулировании обратно пропорциональна степени жесткости пруденциального регулирования. Чем более зарегламентирована финансовая деятельность нормативно-правовыми актами Банка России, тем меньше возможности для обязательной стандартизации. К примеру, на рынке негосударственного пенсионного обеспечения действуют две СРО.
Однако ни одного базового стандарта у них нет. Объясняется это тем, что инвестиционная декларация НПФ детально регламентирована Банка России. По другим видам деятельности базовые стандарты, в основном, охватывают защиту прав клиентов и стандартизацию операций (табл. 3). Исключение в саморегулировании составляют микрофинансирование и кооперация, где Банк России в значительной степени делегировал контроль за состоянием рынка нескольким СРО. На обоих рынках введены стандарты управления рисками.
Базовый стандарт для лизингодателей по совершению операций на финансовом рынке может затрагивать розничный лизинг и договора с населением. В частности, общие условия совершения операций с гражданами, привлечение от них денежных средств, порядок совершения операций по лизинговому финансированию, процедуры оценки платежеспособности лизингополучателя, требования к содержанию договоров, в т.ч. раскрытию графика лизинговых платежей и полной стоимости лизинга.
Табл. 3. Стандартизация деятельности на финансовых рынках: базовые стандарты на начало 2019 года.
Вид деятельности |
Стандартизация операций |
Управление рисками |
Корпоративное управление |
Защита прав клиентов |
Брокерское обслуживание |
+ |
|
|
+ |
Депозитарный учет |
+ |
|
|
|
Управление портфелем ценных бумаг |
+ |
|
|
+ |
Валютный дилинг |
+ |
|
|
+ |
Кредитная потребительская кооперация |
+ |
+ |
+ |
+ |
Микрофинансирование |
+ |
+ |
|
+ |
Страхование |
+ |
|
|
+ |
Как Банк России контролирует СРО?
Банк России обладает несколькими полномочиями, позволяющими ему осуществлять полноценный надзор за деятельностью СРО: допуск на рынок, утверждение базовых стандартов, передача полномочий, надзор и меры надзорного реагирования. Банк России присваивает статус СРО и согласует кандидатуры её руководителей. Он также принимает решение об утверждении или отказе в утверждении базовых стандартов. При необходимости Банк России может передать СРО часть своих контрольных функций, в частности, полномочия по сбору и обработке отчетности. Указанная возможность реализована на рынке микрофинансирования. Банк России следит за добросовестным выполнением СРО своих функций. Он получает от СРО специализированную отчетность, проводит выездные проверки, и его представители вправе присутствовать на заседаниях органов управления и специализированных органов СРО. При выявлении проблем в деятельности СРО к ней применяются меры надзорного реагирования. К ним относятся предписания об устранении нарушений, наложение штрафов, требование замены руководителя, приостановление отдельных функций СРО и прекращение её статуса. Надзор за деятельностью СРО осуществляет профильный департамент центрального банка. Иными словами, в Банке России реализована децентрализованная модель надзора за саморегулированием. За развитие СРО как публичного института в целом отвечает Департамент стратегического развития финансового рынка Банка России.
Примеры надзора за деятельностью СРО можно встретить в практике 2017-18 гг. В декабре 2017 г. Банк России лишил статуса Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации». В него входили 20 из 22 кредитных кооперативов – участников крупной «финансовой пирамиды», действовавшей в ряде регионов. В работе СРО были выявлены нарушения требований законодательства, включая несоблюдение сроков исполнения запросов Банка России, а также предоставление недостоверной информации о своих членах. Аналогичным образом в августе 2018 г. Банк России принял решение о прекращении статуса Национального союза «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс». Решение было принято после выявления нарушений СРО законодательства при проведении проверок кредитных кооперативов. Как и в предыдущем случае, СРО представляло недостоверные сведения и способствовало сокрытию информации о деятельности кооперативов. Закрытие двух крупных СРО было обусловлено их непрофессиональным и безответственным подходом к выполнению своей роли, поскольку потерпевшими, в конечном счете, были не члены СРО, а потребители финансовых услуг.
Какова перспектива СРО на рынке лизинга?
На рынке лизинга представлено семь общественных площадок. Первая организация, объединяющая лизингодателей, создана еще в 1994 г. как «Российская ассоциация лизинговых компаний» («Рослизинг») во главе с Еленой Скрынник (в 2001-09 гг. возглавлявшей Росагролизинг, а в 2009-12 гг. — Министерство сельского хозяйства). В настоящее время Рослизинг является недействующая ассоциацией, хотя сохраняется как юридическое лицо. Наиболее активно действующими площадками являются «Объединенная лизинговая ассоциация» и «Лизинговый союз» при Торгово-промышленной палате РФ. Последнее по времени объединение, «Национальный лизинговый союз», учреждено в 2017 г. по инициативе ряда госкомпаний как прототип СРО, однако в настоящее время оно не ведет деятельности. Другими площадками являются Подкомитет по лизингу «Ассоциации европейского бизнеса», включающий иностранные дочерние лизинговые компании, Подкомитет Торгово-промышленной палаты РФ по лизингу, а также Подкомитет по лизингу в составе Комитета по финансовым услугам «Деловой России».
Для общественных площадок на рынке лизинга характерно несколько общих черт. Каждая из них объединяет небольшое количество субъектов рынка исходя из его оценочной совокупной численности. Объединения охватывают не более 10-15% численности рынка, что отражает значительную фрагментацию рынка по интересам и активности. Основу их деятельности составляют проведение конференций и семинаров. Три из пяти действующих площадок в значительной степени подконтрольны одной и той же лизинговой компанией. Для получения статуса СРО лизинговым сообществом должны быть урегулированы вопросы со штатом, бюджетом, намерениями и взаимодействием с центральным банком.
Дальнейшее развитие событий может пойти по двумя сценариям. Если лизинговое сообщество не сумеет соорганизоваться, статус СРО на рынке лизинга может получить уже действующее СРО. Например, «Национальная финансовая ассоциация» или «Микрофинансирование и развитие». Это означает, что отдельные компании могут войти в состав совета действующей СРО, а в самой СРО будет создан профильный комитет по лизингу. Однако условия работы СРО в значительной мере будут определяться другими финансовыми организациями. Во втором сценарии специализирующееся на лизинге СРО может быть создано в координации с Банком России, учитывая, что регулятор делегирует ей полномочия. Это накладывает определенную ответственность и обязанности на учредителей и первый состав совета СРО. Банк России заинтересован в том, чтобы СРО была полноценной, прозрачной и формировало общие равные условия. Такая СРО может быть эффективной при наличии нескольких условий: профессиональная команда, адекватный бюджет, правильная мотивация и сбалансированное управление, обеспечивающее защиту от коррупции и преследования узких интересов.
Однако главным фактором является доверие к профессионалам, которые возьмут на себя ответственность за саморегулирование и контроль. Банк России ожидает, что в команду СРО войдут специалисты, имеющие опыт надзорной или аудиторской деятельности, а также профессиональные юристы. СРО не должна отражать интересы какой-либо одной компании или узкой группы компаний и лиц. Управление в СРО должно носить сбалансированный характер: необходимо, чтобы в её коллегиальный орган входили как крупные, так и небольшие компании. Бюджет также должен формироваться на пропорциональной основе. Крупные лизингодатели возьмут на себя основную заботу о пополнении бюджета. Однако учитывая, что в составе общих расходов лизингодателей взносы будут составлять десятые доли процента, маловероятно, что финансирование СРО будет обременительным для рынка в целом.
После принятия законопроекта, реформирующего лизинговый сектор, Банк России предполагает участвовать в подготовке проекта СРО. Возможно создание экспертной группы для разработки документации по СРО с учетом интересов компаний с разным масштабом и профилем деятельности. Каждая компания вне зависимости от своих характеристик должна получить гарантии равенства возможностей и учета её интересов при вхождении в СРО. Учитывая, что Банк России заинтересован в эффективности СРО, мы предполагаем активно сопровождать процесс её создания.