Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России

Реформа
60164
Законопроект о реформе лизинга отправлен на экспертизу в ФАС России
Текст законопроекта о введении госрегулирования на рынке лизинга в России готов ко второму чтению в Государственной думе, но чтобы снять опасения лизинговых компаний о возможных негативных последствиях реформы для отрасли, поправки к закону «О лизинге» направлены в Федеральную антимонопольную службу России для получения экспертного заключения. Об этом рассказал советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев в ходе онлайн-конференции «Лизинг в регионах 2020», которую «Федерация лизинга» провела 10 ноября. 

«Было много разговоров про то, что большое количество компаний может это не пережить, поэтому мы специально попросили Федеральную антимонопольную службу дать заключение и оценить влияние законопроекта на ценообразование, на объемы рынка и конкуренцию на нем», - сообщил он. Сразу после получения экспертного мнения антимонопольного ведомства документ поступит в профильный комитет Госдумы. «Мы рассчитываем на то, что законопроект будет принят во втором чтении в ближайшее время. В эту сессию, или в следующую – это уже не так важно», - добавил он. 

Сергей Моисеев напомнил, что после принятия поправок все лизинговые компании должны будут войти в реестр Банка России, а те, кто по каким-либо причинам не пожелают зарегистрироваться – потеряют право заключать новые лизинговые сделки. «Мы обеспечим так называемый “бесшовный” переход: старые договоры истекут естественным образом, а нового бизнеса не будет», - пояснил он. В ЦБ ожидают, что «ядро рынка» - ТОП-300 компаний, которые много лет профессионально занимаются лизинговым бизнесом, войдут в этот реестр, «а остальные доживут на старых договорах без всяких проблем». 

После регистрации в реестре лизинговые компании не почувствуют никаких изменений еще целых три года, заверил Сергей Моисеев. «За эти три года мы всех переобучим стандартам МСФО, наладим программное обеспечение, разработаем новые стандарты учетной политики, и в течение трех-пяти лет, с учетом переходного периода, все переместятся на новый вид отчетности», - прогнозирует он. Основываясь на анализе списка из около 700 российских компаний, отчитывающихся в Росфинмониторинг о заключении лизинговых сделок, в ЦБ полагают, что «отсев» произойдет, в основном, за счет компаний с одним-двумя, как правило, аффилированными клиентами, для которых лизинговый бизнес не является профильным видом деятельности. По словам господина Моисеева, только из-за ожиданий реформы подобные сделки уже практически не заключаются в России. 

Обязательные требования по подготовке отчетности по МСФО планируется ввести в 2023 году, или даже позже. «Если сообщество скажет, что мы не успеваем, то мы будем готовы эти сроки пересмотреть и сдвинуть дальше», - заверил Сергей Моисеев. Но пока ни от «Объединенной лизинговой ассоциации», ни от «Лизингового союза» при ТПП РФ официальных предложений в ЦБ не поступало. Господин Моисеев предположил, что нынешние руководители этих ассоциаций работают в крупных лизинговых компаниях, имеющих кэптивное фондирование от своих материнских финансовых структур, не конкурируют с другими лизингодателями за банковские кредиты, не выпускают облигаций, а потому им не интересно публиковать МСФО: «начальнику отчитались, и достаточно». 

Большинство же частных лизингодателей, которые конкурируют на рынке и привлекают средства на публичном рынке капитала, в результате реформ и появления качественной отраслевой статистики получат снижение премии за финансирование, в том числе, повысят эффективность управления кредитным риском, считает Сергей Моисеев. «Управление кредитным риском невозможно, если вы не знаете, какова типовая просрочка по данному предмету лизинга или по данной категории клиентов. Если вы ее не знаете, как вы будете управлять?», - удивился он. В ЦБ не видят серьезного барьера и в требованиях по величине собственного капитала лизинговых компаний: «это самые минимальные требования по капиталу, которые есть в России, они даже меньше, чем в микрофинансировании», - подчеркнул господин Моисеев. 

«Основные заботы» небольших и средних лизинговых компаний касаются изменений в бухучете и перехода на подробный план счетов, отметил Сергей Моисеев, напомнив о публичном обещании ЦБ развернуть бесплатную программу обучения персонала всех лизингодателей правилам подготовки МСФО. Кроме того, будут разработаны типовые стандарты учетной политики для лизинговых компаний, которыми также безвозмездно смогут воспользоваться все участники рынка, прежде всего, небольшие и региональные компании. 

Финансовые власти также понимают, что процесс перехода на новые стандарты финансового учета потребует существенного IT-перевооружения лизинговых компаний, и если для небольших игроков с штатом несколько человек и активами до 1 млрд руб. будет достаточно минимальных стандартных продуктов, то для крупных федеральных лизингодателей с развитой филиальной сетью расходы по обновлению программного обеспечения могут вылиться в десятки миллионов рублей. Между тем, как рассказал Сергей Моисеев, основываясь на результатах опроса вендоров и поставщиков ПО для лизинговых компаний, цены на соответствующие IT-продукты и их поддержку не будут принципиально отличаться от тех, которые сегодня предлагаются рынку. 

А для снижения расходов на приобретение ПО в масштабах отрасли можно создать некоммерческий сервис «подписки» на базовые версии лизингового IT-обеспечения. «Мы предложили лизинговому сообществу сделать то, что уже есть в западной практике: создать для малых и средних компаний единую электронную платформу по ведению бухучета», - рассказал Сергей Моисеев. В результате такие компании будут избавлены от обязанности формировать специальную отчетность для ЦБ после реформы (регулятор сможет получать все необходимые данные напрямую из учетной системы сервиса), а общая экономия для лизингового сектора может составить 30-40%, подчеркнул господин Моисеев. Нынешней осенью ЦБ уже провел опрос около сотни лизинговых компаний по этому поводу. «Все небольшие и средние компании – это 70%, – высказались, что они хотят единую платформу и готовы в ней вести учет, - рассказал он. – Но, как и ожидалось, крупнейшие компании из первой десятки сказали, что им это не нужно, “мы не хотим это финансировать”». 

Решение подобных вопросов находится в плоскости самоорганизации отраслевого сообщества и выбора направления его развития, считает Сергей Моисеев. «Нет в нашей стране ни одного человека, который бы не хотел развития», - сказал он, заочно полемизируя с отдельными участниками рынка, упрекающими финансовые власти в установлении новых требований и усилении контроля за деятельностью бизнеса. «Для нас фундамент любого развития – это прозрачность деятельности, доверие, честность, добропорядочность. Если это есть, то тогда есть и дальнейшее движение», - полагает господин Моисеев. 

Он добавил, что уже известен перечень актуальных проблем отрасли, которые требуют решения, в частности, вопросы налогообложения лизинга (начисление НДС на процентные платежи, налог на лизинговое имущество, отнесение расходов на резервирование возможных потерь), вопросы связанные с дефолт-менеджментом, взысканиями, расчетом сальдо и защитой прав лизингодателей. «Сейчас все эти “дыры” “залеплены” путем разъяснений судебного характера, а не законодательно. Поэтому мы сторонники, в первую очередь, закрепления прозрачных правил игры и создания нормальной экономической среды», - резюмировал он.

Читайте также

Руководство к популярности: самое востребованное авто сентября в «Балтийском лизинге»
# Новости
Руководство к популярности: самое востребованное авто сентября в «Балтийском лизинге»
Руководство к популярности: самое востребованное авто сентября в «Балтийском лизинге»
ВТБ Лизинг прогнозирует рост рынка лизинга на 10% в 2022 году
# Новости
ВТБ Лизинг прогнозирует рост рынка лизинга на 10% в 2022 году
ВТБ Лизинг прогнозирует рост рынка лизинга на 10% в 2022 году
ГТЛК внедряет ESG-оценку проектов для инвестирования
# Новости
ГТЛК внедряет ESG-оценку проектов для инвестирования
ГТЛК внедряет ESG-оценку проектов для инвестирования
СберЛизинг поставит 686 автомобилей для каршеринга
# Новости
СберЛизинг поставит 686 автомобилей для каршеринга
СберЛизинг поставит 686 автомобилей для каршеринга
ГТЛК успешно защитила в Минцифры России Стратегию цифровой трансформации компании
# Новости
ГТЛК успешно защитила в Минцифры России Стратегию цифровой трансформации компании
ГТЛК успешно защитила в Минцифры России Стратегию цифровой трансформации компании
За три квартала «Балтийский лизинг» профинансировал технику для леспрома на сумму более 1,2 млрд
# Новости
За три квартала «Балтийский лизинг» профинансировал технику для леспрома на сумму более 1,2 млрд
За три квартала «Балтийский лизинг» профинансировал технику для леспрома на сумму более 1,2 млрд
Эксперт «Балтийского лизинга» рассказал, как эффективно обновить автопарк челябинским МСБ
# Новости
Эксперт «Балтийского лизинга» рассказал, как эффективно обновить автопарк челябинским МСБ
Эксперт «Балтийского лизинга» рассказал, как эффективно обновить автопарк челябинским МСБ
«ТрансФин-М» реализовала сделку по возвратному лизингу бизнес-центра Meliora Place для Apollax Group
# Новости
«ТрансФин-М» реализовала сделку по возвратному лизингу бизнес-центра Meliora Place для Apollax Group
«ТрансФин-М» реализовала сделку по возвратному лизингу бизнес-центра Meliora Place для Apollax Group
ГТЛК передала компании «Газпром СПГ технологии» судно «Чайка СПГ»
# Новости
ГТЛК передала компании «Газпром СПГ технологии» судно «Чайка СПГ»
ГТЛК передала компании «Газпром СПГ технологии» судно «Чайка СПГ»
Объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» по итогам девяти месяцев вырос на 44,8%
# Новости
Объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» по итогам девяти месяцев вырос на 44,8%
Объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» по итогам девяти месяцев вырос на 44,8%
Власти Кургана возместят бизнесу до 50% от стоимости имущества, приобретенного в лизинг
# Новости
Власти Кургана возместят бизнесу до 50% от стоимости имущества, приобретенного в лизинг
Власти Кургана возместят бизнесу до 50% от стоимости имущества, приобретенного в лизинг
Построенные по заказу ГТЛК сухогрузы впервые прошли по Севморпути
# Новости
Построенные по заказу ГТЛК сухогрузы впервые прошли по Севморпути
Построенные по заказу ГТЛК сухогрузы впервые прошли по Севморпути
Филиал «Балтийского лизинга» в Иванове ждет клиентов в новом офисе
# Новости
Филиал «Балтийского лизинга» в Иванове ждет клиентов в новом офисе
Филиал «Балтийского лизинга» в Иванове ждет клиентов в новом офисе
ВТБ Лизинг: ESG повестка становится важным фактором развития рынка лизинга
# Новости
ВТБ Лизинг: ESG повестка становится важным фактором развития рынка лизинга
ВТБ Лизинг: ESG повестка становится важным фактором развития рынка лизинга
GTLK Europe передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» 2 самолета Boeing 777-300ER
# Новости
GTLK Europe передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» 2 самолета Boeing 777-300ER
GTLK Europe передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» 2 самолета Boeing 777-300ER
Эксперты «Балтийского лизинга» обсудили тенденции развития строительной отрасли в Краснодаре
# Новости
Эксперты «Балтийского лизинга» обсудили тенденции развития строительной отрасли в Краснодаре
Эксперты «Балтийского лизинга» обсудили тенденции развития строительной отрасли в Краснодаре
Определен список кандидатов в совет директоров АО «ГТЛК»
# Новости
Определен список кандидатов в совет директоров АО «ГТЛК»
Определен список кандидатов в совет директоров АО «ГТЛК»
Спрос на авто на метане в Ленобласти может повыситься благодаря росту числа газовых АЗС
# Новости
Спрос на авто на метане в Ленобласти может повыситься благодаря росту числа газовых АЗС
Спрос на авто на метане в Ленобласти может повыситься благодаря росту числа газовых АЗС
ГТЛК одобрила реструктуризацию арендных платежей авиакомпании «ИрАэро» в объеме свыше 2,6 млрд рублей
# Новости
ГТЛК одобрила реструктуризацию арендных платежей авиакомпании «ИрАэро» в объеме свыше 2,6 млрд рублей
ГТЛК одобрила реструктуризацию арендных платежей авиакомпании «ИрАэро» в объеме свыше 2,6 млрд рублей
Банки ужесточают контроль за соблюдением лизингодателями закона о ПОД/ФТ
# Законодательство
Банки ужесточают контроль за соблюдением лизингодателями закона о ПОД/ФТ
Банки ужесточают контроль за соблюдением лизингодателями закона о ПОД/ФТ
Евгений Дитрих рассказал о роли ГТЛК в обновлении общественного транспорта в регионах РФ
# Новости
Евгений Дитрих рассказал о роли ГТЛК в обновлении общественного транспорта в регионах РФ
Евгений Дитрих рассказал о роли ГТЛК в обновлении общественного транспорта в регионах РФ
Альфа-Лизинг внедрил кадровый ЭДО от EasyDocs
# Новости
Альфа-Лизинг внедрил кадровый ЭДО от EasyDocs
Альфа-Лизинг внедрил кадровый ЭДО от EasyDocs
МСБ Воронежской области может получить субсидии на лизинг транспорта и оборудования
# Новости
МСБ Воронежской области может получить субсидии на лизинг транспорта и оборудования
МСБ Воронежской области может получить субсидии на лизинг транспорта и оборудования
СберЛизинг выиграл конкурс на поставку 100 автобусов в Башкортостан
# Новости
СберЛизинг выиграл конкурс на поставку 100 автобусов в Башкортостан
СберЛизинг выиграл конкурс на поставку 100 автобусов в Башкортостан
Наверх