Переход на новый стандарт и единый план счетов – это изменение ментальности финансовых служб

Законодательство
8983
Переход на новый стандарт и единый план счетов – это изменение ментальности финансовых служб

Работа  с финансовыми инструментами требует более серьезного анализа. И для того, чтобы быть готовым к этой работе, компаниям надо делать первые шаги уже сейчас. Например, направить своих бухгалтеров на курсы. Потом заставить бухгалтерию делать отчетность по МСФО. 

Несколько лет назад представитель страхового сообщества сказал в интервью нашему журналу: «хотите посмотреть, что будет с лизингом через два года –
посмотрите на страховую отрасль». Этот совет оказался на удивление верным. Поэтому, чтобы поговорить о переходе на единый план счетов, автоматизации этого процесса и подводных камнях, которые надо учитывать, мы отправились к Ольге Крымовой, заместителю Председателя Правления Российской национальной перестраховочной компании, руководителю рабочей группы по вопросам финансовой и статистической отчетности Всероссийского союза страховщиков. 

С чего начать? 

Стратегический путь ЦБ – это не столько перевод курируемых организаций на единый план счетов, сколько формирование прозрачной отчетности в соответствии с международными стандартами. Поэтому, начинать надо даже не с автоматизации, а с вложения в профессиональные финансовые кадры, которые имеют опыт работы в структурах, регулируемых Центральным Банком и опыт работы по подготовке отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. 

Для страховых компаний переход на единый план счетов был скорее техническим вопросом. А вот переход на новые стандарты, который совершился с января 2017 года, в корне изменил сам подход к бухгалтерскому учету. И даже для страховых компаний, которые в соответствии с требованиями Министерства финансов уже несколько лет публиковали отчетность по международным стандартам, то есть для рынка более или менее подготовленного, этот переход носил не столько технический, сколько ментальный характер.

Кроме того, сейчас Банком России готовится переход на XBRL. XBRL – это формат сдачи отчетности, при которой отчетность сдается в виде набора параметров, а не в виде отчетов, а регулятор сам формирует отчеты в нужном для себя разрезе. То есть речь идет о совершенно новом формате подготовки и предоставления данных регулятору.

Поэтому, на мой взгляд, первоначальной задачей лизинговых компаний является анализ кадрового ресурса. Наш отраслевой опыт показал, что в компаниях, где работали бухгалтера, специализирующиеся только на учете по РСБУ, где подразделения, которые формировали отчетность по МСФО, были разделены – такие компании испытали наибольшие трудности, в том числе и кадрового характера. И это при том, наша отрасль с 2010 года формирует и публикует отчетность по МСФО и первый круг подбора персонала был пройден уже тогда.

Поэтому, повторюсь, я бы на месте руководителей компаний, которым предстоит этот переход, сначала проанализировала бы кадровый состав. А во-вторых, не рекомендовала бы создавать для отчетности по МСФО отдельное подразделение, а старалась бы переучить существующий бухгалтерский блок.

На мой взгляд, этот переход для лизинговых компаний будет тяжелее, чем для страховых, потому что финансовая аренда в идеологии МСФО - это иное восприятие сути бизнеса. Международные стандарты рассматривают лизинг как инвестиционный инструмент. А работа с финансовыми инструментами требует более серьезного анализа. И для того, чтобы быть готовым к этой работе, компаниям надо делать первые шаги уже сейчас. Например, направить своих бухгалтеров на курсы. Потом заставить бухгалтерию делать отчетность по МСФО. Не для публикации, а в рамках реализации внутренней управленческой задачи. Такие «тренировки» дадут понять, где узкие места у компании и у конкретных сотрудников.

Когда начинать? 

Следующая проблема – временная. У страхового сообщества было два года для перехода на единый план счетов. Был разработан детальный план перехода. И, несмотря на все это, время, необходимое на данный процесс, было недооценено. Не то, чтобы времени было мало, а все, включая IT-компании, посчитали, что это настолько просто, что отодвинули ключевые вопросы внедрения на крайние сроки. И в конце 2016 года, за несколько недель до перехода на новую систему, выяснилось, что полноценных решений нет. Наиболее безболезненно на единый план счетов перешли компании, которые, не прибегая к внешнему ПО, доработали системы силами своих IT-подразделений. Поэтому выбор решения по автоматизации является первоочередной задачей.   

К каким проблемам готовиться?

Сегодня, анализируя пройденный страховым сообществом путь, я считаю, что эффективнее всего приобретать «коробочное» решение и адаптировать его к своей системе. Проблема в том, что хорошего «коробочного» решения, на мой взгляд, для нашей отрасли создано не было. Каждая IT-компания решила, что именно она способна создать идеальное «коробочное» решение для его последующей широкой продажи. Но для этого было необходимо качественное техническое задание. Людей же, которые были бы способны качественно прописать техническое задание с учетом всех нюансов, на рынке не оказалось.

В результате при переходе на новый план счетов проблем были у большинства компаний. Я считаю, что многие вопросы, которые возникли при подготовке отчетности за 1 квартала текущего года, должны были возникать намного раньше, когда разрабатывалась система, а не в последний момент.

И, наконец, важнейший вопрос, который должен быть предусмотрен в коробочном решении – построение такой конструкции, при которой учет формируется не бухгалтером, а системой. Четыре тысячи счетов – это такой процент человеческой ошибки! Выбирать, что называется, руками это нереально.

Что можно посоветовать тому, кто начинает эту работу

Мой совет лизинговому сообществу – совместными финансовыми усилиями пригласить высококвалифицированного консультанта на проверку и настройку коробочного продукта.

В самом начале этого пути на базе сообщества – Всероссийского Союза Страховщиков – было предложено профинансировать разработку ТЗ совместными усилиями. Грамотно составленное ТЗ могло подойти для разработки «коробочного» решения. Оно могло быть использовано как базовое техническое задание для любой страховой компании, какие бы системы она не использовала. Но страховщики не договорились. К этому моменту все находились на разной степени внедрения и посчитали, что это напрасная трата денег и напрасные усилия. 

Так что я бы порекомендовала лизинговому сообществу уже сейчас подумать о разработке ТЗ, о совместном финансировании не только универсального технического задания, но и коробочного решения. Будет правильным также совместно заказать экспертизу ТЗ у кого-то из «большой четверки». Силами специалистов из отрасли, как бы хороши они не были, этого качественно не сделать. Такие вложения вполне оправданы. Если операции правильно автоматизировать, то потребуется минимальные затраты на переподготовку бухгалтерии.

И приступать к этой работе следует года за два до часа «х». Наша оценка временных затрат – полтора года активной деятельности. При этом, исходя из нашего опыта, за год до начала работы в реальном режиме, надо начинать делать отчетность в тестовом режиме.

К каким тратам готовиться?

Теперь о цене вопроса. В нашем сообществе она была очень разной. Минимальное решение, построенное на базе 1С, начиналось примерно с суммы в 200 тысяч рублей. Но это как раз то решение, где бухгалтер вручную будет выбирать счета. А вот хорошо работающий продукт – это порядка 30 миллионов. Простая коробка – около миллиона. Но любая коробка требует настройки, так что итоговая цифра все равно перешагнет за три миллиона.

О чем хочется предупредить напоследок

Нужно очень хорошее методологическое сопровождение при разработке технического задания. Следует помнить, что это не просто переход на новый план счетов, а переход на новые отраслевые стандарты. И следует убедиться, что у подрядчика, который берется за эту работу, есть достаточный методологический ресурс. Переход на ЕПС – не «перекладка» на другие счета, а изменение всего подхода к учету. Эту часть нельзя недооценивать и ею надо заниматься в первую очередь.

Читайте также

Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
# Новости
15 Ноября 2019
325
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
Краснодарский суд признал незаконным лизинг за деньги муниципалитета
 Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
# Новости
15 Ноября 2019
1014
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Лизинговый портфель «Европлана» на 1 октября превысил 100 млрд руб.
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
# Новости
15 Ноября 2019
1391
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
Авиакомпании РФ готовы взять в лизинг не менее 110 новых самолетов на замену Ан-2
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
# Новости
15 Ноября 2019
845
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
«КАМАЗ-Лизинг» подал иск об изъятии у Набережных Челнов 124 автобусов
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
# Новости
13 Ноября 2019
1443
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса» пройдет 29 ноября в Москве
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
# Новости
13 Ноября 2019
1339
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Utair взял в лизинг два самолета Boeing 737NG у американской Carlyle
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
# Новости
13 Ноября 2019
1443
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Власти Петербурга разработают льготный лизинг для судов на электротяге
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
# Новости
13 Ноября 2019
1027
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
Уточнение: в материале «Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года» допущена ошибка
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
# Новости
12 Ноября 2019
2652
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
ОДК закупит в лизинг 23 единицы различной автотехники за 119,6 млн руб.
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
# Аналитика
12 Ноября 2019
4472
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Медиа-рейтинг лизинговых компаний за октябрь 2019 года
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
# Новости
12 Ноября 2019
1833
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нарьян-Марский объединенный авиаотряд ищет поставщика двух вертолетов Ми-8АМТ
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
# Новости
11 Ноября 2019
2236
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Нижний Новгород объявил новые аукционы на лизинг 144 автобусов
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
# Новости
11 Ноября 2019
2678
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
Министру экономики Татарстана вынесено судебное постановление по программе «Лизинг-грант»
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
# Новости
8 Ноября 2019
4121
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«РЕСО-Лизинг» выплатит 1,5 млрд руб. дивидендов за 2011-2019 годы
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
# Новости
8 Ноября 2019
3224
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«Авиация Колымы» снова ищет поставщика вертолета за 761,1 млн руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
# Новости
8 Ноября 2019
5213
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
«ТрансФин-М» купили Алексей Тайчер и его партнеры за 32,6 млрд руб.
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
# Новости
7 Ноября 2019
3861
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Ленобласть закупила 108 единиц дорожной техники по программе лизинга
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
7423
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Минпромторг направит на единую лизинговую субсидию в 2020 году 10 млрд руб.
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
# Новости
7 Ноября 2019
3497
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Российско-саудовская авиализинговая компания ROAL заработает в 2020 году
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
# Новости
7 Ноября 2019
3003
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
Новый бизнес «Балтийского лизинга» за 9 месяцев вырос на 27% до 39,4 млрд руб.
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
# Новости
7 Ноября 2019
2587
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
«Балтийский лизинг» профинансировал станки для металлообработки в Самаре
Трое екатеринбуржцев обвиняются в хищении 36 млн руб. у лизинговых компаний
# Новости
7 Ноября 2019
3107
Трое екатеринбуржцев обвиняются в хищении 36 млн руб. у лизинговых компаний
Трое екатеринбуржцев обвиняются в хищении 36 млн руб. у лизинговых компаний
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ВТБ Лизинга
# Новости
6 Ноября 2019
3432
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ВТБ Лизинга
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ВТБ Лизинга
CARCADE за 9 месяцев нарастила новый бизнес на 14% до 16 млрд руб.
# Новости
6 Ноября 2019
3458
CARCADE за 9 месяцев нарастила новый бизнес на 14% до 16 млрд руб.
CARCADE за 9 месяцев нарастила новый бизнес на 14% до 16 млрд руб.
Наверх